СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Школа первой помощи"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для педагогов дополнительного образования. Проведение занятий по окзанию первой помощи пострадавшим, внеурочная деятельность в рамках площадки "Точка роста"

Просмотр содержимого документа
«Программа "Школа первой помощи"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов»




Согласованно: Руководитель Центра

Цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» _______ И.С.Болдаева




Принято педагогическим советом

МБОУ «СОШ № 44»

Протокол от

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ № 44»

_____________ О.К. Майорова

Приказ от







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально - педагогической направленности

«Школа первой помощи»


стартовый уровень


Возраст обучающихся: 14-17 лет

Срок реализации: 1 год








Автор-составитель:

Полянская Валентина Петровна,

педагог дополнительного образования













г. Полысаево, 2022


СОДЕРЖАНИЕ


РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………….

1.2. Цель и задачи программы …………………………………………………

1.3. Содержание программы ……………………………………………………

1.3.1. Учебно-тематический план ……………………………………………..

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана ………………………… …

1.4. Планируемые результаты ………………………………………………….

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ …………………………………………………………………………...

2.1. Календарный учебный график ……………………………………………

2.2. Условия реализации программы ………………………………………….

2.3. Формы аттестации / контроля …………………………………………….

2.4. Оценочные материалы ……………………………………………………..

2.5. Методические материалы ………………………………………………….

2.6. Список литературы …………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..


3

5


5-6


6-8

8-9




9

10


10

12


13-14

14


15-25






















РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа первой помощи» имеет социально- педагогическую направленность и определяется запросами общества: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Программа определяет пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Программа разработана в соответствии со следующими документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273 – ФЗ; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Зарегистрирован 29.01.2021 № 62296); Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;  Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11); Национальный проект «Образование» (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16, приложения к протоколу Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Современная школа», «Цифровая образовательная среда»).

Актуальность программы связана с необходимостью вооружения современного человека навыками действия в чрезвычайных и опасных ситуациях. Актуальность изучения данной программы обосновываются также необходимостью пристального внимания к формированию здорового образа жизни у обучающихся, естественной потребности в соблюдении санитарногигиенических норм повседневной жизни. При изучении курса активно используются знания обучающихся, полученные при изучении других дисциплин: ОБЖ, природоведение, физическая культура, ИЗО, история и математика. С необходимостью помочь человеку при внезапном травмировании или возникновении заболевания в наше время приходится сталкиваться достаточно часто. Сама окружающая среда мегаполиса является агрессивной: это и дорожно-транспортные происшествия, в которых риск получить травму испытывают все участники процесса (водители, пассажиры, пешеходы), это агрессивно настроенные группы граждан, техногенные аварии и катастрофы (утечка аварийно-химически опасных веществ, обрушения зданий и конструкций, сосулек), террористические акты (взрывы), пожары. В природной среде при проведении досуга также существует множество травмирующих факторов и травм опасных действий: травмы на воде, солнечные и тепловые удары, контакт с ядовитыми и опасными животными и растениями, получение травм при катании на качелях, детских горках. В быту при несоблюдении элементарных норм техники безопасности население провоцирует получение внезапного расстройства здоровья при отравлении препаратами бытовой химии и пищевом отравлении, падении с высоты, электротравм, получение травм при неосторожном обращении с огнем, колющими и режущими предметами, неграмотном использовании пиротехники. На сегодняшний день в школах России нет универсальной системы массового обучения медицинским аспектам оказания первой помощи. Информацию об опасности тех или иных состояний, охраны здоровья и медицинской терминологии современный человек получает из научно-популярной литературы или теле- и радиопередач, которые зачастую носят формальный характер. Не секрет, какими колоссальными потерями оборачивается подобное невежество для каждого из нас, сколько человеческих жизней уносится из-за безграмотности тех, кто оказывается рядом с пострадавшим. Для решения этой проблемы предлагается программа «Школа первой помощи», назначение которой - дать ту сумму неформальных знаний и навыков, которые позволят каждому человеку сохранить своё здоровье и оказать первую медицинскую помощь пострадавшим

Педагогическая целесообразность программы программа строится на основе развивающего обучения; программа направлена на развитие естественнонаучного мышления учащихся; предложенный учебный материал предполагает интеграцию различных взаимосвязанных дисциплин, таких как: биология, экология; содержание и методика курса нацелены на формирование мотивации к здоровому образу жизни; содержание и методика курса нацелены на раннюю профессиональную ориентацию обучающихся

Отличительными особенностями программы являются: 

Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанное поведение в реальных опасных условиях.

Доступность - учебный материал должен быть изложен в доступной форме.

Наглядность - при обучении основам медицинских знаний необходимы наглядные средства: плакаты, видеофильмы, чтобы дети могли увидеть, услышать и потрогать, тем самым реализовав потребность в познании.

Адресат программы.  Дети старшего школьного возраста (14-17 лет).

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общий объем программы – 68 часов

Форма обучения – очная, дистанционная

Режим занятий периодичность и продолжительность. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 90 минут. Наполняемость группы 15-20 человек. Допускается создание разновозрастных групп. Состав групп постоянный.

