ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.о. Самара
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 21 имени В.С. Антонова» городского округа Самара
Принята на заседании методического УТВЕРЖДАЮ
(педагогического) совета Директор МБОУ Школа № 21 г.о.Самара
Протокол № __ от «__»__20__г. _____________________/Жадяева Е.А./
Приказ от «__»__2022 г. № ______
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РИТМИКА. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА»
Направленность: спортивно-оздоровительное
Уровень программы: начальный
Возраст учащихся: 8-10 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчики программы:
Кокарева Екатерина Александровна
учитель начальных классов
Самара, 2022
Пояснительная записка.
Направленность
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Актуальность
Актуальность программы «Ритмика. Основы современного танца» сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело», находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Новизна
Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п.
Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно ~ творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Каждый ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право валеологического сопровождения его индивидуального маршрута. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны приноравливаться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.
При разработке программы учитывались способности учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности.
Педагогическая целесообразность
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности. Занятия по ритмике тесно связаны с уроками физкультуры и музыки, взаимодополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.
Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Отличительные особенности
Отличительные особенности программы состоят в ее интеграции хореографических направлений: ритмика, партерная гимнастика, танцевально-игровое творчество. Основная идея программы – развитие коммуникативных качеств, сохранение и укрепление физического здоровья детей, психоэмоционального состояния.
Адресат программы
Возраст детей и их психологические особенности: дети в возрасте 8-11 лет.
Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, лёгкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. В плане личностного развития существенным является то, что возраст 8-11 лет является сенситивным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению. Ребёнок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает стремиться иметь положительную самооценку. От самооценки зависит уверенность обучающегося в своих силах, его отношение к допущенным ошибкам, трудностям. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха, большей самостоятельностью. Иначе ведут себя дети с низкой самооценкой: они не уверены в себе, боятся педагога, ждут неуспеха, на занятиях предпочитают слушать других, а не включаться в обсуждение.
Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Основные задачи:
Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.
Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала.
Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Содержание программы по ритмике состоит из следующих разделов:
-
Упражнения на ориентировку в пространстве
-
Ритмико-гимнастические упражнения
-
Игры под музыку
-
Танцевальные упражнения
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве. Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Задания этого раздела носят не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
Условия реализации
Программа рассчитана на 2 года обучения (начиная со 2-го класса): 2 кл. – 0,5 часов в неделю (всего 17 ч), 3 кл. –0,5 часов в неделю (всего 17 ч).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация творческого потенциала в процессе выполнения ритмических движений под музыку; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
-
правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
-
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
-
различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
-
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
-
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Обучение без отметочное. Устная оценка успеваемости складывается из оценки качества выполнения упражнений, умения сочетать движения с рациональным дыханием, освоения простейших элементов программного материала, а также прилежания и посещаемости.
В качестве главного оценочного критерия показателей работы урока физической культуры (раздел ритмики) являются:
-
наличие положительной динамики развития навыков движений
-
гармонизации физического развития,
-
повышение показателей общей работоспособности,
-
стабилизация психоэмоционального состояния детей,
-
формирование навыков здорового образа жизни,
-
укрепление взаимодействия ученического коллектива.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8-9 лет
№ | Разделы и темы | Общее количество часов | Теоретические занятия (количество часов) | Практические занятия (количество часов) |
Упражнения на ориентировку в пространстве (2 ч.) | | | |
1 | Что такое «Ритмика»? Основные понятия. Беседа о технике безопасности на уроке. Разминка. Поклон. | 1 | 1 | |
2 | Постановка корпуса. Основные правила. Позиции рук. Позиции ног. Основные правила | 1 | 1 | |
Ритмико-гимнастические упражнения (2 ч) | | | |
3 | Общеразвивающие упражнения. Ритмико-гимнастические упражнения | 1 | | 1 |
4 | Движения на развитие координации. Бег и подскоки. Разминка. | 1 | | 1 |
Игры под музыку (3 ч) | | | |
5 | Движения по линии танца. Игры под музыку. Комбинация «Гуси». | 1 | | 1 |
6 | Комбинация «Слоник». Индивидуальные задания. | 1 | | 1 |
7 | Ритмико-гимнастические упражнения. Разминка. | 1 | | 1 |
Танцевальные упражнения (10 ч) | | | |
8 | Позиции в паре. Основные правила. Танец «Диско». Элементы танца. Упражнения для улучшения гибкости | 1 | | 1 |
9 | Комбинация «Ладошки». Тренировочный танец «Стирка» | 1 | | 1 |
10 | Ритмико-гимнастические упражнения. Разминка. Основные движения танца «Полька». Разучивание движений. | 1 | | 1 |
11 | Общеразвивающие упражнения. Репетиция танца | 1 | | 1 |
12 | Разминка. Тренировочный танец «Ладошки». Основные движения, переходы в позиции рук. | 1 | | 1 |
13 | Движения по линии танца. | 1 | | 1 |
14 | Танец «Вару – Вару». | 1 | | 1 |
15 | Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка. | 1 | | 1 |
16 | Разминка. Общеразвивающие упражнения. | 1 | | 1 |
17 | Танец «Диско». Разминка. Движения по линии танца | 1 | | 1 |
| ИТОГО | 17 часов | 2 часа | 16 часов |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9-10 лет
№ | Разделы и темы | Общее количество часов | Теоретические занятия (количество часов) | Практические занятия (количество часов) |
Упражнения на ориентировку в пространстве (3ч) | | | |
1 | Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев. | 1 | 1 | |
2 | Вводное занятие. Разминка. | 1 | | 1 |
3 | Упражнения на ориентировку в пространстве. Общеразвивающие упражнения. | 1 | | 1 |
Ритмико-гимнастические упражнения (5 ч) | | | |
4 | Ритмико-гимнастические упражнения | 1 | | 1 |
5 | Ритмико-гимнастические упражнения Танец «Вару-Вару» | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Танец «Вару-Вару» | 1 | | 1 |
7 | Разминка. | 1 | | 1 |
8 | Упражнения на развитие координации движений. | 1 | | 1 |
Игры под музыку (4 ч) | | | |
9 | Танец «Сударушка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Разминка. | 1 | | 1 |
11 | Общеразвивающие упражнения. | 1 | | 1 |
12 | Упражнения на координацию движений. | 1 | | 1 |
Танцевальные упражнения (5 ч) | | | |
13 | Танец «Самба». | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку). | 1 | | 1 |
15 | Общеразвивающие упражнения. | 1 | | 1 |
16 | Индивидуальное творчество. | 1 | | 1 |
17 | Урок-смотр знаний. | 1 | | 1 |
| ИТОГО | 17 часов | 2,5 часа | 14,5 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
-
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
-
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
3
. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно,