СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа сенсорного развития для обучающегося 1 класса, с диагнозом F72;

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа сенсорного развития для обучающегося 1 класса с диагнозом F72

Просмотр содержимого документа
«Программа сенсорного развития для обучающегося 1 класса, с диагнозом F72;»

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №18 города Смоленска»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол №

от


ПРИНЯТО

педагогическим советом протокол №

от


УТВЕРЖДЕНО

директором МБОУ

«СШ №«18» Батюковой Г.В

протокол №

от






Индивидуальная программа коррекционной работы

по «СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ»

психолога-педагога с обучающимся(ейся)

1 «Б» класса Ивановым Тимофеем

с диагнозом - УО

на 2022 – 2023 год.
















Ответственный за реализацию программы:

педагог-психолог Легкова А.Н.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

     Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью, отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность.

      Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

 Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих воспитанников отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.

       Таким образом, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка и для многих видов труда.     

       Под коррекционной работой понимается комплексная деятельность, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания и социализации.

Участники программы: обучающийся 1 «Б» класса, родители, педагоги.

Цель программы: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи:

- обогащение чувственного познавательного опыта;

- формирование на основе активизации работы всех органов чувств;

- формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;

- коррекция недостатков познавательной деятельности детей;

- формирование пространственно-временных ориентировок;

- развитие слухоголосовых координаций;

- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.


Планируемые результаты коррекционной работы «Сенсорное развитие».

  • формирование умения воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества).

  • обучение применению полученных знаний в практической и познавательной деятельности.

  • формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия цвета, звуков, особых свойств предметов;

  • развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики;

  • совершенствование зрительно-двигательной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Содержание коррекционной программы «Сенсорное развитие».

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» включает

5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному.

Основные методы, формы и средства работы с ребенком УО по коррекции «Сенсорного развития»:

Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств.

 Методы обучения:

- действия по образцу;

- выбор по образцу;

- действия по подражанию;

- «жестовая» инструкция;

- совместные действия взрослого и ребенка.

    Сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения – необходимое условие успешного обучение ребенка с умеренной умственной отсталостью.

Средства:

  1. Физические упражнения;

  2. Дидактические игры и упражнения;

  3. Словесные игры;

  4. Показ видео материалов;

  5. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация);

  6. Лепка;

  7. Конструирование;

  8. Игры с песком (кинетическим и сухим);

Формы работы по реализации программы:

• Индивидуальная

Структура и содержание коррекционного, двигательного занятия:

  • Материал каждого занятия рассчитан на 25 минут.

    1. Приветствие. ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты) или ДЫХАТЕЛЬНАЯ

гимнастика или УПРАЖНЕНИЯ для зрительного анализатора на активацию внимания и мыслительной деятельности;

    1. Дидактические игры и упражнения;

    2. Физразминка;

    3. Вид продуктивной деятельности;

    4. Релаксация (упражнения на расслабление мышц, снятие мышечного тонуса).

Учебно-тематический план


Темы занятий

Форма проведения


1.


Раздел 1. Зрительное восприятие;

    1. Фиксация взгляда на лице человека, фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете, фиксация взгляда на неподвижном предмете, прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом, прослеживание взглядом за движущимся удаленно расположенным предметом,

1.2.Знакомство с геометрическими фигурами (выделение одинаковых признаков формы, игра «Отгадай фигуру»: Задание: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. Перед ребёнком

изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы (с помощью психолога) и подобрать к ним обобщающее слово.

Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру вы дали, ответить на вопросы: -Какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник). -Из чего он сделан?

1.3.Игра «Покажи дорожку» нужно заштриховать только треугольники;

1.4.Упражнение «Геометрические фигуры» Предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигурами (Приложение 1, рис.1) Задания учащимся: определите, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д.

1.5.Игра «Составить из геометрических фигур человека»;

1.6.Упражнение "Дорисуй фигуры", «Обведи фигуру»;

«Сравни по длине, ширине, высоте»;

Оборудование: изображения предметов различных по высоте, ширине, длине. Ребёнку предлагается показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) изображение, затем самое короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т. д.) изображение. «Назови, сколько. . .»

Ребёнку предлагается назвать, сколько на рисунке треугольников, квадратов, овалов, прямоугольников (С помощью психолога);

1.7.Игровой материал «Палочки Кьюизенера»;

1.8.Игровой материал Досочки Сегена;

1.9.Квадрат Воскобовича;

1.10.«Кто больше увидит» - Рассмотреть картинку, назвать всех животных, которых удалось увидеть.

1.11.Найди рыбу, волка, лошадь, улитку, мышь, клоуна,

человека.

1.12.Перечисли все инструменты, изображённые на картинке.

1.13..Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов. - Какие предметы изображены? Назови их

1.14. Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр. - Какие предметы изображены? Назови их

1.15. Поиск отличий в сходных изображениях. - Найди отличия в этих рисунках

1.16. Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей- Что не нарисовал художник?

1.17. Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям.

Аудиторная

2.

Раздел 2. Слуховое восприятие;

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука, прослеживание за удаленно расположенным перемещающимся источником звука, соотнесение звука с его источником, нахождение одинаковых по звучанию объектов.

2.1.Внимательно слушай и рисуй. Вы называете геометрические фигуры с указанием их места на листе. Ребёнок должен зарисовать их на указанном месте согласно инструкции (вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т.д.).

2.2. «Фотограф» Ребёнку предлагается войти в комнату и быстро осмотреть ее обстановку, стараясь получить хорошую мысленную фотографию возможно большего числа предметов, размера комнаты, высоты, цвета обоев, числа окон и дверей, стульев, столов, игрушек и т. д. Затем выйти из комнаты и описать увиденное. Далее сравнивают описание с оригиналом.

Аудиторная

3.

Раздел 3. Упражнение на умение группировать предметы по форме, выделение части из целого, составление целого из части;

3.1.«Собери картинку» Показать ребёнку рисунок из треугольников разной величины, вида, цвета. Задание: выложить один из рисунков или найти на рисунке треугольник такой же формы.

3.2.«Выложи из палочек» Задание: выложить по образцу узор или силуэт из палочек. 1-ый уровень сложности – узоры в одну строчку, 2-ой уровень сложности – простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек, 3-ий уровень сложности – более сложные силуэты, состоящие от 6 до 14 палочек

3.3. «Собери фигуры» Ребёнку предлагают различные сочетания из цветных полосок в виде несложных знакомых предметов: стол, стул, елочка и др. Устанавливается, на что похожа данная фигура, из каких полосок, какого размера и цвета она составлена. После этого фигурка разбивается на полоски и затем психолог просит собрать ее еще раз.

3.4.«Разрезанные изображения» Предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения. Варианты: предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

3.5. Складывание картинки из пазлов.

Аудиторная

4.

Раздел 4. Восприятие запаха;

Реакция на запах, узнавание запаха.

4.1.Игра «Угадай, что внутри» Ребенок должен определить по запаху что находится в каждой баночке;

4.2. Игра «Найди пару» Ребенок должен найти баночку с одинаковым запахом;

4.3.Игра на соотношение запаха с картинкой;

4.4. Игра «Съедобное – несъедобное» Ребенок должен определить по запаху съедобный или не съедобный запах.

4.5. Игра «Характеристика запахов»— ребенок должен разгруппировать запахи на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Аудиторная

5.

Раздел 5. Восприятие вкуса;

Реакция на вкус, узнавание вкуса.

5.1.Игра «Угадай, какой вкус?» Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.

Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы

5.2.Игра «Найди пару»

Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.

5.3.«Фрукт или овощ?»

Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.).

Ребенок должен определить на вус с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.

5.4.Игра «Покажи сладкие, соленые, горькие и кислые продукты» на картинках».

Аудиторная

6.

Раздел 6. Восприятие цвета;

6.1.Упражнения: «Звёзды» Материал: карточки с изображением цветных звездочек, цветные кружочки разных цветов. Ребенку дается карточка и цветные кружки. «Рассмотри карточку, там изображены цветные звездочки – это «домики» для кружков. Поставь каждый кружок в свой домик, назови цвет».

6.2. «Кораблик» Оборудование: карточки с изображением цветного кораблика с контурами трех кружков (огоньков) и по три цветных кружочка (красного цвета разных оттенков: темно – красный, красный, светло – красный). Ребенку даются карточка и три кружочка: «Рассмотрите кораблик, на нем изображены огоньки. Помогите «зажечь огоньки»: разложите кружки на кораблике от темного к светлому»;

6.3.«Гусеница» Оборудование: кружки зелёного цвета различные по насыщенности. Задание: разложи кружочки зеленого цвета разных оттенков от самого светлого к самому тёмному.

6.4.«Знаковая таблица» Ребёнку предлагают на цветной таблице показать цвета за определенное время.

Воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы П,Н,Ш,Т. «Одинаковые буквы» Различение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению;

«Подбери заплатку»;

6.5.Игровой материал «Досочки Сегена»;

6.6.Игровой материал «Палочки Кьюизенера»;

6.7.Квадрат Воскобовича;

Аудиторная

7.

Раздел 7. Восприятие формы;

7.1.Знакомство с геометрическими фигурами (выделение одинаковых признаков формы, игра «Отгадай фигуру»: Задание: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. Перед ребёнком

изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы (с помощью психолога) и подобрать к ним обобщающее слово.

Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру вы дали, ответить на вопросы: -Какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник). -Из чего он сделан?

7.2.Игра «Покажи дорожку» нужно заштриховать только треугольники;

7.3.Упражнение «Геометрические фигуры» Предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигур. Задания учащимся: определите, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д.

7.4.Игра «Составить из геометрических фигур простое изображение»;

7.5.Упражнение "Дорисуй фигуры", «Обведи фигуру»;

«Сравни по длине, ширине, высоте»;

Оборудование: изображения предметов различных по высоте, ширине, длине. Ребёнку предлагается показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) изображение, затем самое короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т. д.) изображение. «Назови, сколько. . .»

Ребёнку предлагается назвать, сколько на рисунке треугольников, квадратов, овалов, прямоугольников (С помощью психолога);

7.6.Игровое пособие «Блоки Дьенеша»

7.7.Игровое пособие «Танграм»

Аудиторная

8.

Раздел 8. Упражнения на восприятие пространственного расположения предметов, развитие глазомера;

8.1.«Что, где было? И что изменилось?»

8.2.Задание показать и назвать, что или кто находится над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева данного объекта или предмета. Объяснить, что изменилось.

8.3. «Кто (что) где?» Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева

8.4. «Нарисуй фигуры» Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже - прямоугольник, над прямоугольником - 2 маленьких кружка, под прямоугольником - маленький кружок.

8.5. «Спички» Оборудование: коробок спичек. Разложить на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а узор на столе изменяется. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

8.6.Внимательно слушай и рисуй. Вы называете геометрические фигуры с указанием их места на листе. Ребёнок должен зарисовать их на указанном месте согласно инструкции (вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т.д.).

Аудиторная

9.

Раздел 9. Восприятие величины;

«Сравни по длине, ширине, высоте»;

Оборудование: изображения предметов различных по высоте, ширине, длине. Ребёнку предлагается показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) изображение, затем самое короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т. д.) изображение.

Аудиторная

10.

Раздел 10. Восприятие звука;

Аудиторная

11.

Ознакомление с окружающим (наблюдения с мамой за поведением животных, за сменой времен года, за насекомыми, за цветом неба, за птицами на прогулке);

Самостоятельная

12.

Музыкально-двигательные упражнения под музыку;

Самостоятельная

13.

Рисование карандашами на свободную тему двумя руками одновременно, только левой, только правой, с закрытыми глазами;

Самостоятельная

14.

Конструирование из магнитного конструктора на свободную тему;

Самостоятельная

15.

Выкладывание простого узора с помощью Кубиков Кооса или кубики Никитина;

Самостоятельная

16.

Лепка на свободную тему;

Самостоятельная

17.

Деятельность с кинетическим песком;

Самостоятельная

18.

Конструирование из кубиков, змейки;

Самостоятельная

19.

Рисование по мокрой бумаге;

Самостоятельная

20.

Рисование штампами

Самостоятельная

21.

Рисование раскрашенными листочками

Самостоятельная

22.

Раскрашивание природного материала (веток, листочков, камней);

Самостоятельная

23.

Рисование кисточкой по снегу или льду;

Самостоятельная

24.

Занятие с сенсорными досками;

Самостоятельная

25.

Игра «Чудесный мешочек»;

Самостоятельная

26.

Игры с рамками вкладышами;

Самостоятельная

27.

Работа со счетными палочками Кьюизенера;

Самостоятельная

28.

Досочки Сегена;

Самостоятельная

29.

Собирание простых пазлов;

Самостоятельная

30.

Работа с квадратом Воскобовича;

Самостоятельная

31.

Игры с блоками Дьенеша;

Самостоятельная

32.

Таблицы Равена;

Самостоятельная

33.

Конструирование простых узоров с помощью игры Танграм;

Самостоятельная

34.

Кинезиологические упражнения с мамой;

Самостоятельная











Приложение 2

Диагностические  пробы по коррекционному курсу

 «Сенсорное развитие»

Зрительное восприятие

Проба 1. Фиксация взгляда на лице человека

Цель: оценить умение фиксировать взгляд на лице человека.

