СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Сенсорное развитие"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по Сенсорному развитию разработана в соответствии с ФГОС. предназначена для детей с ОВЗ 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Сенсорное развитие"»

Паспорт программы



Тип программы

 

программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-2 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Статус программы

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе 

- ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N1598);

  - Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г.  N 1599 «Об утверждении  Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

 -  Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”;

 -  Примерной адаптированной программы образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015года №4/5);

 - Адаптированной основной общеобразовательной программы  образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) областного государственного казённого общеобразовательного учреждения «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №39;

  - 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28).

Назначение программы

Программа предназначена для  обучающихся с легкой умственной отсталостью

Категория обучающихся

Учащиеся 1-2 класса вариант 2, вариант 8.4

Сроки освоения программы

Срок освоения программы 1 учебный год (сентябрь 2021 – май 2022 года). Пролонгированные сроки обучения составляются и рассчитываются по индивидуальному плану обучения

Объем учебного времени

Рабочая программа рассчитана в соответствии с учебным планом ОГКОУШ №39

Форма обучения

Очная

Режим уроков

Фронтальный, индивидуальный, групповой, подгрупповой

Форма контроля

Устный ответ, практическое выполнение заданий














Пояснительная записка.

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Сенсорное развитие» для обучающихся 1-2 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Важной составляющей частью психологического развития ребенка является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.

Сенсорно - моторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с двигательными навыками. Для «особых» детей важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Ребенка необходимо обучать изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук. Эта задача выполняется в процессе многих режимных занятий: в игровой деятельности, на коррекционных занятиях, в играх на воздухе и так далее.

Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон детского воспитания.

Чтобы познакомиться с каким-то предметом, ребенку его нужно изучить: потрогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие - либо действия, которые называются моторными. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.

Тип программы: программа по психологии для детей с легкой умственной отсталостью и ТМНР обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе.

Статус программы: коррекционно- развивающая программа.

Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;

Категория обучающихся: учащиеся 1-2 класса.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 99 часов.

Форма обучения: очная.

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы: для 1-2 класса;

Режим уроков: 3 часа в неделю.

Цель программы: создание условий способствующих сенсорно - моторному развитию детей с умственной отсталостью.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1.Создать предметно - окружающую среду для развития сенсорно – моторных функций у детей с лёгкой умственной отсталостью;

2. Разработать и подобрать методический материал, для реализации цели программы;

3.Активизировать и развивать сенсорно – моторные функции детей нарушениями развития.

Данная программа основывается на следующих принципах:

1. Принцип дифференциации.

2. Принцип доступности.

3. Принцип систематичности и последовательности.

5. Принцип повторения умений и навыков.

6.Принцип активного воспитания (игровые технологии, индивидуальная деятельность, исследовательская деятельность).

Основным условием для реализации данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды для развития сенсорно-моторных функций у детей с лёгкой умственной отсталостью.

Программа «Сенсорное развитие» включает в себя следующее:

  • Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

  • Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

  • Восприятие пространства

  • Восприятие времени

  • Кинестетическое и кинетическое развитие

  • Тактильно- двигательное восприятие

  • Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

  • Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

  • Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

Ожидаемые результаты

По завершению реализации программы предполагается, что будут достигнуты следующие результаты:

1.     Развитие речевых функций;

2.     Развитие двигательных функций;

3.     Развитие слуховых функций;

4.     Развитие зрительных функций;

5.     Развитие осязательной функции;.


Для реализации цели программы используются следующие формы работы: индивидуальная работа, беседы, упражнения.

Данная программа разработана для воспитанников с тяжёлой умственной отсталостью с учетом их индивидуальных особенностей.

Сроки реализации программы: 1 учебный год.

Разделы программы:

1.Занятия по сенсорному развитию

2. Занятия по кинезиологии.

3. Занятия по изо.

4. Занятия по лепке.

5Занятия по аппликации.

