ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДУХОВНО-РАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«ШАГ НАВСТРЕЧУ»
5 КЛАСС
Результаты освоения содержания курса.
Личностные результаты:
- сформированность у учащихся самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- сформированность основ эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитость этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- готовность школьника конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- уметь ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строит понятные для других высказывания.
Предметные результаты:
- сформированность у учащихся первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков;
- сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка, другой культуры;
- сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы, уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни, умения соблюдать элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей;
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства и музыки в духовно – нравственном развитии человека;
- получение представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Шаг навстречу» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Достижение определенных уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.
Основным содержанием духовно-нравственного развития являются базовые национальные ценности: патриотизм - любовь к Родине, своему народу, малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества; семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самооценка и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору; труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие; наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира; традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие; природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
Программа внеурочной деятельности «Шаг навстречу» по духовно-нравственному направлению разработана для учащихся 5 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В школьном коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. На уроках важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. Реализация программы предполагает формирование представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, просмотр видеофильмов.
Программа рассчитана на один год обучения; 1 час в неделю. Всего: 34 часа.
Цель программы «Шаг навстречу»
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача учащимся тех знаний, которые формируют их нравственность. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса. Одним из важнейших результатов реализации данной программы является гармонично развитая, высоко духовная личность школьника, способного к самоадаптации и самореализации собственных способностей. Ученик ощущает себя уверенной личностью, востребованной социумом, и обладает такими личностно значимыми качествами, как способность к самореализации и самоопределению, потребность в здоровом образе жизни коммуникативные умения, культура поведения. В ходе реализации программы учитель должен: способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности; создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для развития их креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского коллектива; способствовать созданию эмоционально комфортной психологической атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание ситуации успеха; способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному самоопределению через организацию самоуправления и различные формы общественно-значимой деятельности.
Форма организации данного курса внеурочной деятельности – часы общения.
Виды деятельности: беседа, лекции, просмотр и обсуждение видеоматериала, обыгрывание и обсуждение, проблемных ситуаций; составление синквейна.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«ШАГ НАВСТРЕЧУ»
5 КЛАСС
КАЛЕНДАНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | ТЕМА | Часы | План | Факт |
1 | Введение. | 1 | | |
2. | Моя страна. | 1 | | |
3. | Я живу в России. | 1 | | |
4. | Листая страницы истории. | 1 | | |
5. | О порядочности. | 1 | | |
6. | Воспитанный человек. | 1 | | |
7. | Есть совесть. | 1 | | |
8. | Ответственность за свои дела. | 1 | | |
9. | Что значит доверять. | 1 | | |
10. | Доверие в жизни человека. | 1 | | |
11. | Чувствовать другого человека. | 1 | | |
12. | Любовь к людям. | 1 | | |
13. | Горькая правда и сладкая ложь. | 1 | | |
14. | А что выбираешь ты. | 1 | | |
15. | О традициях воспитания. | 1 | | |
16 | Твоя честь. | 1 | | |
17 | Человеческое достоинство. | 1 | | |
18 | Воспитание. Общее и особенное. | 1 | | |
19. | Традиции воспитания. | 1 | | |
20 | Воспитывая мужество. | 1 | | |
21. | Не оставаться равнодушным. | 1 | | |
22 | Быть человеком. | 1 | | |
23 | Знать права и обязанности. | 1 | | |
24 | Права и обязанности учащихся. | 1 | | |
25 | Говорим правильно. | 1 | | |
26 | Учись учиться. | 1 | | |
27 | Воспитывая характер. | 1 | | |
28 | О самовоспитании. | 1 | | |
29 | Дом и семья. | 1 | | |
30 | Семейные ценности. | 1 | | |
31. | Плод добрых трудов славен. | 1 | | |
32. | Здоровое поколение. | 1 | | |
33. | Зависит от нас. | 1 | | |
34. | Обобщение. | 1 | | |
Диагностика нравственной воспитанности в конце 5 класса
Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки
Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».
Вопросы:
1 | Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми | 4 | 3 | 2 | |
2 | Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду | 4 | 3 | 2 | |
3 | Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми | 4 | 3 | 2 | |
4 | Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку | 4 | 3 | 2 | |
5 | Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей | 4 | 3 | 2 | |
6 | Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес | 4 | 3 | 2 | |
7 | Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню | 4 | 3 | 2 | |
8 | Мне приятно доставлять людям радость | 4 | 3 | 2 | |
9 | Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки | 4 | 3 | 2 | |
10 | Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы | 4 | 3 | 2 | |
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика № 2. Диагностика этики поведения
Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Тексты:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...
Интерпретация:
Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и
грубости.
Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.