Диагностический материал:

 Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит, лежит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком. Лицо педагога расположено на уровне глаз ребенка на расстоянии вытянутой руки.

  2. Педагог привлекает внимание ребенка мимикой (интонацией, тембром голоса) и фиксирует продолжительность удержания взгляда ребенка на своем лице.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок удерживал взгляд на лице педагога, находящегося на расстоянии вытянутой руки, в течение 3-х секунд и более

1 балл – при выполнении пробы ребенок не смотрел на педагога или удерживал взгляд на лице педагога менее 3-х секунд

Выбор из программного материала ожидаемого результата фиксация взгляда на лице человека в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 2. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете.

Цель: оценить умение фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете. Диагностический материал: фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет светящуюся игрушку на расстоянии 45-50 см от ребенка и фиксирует продолжительность удержания взгляда ребенка на светящемся предмете.

  3. Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет пламя свечи на расстоянии 45-50 см от ребенка и фиксирует продолжительность удержания взгляда ребенка на светящемся предмете.

  4. Работа с фонариком проводится в затемненной комнате. Педагог привлекает внимание ребенка, направляет луч фонарика на лицо ребенка (избегать попадания в глаза) и фиксирует продолжительность удержания взгляда ребенка на светящемся предмете.

  5. Затем педагог направляет луч фонарика на стену, привлекает внимание ребенка к световому пятну на стене и фиксирует продолжительность удержания взгляда ребенка на световом пятне.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок удерживал взгляд на неподвижном светящемся предмете, находящемся от него на расстоянии 45-50 см в течение 3-х секунд и более

1 балл – при выполнении пробы ребенок не смотрел на светящийся предмет или удерживал взгляд на неподвижном светящемся предмете менее 3-х секунд

Выбор из программного материала ожидаемого результата фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 3. Фиксация взгляда на неподвижном предмете.

Цель: оценить умение фиксировать взгляд на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка) Диагностический материал: желтый шарик.

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет желтый шарик, на расстоянии 45-50 см от ребенка на уровне глаз ребенка напротив (слева, справа), выше уровня глаз ребенка напротив (слева, справа), ниже уровня глаз ребенка напротив (слева, справа). Каждый раз педагог фиксирует продолжительность удержания взгляда ребенка на предъявляемом предмете.

*Проба проводится1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок удерживал взгляд на шарике, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка) в течение 3-х секунд и более

1 балл – при выполнении пробы ребенок удерживал взгляд на шарике не на всех уровнях, менее 3-х секунд

Выбор из программного материала ожидаемого результата фиксация взгляда на неподвижном предмете в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 4. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом

Цель: оценить умение прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад)

Диагностический материал: желтый шарик

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  1. Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет шарик на расстоянии 45-50 см от ребенка на уровне глаз ребенка, затем перемещает его в разных направлениях (по горизонтали, по вертикали, по кругу, приближая к лицу ребенка, удаляя от лица ребенка) на расстояние от 30 см до 1 метра и фиксирует прослеживание за движущимся близко расположенным предметом.

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок прослеживал взглядом за движущимся близко расположенным предметом в разных направлениях

1 балл – при выполнении пробы ребенок не прослеживал взглядом за движущимся близко расположенным предметом, прослеживал взглядом в одном или нескольких направлениях

Выбор из программного материала ожидаемого результата прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 5. Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом

Цель: оценить умение прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом

Диагностический материал: резиновый мяч среднего размера

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог находится на расстоянии 1,5 – 2 метров от ребенка.

  2. Педагог привлекает внимание ребенка к мячу, который держит в руках, потом кладет мяч на пол, толкает его и фиксирует прослеживание ребенком (взглядом) за движущимся удаленным объектом.

  3. Затем педагог привлекает внимание ребенка к себе (речью и мимикой), перемещается по комнате на расстоянии более 2 метров в разных направлениях и фиксирует прослеживание ребенком (взглядом) за движущимся удаленным объектом.

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок прослеживал взглядом за удаленным объектом, перемещающимся в разных направлениях

1 балл – при выполнении пробы ребенок не прослеживал взглядом за движущимся удаленным объектом; ребенок прослеживал взглядом за перемещением одного объекта

Выбор из программного материала ожидаемого результата прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 6. Дифференциация предметов по цвету

Цель: оценить умение дифференцировать предметы по цвету

Диагностический материал: 5 кубиков зеленого цвета, 5 кубиков красного цвета, 1 кубик синего цвета, 1 кубик желтого цвета, 2 коробки

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог ставит на стол напротив ребенка 2 коробки, в одной из них лежит кубик зеленого цвета, в другой – красного цвета. Непосредственно перед ребенком педагог кладет 4 красных и 4 зеленых кубика. Педагог привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Разложи кубики по коробкам» / «Собери (положи) одинаковые кубики» / «Положи к такому же».

