Программа «Шаг к здоровью»
Цель: формирование физически крепкой, психически устойчивой, нравственной личности
Принципы:
Общепедагогические:
Гуманизации
Природосообразности
Культуросообразности
Систематичности и последовательности
Связи теории с практикой и с жизнью
Здоровьесберегающей педагогики:
Ненанесение вреда
Приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
Триединого представления о здоровье
Отсроченного результата
Контроля за результатами
Педагогические подходы:
Компоненты |
учебный | Внеклассной деятельности | Работа с родителями | диагностика |
Задачи |
Формирование здорового образа жизни в процессе обучения | Формирование здорового образа жизни в процессе внеклассных мероприятий | Формирование связей между стилем жизни в школе и стилем жизни в семье учащегося | Выявление и коррекция проблем, приводящая к снижению здоровья |
Содержание |
| Систематические внеклассные мероприятия оздоровительного характера | Просветительская деятельность Вовлечение во внеклассную работу оздоровительного характера | Анализ |
Формы |
Урок Практические занятия | | Родительские: Лекторий Собрания Консультации Круглые столы Праздники | мониторинг |
Методы |
Методы обучения по Лернеру-Скаткину | Методы воспитания по Сластенину | Беседы Убеждения | Опрос анкетирование Тестирование Набюдение |
Результат: физически крепкая, психически устойчивая, нравственная личность выпускника начальной школы |
Система работы по сохранению и укреплению здоровья школьников
Общепедагогические принципы
Принцип природосообразности наиболее четко и содержательно раскрыт Я.А.Коменским. Суть данного принципа заключается в том чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие при этом становятся главными и определяющими факторами.
Принцип культуросообразности. Данный принцип связан с именем Дистерверга А.. Принцип предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение.
Принцип систематичности и последовательности. Сущность данного принципа отраженна в выражении Каменского Я.А.: «Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего».
Принцип связи теории с практикой и с жизнью в контексте нашего исследования выражает необходимость подготовки учащейся молодежи к правельному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуаций. В конечном итоге полученные гигиенические знания должны трансформироваться в соответствующие умения и навыки, определяющие поведение индивидуума.
Принципы здоровьесберегающей педагогики
Принцип ненанесения вреда - предполагает применение оздоровительных систем и методов, обоснованных с научной точки зрения и реализуемых на практике людьми, имеющими соответствующую профессиональную подготовку;
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предпологает, что все происходящее в общеобразовательном учреждении - от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями и т.д.- должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Реализация этого принципа невозможна без проведения мониторинга здоровья школьников: физического, психического, духовно-нравственного:
Принцип триединого представления о здоровье - неразрывное единство здоровья физического, психического и духовно-нравственного;
Принцип отсроченного результата - суть его заключается в том, что личностные измерения, определяющие систему отношений и рисунок поведения человека, формируются длительно и подспудно, а потому для получения положительных результатов требуется время. Результат чаще всего проявляется в форме неожиданного выбора, поступка, не свойственного ранее этому человеку;
Принцип контроля за результатами – основан на получении обратной связи, должен быть реализован как в работе всей школы, так и в работе каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии.
Педагогические подходы (гендерный)
Одним из важнейших подходов, используемых при организации процесса сохранения здоровья учащейся молодежи в общеобразовательной школе и определяющих в конечном итоге особенности использования всех вышеперечисленных подходов, является гендерный подход. Гендерный подход представляет собой процесс сохранения здоровья учащихся с учетом полоролевых различий.
