Папка по самообразованию
учителя русского языка и литературы
Балле Т.Н
Содержание
Тема
Цели и задачи
Сроки и этапы реализации
Ожидаемые результаты
Направления самообразования
План работы по самообразованию
Учебная деятельность
Совершенствование педагогического мастерства
Электронные и цифровые ресурсы в помощь учителю
Работа по оснащению учебного кабинета
Внеучебная работа
Тема самообразования:
«Формирование знаний, умений при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».
Цели и задачи
Цель: создание системы работы учителя для повышения качества подготовки учащихся по русскому языку к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
Задачи:
1) сформировать представление о формате и структуре ЕГЭ, об особенностях процедуры его проведения;
2) изучить психолого-педагогические рекомендации для подготовки выпускников к экзамену;
3) освоить технологии обучения и организации итогового повторения, позволяющих выпускникам демонстрировать уровень знаний не ниже своей годовой отметки;
4) выявить круг умений и навыков, отработка которых требует большого внимания и концентрации на них.
5) изучение методической литературы по теме самообразования «Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»
Сроки и этапы реализации
Сроки реализации: сентябрь 2021– август 2024 гг.
Этапы реализации:
I этап: подготовительный.
Цель: создать условия для реализации программы.
II этап: реализационный.
Цель: организовать эффективную подготовку выпускников к итоговой аттестации.
III этап: заключительный.
Цель: проанализировать результаты, подвести итоги и определить стратегию дальнейшей работы по подготовке учащихся к государственному экзамену.
Ожидаемые результаты:
- результаты итоговой аттестации должны быть не ниже годовой оценки у каждого выпускника.
При подготовке к экзаменам необходимо использовать активные методы обучения.
Использование активных методов обучения позволит:
активизировать познавательную активность обучающихся;
разнообразить формы работы на уроке, деятельность обучающихся;
повысить уровень наглядности в ходе обучения;
значительно сэкономить время на уроке;
повысить творческий потенциал личности детей;
внести элемент занимательности, оживить учебный процесс;
сформировать лингвистическую компетенцию обучающихся.
повысить успеваемость и уровень обученности обучающихся, мотивации к изучению русского языка и литературы
Направления самообразования
1.Методическое
Повышение педагогической квалификации
Изучение методики преподавания русского языка по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
Повышение квалификации
участие в семинарах
консультации с коллегами
обмен опытом в интернет-сообществах (, «Инфоурок», «Мультиурок», «Ассоциация учителей русского языка и литературы»).
Промежуточные результаты работы по повышению квалификации
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ
Подготовка к ЕГЭ небольшим группами учащихся.
Учитель должен подготовить задания более высокого уровня, задания в формате ЕГЭ.
Учитель предлагает дополнительное свободное домашнее задание.
Привлечение этих учеников в качестве помощников учителя, тьюторов при организации взаимообучения и взаимоконтроля в учебном процессе.
Организовать подготовку на учебных платформах РЕШ, ЯКЛАСС
Промежуточные результаты работы по овладению методикой преподавания в выпускных классах
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
Часть тестов для самостоятельной работы может даваться ученикам без ответов.
Выполняя такие тесты, ученик проверяет свои ответы у учителя, отмечает допущенные ошибки.
Затем он должен проанализировать их , комментируя учителю
Заводится ежедневник выполнения тестов. Туда переносятся, ответы выполненные ученким с ошибками..Таким образом, визуально ребенок видит наиболее часто допускаемые ошибки.
Особым значком отмечаются ошибки, допущенные по невнимательности, особым – те, которые удалось исправить с помощью пособия, особым – те, которые ученик не смог понять.
Заводится отдельная папка для сочинений с шаблонами и постепенно заполняется работами.
Результаты этого разбора ученик показывает учителю на собеседованиях-консультациях или в любое удобное время.
Могут быть и контрольные тесты, которые проверяются непосредственно на консультациях.
Направления самообразования
2. Профессиональное:
Изучение материалов ОГЭ и ЕГЭ, уяснение их особенностей и требований;
Расширение и углубление знаний по преподаваемому предмету.
Подбор материалов по подготовке учащихся к экзамену с привлечением интернет-ресурсов;
Создание папок и стендов «Готовимся к экзамену»;
Разработка опорных конспектов, диагностических карт по основным вопросам курса и видам учебных умений;
Промежуточные результаты работы
Разработана программа элективных курсов по русскому языку для подготовки к ЕГЭ – 10 класс.
Разработан план подготовки учащегося 11 класса к ЕГЭ по русскому языку.
Разработка тестовых материалов с использованием открытого банка заданий по русскому языку по учебным темам.