  3. Педагог ставит на стол напротив ребенка 4 коробки, в которых лежат по одному кубику зеленого, красного, синего, желтого цвета. Непосредственно перед ребенком педагог кладет кубики четырех цветов. Педагог привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Разложи кубики по коробкам» / «Собери (положи) одинаковые кубики» / «Положи к такому же».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок дифференцировал предметы по цвету

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при дифференциации предметов

Выбор из программного материала ожидаемого результата дифференциация предметов по цвету в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 7. Различение цвета предметов

Цель: оценить умение различать цвет предметов

Диагностический материал: 4 кубика (1 кубик зеленого цвета, 1 кубик красного цвета, 1 кубик синего цвета, 1 кубик желтого цвета)

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет перед ребенком 4 кубика (красный, желтый, синий, зеленый), привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди синий (желтый, красный, зеленый)» / «Покажи синий (желтый, красный, зеленый)»» / «Где синий (желтый, красный, зеленый)?» / «Посмотри на синий (желтый, красный, зеленый)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предлагает ребенку назвать цвет предъявляемого предмета.

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок различал цвет предметов

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении цвета предметов

Выбор из программного материала ожидаемого результата различение цвета предметов в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 8. Зрительное соотнесение предметов по форме

Цель: оценить умение зрительно соотносить предметы по форме

Диагностический материал: 5 кубиков, 5 шариков, 2 коробки

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог ставит на стол напротив ребенка 2 коробки, в одной из них лежит - кубик, в другой – шарик. Непосредственно перед ребенком педагог кладет 4 шарика и 4 кубика. Педагог привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Разложи предметы по коробкам» / «Собери (положи) одинаковые предметы» / «Положи к такому же».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок зрительно соотнес предметы по форме

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при соотнесении предметов по форме

Выбор из программного материала ожидаемого результата дифференциация предметов по форме в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 9. Выделяет по слову форму предмета

Цель: оценить умение различать по слову форму предметов

Диагностический материал: 4 кубика, 4 шарика

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет перед ребенком 4 кубика, 4 шарика, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди кубик (шарик)» / «Покажи кубик (шарик)»» / «Где кубик (шарик)?» / «Посмотри на кубик (шарик)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предлагает ребенку назвать форму предъявляемого предмета.

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок различал форму предметов

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении формы предметов

Выбор из программного материала ожидаемого результата различение формы предметов в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 10. Зрительное соотнесение предметов по величине

Цель: оценить умение зрительно соотносить предметы по величине

Диагностический материал: 5 больших предметов, 5 маленьких предметов, 2 коробки

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог ставит на стол напротив ребенка 2 коробки, в одной из них лежит – большой предмет, в другой – маленький предмет. Непосредственно перед ребенком педагог кладет 4 больших предмета и 4 маленьких предмета. Педагог привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Разложи предметы по коробкам» / «Собери (положи) одинаковые предметы» / «Положи к такому же».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок зрительно соотнес предметы по величине

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при соотнесении предметов по величине

Выбор из программного материала ожидаемого результата дифференциация предметов по величине в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 11. Выделяет по слову величину предмета

Цель: оценить умение различать по слову величину предметов

Диагностический материал: 4 больших предмета, 4 маленьких предмета

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет перед ребенком 4 больших предмета, 4 маленьких предмета, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди большой (маленький)» / «Покажи большой (маленький)»» / «Где большой (маленький)?» / «Посмотри на большой предмет (маленький предмет)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предлагает ребенку назвать величину предъявляемого предмета.

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок различал величину предметов

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении величины предметов

Выбор из программного материала ожидаемого результата различение величины предметов в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Слуховое восприятие

Проба 1. Локализация неподвижного источника звука

Цель: оценить умение находить неподвижный источник звука, расположенный на уровне уха (плеча, талии)

Диагностический материал: звучащая резиновая игрушка, с силой звука 55-60 ДБ

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог располагает резиновую игрушку на уровне правого (левого) уха ребенка, на расстоянии 25-30 см от уха, сжимает ее один раз и фиксирует реакцию ребенка на звук.

  3. Затем педагог аналогичным образом предъявляет звучащий предмет на уровне плеча (талии) и фиксирует реакцию ребенка на звук.

