СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА «Рукоделие»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: создание условий для развития творческого потенциала обучающихся через формирование устойчивого интереса обучающихся к рукоделию посредством приобретения знаний, умений и навыков в различных сферах декоративно-прикладного прикладного творчества.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА «Рукоделие»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ












ПРОГРАММА


«Рукоделие»








Срок реализации: 2 года

Возрастная категории детей: 10-14 лет






Составитель:

Мелашенко Т. В.












Воронеж 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно–прикладному искусству.

Народное декоративно–прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно–прикладного искусства проникают в быт людей. Сегодня почти в каждом доме есть

произведения народных мастеров – гжельские чашки, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Они вносят в дом праздничную атмосферу, создают уют и красоту. Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый

исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

В самом естестве человека заложено желание узнавать, привносить и создавать. И чтобы ребенок поражал окружающих своими бесконечными вопросами и нестандартными суждениями, взрослея, не терял интерес к познанию, необходимо заложить эту основу с детства. Именно в детстве, закладывается то, что во многом определяет нашу «взрослую» судьбу. Если мы поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умения думать, мы сможем помочь ему, дать возможность для наиболее полного развития. Как бы ни складывалась жизнь родителей, перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей и помочь ему вступить в мир творчества, воображения, фантазии.

На занятиях по программе «Рукоделие» дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного творчества, получают первые яркие впечатления и родной культуре, что способствует воспитанию патриотических чувств, приобщению к миру прекрасного, в этом и заключается актуальность данной образовательной программы. Также данная программа актуальна тем, что она направлена на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Основа художественного ручного труда имеет богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна. Тема ручного труда становится актуальной, ведь современные воспитанники практически не занимаются развитием творческого воображения, не получают определенных конструкторских навыков. Кроме того, ручной труд, особенно занятия по конструированию, развивает мелкую моторику рук, что связано непосредственно с развитием речи. Чередование занятий несколькими видами рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее полно реализовать свои креативные способности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы: создание условий для развития творческого потенциала обучающихся через формирование устойчивого интереса обучающихся к рукоделию посредством приобретения знаний, умений и навыков в различных сферах декоративно-прикладного прикладного творчества.

Указанная цель реализуется путем решения следующих задач:

  • познакомить воспитанников с различными видами декоративно-прикладных направлений ручного творчества;

  • расширить объем знаний воспитанников об окружающем мире;

  • научить приемам работы с различными материалами;

  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства;

  • воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа;

  • формировать эстетический вкус;

  • развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

  • совершенствовать технические умения и навыки, полученные в процессе обучения.


В объединение принимаются учащиеся 10 – 14 лет. Количество детей 15 человек. С учащимися предусмотрены как групповые, так и индивидуальные занятия.

Структура программы

Программа «Рукоделие» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В программу включены следующие разделы:

- работа с бумагой (оригами);

- вязание спицами и крючком;

- вышивка;

- лоскутное шитье.


Проектируемый результат:

По окончанию изучения программы, обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности;

  • правила пользования инструментами;

  • кратко историю зарождения и развития декоративно-прикладного искусства;

  • терминологии;

  • основные сведения о свойствах тканей, лент, ниток применяемых в вышивании и шитье;

  • виды ручных швов и технику их выполнения;

  • способы оформления готовых работ;

  • основные приемы шитья;

  • основные приемы вышивания, последовательность изготовления вышивки;

  • основные приемы вязания;

  • технологию вывязывания и соединения деталей изделия;

  • простые портновские термины и виды ручных швов.

Обучающиеся должны уметь:

  • организовывать рабочее место;

  • пользоваться инструментами и приспособлениями;

  • переводить рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги;

  • выполнять простые ручные швы;

  • четко выполнять основные приемы вышивания, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вышивке и составлять рабочие рисунки самостоятельно, выполнять изделия разной степени сложности по выкройкам и образцам техникой вязания крючком и спицами;

  • четко выполнять основные приемы шитья, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по шитью;

  • подбирать пряжу и отделку по цвету, рисунку, фактуре;

  • правильно и точно раскраивать детали по выкройкам, шаблонам, вырезать детали из бумаги;

  • использовать полученные знания при выполнении всех видов работ, возможность реализации собственных идей.


Этапы и формы контроля.


На занятиях осуществляется текущий, промежуточный и итоговый контроль. По окончании полугодий и учебного года в каждой группе проводится просмотр и анализ работ детей с приглашением других педагогов и родителей. Регулярно организуются выставки изделий учащихся, лучшие работы выдвигаются на городские выставки.


Учебный план занятий


Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие: техника безопасности, гигиена труда.

2

0

2

2.

Знакомство с историей возникновения

и развития рукоделия

2

0

2

3.

Работа с бумагой.

2

16

18

4.

Вязание.

6

44

50

5.

Вышивка крестиком.

3

27

30

6.

Лоскутное шитьё.

3

29

32

7.

Выставки, конкурсы.

