СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Рукоделие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа включает разделы "Шитьё" и "Рукоделие" для учащихся девочек 6-7 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Рукоделие"»

Рабочая программа кружка «Рукоделие»

Момот Тамары Петровны


Пояснительная записка.

Программа «Рукоделие» является авторской педагогической разработкой комбинированного типа, так как составлена на основе типовой программы для внешних учреждений и образовательных школ по рукоделию.


Цель программы – допрофессиональная подготовка в области швейного производства, а также развитие творческой активности и художественных способностей обучающихся.


Задачи программы:

1.Формирование знаний, умений и навыков использования средств и

путей преобразования швейных материалов и информации в конечный

потребительский продукт.

2. Развитие художественного вкуса, фантазии, творческой инициативы,

гармонии индивидуальных интересов с требованиями социальной среды.

3. Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе

включения учащихся в разнообразные виды деятельности.

4. Воспитания трудолюбия, бережливости, целеустремленности,

предприимчивости, аккуратности, ответственности за результаты своей

деятельности


Педагогическая направленность

Набор содержания и форм подготовки обучающихся в учебных темах строится по вариативному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения целей обучения. Каждая тема включает вариативность содержания в зависимости от направлений моды и новых технологий обработки швейных материалов, от требований современных педагогических технологий. Такая система программы позволяет оперативно приспосабливать её ко времени проведения различных конкурсов, выставок, праздников и других мероприятий.


Актуальность программы

Современная жизнь выдвигает требования к обучающимся большей практической направленности в связи с экономической целесообразностью, рациональным использованием материалов.

Данная программа в большем объёме включает материалы для развития умений и навыков обучающихся.


Процесс обучения осуществляется во взаимодействии со школьной программой технологии, помогая учащимся получить целостный комплекс знаний, умений и навыков, развить и реализовать свои способности, осуществить творческие замыслы.

На занятиях обучающимся даётся право выбора вида деятельности, поощряется инициатива. Ребята создают авторские модели. Программа включает элементы развивающегося обучения. Учащиеся разрабатывают рефераты, творческие проекты по истории костюма, проблемам дизайна и моды, прикладному творчеству, что позволяет более углубленно изучить программу.

Программа занятий рассчитана на 1 год, 144 часа в год; в неделю проводится два занятия по 2 часа. Занятия в группе предусмотрены для девочек в возрасте от 12 до 16 лет.


Формы занятий:

Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, демонстрацией приёмов работы педагогом, экскурсий, выставок, и встреч с приглашенными мастерами и специалистами, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов, индивидуальных консультаций учащихся. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, самостоятельной работы, выполнения домашнего задания, изготовления изделий.

Формы работы: групповая , индивидуальная, звеньевая.


Предполагаемые результаты выполнения программы.


В результате изучения программы обучающиеся должны знать:

1. Смысл технологических понятий: текстильные материалы, раскрой ткани, шитьё, рукоделие.

2. Виды и свойства нитей, тканей.

3. Основы моделирования и конструирования.


В результате изучения программы обучающиеся должны уметь:

1.Выполнять швейные технологические операции, составлять инструкционные карты для работы.

2.Выбирать виды тканей, нитей, инструментов и приспособлений для определенных изделий.

3. Строить чертежи поясных и плечевых изделий.

4. Вносить изменения в чертежи в соответствии с особенностями одежды.

5. Выполнять раскрой ткани.

6. Определять и исправлять дефекты изделий.

7. Проводить влажно-тепловую обработку изделий.

8.Проектировать изделие с использованием текстильных материалов.

8. Соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм.


Способы проверки:

За знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе изучения учебной программы объединения необходимо осуществлять контроль как в конце года, так и после изучения каждого отдельного раздела. Необходимо оценивать у обучающихся умение ставить и решать познавательные и практические задачи., умение выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в виде зачетных практических работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3 работ, в виде итоговых выставочных работ и выполнения творческих проектов, а так же возможно проведение деловой (ролевой) игры.


Программа предусматривает работу по следующим направлениям:

- конструирование одежды

- моделирование одежды

- технология обработки узлов и деталей

- материаловедение швейного производства

- оборудование швейного производства

- изготовление ассортимента швейных изделий

- безопасность труда.







Учебно-тематический план обучения


ТЕМЫ


Количество часов

всего

теория

практика

1.Основные сведения о программе обучения.

Оборудование швейной мастерской.

2.Безопасность труда и пожаробезопасность.

3.Устройство, работа, техническое обслуживание

швейной машины.

4.Терминология швейного производства.

5.Ручные и машинные швы.

6. Конструкция швейных изделий. Обзор

журналов мод.

7.Отделка деталей одежды.

8.Материалы для изготовления одежды.

9.Конструирование плечевой и поясной одежды.

10.Моделирование и художественное

оформление одежды.

11.Изготовление изделий легкого ассортимента.

12.Технологические методы обработки швейных изделий.