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок локализовал неподвижный источник звука, расположенный на уровне уха (плеча, талии): поворачивал голову, смотрел на звучащий предмет

1 балл – при выполнении пробы ребенок не слышал звук, слышал, но не локализовал звук (не поворачивал голову в сторону звучащего предмета, протягивал руку, пытаясь захватить звучащий предмет) или локализовал его на одном-двух уровнях

Выбор из программного материала ожидаемого результата локализация неподвижного источника звука в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 2. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука (для детей с нарушением зрения).

Цель: оценить умение прослеживать за близко расположенным перемещающимся источником звука

Диагностический материал: звучащая резиновая игрушка, с силой звука 55-60 ДБ

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог располагает резиновую игрушку ребенка напротив ребенка на уровне его глаз, на расстоянии 30-40 см, сжимает ее один раз и фиксирует реакцию ребенка на звук.

  3. Затем педагог перемещает резиновую игрушку в различных направлениях (сверху вниз, по диагонали и др.) на расстояние до 1 метра, периодически сжимает ее и фиксирует реакцию ребенка на звук.

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок прослеживал за близко расположенным перемещающимся источником звука (каждый раз тянул руку к источнику звука)

1 балл – при выполнении пробы ребенок слышал, но не локализовал звук или локализовал его на одном-двух направлениях

Выбор из программного материала ожидаемого результата прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 3. Локализация неподвижного удаленного источника звука.

Цель: оценить умение локализовать неподвижный удаленный источник звука

Диагностический материал: заводная музыкальная игрушка

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог показывает ребенку музыкальную игрушку, дает послушать ее звучание и предъявляет речевую инструкцию: «Я сейчас спрячу игрушку. Найдешь ее?»

  3. Педагог предлагает ребенку закрыть глаза (отвернуться, выйти из помещения), заводит игрушку и прячет ее в помещении.

  4. Педагог предлагает ребенку открыть глаза (повернуться, войти в помещение) и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди игрушку».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок локализует неподвижный удаленный источник звука (находит спрятанную звучащую игрушку)

1 балл – при выполнении пробы ребенок не локализует неподвижный удаленный источник звука (не находит спрятанную звучащую игрушку или находит спрятанную звучащую игрушку с помощью педагога)

Выбор из программного материала ожидаемого результата локализация неподвижного удаленного источника звука в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 4. Соотнесение звука с его источником

Цель: оценить умение соотносить звук с его источником

Диагностический материал: аудиозапись со звуками животных (кот, собака, корова, свинья, петух), картинки с изображением животных (кот, собака, корова, свинья, петух)

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением животных (кот, собака, корова, свинья, петух), затем предъявляет фрагмент аудиозаписи со звуками одного животного, потом другого животного и т.д. После каждого фрагмента аудиозаписи педагог предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Кто это? Покажи» / «Кто это? Найди» / «Кто это? Посмотри»

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок соотносил звук с его источником

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при соотнесении звука с его источником

Выбор из программного материала ожидаемого результата соотнесение звука с его источником в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла развитие слухового восприятия является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.

Проба 5. Нахождение одинаковых по звучанию объектов

Цель: оценить умение находить одинаковые по звучанию объекты

Диагностический материал: парные «шумящие» коробочки (2 коробочки с манкой, 2 коробочки с гречей, 2 коробочки с фасолью)

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет на стол перед ребенком три «шумящих» коробочки (с манкой, гречей, фасолью), затем берет парную коробочку, привлекает внимание ребенка, встряхивает ее и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди такую же».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок находил одинаковые по звучанию объекты

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при нахождении одинаковых по звучанию объектов

Выбор из программного материала ожидаемого результата нахождение одинаковых по звучанию объектов в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла развитие слухового восприятия является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.

Кинестетическое восприятие

Проба 1. Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

Цель: оценить реакцию на прикосновения человека

Диагностический материал:

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог прикасается к рукам, ногам, голове ребенка, чередуя виды прикосновений: поглаживания, похлопывания, сжимания, растирания и т.д. и фиксирует эмоционально-двигательную реакцию ребенка.

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на воздействие (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на воздействие (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от прикосновений)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 2. Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости

Цель: оценить реакцию на соприкосновение с материалами, различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий)

Диагностический материал: 4 емкости для материалов, вода (теплая, холодная), клейстер, крупа (пшено), сенсорные дощечки с гладкой и шероховатой поверхностью

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог ставит на стол перед ребенком емкости с теплой и холодной водой, опускает руки ребенка в холодную воду и фиксирует реакцию ребенка на температуру воды. Затем педагог опускает руки ребенка в теплую воду и также фиксирует реакцию ребенка.