0

4

4

8

Проверка ЗУН.

2

2

4

9.

Итоговое занятие

2

0

2


Итого:



144


Учебно-тематический план занятий


Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие: техника безопасности, гигиена труда.

2

0

2

2.

Знакомство с историей возникновения

и развития рукоделия

2

0

2

3.

Работа с бумагой.

Плетение из бумаги:

- «Кашпо» (крутка трубочек, плетение дна,

оплетка стоячков).

Оригами:

- «Георгины»

-«Одуванчик»

- «Лиса»

- «Лодка»

- «Шляпа»

- «Лягушка»

1


0


1







17


10


7







18


10


8






4.

Вязание.

Знакомство с техникой вязания крючком

(изучение основных приемов вязания крючком, условные обозначения воздушных

петель и столбиков, вязание полотна)

Изготовление изделий и сувениров:

- чехол для мобильного телефона;

- косметичка;

- цветы.

Знакомство с техникой вязания спицами

Изготовление изделий и сувениров:

- чепчик;

- пинетки;

- пончо для куклы.

6

2




1




2

1




44

4




13




2

25




50

6




14




4

26




5.

Вышивка крестиком:

- Подготовка к работе. Основные приемы и виды швов;

- Выполнение композиции «Розы».

2

1


1

28

4


24

30

5


25

6.

Лоскутное шитьё:

Лоскутные технологии:

- Основные приёмы лоскутного

шитья

- Выполнение орнамента «Кубики»

- Выполнение орнамента «Сруб»

- Выполнение орнамента «Соты»

Объёмное лоскутное шитьё:

- Ознакомление с техникой

- Выполнение орнамента «Кругляш»

- Выполнение техники «Пуфики»

Лоскутная игрушка:

- Знакомство с лоскутной игрушкой

- Изготовление змеи

- Изготовление клоуна

3

1

1


0

0

0

1

1

0

0

1

1

0

0

29

9

1


2

2

2

10

0

4

6

12

0

6

6

32

10

2


2

2

2

11

1

4

6

13

1

6

6

7.

Выставки, конкурсы.

0

4

4

8.

Проверка ЗУН.

2

2

4

9.

Итоговое занятие

2

0

2


Итого:



144


Содержание программы


  1. Вводное занятие: техника безопасности, гигиена труда.

Теория: 2 ч.

Организационное собрание: режим работы, программа деятельности. Вводный урок. Правила техники безопасности.

Знакомство детей с ранее изготовленными поделками, деятельностью кружка и содержанием предстоящих занятий. Беседа о значении труда в жизни людей. Знакомство с правилами рабочего человека. Овладение трудовой культурой: правила личной гигиены, правила техники безопасности на занятиях и привычка соблюдать их в процессе труда.

  1. Знакомство с историей возникновения и развития рукоделия.

Теория: 2 ч.

Знакомство с историей зарождения и развития рукоделия на Руси.

  1. Работа с бумагой.

Плетение из бумаги.

Практика: 10ч.

Виды бумаги. Свойства бумаги. Крутка трубочек из газетной бумаги, плетение дна, оплетка стоячков. Практическая работа: Изготовление кашпо, вазочек, корзинки, подноса и коробочки методом плетения.

Оригами.

Теория 1 ч.

История возникновения оригами. Понятие «базовая фигура». Выполнение базовой формы – треугольник. Геометрические фигуры: «квадрат» и «треугольник», названия составляющих их частей (сторона, плоскость, угол). Лицевая и оборотная сторона бумажного квадрата (например, цветная и белая).

Практика: 7 ч.

Изготовление изделий: «Лиса», «Лодка», «Шляпа», «Лягушка». Поделки из бумаги и салфеток: «Георгины», «Одуванчик».

  1. Вязание.

Теория: 6 ч.

Знакомство с историей вязания. Знакомство с видами пряжи. Как выбрать пряжу. Какие нужны крючки и спицы для работы.

Практическая работа. Умение правильно выбирать пряжу и подбирать нужный крючок и спицы.

Практика 44 ч.

Знакомство с основными приемами вязания крючком (изучение основных приемов вязания крючком, условные обозначения воздушных петель и столбиков, вязание полотна). Изготовление изделий и сувениров: чехол для мобильного телефона, косметичка, цветы. Знакомство с техникой вязания спицами.

Изготовление изделий и сувениров: шапочка для куклы, носочки для куклы, пончо для куклы.

Знакомство с техникой вязания спицами. Изготовление изделий и сувениров: чепчик, пинетки, пончо для куклы.

  1. Вышивка крестиком.

Теория 2 ч.

История развития вышивки крестиком. Использование вышивки в народном костюме. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы.

Практика 28 ч.

Основные приемы вышивки крестиком.

Практическая работа: Выполнение композиции «Розы».


6. Лоскутное шитьё

1. Лоскутные технологии.

Теория 1 час.

Освоение основных приёмов лоскутного шитья.

Практика 9 часов.