13.Качество швейных изделий. Способы

устранения швейных дефектов.


14.Проектная деятельность.


15. Итоговое занятие

16. Подготовка к выставкам

Итого

2


2

2


2

6

10


12

2

16

16


14

16


10



20


2

12


144


2


1

1


1

1

4


2

1

2

4


4

2


4



2



2


33

-


1

1


1

5

6


10

1

14

12


10

14


6



18


2

10


111

















Календарно- тематический план

ТЕМЫ


Количество часов

Примерные сроки изучения

1.Основные сведения о программе обучения.

Оборудование швейной мастерской.


2

сентябрь

2.Безопасность труда и пожаробезопасность

2

сентябрь

3.Устройство, работа, техническое обслуживание

швейной машины.


2

сентябрь

4.Терминология швейного производства

2

сентябрь

5.Ручные и машинные швы.


6

сентябрь

6. Конструкция швейных изделий. Обзор

журналов мод.


10

сентябрь

7.Отделка деталей одежды

12

октябрь

8.Материалы для изготовления одежды.


2

ноябрь

9.Конструирование плечевой и поясной одежды.


16

ноябрь-декабрь

10.Моделирование и художественное

оформление одежды.


16

декабрь

11.Изготовление изделий легкого ассортимента.


14

январь-февраль

12.Технологические методы обработки швейных изделий.


12

март

13.Качество швейных изделий. Способы

устранения швейных дефектов.


10

март-апрель

14.Проектная деятельность.



20

апрель-май

15. Итоговое занятие


2

май

16. Подготовка к выставкам


12

май

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Основные сведения о программе обучения. Оборудование швейной мастерской. Перспективы обучения в объединении, структура программы обучения. Инструменты для швейных работ. Правила организации рабочих мест. Производственный процесс в швейном ателье. Учебные заведения, готовящие специалистов для швейной отрасли.

Практические занятия: выполнение заправки швейной машины, выполнение утюжильных работ.

2.Безопасность труда и пожаробезопасность. Правила и инструкции по безопасности труда. Требование к чистоте и порядку. Первая помощь при несчастных случаях.

Практические занятия: зачёт по технике безопасности.

3.Устройство, работа, техническое обслуживание швейной машины.

Подготовка машины к работе. Приёмы работы, чистка и смазка машины.

Подбор игл, ниток .

Практические занятия: замена игл, выполнение машинных строчек, закрепок, применение приспособлений малой механизации, смена лапок.

4.Терминология швейного производства. Терминология ручных, машинных и утюжильных работ. Схемы швов.

Практические занятия: составление кроссворда из терминологических слов, разбор и составление схем.

5.Ручные и машинные швы. Технические условия работ, специальные строчки, виды машинных строчек и швов, классификация, назначение, требование к обработке срезов швов.

Практические занятия: выполнение образцов швов, раскладка, использование ручных стежков в отделочных работах.

6. Конструкция швейных изделий. Обзор журналов мод. Общие сведения о конструкции швейных изделий, назначение деталей конструкции, контрольные точки. Методы работы с журналами мод.

Практические занятия: перевод выкройки из журналов, увеличение и уменьшение выкройки.

7.Отделка деталей одежды. Отделки, применяемые на поверхности деталей одежды и отделки, заменяющие участки деталей или целые детали. Отделки, обеспечивающие объёмную форму изделия. Аксессуары в одежде.

Практические занятия: выполнение творческого проекта « Отделки в лёгкой одежде».

8.Материалы для изготовления одежды. Способы получения швейных материалов. Процесс производства тканей. Свойства тканей, влияющих на назначения изделий, его форму, конструкцию, методы обработки. Эстетические качества швейных материалов.

Практические занятия: определение видов тканей, направление нитей основы и утка, характера рисунка.

9.Конструирование плечевой и поясной одежды. Виды измерений, размерные признаки, правила измерения фигуры. Конструктивные прибавки.

Практические занятия: работа в парах по измерению фигуры, расчёт сетки чертежей, конструирование полочки, спинки, втачного рукава, вытачек, оформление застёжки, карманов, воротников.

10.Моделирование и художественное оформление одежды. Правила переноса нагрудной вытачки. Понятие композиции: пропорции, цвет, центр композиции, масса, объём, линии, рисунок. Силуэт костюма. Эскизная разработка костюма. Источники творчества художника-модельера.

Практические занятия: изготовление шаблонов полочки с вытачкой перенесённой в плечевой, боковой срез, срезы по линии талии, горловины, проймы в среднюю линию, моделирование рельефных швов, кокеток, подрезов, описание моделей одежды, выполнение эскиза модели по описанию готовой модели.

11.Изготовление изделий легкого ассортимента. Выбор модели, методов обработки, последовательность сборки.

Практические занятия: обработка узлов и отделочных деталей, конструктивных швов, примерка изделия, устранение дефектов, ( изделия выполняются по желанию кружковцев, либо изготавливаются для спектакля на заказ).