Методы обучения Лернена-Скаткина
Методы воспитания по Сластенину
Формирование сознания: | Поощрения | Порицания |
Убеждения (беседа лекция рассказ) Упражнения Личный пример | Словесное одобрение Похвала Благодарность награда | замечание |
Средства воспитания, используемые при реализации образовательного компонента
При формировании у учащихся знаний умений и навыков здорового образа жизни использовалась наглядность:
Предметная (реальные и натуральные объекты)
Изобразительная (картины, репродукции, схемы, чертежи)
Технические средства обучения и воспитания:
Визуальные – слайдшоу
Звуковые – аудиозаписи
Аудиовизуальные – кинофильмы, видеофильмы, мульфильмы
Направление деятельности объединения «Шаг к здоровью»
Фукнкция:
Субьекты:
Данная структура включает в себя следующие направления деятельности по здоровому образу жизни:
Проведение периодического курса гигиенического воспитания. Ведущая роль принадлежит врачам и школьным психологам
Организация и проведение систематического цикла классных часов для младших школьников по 4 часа в год с 1 по 4 классс. Организует и проводит классный руководитель с привлечением врачей городской поликлиники (узких специалистов), школьного психолога, школьного врача, учителей физической культуры, учителей биологии
Организация и проведение систематически и периодически действующих внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятий
Секции: футбол, спортивные танцы, бассейн, каратэ, общая физическая подготовка - ведут руководители секций. Перечисленные секции организуются и функционируют на базе образовательного учреждения и базе дополнительных учреждений города
Ежедневные музыкальные утренние зарядки – ведут представители Молодежного Центра гимназии
Оздоровительные паузы и спортивные переменки – ведут представители Молодежного центра гимназии
Летняя оздоровительная площадка
Вид мероприятия | Кто организует и проводит |
День Здоровья | Учитель физической культуры |
День права | Классный руководитель |
День туризма и спорта | Учитель физической культуры |
День профилактики… | Классный руководитель Школьный врач |
Акция «Скажем, нет – вредным привычкам» | Классный руководитель |
Театрализованные представления | Классный руководитель |
Туристические слеты | Заместитель директора по вр Классный руководитель |
Походы по Подмосковью | Классный руководитель |
Встречи с интересными людьми | Классный руководитель |
Спортивные соревнования | Классный руководитель Учитель физической культуры |
Игры доброй воли | Классный руководитель |
Шашечные турниры | Классный руководитель |
День футбола, пионербола …. | Учитель физической культуры Классный руководитель |
Конкурс строя и песни | Классный руководитель Учитель физической культуры |
Конкурс агитбригад | Классный руководитель |
Мобильные группы | Молодежный Центр гимназии |
Тренинги на сплочение коллектива | Школьный психолог |
Конкурс «Молодцы и девицы» | Классный руководитель |
Малые олимпийские игры | Учитель физической культуры |
Аукцион знаний по здоровому образу жизни | Классный руководитель |
Спортивные переменки | Классный руководитель |
Минутки здоровья | Классный руководитель |
Экран хорошего настроения | Школьный психолог Классный руководитель |
Акция «Доброе сердце» | Классный руководитель |
Тренинг «Цвет дня» | Школьный психолог |
Проект «Город здоровья» | Классный руководитель |
4 Санитарно-гигиеническое обеспечение учебно-воспитательного процесса в соответствии с санитарными нормами и правилами
Приоритетная роль отводится школьному врачу, классному руководителю и родителям
5 рациональная организация учебного процесса, основанная на применении организационно-педагогических и психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий
Приоритетная роль отводится учителям, школьному психологу и школьному врачу
6 Коррекционно-воспитательная работа, основанная на психолого-педагогической поддержке
Включает в себя организацию и функционирование кабинета психолога в образовательном учреждении и городского центра психолого-педагогической коррекции
7 Работа с родителями
Родители являются одновременно субъектами и объектами в деятельности по сохранению здоровья учащихся младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.
В качестве субъекта родители выступают при организации и проведении внеклассных мероприятий спортивно-оздоровительной направленности, коррекционно-воспитательной деятельности, обеспечения санитарно-гигиенических условий в школе.
В качестве объекта родители выступают при проведении среди них просветительской работы по сохранению здоровья их детей с учетом половозрастных и полоролевых особенностей, которая осуществляется посредством родительских лекториев, индивидуальной беседы и групповых консультаций.
Родительский лекторий организует классный руководитель с привлечением специалистов: школьного психолога, школьного врача, врачей детской поликлиники
Индивидуальные и групповые консультации проводит школьный психолог, школьный врач и классный руководитель
8 диагностическая работа по определению эффективности деятельности, направленной на сохранение здоровья учащейся молодежи в образовательном учреждении
Данная работа предполагает несколько направлений, осуществляемых практически всеми членами объединения, и включает в себя определения
Уровня гигиенических знаний - осуществляется классным руководителем
Сформированности умений и навыков ведения учащимися здорового образа жизни - осуществляется классным руководителем
Уровень физической подготовки – проводится учителем физической культуры
Успеваемости и качества знаний учащихся фиксируется классным руководителем
Уровня нравственной и нервно-психической устойчивости – проводится школьным психологом при участии классного руководителя
Уровня заболеваемости учащихся – определяется школьным врачом при содействии классного руководителя и учителя
Участие во внешкольных мероприятий и занятость учащихся во внеурочное время
Занятость в кружках и секциях
Анализ 2009-2010 учебного года
Из 27 учащихся 25 посещают кружки и секции по следующим направлениям:
Познавательное 12
Спортивное 16
Художественное 27
Анализ 2010-2011 учебного года.