Форма проведения занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная

Программа предусматривает 2 вида занятий: теоретические занятия и практические занятия. Содержание практических занятий ориентировано не только на овладение учащимися навыками оказания первой медицинской помощи, развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитию, процессе изучения материала кружка осуществляется знакомство с медицинским языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием медицинских терминов и понятий. В обучении применяется групповая форма с индивидуальным подходом, включающая обучение в малых группах.

Особенности организации образовательного процесса

Набор в кружок «Школа первой помощи» проводится по принципу добровольности, с учетом интересов к предмету деятельности, без специальной подготовки. Возрастной период 14 – 17 лет, промежуточный период между детством и юностью, совмещает характеристики того и другого возраста: повышенная интеллектуальная активность; желание развивать, демонстрировать свои способности; стремление получать высокую оценку со стороны. Программа способствует углублению знаний обучающихся по основам медицинских знаний, выработке дополнительных умений и навыков диагностирования заболеваний, оказания первой доврачебной медицинской помощи


1.2. Цель и задачи программы

Цель: воспитание творческой личности, расширение знаний по биологии и медицине и использование этих знаний для оказания первой медицинской помощи.

Задачи:

Обучающие:

- формировать представления о жизненной необходимости владеть знаниями и умениями оказания первой медицинской помощи и технологии здоровьесбережения.

- формировать знания о симптомах некоторых, наиболее часто встречающихся патологических состояний человека.

- формировать умения оказывать неотложную медицинскую помощь.

Развивающие:

- содействовать воспитанию физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физически и духовных качеств;

- содействовать в профессиональном самоопределении школьников, биологических, медицинских специальностей.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию чувства милосердия, уважения к людям, взаимопомощи, отзывчивости, стремление к физическому, психическому и социальному здоровью.

Задачи программы в области реабилитационного досуга:

-восстановление утраченных (несформированных) социальных навыков и норм поведения

- становление адекватной самооценки, восполнение личностных дефицитов

- снижение уровня стресса, помощь в выражении эмоций и развитии навыков

управления ими



1.3 Содержание программы

Учебный план


п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

0


2

Само- и взаимопомощь

4

1

3

Опрос

3

Терминальные состояния

4

1

3

Практическая работа

4

Асфиксия

4

1

3

Практическая работа

5

Кровотечения

4

1

3

Практическая работа

6

Опасность кровопотери. Способы остановки кровотечения

4

1

3

Практическая работа

7

Переливания крови

4

1

3

Практическая работа

8

Виды ран. Клинические признаки ран и наиболее опасные осложнения

4

1

3

Практическая работа

9

Травмы, классификация травм

4

1

3

Практическая работа

10

Ожоги. Перегревания. Солнечный удар

4

1

3

Практическая работа

11

Обморожения. Ознобление.

4

1

3

Практическая работа

12

Виды антисептики. Способы асептики. Основные антисептические вещества и способы их применения

4

1

3

Практическая работа

13

Контроль стерилизации

4

1

3

Практическая работа

14

Анестезия

4

1

3

Практическая работа

15

Удар током

4

1

3

Практическая работа

16

Понятие о десмургии

4

1

3

Практическая работа

17

Краткий анатомо-физиологический обзор органов опорно-двигательной системы

4

1

3

Практическая работа

18

Переломы

4

1

3

Практическая работа

Итого

68

17

51

 





Содержание учебного плана


  1. Вводное занятие. История медицины -2 часа

Цель, задачи и содержание программы «Основы медицинских знаний» Требования, предъявляемые к профессиональным компетенциям медицинской сестры.

Теория: Организация теоретического и практического обучения: правила внутреннего распорядка, режим занятий, правила поведения и безопасного труда в учебном классе, на рабочем месте.

История развития отраслей медицины: хирургии, педиатрии, терапии и других. Медицина и цивилизация.

История Красного Креста в России. Герои - медики Великой Отечественной войны Практическая работа:

Практическая работа доклады, делаем коллаж.

Формы занятий: беседа, упражнения, контроль.

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, ватман .Тема № 1. Само- и взаимопомощь.

Теория: Значение первой помощи. Значение само- и взаимопомощи. Организация и виды помощи пострадавшим; нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи; особенности оказания помощи детям, определяемые законодательно; понятие «первая помощь»; перечень состояний, при которых оказывается первая помощь; перечень мероприятий по ее оказанию.

Практика: Основные правила вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи; простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека.

Тема № 2. Терминальные состояния.

Теория: Понятие о травматическом шоке. Виды шока. Травмы, наиболее часто сопровождающиеся шоком. Фазы шока. Понятие о терминальных состояниях. Признаки клинической и биологической смерти. Понятие о непрямом массаже сердца и искусственной вентиляции легких.

Практика: Основные противошоковые мероприятия, проводимые при оказании первой медицинской помощи остановка кровотечения, обезболивание. Иммобилизация, согревание, бережная транспортировка.

Тема № 3. Асфиксия.