  3. Педагог ставит на стол перед ребенком емкость с крупой, опускает в нее руки ребенка и фиксирует реакцию ребенка на вязкость материала.

  4. После этого педагог ставит на стол перед ребенком емкость с клейстером, опускает в нее руки ребенка и также фиксирует реакцию ребенка на вязкость материала.

  5. Затем педагог кладет на стол перед ребенком сенсорные дощечки и помогает ребенку поочередно потрогать их, фиксируя реакцию на гладкую и шероховатую фактуру материала.

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на воздействие (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на один или несколько видов соприкосновений с материалами (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от прикосновений)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла развитие кинестетического восприятия является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР. Если наблюдается стойкая негативная реакция на соприкосновение с каким-либо материалом, то не рекомендуют планировать работу с ним.

Проба 3. Реакция на вибрацию, исходящую от объектов

Цель: оценить реакцию на вибрацию, исходящую от объекта

Диагностический материал: вибрирующая игрушка (мышка), вибромассажер

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог вкладывает в руку ребенка вибрирующую игрушку и фиксирует реакцию ребенка на воздействие.

  3. Педагог прикладывает вибромассажер к ногам ребенка и фиксирует реакцию ребенка на воздействие.  

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на вибрацию, исходящую от объектов (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на вибрацию, исходящую от объектов (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от прикосновений)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 4. Реакция на давление на поверхность тела

Цель: оценить реакцию на давление на поверхность тела

Диагностический материал: теннисный мячик (резиновый массажный мячик)

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог касается руками разных участков тела ребенка (руки, ноги, голова), чередует более легкие и интенсивные надавливания, делает между ними паузы, каждый раз фиксирует реакцию ребенка на воздействие.

  3. Аналогичную работу педагог проводит, используя резиновый массажный мячик.

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на давление на поверхность тела (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на давление на поверхность тела (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от воздействия)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная реакция на давление на поверхность тела в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла развитие кинестетического восприятия является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.

Проба 5. Реакция на положение тела

Цель: оценить реакцию на вертикальное положение тела

Диагностический материал:

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (на кресле-коляске). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог ставит ребенка на ноги (задает вертикальное положение с опорой на ноги), удерживает его в этом положении в течение 3-4 минут и фиксирует реакцию ребенка на заданное положение тела.

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на вертикальное положение тела (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на положение тела (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от воздействия)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная реакция на положение тела в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 6. Реакция на изменение положения тела

Цель: оценить реакцию на изменение положения тела

Диагностический материал: качели (гамак), гимнастический мат, вращающееся кресло

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет ребенка на гимнастический мат на живот, затем поворачивает на бок, на спину, возвращает в исходное положение, фиксируя реакцию ребенка на каждое изменение положения тела.

  3. Педагог сажает ребенка на качели (гамак), раскачивает их и фиксирует реакцию ребенка.

  4. Педагог сажает ребенка во вращающееся кресло и катает в разном темпе.

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на изменение положения тела (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на изменение положения тела (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от воздействия)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная реакция на изменение положения тела в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла развитие кинестетического восприятия является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.

Проба 7. Реакция на положение частей тела

Цель: оценить реакцию на положение частей тела

Диагностический материал:

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог берет руку (ногу) ребенка и выполняет сгибание, разгибание, отведение конечности в стороны в разном темпе, с разной амплитудой, фиксируя на некоторое время каждое положение части тела и реакцию ребенка.

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на положение частей тела (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на положение частей тела (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от воздействия)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная реакция на положение частей тела в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 8. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

Цель: оценить реакцию на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

Диагностический материал: мягкий матрац, твердая кушетка, шариковый бассейн, терапевтический (водный) бассейн

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет ребенка на мягкий матрац поочередно на живот (на спину, на бок) и фиксирует реакцию ребенка.

  3. Педагог кладет ребенка на твердую кушетку поочередно на живот (на спину, на бок) и фиксирует реакцию ребенка.

  4. Педагог кладет ребенка в шариковый бассейн поочередно на живот (на спину, на бок) и фиксирует реакцию ребенка.

  5. Педагог кладет ребенка на поверхность воды поочередно на живот (на спину, на бок) и фиксирует реакцию ребенка.

