СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Ритмика. Основы современного танца" 2, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по ритмике

Просмотр содержимого документа
«Программа "Ритмика. Основы современного танца" 2, 3 класс»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.о. Самара

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 21 имени В.С. Антонова» городского округа Самара






Принята на заседании методического УТВЕРЖДАЮ

(педагогического) совета Директор МБОУ Школа № 21 г.о.Самара

Протокол № __ от «__»__20__г. _____________________/Жадяева Е.А./

Приказ от «__»__2022 г. № ______






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«РИТМИКА. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА»


Направленность: спортивно-оздоровительное

Уровень программы: начальный

Возраст учащихся: 8-10 лет

Срок реализации: 2 года



Разработчики программы:

Кокарева Екатерина Александровна

учитель начальных классов






Самара, 2022



Пояснительная записка.

Направленность

Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Актуальность

Актуальность программы «Ритмика. Основы современного танца» сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело», находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.

Новизна

Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п.

Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно ~ творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Каждый ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право валеологического сопровождения его индивидуального маршрута. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны приноравливаться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.

При разработке программы учитывались способности учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности.

Педагогическая целесообразность

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности. Занятия по ритмике тесно связаны с уроками физкультуры и музыки, взаимодополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.

Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки.  Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.

Отличительные особенности

Отличительные особенности программы состоят в ее интеграции хореографических направлений: ритмика, партерная гимнастикатанцевально-игровое творчество. Основная идея программы – развитие коммуникативных качеств, сохранение и укрепление физического здоровья детей, психоэмоционального состояния.

Адресат программы

Возраст детей и их психологические особенности: дети в возрасте 8-11 лет.

Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, лёгкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. В плане личностного развития существенным является то, что возраст 8-11 лет является сенситивным периодом для  усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению. Ребёнок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает стремиться иметь положительную самооценку. От самооценки зависит уверенность обучающегося в своих силах, его отношение к допущенным ошибкам, трудностям.  Младшие школьники с адекватной самооценкой  отличаются активностью, стремлением к достижению успеха, большей самостоятельностью. Иначе ведут себя дети с низкой самооценкой: они не уверены в себе, боятся педагога, ждут неуспеха, на занятиях предпочитают слушать других, а не включаться в обсуждение.

Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.

Основные задачи:

Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.

Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала.

Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.


Содержанием работы на уроках  ритмики  является музы­кально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают спо­собность переживать содержание музыкального образа.

Занятия  ритмикой  эффективны для воспитания положи­тельных качеств личности. Выполняя упражнения на про­странственные построения, разучивая парные танцы и пляс­ки, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки органи­зованных действий, дисциплинированности, учатся вежли­во обращаться друг с другом.


Содержание программы   по   ритмике  состоит из следующих разделов:


  1. Уп­ражнения на ориентировку в пространстве

  2. Ритмико-гим­настические упражнения

  3. Игры под музыку

  4. Танцеваль­ные упражнения

На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам  программы  в изложенной последовательности. Од­нако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве. Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных на­выков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Задания этого раздела носят не только развива­ющий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, го­пак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными дви­жениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, пере­менчивый шаг, присядка и др.).

Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях харак­терные особенности танцев разных национальностей.


Условия реализации

Программа рассчитана на 2 года обучения (начиная со 2-го класса): 2 кл. – 0,5 часов в неделю (всего 17 ч), 3 кл. –0,5 часов в неделю (всего 17 ч).


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация творческого потенциала в процессе выполнения ритмических движений под музыку; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.

Метапредметные результаты

  • регулятивные

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • целеустремлённость и настойчивость в достижении цели

  • познавательные

Учащиеся должны уметь:

  • правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;

  • отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слы­шать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно пе­рестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;

  • различать основные характерные движения некоторых народных танцев.

  • коммуникативные

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Обучение без отметочное. Устная оценка успеваемости складывается из оценки качества выполнения упражнений, умения сочетать движения с рациональным дыханием, освоения простейших элементов программного материала, а также прилежания и посещаемости.