6. Занятия по фитодизайну


Содержание программы

1 «Б», 1` «B» «класс 99 часов.

Темы разделов

Кол-во часов


1.Занятия по сенсорному развитию

2. Занятия по кинезиологии.

3. Занятия по изо.

4. Занятия по лепке.

5.Занятия по аппликации.

6. Занятия по сенсорному развитию.

7. Занятия по кинезиологии.

8. Занятия по изо.

9 . Занятия по лепке.

10. Занятия по аппликации.

11. Занятия по сенсорному развитию.

12. Занятия по кинезиологии.

13. Занятия по изо.

14. Занятия по лепке.

15. Занятия по аппликации

16. Занятия по сенсорному развитию.

17. Занятия по кинезиологии.

18. Занятия по изо.

19. Занятия по лепке.

20. Занятия по аппликации.


6

4

5

1

7

5

4

6

6

5

9

6

6

3

5

5

6

4

3

3

Итого :

99

Учащиеся должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

  • правильно пользоваться письменными принадлежностями;

  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

  • различать основные цвета;

  • классифицировать геометрические фигуры;

  • составлять предмет из частей;

  • определять на ощупь величину предмета;

  • зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

  • различать речевые и неречевые звуки;

  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;

2 «В», 2 «Г»/ 2 «Д» класс 102 часов

Темы разделов

Кол-во часов


1.Занятия по сенсорному развитию

2. Занятия по кинезиологии.

3. Занятия по изо.

4. Занятия по лепке.

5Занятия по аппликации.

6. Занятия по сенсорному развитию.

7. Занятия по кинезиологии.

8. Занятия по изо.

9. Занятия по лепке.

10. Занятия по аппликации.

11. Занятия по сенсорному развитию.

12. Занятия по кинезиологии.

13. Занятия по изо.


14. Занятия по лепке.

15. Занятия по аппликации

16. Занятия по сенсорному развитию.

17. Занятия по кинезиологии.

18. Занятия по изо.

19. Занятия по аппликации.


7

6

5

6

5

5

5

4

5

5

7

4

6

6

6

8

4

4

4

Итого :

102

Учащиеся должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;

  • дорисовывать незаконченные изображения;

  • группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;

  • составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;

  • конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;

  • определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;

  • зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;

  • классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;

  • различать запахи и вкусовые качества, называть их;

  • сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;

  • действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

  • определять время по часам.


Календарно- тематическое планирование

1` «В», 2 «Б»

3 часа в неделю.


Тема урока.

Кол-во часов.

Дата

Личностные .

Базовые

Коррекционные


1.1. Занятия по сенсорному развитию.

  • Развитие навыков владения письменными принадлежностями

  • Определение формы предметов при помощи зрения, осязания, движения рук.

  • Геометрические фигуры.

  • Сравнение предметов по высоте и длине.

1.2. Занятия по кинезиологии.

  • Комплекс упражнений № 1, 2, 3, 4.

1.3. Занятия по изо.

  • Рисование предметов разной формы и окраски.

  • Форма шара и его друзей.

  • Замкнутые круговые линии (шары, клубочки)

  • Рисование предметов прямоугольной и треугольной формы (флажок, линейка, альбом).

1.4. Занятия по лепке.

  • Раскатывание пластилина

1.5. Занятия по аппликации.

  • Обрывная техника.

  • Огород

  • Цветы.

2.1. Занятия по сенсорному развитию.

  • Геометрические фигуры.

  • Группировка предметов и их изображений по форме (по образцу).

  • Ориентировка на листе бумаги.

  • Сравнение предметов по величине, толщине и ширине

2.2. Занятия по кинезиологии.

  • Комплекс упражнений № 1, 2, 3, 4.

2.3. Занятия по изо.

  • Знакомство с основными цветами

  • Рисование по опорным точкам (дом, лесенка, кораблик).

2.4. Занятия по лепке.