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от воздействия)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 9. Различение температуры, фактуры, влажности, вязкости материалов

Цель: оценить умение определять температуру (холодный, теплый), фактуру (гладкий, шероховатый), вязкость (жидкий, сыпучий), влажность (сухой, мокрый) материала

Диагностический материал: 4 емкости для материалов, вода (теплая, холодная), клейстер, крупа (пшено), сенсорные дощечки с гладкой и шероховатой поверхностью

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог ставит на стол перед ребенком емкости с теплой и холодной водой, опускает руки ребенка в холодную воду и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Какая вода?» / «Вода холодная (теплая)?»

  3. Затем педагог опускает руки ребенка в теплую воду и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Какая вода?» / «Вода холодная (теплая)?»

  4. Педагог кладет на стол перед ребенком сухую и мокрую тряпку, предлагает потрогать их и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Какая тряпка сухая (мокрая)?»

  5. Педагог ставит на стол перед ребенком емкость с крупой, опускает в нее руки ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Крупа сыпучая (жидкая)?»

  6. После этого педагог ставит на стол перед ребенком емкость с клейстером, опускает в нее руки ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Клейстер сыпучий (жидкий)?»

  7. Затем педагог кладет на стол перед ребенком сенсорные дощечки, предлагает поочередно потрогать их и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Это гладкий (шероховатый)?»

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок определял температуру (холодный, теплый)фактуру (гладкий, шероховатый)вязкость (жидкий, густой, сыпучий), влажность (сухой, мокрый) материала

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при определении температуры и/или фактуры и/или вязкости и/или влажности материалов

Выбор из программного материала ожидаемого результата различение свойств материалов (температуры, фактуры, влажности, вязкости) в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла расширение спектра материалов является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.

Восприятие вкуса и запаха

Проба 1. Реакция на запах

Цель: оценить реакцию на запах

Диагностический материал: апельсин, хлеб, мыло, зубная паста

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог предъявляет ребенку разные запахи (апельсин, хлеб, мыло, зубная паста), располагая источник запаха статично на расстоянии 10-15 см от носа ребенка, и фиксирует реакцию ребенка на воздействие. Когда педагог предъявляет хлеб и апельсин, обязательно дает ребенку попробовать их.

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на знакомый запах (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на знакомый запах (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от воздействия)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная реакция на запахи в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 2. Узнавание объектов по запаху

Цель: оценить умение узнавать объекты по запаху

Диагностический материал: апельсин, хлеб, мыло, зубная паста; картинки с изображением апельсина, хлеба, мыла, зубной пасты

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением апельсина, хлеба, мыла, зубной пасты, поочередно предъявляет ребенку соответствующие запахи, располагая источник запаха статично на расстоянии 10-15 см от носа ребенка, и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение) или показывает жестом: «Что это?» / «Найди (покажи), что это?»/ «Посмотри, что ты нюхал» / «Назови, что ты нюхал»

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок узнавал объекты по запаху

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при узнавании объектов по запаху

Выбор из программного материала ожидаемого результата различение объектов по запаху в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 3. Реакция на вкус продуктов, различных по вкусовым качествам

Цель: оценить реакцию на вкус продуктов, различных по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый)

Диагностический материал: кислое (сладкое) яблоко, соленый огурец, сладкий (горький) шоколад

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог предъявляет продукты с разными вкусовыми качествами (различные по консистенции) и фиксирует реакцию ребенка.

Когда педагог предъявляет хлеб и апельсин, обязательно дает ребенку попробовать их.

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на вкус знакомых продуктов (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на вкус знакомых продуктов (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от воздействия)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 4. Узнавание продуктов по вкусу

Цель: оценить умение узнавать продукты по вкусу

Диагностический материал: апельсин, хлеб, банан, колбаса; картинки с изображением апельсина, хлеба, банана, колбасы

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением апельсина, хлеба, банана, колбасы или реальные продукты, дает ребенку попробовать соответствующие продукты и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Что это?» / «Найди (покажи), что это?»/ «Посмотри, что ты пробовал»

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок узнавал продукты по вкусу

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при узнавании продуктов по вкусу

Выбор из программного материала ожидаемого результата различение продуктов по вкусу в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 5. Различение вкусовых качеств продуктов

Цель: оценить умение определять вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Диагностический материал: лимон, соль, сахар, горький лук

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог предъявляет продукты с разными вкусовыми качествами и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Какой по вкусу?»

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок определял вкусовые качества продуктов

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при определении вкусовых качеств продуктов

Выбор из программного материала ожидаемого результата различение вкусовых качеств продуктов в СИПР актуален при оценке 1 балл.