В качестве главного оценочного критерия показателей работы урока физической культуры (раздел ритмики) являются:

  • наличие положительной динамики развития навыков движений

  • гармонизации физического развития,

  • повышение показателей общей работоспособности,

  • стабилизация психоэмоционального состояния детей,

  • формирование навыков здорового образа жизни,

  • укрепление взаимодействия ученического коллектива.








ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8-9 лет

Разделы и темы

Общее количество часов

Теоретические занятия (количество часов)

Практические занятия (количество часов)

Упражнения на ориентировку в пространстве (2 ч.)




1

Что такое «Ритмика»? Основные понятия. Беседа о технике безопасности на уроке. Разминка. Поклон.

1

1


2

Постановка корпуса. Основные правила. Позиции рук. Позиции ног. Основные правила

1

1


Ритмико-гимнастические упражнения (2 ч)




3

Общеразвивающие упражнения. Ритмико-гимнастические упражнения

1


1

4

Движения на развитие координации. Бег и подскоки. Разминка.

1


1

Игры под музыку (3 ч)




5

Движения по линии танца. Игры под музыку. Комбинация «Гуси».

1


1

6

Комбинация «Слоник». Индивидуальные задания.

1


1

7

Ритмико-гимнастические упражнения. Разминка.

1


1

Танцевальные упражнения (10 ч)




8

Позиции в паре. Основные правила. Танец «Диско». Элементы танца. Упражнения для улучшения гибкости

1


1

9

Комбинация «Ладошки». Тренировочный танец «Стирка»

1


1

10

Ритмико-гимнастические упражнения. Разминка. Основные движения танца «Полька». Разучивание движений.

1


1

11

Общеразвивающие упражнения. Репетиция танца

1


1

12

Разминка. Тренировочный танец «Ладошки». Основные движения, переходы в позиции рук.

1


1

13

Движения по линии танца.

1


1

14

Танец «Вару – Вару».

1


1

15

Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка.

1


1

16

Разминка. Общеразвивающие упражнения.

1


1

17

Танец «Диско». Разминка. Движения по линии танца

1


1


ИТОГО

17 часов

2 часа

16 часов



















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9-10 лет

Разделы и темы

Общее количество часов

Теоретические занятия (количество часов)

Практические занятия (количество часов)

Упражнения на ориентировку в пространстве (3ч)




1

Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев.

1

1


2

Вводное занятие. Разминка.

1


1

3

Упражнения на ориентировку в пространстве. Общеразвивающие упражнения.

1


1

Ритмико-гимнастические упражнения (5 ч)




4

Ритмико-гимнастические упражнения

1


1

5

Ритмико-гимнастические упражнения Танец «Вару-Вару»

1

0,5

0,5

6

Танец «Вару-Вару»

1


1

7

Разминка.

1


1

8

Упражнения на развитие координации движений.

1


1

Игры под музыку (4 ч)




9

Танец «Сударушка»

1

0,5

0,5

10

Разминка.

1


1

11

Общеразвивающие упражнения.

1


1

12

Упражнения на координацию движений.

1


1

Танцевальные упражнения (5 ч)




13

Танец «Самба».

1

0,5

0,5

14

Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку).

1


1

15

Общеразвивающие упражнения.

1


1

16

Индивидуальное творчество.

1


1

17

Урок-смотр знаний.

1


1


ИТОГО

17 часов

2,5 часа

14,5 часов





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высо­ким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из ше­ренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений впе­ред, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

  1. РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровози­ки»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать пред­меты перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опо­ры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и при­ведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупаль­цы. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Перекрестное под­нимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставле­ние левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в сторо­ны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерыв­ным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).

3 . ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Выполнение ритмичных движений в соответствии с раз­личным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцеваль­ный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д). Вы­полнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, дея­тельность человека), в соответствии с определенным эмо­циональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцен­тов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пе­нием или речевым сопровождением.

4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спо­койный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Под­прыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для де­вочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно,










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!