Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 6»
| УТВЕРЖДЕНА приказом МОУ «Лицей № 6» от 30 августа 2019 года № 281 |
Рабочая программа
учебного предмета «Русский родной язык»
для 3 класса
Составитель
Лобова Н.Б.., учитель начальных классов
впервой квалификационной категории
г. Воскресенск
2019 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Для преподавания русского родного языка в 3 классе согласно учебному плану МОУ «Лицей № 6» отводится 0, 5 часа в неделю (17 часов в год) для преподавания курса на базовом уровне.
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования под редакцией О. М. Александровой, Л. А. Вербицкой, С. И. Богданова, Е. И. Казаковой, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой Рябинина Л. А., Соколова О. В. («УМК «Русский родной язык» 1-4 классы 2018г.)
Согласно учебному плану МОУ «Лицей № 6» на 2019-2020 учебный год в данной программе в отличие от авторской программы, рассчитанной на 68 часов, уменьшено количество часов на изучение следующих разделов:
«Русский язык: прошлое и настоящее» – на 19 часов;
«Язык в действии» – на 10 часов;
«Секреты речи и текста» – на 22 часа;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы следующие результаты:
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.);
понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.);
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям;
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь.
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
формирование духовных и эстетических потребностей;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Обучающиеся получат возможность для формирования следующих результатов:
осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
воспитание готовности к отстаиванию своего мнения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обучающиеся научатся:
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
проговаривать последовательность действий на уроке.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД.
Обучающиеся научатся:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Обучающиеся получат возможность научиться:
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД.
Обучающиеся научатся:
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
доносить свою позицию до собеседника;
оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать высказывания собеседников.
выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Обучающиеся получат возможность научиться:
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты.
«Русский язык: прошлое и настоящее»
Обучающиеся научатся:
распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения.
«Язык в действии»
Обучающиеся научатся:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
использовать многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста.
овладеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных, предлогов, образовывать предложно-падежные формы существительных
«Секреты речи и текста»
Обучающиеся научатся:
особенностям устного выступления;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
создавать тексты-рассуждения с опорой на предложенный текст;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами;
Обучающиеся получат возможность научиться:
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов).
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
2. Язык в действии (5 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
3. Секреты речи и текста (5 часов)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
Резерв – 1 ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее. | 6 |
2 | Язык в действии. | 5 |
3 | Секреты речи и текста. | 5 |
4 | Резерв | 1 |
СОГЛАСОВАНО И РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании МО учителей начальных классов.
Протокол №1 от «30» августа 2019 г.
Руководитель МО
___________ /Мурзина Ю.А. /
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
___________/Крахина С. В. /
«30» августа 2019г.