12.Технологические методы обработки швейных изделий. Последовательность сборки изделий, схема сборки и её изменения в зависимости от различных факторов.

Практические занятия: выполнение образцов, поузловая обработка швейных изделий, обработка карманов, воротников, рукавов и соединение их с изделием, окончательная отделка изделий.

13.Качество швейных изделий. Способы устранения швейных дефектов. Виды контролей качества и его значение. Места и способы измерения изделий при контроле. Система безотходного изготовления продукции. Конструктивные и технологические дефекты. Оценка качества изделий по эстетическим, конструкционным и технологическим параметрам.

Практические занятия: практическая работа по контролю качества и устранению дефектов.

14.Проектная деятельность. Разработка конструкции и модельных особенностей. Выбор модели и материалов.

Практические занятия: изготовление лекал, раскладка лекал и раскрой, изготовление изделий по выбранной технологической схеме (коллекция изделий выполняется по идеи кружковцев).

15. Подготовка к выставкам. Проводится подготовка к мероприятиям, которые предлагаются ЦРТДЮ. По заданной теме определяется направление и вид работы, проходит обсуждение, составляется план работы, а затем проводится и практическая часть, в ходе которой и должен быть достигнут результат.

16. Итоговое занятие. Подготовка помещения и работ к выставке, приглашение гостей и другая подготовительная работа. Открытие и проведение выставки. Награждение. Обмен впечатлениями.


Методическое обеспечение программы.

Методы обучения:


- словесные ( объяснение, беседа, сравнение, обобщение )

- наглядные ( объяснительно- иллюстрированный )

- проблемные ( исследовательский, поисковый )

- практические ( самостоятельная работа )

Дидактический материал:


схемы с образцами основных приемов выполнения швов, выкройки изделий, лекала, журналы мод, образцы узоров деталей к изделиям, таблицы для упражнений, готовые изделия, методические рекомендации для выполнения определённых изделий, инструкционные карты, виды швов и отделок.

Материально – техническое обеспечение


Кабинет для занятий светлый и просторный. В нём находятся 12 парт,

24 стула, демонстрационный стол, подвесная доска, стенды и полки для образцов готовых изделий, гладильная доска, утюг, 5 швейных машин. Для посещения занятий и выполнения работ каждый ребенок должен иметь: ножницы, иголки, линейки, нитки, ткань, тетради, карандаши, ручки, цветную бумагу, бумагу для построения выкроек.

Учебно-материальная база для занятий:

  1. Инструкция по технике безопасности при работе с ручными инструментами.

  2. Инструменты и приспособления – иглы ручные, ножницы, булавки английские, наперстки.

  3. Бумага, цветной картон, клей канцелярский и ПВА.

  4. Хлопчатобумажные и шерстяные нити, нитки  швейные № 40.

  5. Ткани х/б, льняные.

  6. Дидактический материал по работе с бумагой, тканью.







Литература для педагогов:


1. « Шьём из лоскутков. » ВНЕШСИГМА АСТ. МОСКВА 2000

2. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. технология творчества. Курск 1995.

3. Т.И.Ерёменко Е.С. Забалуева « Технология ручной вышивки » МОСКВА «Просвещение» 2000

4. Т.И.Ерёменко « Рукоделие » МОСКВА ЛЕГПРОМБЫТИЗДАТ 1992

5 Пономарев Я. А. психология творения.-М.: Моск. Психолого-социал.Ин-т;

Воронеж, 1999.

6. Журналы: «Валентина», «Диана», «Лена»,

7. Н.В. Ерзенкова « Искусство красиво одеваться » Рига 1993

8. «Энциклопедия для женщин» «Идеал», 1993 Ассоциация «Астор»

9. Разумный В.А. Художественная педагогика.- М.: Ин-т переподготовки работников иск-ва, культуры и туризма, 1999.

10. Бореев Ю.Б. Эстетика: Учебник-М.: Высш. шк., 2002.


Литература для обучающихся


1. « Шьём из лоскутков. » ВНЕШСИГМА АСТ. МОСКВА 2000

2. Егорова Р.И., Монастырная В.П. Учись шитиь.-М.: Просвещение, 1989.

3. Т.И.Ерёменко Е.С. Забалуева « Технология ручной вышивки » МОСКВА «Просвещение» 2000

4. Т.И.Ерёменко « Рукоделие » МОСКВА ЛЕГПРОМБЫТИЗДАТ 1992

5. Журналы: «Валентина», «Диана», «Лена»,журналы мод.

6. Н.В. Ерзенкова « Искусство красиво одеваться » Рига 1993

7.Для вас, девочки!: Сборник / Сост. Т.И. Махалова. – Новосибирск:

Дет. лит., 1993.

8. Труханова А.Т. Технология лёгкой одежды.-М.: Высшая школа, 2000.