Из 27 учащихся класса 27 посещают кружки и секции по следующим направлениям:
познавательное 13 человек
спортивное 21 человек
художественное 27 человек
Занятость в кружках и секциях
за 2009-2010 и 2010-2011 учебные годы
по направлениям: познавательное, спортивное, художественное
Спортом во внешкольных учреждениях города занимаются 21учащийся из 27:
Состояние здоровья детей в значительной степени зависит от их физической деятельности. В ходе исследование выяснено, что обучающиеся систематически посещают занятия в оздоровительных и спортивных центрах, причем по сравнению с прошлым годом увеличилось количество детей занимающихся спортом.
По сравнению с прошлым учебным годом учащиеся класса стали меньше болеть. Пропусков по болезни за сентябрь 2009-2010 учебного года 45 дней, за сентябрь 2010-2011 года 24 дня. Количество пропущенных дней уменьшилось в 2 раза.
Литература
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990. – 559 с.
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 64 с.
Ананьев П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания: Автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 2000. – 23 с.
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. – 567 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1989. – 432 с.
Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. – М., 2003. – 156 с.
Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию учащихся. – Киев: Рад. школа, 1985. – 236 с.
15. Баль Л.В., Барканова С.В. Формирование здорового образа жизни
российских подростков: Учебное пособие для классных руководителей
5–9 классов. – М.: Владос, 2002. – 25 с.
1990. - № 1. – С 20-26.
17. Баранов А.А. О проекте Федеральной целевой программы «Здоровый
ребенок» // Здоровые дети России в XXI веке. – М., 2001. – С. 27–34.
Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Книга для родителей. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 32 с.
Семенова И.И. «Организация педагогического условия сохранения здоровья в общеобразовательных учреждении: Дис., кандидат педагогических наук Москва 2007-275 страниц
Родительское собрание на тему «Главное здоровье – остальное будет»
Цель:
Формирование устойчивой нравственной позиции в выборе здорового образа жизни
Задачи:
распространение положительного опыта
Приобщение семей к здоровому образу жизни
Расширение кругозора родителей в вопросах здорового образа жизни
Место проведения:
Время проведения:
Форма проведения:
Предварительная работа:
С чем вы ассоциируете слово здоровье
Во сколько вы ложитесь спать, во сколько встаете
Ваш режим дня
Приглашение специалистов: психолога, окулиста
Методы и приемы
Методическое обеспечение
Соблюдать режим дня
Ввести в привычку навыки гигиены
Правильно питаться
Заниматься спортом
Вести беседы о вредных привычках
Вовремя посещать врача
Оборудование:
Мультипроектор
магнитофон
Описание собрания:
(родители собираются под песню В. Шаинского «Улыбка»)
Главное……….. остальное будет (на доске)
Тема нашего собрания очень актуальна. Здоровье величайшая ценность дарованная природой По статистике … детей рождается здоровыми. В нашей школе 1200 учащихся, из них … здоровы. В нашем классе у 35 процентов детей снижено зрение
Сегодня на собрании мы постараемся поискать ответ на вопрос: как сберечь здоровье?
С чем вы ассоциируете слово здоровье?
Зачитываю определение детей (спорт, врачи, …….) По определению медицинской энциклопедии здоровье - это состояние организма человека, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие либо болезненные изменения.
Чтение стихотворения
Берегите здоровье друг друга
У природы мы малая часть
Вы кому-то ответили грубо
Чью-то жизнь сократили на час
Дементьев
Отчего зависит состояние здоровья, только от того, что мы кому-то ответили грубо? (стиль жизни)
Выступление семей родителей «Мои увлечения»
(туристические походы, клуб любителей бега, всей семьей в оздоровительный центр, спортивное ориентирование)
Друзья мои! Возьмите посох свой
Идите в лес, бродите по долине
И в долгу ночь глубок ваш будет сон
А.С.Пушкин
Ребенок должен спать…. Часов иначе…….А впереди учебный трудный день. Значит от нас зависит здоровье ребенка. А вы знаете, как уберечь здоровье то, что есть? Как правильно питаться, какой режим дня соблюдать.