  • Изготовление забора, лесенки, елочки.

  • Лепка по образцу морковь, груша, грибы.

3.1. Занятия по сенсорному развитию.

  • Ориентировка в помещении. Расположение предметов в пространстве.

  • Ориентировка в пространстве.

  • Части суток, сутки.

  • Дни недели.

  • Дифференциация звуков окружающей среды.

3.2. Занятия по кинезиологии.

  • Комплекс упражнений № 1, 2, 3, 4, 5, 6.

3.3. Занятия по изо.

  • Рисование связки воздушных шаров.

  • Декоративное рисование – узор в круге.

  • Рисование узора к 8 Марта.

  • Что бывает круглое.

3.4. Занятия по лепке.

  • Лепка по образцу (репка, колобок, снеговик).

3.5. Занятия по аппликации.

  • Воздушные шары.

  • Снеговик.

4.1. Занятия по сенсорному развитию.

  • Восприятие пространства, расположение предметов на листе бумаги.

  • Различие и обозначение основных цветов.

4.2. Занятия по кинезиологии.

  • Комплекс упражнений № 4, 5, 6.

4.3. Занятия по изо.

  • Тематический рисунок «Мой дом».

  • Лето.

4.4. Занятия по лепке.

  • Сказка «Репка».

4.5. Занятия по аппликации.

  • Лето.




2



1



1




4




3



3


3



3






1



2


2

2


2

1

1

1



1


1





2


2




2



1



4




1



1





1


1





1






6




1


2


1


2



3



2

3





2





3




6




2

2


3


3






















































































Развитие навыков владения письменными принадлежностями



Ориентировка на листе бумаги

Геометрические фигуры.




Обводка по трафарету.

Раскатывание пластилина.

Раскатывание шариков.




Обрывная техника, аппликация




Сравнение 1-2 предметов по высоте и толщине.

Сравнение 1-2 предметов по длине и ширине.




Дифференциация звуков (барабан и ложки).

Штриховка предметов по образцу.





Обводка предметов по образцу.

Раскатывание брусочков.

Штриховка предметов по образцу.






Обводка предметов по образцу.

Раскатывание брусочков.

Обрывная техника «Елочка».

Ориентировка в помещении

Ориентировка на листе бумаги



Различение цветов

Времена года

геометрические фигуры




Понятия высокий, толстый, длинный, широкий.




Обводка по трафарету.

Обводка по образцу




Рисование геометрических фигур и обозначение цветом.




Раскатывание брусочков.

Лепка из брусочков «лесенка».

Обрывная техника «Цветок».




Изготовление кружков по образцу.





Игра с крупной мозаикой

Группировка предметов (по показу: большой –маленький, круглый-не круглый)




Рисование геометрического узора в полосе.

Обводка растительного узора с самостоятельным закрашиванием.





Рисование растительного узора в круге.

Лепка предметов разной формы (яблоко, огурец, морковь).




Составление и наклеивание узора из геометрических фигур в полосе по образцу.





Составление и наклеивание узора из геометрических фигур в квадрате по образцу.





Самостоятельное составление и наклеивание узора из геометрических фигур в полосе.

Развитие навыков владения письменными принадлежностями

Умение ориентироваться на листе бумаги.






Знание геометрических фигур.

Умение обводить по трафарету.

Умение сравнивать предметы по высоте и длине.



Умение определять формы предметов при помощи зрения, осязания, движения рук.

Навык рисования карандашами. Умение выполнять круговые и штриховые линии.




Умение раскатывать пластилин. Навык раскатывания шариков.

Умение выполнять аппликации обрывной техникой.




Навык сравнения предметов по высоте, длине ширине, толщине.


Дифференцировать на слух звуки.


Умение обводить предметы по образцу. Умение выполнять штриховку в разных направлениях.


Навык раскатывания брусочков.


Умение выполнять аппликации обрывной техникой.