Выполнение орнамента из квадратов, полосок, шестигранников.

2. Объёмное лоскутное шитьё.

Теория 1 час.

Ознакомление с техниками объёмного лоскутного шитья.

Практика 10 часов.

Освоение навыков выполнения орнамента «Кругляш». Освоение навыков выполнения техники «Пуфики». Изготовление деревенских круглых ковриков в технике «Кругляш».

3. Лоскутная игрушка.

Теория 1 час.

История развития лоскутной игрушки. Лоскутная игрушка в современном мире.

Практика 12 часов.

Изготовление лоскутной игрушки «Змея». Изготовление лоскутной игрушки «Клоун».

7. Заключительное занятие

Теория:2ч

Подведение итогов работы за период обучения. Проведение итогового мониторинга. Подготовка поделок к отчетной выставке.

Выставка работ обучающихся объединения.



ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение

Основные методы и формы обучения

Приобщение детей к творчеству немыслимо без создания особой атмосферы увлеченности. Для этого используются беседы, игры, конкурсы, викторины и пр.

В ходе реализации программы используются как объяснительно-иллюстрационные и репродуктивные методы обучения, так и исследовательский, более основательный.

Практические занятия строятся от простого к сложному и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развития навыков и умений.

В организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности:

1. Вербальные – рассказ, сообщение, беседа.

2. Практические – изучение видов швов, нитей, выполнение творческих заданий.

3. Проблемно-поисковый метод обучения применяется с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.

4. Прививать и совершенствовать такие качества как трудолюбие, внимание, аккуратность, стремление к достижению цели.

5. Метод самостоятельной работы обучающихся при выполнении разнообразных видов учебной деятельности (практические методы применяются в тесном сочетании с вербальным и наглядным методами).

6. Использование иллюстраций на занятиях, схем, таблиц, дидактического материала.

7. Стимулирование мотивации обучения методами формирования познавательного интереса (познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создания ситуаций успеха).

8. Стимулирование мотивации ответственности в обучении (предъявление учебных требований, внутренний распорядок).

9. Поощрение в обучении (развитие хороших начал в обучении и поведении).

10. Методы контроля и самоконтроля в обучении (устный контроль, индивидуальный опрос, фронтальный опрос).

11. Метод наблюдения (наблюдение за правильностью выполнения практических заданий).

13. Метод самоконтроля (умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности).

Программа рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний.

Предполагается обширная материально-техническая база: просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Полное обеспечение программы возможно только при наличии различных материалов: ткань, пряжа, картон, цветная бумага, проволока, клей, нитки, иглы, булавки, ножницы и др.

Успешная реализация образовательной программы требует наличия наглядных пособий: таблицы по ручным швам, образцов по соединению ткани, сюжетной аппликации и т.д.

Формы оценки результатов:

- Качество изготовления поделок

- Устный опрос

- Организация выставок творческих работ

Выставки работ обучающихся имеют большое воспитательное значение. Выставка-конкурс – это не только отчет, но и процесс самопознания, это тот творческий процесс, который необходим каждому ребенку. Детям необходимо видеть свои работы на выставке, чтобы оценить себя самого, сравнить с самим собой вчерашним, приобрести уверенность для продвижения вперед.

Результативность и практическая значимость определяются перечнем знаний, умений и навыков, формируемых у обучающихся по данной программе, уровнем и качеством изготовления творческих работ.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Васильева-Гангнус Л. Уроки занимательного труда. – М.: Педагогика, 1987.

2. Еременко Т.И. Кружок вязания крючком. – М.: Просвещение, 1984.

3. Конышева Н.М. Секреты мастеров. Линка-Пресс, 1997.

4. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Быстрый крючок.- М.: Эксмо, 2004.

5. И.де Негри. Учись вязать. - М.:Просвещение, 1981.

6. Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком.- М.: Просвещение, 1991.

7. Соломенникова О.А. Радость творчества.- Москва, Мозайка – Синтез, 2006.

8. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка.- Яр.: Академия развития,1996.

9. Гай-Гулина Е., Гай-Гулина З. Петелька за петелькой. - М.: Малыш, 1983.

10. Ханашевич Д.Р. Я вяжу и вышиваю. - М.: Малыш, 1986.

11. Ханашевич Н. Л. Тридцать три секрета. - М.: Малыш, 1986.

12. Ханашевич Н. Л. Свяжи кукле. - М.: Малыш, 1982.

13. Еременко Т.И, Иголка волшебница. - Москва, 1987г.

14. Кит Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. -Москва, 1997г.

15. Т. А. Мазурик Лоскутное шитье Санкт-Петербург «Паритет» 2000г.

16. М. В. Максимова, М. А. Кузьмина Лоскутики Тверь «ЭКСМО-Пресс» 1998г.

17. О. С. Молотобарова Кружок изготовления игрушек-сувениров М. Просвещение 1990г.

18. Журналы по лоскутному шитью «Чудесные мгновения»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!