СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа самообразования по теме «Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках русского языка в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа самообразования по теме «Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках русского языка в начальной школе»»

МБОУ лицей имени генерал-майора Хисматулина Василия Ивановича







Программа самообразования


«Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках русского языка в начальной школе»


Срок реализации: 2021– 2025годы






Учитель начальных классов:

Хайруллина Лилия Хусаиновна


















г.Сургут, 2021 г.

    1. Образование: высшее педагогическое

Московский государственный открытый педагогический университет, 2000 год

Место работы: МБОУ лицей имени генерал-майора Хисматулина В.И.

Должность: учитель начальных классов


2.Содержание

2.1. Пояснительная записка

2.2.Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период:

  • Тема самообразования

  • Цель

  • Задачи

  • Предполагаемый результат

2.3.Основные этапы самообразования:

  • Диагностический

  • Прогностический

  • Практический

  • Обобщающий

  • Внедренческий


2.1.Пояснительная записка

В последние годы значительно выросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. «Проблема нарушения процесса письма – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися». (Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»). Огромная роль отводится раннему выявлению предпосылок дисграфий.

На сегодняшний день под понятием дисграфии понимается – частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции дисграфии у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому выпадение какого-то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев. Необходимо постоянно следить за своевременностью приобретения ребенком соответствующих речевых и других навыков.

Дисграфия никогда не возникают «из ничего». Дети, страдающие нарушениями письма, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонетическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Еще большие затруднения испытывают дети с общим недоразвитием речи, которое проявляется в нарушении не только произносительной, но и лексико-грамматической стороны речи. Такие дети становятся неуспевающими обучающимися. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Основная задача учителя - предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития речи, что повышает качество учебно-воспитательного процесса. Поэтому необходимость ведения профилактической работы по предупреждению ошибок письма очевидна для всех.


Источники  самообразования: Интернет-ресурсы,  методическая  литература, журналы,  семинары  и  конференции,  курсы  повышения  квалификации,  мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.


Представление  материала:  открытые занятия по теме самообразования, выступления на ГМО учителей начальных классов.


2.2.Программа самообразования


Тема самообразования

Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках русского языка в начальной школе

Цель:

Предупреждение и коррекция нарушений процесса письма младших школьников .

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме предупреждения и коррекции нарушений процесса письма младших школьников.

  2. Осуществлять коррекционную работу, направленную на формирование и развитие компонентов, лежащих в основе процесса письма.

  3. Систематизировать игры и игровые упражнения для предупреждения и коррекции нарушений процесса письма.

  4. Повышать педагогическую грамотность учителей и родителей по данной проблеме.

  5. Пополнять коррекционно-развивающую среду кабинета.

Предполагаемый результат:

Изучение данной темы и применение ее материалов на практике даст положительный результат в предупреждении и коррекции нарушений письменной речи. В процессе работы над темой будут разработаны методические рекомендации для учителей и родителей, выставлены публикации в социальных сетях, размещены  методические  разработки на странице сайта образовательного учреждения.





2.3.Основные этапы самообразования


Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы, связанной с совершенствованием профессионального мастерства

ежегодно

Работа с нормативно-правовой литературой, регламентирующей преподавание литературного чтения и русского языка в начальных классах (стандарт, программа, учебный план)

Прогностический

Определение целей и задач работы на следующий период, разработка системы мер, направленной на их достижение, анализ и прогнозирование полученных результатов

ежегодно

Разработка рабочих программ, технологических карт учебных занятий, методического конструктора

Прохождение курсов повышения квалификации.

Практический

Реализация поставленных целей и задач. Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

ежегодно

- исследование неречевых психических функций, состояния моторной сферы;

- преодоление нарушений звукопроизношения;

- коррекция нарушений письменной речи;

- развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;

- развитие лексико-грамматического строя речи;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи.

Внедренческий

Распространение опыта работы

ежегодно

Повышение профессиональной компетенции (курсы повышения квалификации, вебинары, выступления, публикации), экспертная деятельность.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2025

Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Публикации по обобщению опыта и собственных разработок.

Оформление результатов работы.