Сегодня нам стоит послушать специалистов
Можем сделать многое
Соблюдать режим дня
Ввести в привычку навыки гигиены
Правильно питаться
Заниматься спортом
Вести беседы о вредных привычках
Вовремя посещать врача
Помните, что здоровье ваших детей в наших руках. Нас постоянно преследуют враги: лень, неумение распределить свое время. Должны помнить, что здоровая нация это наше с вами будущее. Мы с вами должны помнить о таких мелочах как улыбка, комплимент, уважительное отношение друг к другу. Ведь ребенок учится тому, что видит у себя в дому. А мы все один социум. Здоровье каждого из вас является общим делом.
Классный час
Тема: «Строим дом здоровья»
1 класс
Цель:
Формирование устойчивой нравственной позиции в выборе за здоровый образ жизни
Задачи:
Познакомить с правилами здорового образа жизни
Воспитывать культуру общения
Расширение кругозора в вопросах здорового образа жизни
Получение опыта здорового образа жизни
Место проведения:
Время проведения:
Форма проведения:
Классный час
Методы и приемы
Оборудование:
Мультипроектор
Магнитофон
Мультфильм «Мойдодыр»
Фотовыставка «Мир моих увлечений»
здоровье |
еда |
ь |
вода |
овощи |
режим |
отдых |
движение |
зарядка |
Зарядка |
Умывание |
Завтрак |
Учеба в школе |
Обед |
Посещение кружка, секции |
Отдых |
Полдник |
Ужин |
Описание классного часа
Мы сегодня с вами построим дом за 45 минут.
- Вы думаете это возможно? Давайте попробуем
- Начнем с чего? ( С фундамента)
- Чтобы быть здоровым, надо каждое утро что делать? ( зарядку)
- Давайте сделаем зарядку, и тогда может у нас с вами появится фундамент
Физминутка………
Вывод: Чтобы быть здоровым необходимо делать каждый день зарядку
Фундамент готов, приступаем к строительству первого этажа
- Игра «Повтори за мной»
( ведущий под музыку показывает движения, все его повторяют, по команде: «Ап», меняется ведущий)
- Жизнь – это движение, готов первый этаж
( На кирпичике фото детей в спортивных секциях. Рассматривается фотовыставка с фото детей в спортивных секциях)
- Выступление детей о занятиях спортом (карате, тэквандо, спортивные танцы, плавание)
Вывод: Чтобы быть здоровым надо обязательно заниматься спортом.
- Необходимо правильно сочетать работу и … отдых
Еще один этаж готов.
Что вы подразумеваете под словом отдых?
Вывод: Делу время – потехе час
- Все дети знают, что людям необходимо соблюдать что? Режим
(составление режима дня из нарезанных слов)
Вывод: Чтобы быть здоровым необходимо соблюдать режим дня
- Как называются три приема пищи? ( завтрак обед ужин)
- -Что обязательно надо есть, чтобы быть здоровым? (фрукты, овощи)
- интеллектуальная игра «Что это?»:
авакадо –
банан –
ежевика –
арбуз –
помидор –
манго –
Вывод: Чтобы быть здоровым необходимо правильно питаться
еще один этаж дома готов, осталось 3 этажа и крыша
- Необходимо кожу всегда содержать в порядке и поможет нам что? Вода
Чаще мойся, воды не бойся.
(показ фрагмента мультфильма «Мойдодыр»)
- Какой совет дал Мойдодыр всем ребятам?
- Почему плохо быть грязнулей?
Вывод: Чтобы быть здоровым необходимо тело содержать в чистоте
Ь
Е
Древние говорили: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть»
- Как вы понимаете это высказывание?
-Игра «Полезное и бесполезное»
(Называю слова : яблоко, сок, газировка, шоколадка, каша, персик, чипсы, хлеб, молоко, тортик,кефир, геркулес, лук, пепси. Дети отвечают: полезно или неполезно)
Почтальон Печкин
- Здравствуйте. Это гимназия, 1 класс. Принес телеграмму от Сиропчика.
Телеграмма
«Здравствуйте, ребята. Лежу в больнице. Лечусь. Ем леденцы, пью газировку, заедая чипсами. Скоро буду здоров. До встречи. Сиропчик.»
- Как вы думаете, скоро вылечиться Сиропчик? Почему?
Вывод: Еда должна быть здоровая и полезная
Итог - крыша здоровье
Жил на свете мальчик Леня – это очень хорошо
Он учился в нашей школе – это очень хорошо
В 7 утра он поднимался – это очень хорошо
И зарядкой занимался – это очень хорошо
И всегда он умывался – это очень хорошо
Только правильно питался – это очень хорошо
Вот мы и построили с вами дом здоровья. Желаю вам всегда быть здоровыми.
Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
В школу смело отправляйся!