Умение ориентироваться в помещении и на плоскости листа

Навык различия цветов.

Знание названий времен года их чередование.




Навык сравнения предметов по высоте, длине ширине, толщине.







Умение обводить предметы по трафарету и образцу. Умение выполнять штриховку в разных направлениях.

Умение рисовать геометрические фигуры по образцу, трафарету, шаблону.

Навык раскатывания брусочков.


Умение выполнять аппликации обрывной техникой.

Умение группировать предметы по образцу.

Навык игры с мозаикой.

Умение рисовать узор из геометрических фигур в полосе, квадрате, круге по образцу и самостоятельно.

Умение рисовать растительный узор с самостоятельным закрашиванием в полосе и круге.


Умение лепить предметы разной формы по образцу.




Умение составлять и наклеивать узор из геометрических фигур по обцу и самостоятельно в полосе, круге, квадрате.




Развитие зрительно-двигательной координации.




Развитие мелкой мускулатуры кисти рук и пальцев.



Развитие ориентировки и зрительных, сенсорных , тактильных ощущений.

Развитие внимание, памяти,


элементов логического мышления, речи, произвольного внимания.




Развитие сенсорного опыта














Развитие зрительно-двигательной координации.




Развитие мелкой мускулатуры кисти рук и пальцев.

Развитие ориентировки и зрительных, сенсорных , тактильных ощущений.




Развитие внимание, памяти, элементов логического мышления, речи, произвольного внимания.






Развитие сенсорного опыта














Развитие зрительно-двигательной координации.




Развитие мелкой мускулатуры кисти рук и пальцев.






Развитие ориентировки и зрительных, сенсорных , тактильных ощущений.


Развитие внимание, памяти, элементов логического мышления, речи, произвольного внимания.

Развитие сенсорного опыта









Развитие зрительно-двигательной координации.







Развитие мелкой мускулатуры кисти рук и пальцев.

Развитие ориентировки и зрительных, сенсорных , тактильных ощущений.








Развитие внимание, памяти, элементов логического мышления, речи, произвольного внимания.


2 «В», 2 «Г» /«Д» класс

3 часа в неделю

Тема урока.

Кол-во часов.

Дата

Личностные

Базовые

Коррекционные

1 четверть.

1.1. Занятия по сенсорному развитию.

  • Геометрические фигуры, штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

  • Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

  • Цветовой спектр.

  • Графический диктант.

1.2. Занятия по кинезиологии.

Комплекс упражнений № 1, 2, 3

1.3. Занятия по изо .

  • Рисование овощей.

  • Рисование фруктов.

  • «Узор в полосе».

1. 4. Занятия по лепке.

  • Грибы

  • Корзинка.

1.5. Занятия по аппликации

  • Осень

  • Цветы.


2.1. Занятия по сенсорному развитию.

  • Игра с крупной мозаикой

  • Нахождение отличий на наглядном материале

  • Составление целого из 2-3 деталей.

  • д/игра «Найди другую часть детали»

2.2. Занятие по кинезиологии

  • Комплекс упражнений № 3, 4,5.

2.3. Занятия по изо.

  • Рисование в круге

  • Рисование по образцу «Елка».

  • Рисование бордюров по образцу

2.4. Занятия по лепке.

Самостоятельная лепка.

2.5. Занятия по аппликации.

Составление по образцу «Новогодняя игрушка.

3.1. Занятия по сенсорному развитию.

  • Конструирование из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)

  • Тренировка зрительной памяти

  • Цветовой спектр

  • Времена года

  • Знакомство с определением времени по часам

  • Понятие овал, сравнение овала и круга

  • Д/И «Светофор»

3.2. Занятие по кинезиологии

  • Комплекс упражнений № 4,5, 6, 7, 8.

3.3. Занятия по изо.