Классификация и решение заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
План работы по самообразованию
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Выбор темы, её теоретическое изучение , изучение теоретического опыта | Сентябрь 2021 |
2 | Использование теоретических знаний на практике. | постоянно |
3 | Работа с выходом на положительные результаты: открытые уроки , мероприятия , подготовка разработок | В течение периода |
4 | Методическая работа в рамках методической группы. | По плану |
5 | Подготовка к прохождению аттестации. | регулярно |
6 | Изучение материалов по прохождению аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. | регулярно |
7 | Ведение «Портфолио». | регулярно |
8 | Системный анализ и самоанализ своей педагогической деятельности по теме самообразования. | постоянно |
9 | Оформление наработанных материалов в соответствии с требованиями к заявленной категории. | В год аттестации |
10 | Обобщение опыта по системе на школьном уровне. | Октябрь 2021г |
11 | Подготовка учащихся к НПК | |
12 | Обзор материалов об используемой технологии по теме самообразования. Подборка материалов анализа учебно- методической работы , анализ и самоанализ уроков и внеклассных мероприятий. | постоянно |
13 | Использование современных технологий для повышения эффективности школьного обучения. | постоянно |
.
Учебная деятельность
Также задачами деятельности учителя по организации и содержанию учебной деятельности на учебный год являются:
повышение качества обучения по русскому языку и литературе через достижение обучающимися не только предметных образовательных результатов, но и формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности и использование на уроках русского языка и литературы приемов современных образовательных технологий.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки (месяц) | Результаты работы (личные и для МО, школы) |
1 | Дифференцированный подход к обучению. Работа с одаренными детьми, подготовка их к олимпиадам. | В течение учебного года | Успешное выступление обучающихся на олимпиадах по русскому языку и литературе. |
2 | Использование материалов Модельной основной образовательной программы ООО (НИППКРО, 2021 г.) при реализации рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература» (5, 8, 9, 10 классы) | В течение учебного года | Использовала материалы Модельной основной образовательной программы ООО при реализации рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература» |
3 | Разработка рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература» в рамках ФК | Август Сентябрь | Рабочие программы утверждены на заседании ШМО. Протокол №1 от 30.08.2021. |
4 | Повышение качества обучения по предметам «Русский язык» и «Литература» (качественный и абсолютный показатели) | В течение учебного года | Повысилось качество обучения по предметам «Русский язык» и «Литература». |
Совершенствование педагогического мастерства
Задачи деятельности учителя по совершенствованию педагогического мастерства на учебный год:
повышение уровня педагогического мастерства через изучение научно-методических рекомендаций по преподаванию предметов «Русский язык» и «Литература», посещение курсов по предметам «Русский язык» и «Литература», просмотр вебинаров.
качественная работа в составе экспертных комиссий по предметам «Русский язык» и «Литература».
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки (месяц) | Результаты работы (личные и для МО, школы) |
1 | Посещение уроков, семинаров в рамках работы ГМО учителей русского языка и литературы | В течение учебного года | Посетить уроки, семинары в рамках работы ГМО. |
2 | Взаимопосещение уроков учителей русского языка и литературы | В течение учебного года | Посетить уроки учителей русского языка и литературы. |
3 | Участие в школьном методическом дне (проведение открытого урока в 9 классе) | По плану МбОУ Мошковская «СОШ №1» | Принять участие в методическом дне. |
4 | Распространение личного педагогического опыта через выступление по теме самообразования«» | Апрель | Выступить на заседании ШМО по теме самообразования «Формирование знаний, умений при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ». |
5 | Работа в составе экспертной комиссии по проверке работ обучающихся – участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам «Русский язык» и «Литература» | Октябрь | Работать в составе экспертной комиссии по проверке работ обучающихся – участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам «Русский язык» и «Литература». |
6 | Работа в составе экспертной комиссии по оцениванию ответов участников итогового собеседования (по основной образовательной программе) | Февраль | Работа в составе экспертной комиссии по оцениванию ответов участников итогового собеседования (по основной образовательной программе). |
7 | Работа в составе экспертной комиссии по оцениванию ВПР по русскому языку | Апрель | Работа в составе экспертной комиссии по оцениванию ВПР по русскому языку. |
8 | Подготовка материалов к прохождению процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию | В течение учебного года | Подготовил материалы к прохождению процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию. |
9 | Публикация научной статьи по теме самообразования «Формирование знаний, умений при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ» | Март | Опубликовать научную статью по теме самообразования «Формирование знаний, умений при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ» в сборнике докладов научно-практической конференции. |
Электронные и цифровые ресурсы в помощь учителю
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru
Федеральный институт педагогических измерений. Все о ЕГЭ http://www.fipi.ru
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru
Демонстрационные варианты ЕГЭ на портале «Российское образование» – по русскому языку, литературе, математике, информатике, английскому языку, истории, обществознанию, химии, физике, географии. Все для Абитуриента 2009 http://edu.ru
Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru
Тесты онлайн, ЕГЭ, ЦТ http://www.test4u.ru
Варианты вступительных испытаний по материалам журнала «Квант» http://kvant.mirror1.mccme.ru
Все о ЕГЭ http://www.egeinfo.ru
Высшее образование в России http://vuzinfo.ru
ЕГЭ: информационная поддержка http://www.ctege.org
Подготовка к ЕГЭ. Тесты http://www.v-vuz.ru
Подготовка к ЕГЭ. Толковый словарь ЕГЭ http://www.gotovkege.ru
Курсы русского языка, подготовка к ЕГЭ http://www.pishigramotno.ru
Образовательный центр Перспектива. Подготовка к ЕГЭ http://centerperspektiva.ru/?s=32
Сайт «Обучение.ру» http://www.aboutstudy.ru
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку http://www.runovschool.ru/ege/msk.php
Русский ЕГЭ 2009 http://www.rus-ege.com
Русский язык для школьников и абитуриентов http://www.gramotnost.ru
Сайт международной выставки «Образование и карьера в ХХI веке» http://www.znanie.info
Учебно-научный центр довузовского образования http://www.abiturcenter.ru
Учебный центр «Уникум». Проведение репетиционных ЕГЭ http://www.uni-test.ru
Центр интенсивных технологий образования http://www.cito.ru
Центр тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии» http://www.proforientator.ru
Работа по оснащению учебного кабинета
Задачи деятельности учителя по оснащению учебного кабинета на учебный год:
Разработка ИКТ-комплектов дидактического материала по литературе для использования художественных текстов на ОГЭ и ЕГЭ
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки (месяц) | Результаты работы |
1 | Разработка ИКТ - комплекта дидактического материала по литературе для использования художественных текстов на ОГЭ и ЕГЭ | В течение учебного года | Разработал ИКТ - комплект дидактического материала |
2 | Разработка ИКТ – комплекта дидактического материала «Подсказки на ОГЭ», «Подсказки на ЕГЭ» | В течение учебного года | Разработал ИКТ – комплект дидактического материала |
Внеучебная работа
Задачи деятельности учителя по внеучебной работе на учебный год:
1. формирование у обучающихся стойких навыков выполнения заданий ОГЭ, ЕГЭ
2. развитие умений, связанных с организацией самостоятельной работы с дополнительной информацией по предметам «Русский язык» и «Литература» при подготовке к предметным олимпиадам, ОГЭ, ЕГЭ;
3. выявление высокомотивированных и слабомотивированных обучающихся и организация систематической работы с ними.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки (месяц) | Результаты работы |
1. | Подготовка Недели русского языка и литературы | Март | 1. Выпуск тематической газеты (5.8.9,10) Экскурсияи. |
2. | Участие обучающихся в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников по предметам «Русский язык» и «Литература». | Октябрь | Результативное участие обучающихся в школьном и муниципальном этапах олимпиад по предметам «Русский язык» и «Литература». |
3. | Участие обучающихся 9 класса в научно-практической конференции | Март | Результативное участие обучающихся 9 класса в научно-практической конференции. |
4. | Участие обучающихся в творческих конкурсах | В течение учебного года | Результативное участие обучающихся в творческих конкурсах |
5. | Участие обучающихся в дистанционных олимпиадах «Мультиурок».»Учиру», «Инфоурок» | В течение учебного года | Результативное участие обучающихся в дистанционных олимпиадах «Мультиурок».»Учиру «Инфоурок». |
Несмотря на то, что подготовка к единому государственному экзамену не требует специальной подготовки по предмету, выпускники не смогут обойтись без помощи учителя, его знаний и опыта и готовности помочь, без его уверенности в способностях учеников и ,безусловно, сдачи ими экзамена.
В ходе подготовки к экзаменам предметник должен помочь выпускникам не только систематизировать теоретические сведения, но и «набить руку» в решении тестов. И чем раньше начнется эта работа, тем выше будет результат на экзамене.
Не следует опасаться того, что в ходе работы по теме учащиеся оперируют одними и теми же словами. В процессе работы над тестами тренируются механическая и зрительная память учащихся, оттачиваются навыки правописания, пунктуационной грамотности, развивается словарный запас..
Системная подготовка учащихся к ГИА по русскому языку невозможна без постоянной, продуманной, систематизированной, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ и ОГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ и ОГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности. Старание и труд к счастью ведут!
Работа над 27 заданием по праву самая сложная часть, но все же научиться писать сочинение – рецензию небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст с четко выделенной идейной проблематикой - необходимая задача для каждого обучающегося.
Рецензии учащихся анализируем вместе и индивидуально, отмечаем достоинства и недостатки сочинений. Речевые и грамматические ошибки выписываем, классифицируем. Это не всегда легко, но мы стараемся упорно работать: редактируем тексты из сборников по стилистике, выполняем тесты по культуре речи. Распечатываю каждое задание дополнительно. Приобретаю книги, затем выбираем вместе с детьми нужные и покупеам Всегда настраиваю учеников на успех: « У вас все получится, только постарайтесь!» Но и от чрезмерной уверенности в себе предупреждаю тоже: «Нельзя переоценивать свои возможности, надо просто работать и работать – очень много. Списать на ЕГЭ невозможно! И тогда вы сами почувствуете результаты своих трудов».
Старшеклассники – это большие дети, и как все дети они нуждаются в сочувствии и поддержке. Не надо их пугать: «Ты ничего не знаешь! Ты не сдашь экзамен!» - они и так этого очень боятся. Лучше поддержите их: обязательно хвалить за любой, пусть даже очень малый Ребята должны знать, что есть люди, которые помогут им справиться с трудностями, - это их учителя и родители.
Учитель ____________________________Т,Н, Балле
Ф.И.О., подпись