  • Повтори узор по образцу

  • Рисование акварелью «Шары»

  • Рисование и закрашивание «Цветок»

3.4. Занятия по лепке

  • «Лесенка»

  • «Змея»

3.5. Занятия по аппликации

  • «Зима на дворе»

  • Работа с ножницами

4.1. Занятия по сенсорному развитию

  • Объем времени (секунда, минута)

  • Порядок месяцев в году

  • Д/И «Найди пару»

  • Д/И «Волшебный мешочек»

4.2. Занятие по кинезиологии

  • Комплекс упражнений № 9, 10.

4.3. Занятия по изо

  • «Флажок»

  • «Моя семья»

4.4. Занятия по аппликации

Коллективная работа «Весна»




2





2




1

2


6



2

2

1


3

3



2

2




1


2



1


2



5



2

1


1



5



5





1




1


1

1

1



1


1


4




2


2


2




3

3


3


3



2


2


2

2

2


4



2

2


4


Геометрические фигуры, их соотношение с предметами.

Обводка растительного узора


Лепка предметов разной формы: яблоко, огурец, морковь.



Составление и наклеивание узора из геометрических фигур по образцу в полосе.











Сравнение 1-2 предметов по высоте и толщине.


Сравнение 1-2 предметов по длине и ширине


Конструирование из геометрических фигур





Тренировка зрительной памяти

Цветовой спектр





Времена года

Знакомство с определением времени по часам






Понятие овал, сравнение овала и круга





Рисование

по образцу, с натуры, показа выполнения действий и по словесной инструкции.



Лепка с натуры, показу действий.



Аппликация из готовых деталей по образцу, показу действий, с натуры.

Работа с ножницами



Объем времени (секунда, минута)

Порядок месяцев в году





Рисование

по образцу, с натуры, показа выполнения действий и по словесной инструкции.








Лепка с натуры, показу действий.

Аппликация из готовых деталей по образцу, показу действий, с натуры.

Работа с ножницами

Знание геометрических фигур.

Умение соотносить геометрические фигуры с предметами.

Навык рисования геометрического узора в полосе.

Умение обводить растительный узор и самостоятельно его закрашивать.


Навык лепки предметов разной формы.



Умение составлять и наклеивать узор из геометрических фигур по образцу и самостоятельно в полосе, квадрате, круге.










Навык сравнения предметов по высоте, длине ширине, толщине.



Знание геометрических фигур.

Умение конструировать из геометрических фигур по образцу, показу действий, словесной инструкции









Знать времена года, их

последовательность.

Умение определять время по часам.



Знать овал, умение сравнивать овал и круг






Умение рисовать по образцу.

Навык аккуратного закрашивания.






Умение лепить по образцу, показу действий, словесной инструкции








Умение выполнять аппликацию способом обрывной техники, по образцу, работать ножницами.







Знать времена года, их последовательность.












Умение определять время по часам.

Умение рисовать по образцу.





Навык аккуратного закрашивания.

Умение лепить по образцу, показу действий, словесной инструкции





Умение выполнять аппликацию способом обрывной техники, по образцу, работать ножницами


Развитие зрительно-двигательной координации.

Развитие мелкой мускулатуры кисти рук и пальцев.

Развитие ориентировки и зрительных, сенсорных , тактильных ощущений.

Развитие внимание, памяти, элементов логического мышления, речи, произвольного внимания.

Развитие сенсорного опыта









Развитие зрительно-двигательной координации.





Развитие мелкой мускулатуры кисти рук и пальцев.





Развитие ориентировки и зрительных, сенсорных , тактильных ощущений.




Развитие внимание, памяти, элементов логического мышления, речи, произвольного внимания.




Развитие сенсорного опыта











Развитие зрительно-двигательной координации.








Развитие мелкой мускулатуры кисти рук и пальцев.









Развитие ориентировки и зрительных, сенсорных , тактильных ощущений.






Развитие внимание, памяти, элементов логического мышления, речи, произвольного внимания.













Развитие сенсорного опыта


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!