Теория: Понятие об асфиксии, признаки, неотложная помощь. Инородные тела глаз, ушей, дыхательных путей. Неотложная медицинская помощь.

Практика: первая помощь при асфиксии, инородных телах глаз, ушей.

Тема №4. Кровотечения.

Теория: Понятие кровотечений. Виды кровотечений, их признаки, кровотечения; понятия «кровотечение», «острая кровопотеря»; признаки различных видов наружного кровотечения (артериального, венозного, капиллярного, смешанного);

Практика: Цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего; наиболее часто встречающиеся повреждения при травмах; признаки кровотечения

Тема №5. Способы остановки кровотечения.

Теория: Опасность кровопотери. Способы временной и окончательной остановки кровотечения.

Практика: Способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки; оказание первой помощи при носовом кровотечении.

Тема №6. Переливание крови.

Теория: Виды и методы переливания крови.

Практика: Донорство – проявление гуманности и патриотизма. Показания и противопоказания к переливанию крови, возможные осложнения и их признаки.

Тема №7. Виды ран.

Теория: Клинические признаки ран и наиболее опасные осложнения. Виды ран: огнестрельные, резанные, колотые, рубленные, ушибленные, рваные, размозженные, укушенные. Клинические признаки ран и наиболее опасные осложнения.

Практика: Клинические признаки ран и наиболее опасные осложнения. Механизм возникновения. Первая помощь. Особенность обработки различных видов ран.

Тема №8. Травмы.

Теория: Общее понятие закрытой травмы, классификация травм. Ушибы мягких тканей. Растяжение и разрывы связок, сухожилий и мышц. Вывих. Переломы костей. Виды и признаки переломов. Возможные осложнения и первая помощь.

Практика: Особенность обработки различных видов травм. Ушибы мягких тканей. Растяжение и разрывы связок, сухожилий и мышц. Вывих. Первая помощь. Травматический токсикоз. Механизм возникновения. Первая помощь.

Тема №9. Ожоги. Перегревания. Солнечный удар

Теория: Понятие об ожогах. Частота ожогов в мирное и военное время. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Меры профилактики.

Практика: Определение площади и тяжести ожога. Ожоговая болезнь и ожоговый шок. Меры борьбы и профилактика. Первая помощь при ожогах: устранение причины, наложение стерильной повязки, введение обезболивающих средств, иммобилизация, покой и согревание.

Тема №10. Обморожения. Ознобление.

Теория: Отморожения. Степени отморожения. Ознобление. Общее замерзание.

Практика: Первая помощь и уход за пострадавшим, наложение термоизолирующей повязки при отморожениях.

Тема №11. Виды антисептики.

Теория: Виды асептики и антисептики. Способы. Контроль стерилизации. Основные антисептические вещества и способы их применения.

Практика: Работа с современными асептическими и антисептическими средствами.

Тема №12. Контроль стерилизации

Теория: Стерилизация, определение, методы, контроль качества Понятие о хирургической инфекции. Классификация.

Практика: Работа с антисептическими средствами. Преимущества и недостатки различных методов стерилизации Сепсис, причины заражения, признаки, принципы лечения. Столбняк и анаэробная инфекция (газовая гангрена), возбудители, признаки и общее течение, профилактика, понятие о лечении.

Тема №13. Анестезия

Теория: Виды и способы анестезии

Практика: Работа с анестетическими средствами. Преимущества и недостатки различных методов анестезии.

Тема №14. Удар током

Теория: Признаки травмы.

Практика: Особенности первой помощи при ударе током.

Тема №15. Понятие о десмургии.

Теория: Понятие о десмургии. Значение повязок. Общие правила наложения повязок. Перевязочный материал. Правила использования подручных средств для наложения повязок. Виды и типы повязок.

Практика: Перевязочный материал. Правила использования подручных средств для наложения повязок. Виды и типы повязок.

Тема №16. Краткий анатомо-физиологический обзор органов опорно-двигательной системы

Теория: Краткий анатомо-физиологический обзор органов опорно-двигательной системы.

Практика:

Тема №17. Переломы.

Теория: Переломы костей. Виды и признаки переломов.

Практика: Возможные осложнения и первая помощь.


Планируемые результаты

образовательные:

 получат представление об основах современной картины мира;

 получат представление об общих принципах биологии, лежащих в основе современной картины мира;

 научатся принципам диагностики неотложных состояний, угрожающих жизни;

 получат представление о реанимационных мероприятиях; применять стандартные и подручные средства для временной остановки кровотечения;

 научатся накладывать транспортные шины из подручных материалов; накладывать повязки на раны;

 познакомятся с организацией и структурой службы скорой медицинской помощи; основам асептики и антисептики; основам личной гигиены;

 научатся использовать правила транспортировки пострадавших; основам безопасного поведения на дороге, правилам дорожного движения согласно возрастным особенностям подростка;

 получат представлении по профессии медицинского работника;

личностные:

 потребности (мотивов, побуждений), поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;

 сформирована мотивационно - ценностная сфера личности (ценность природы и бережное отношение к ней, экологическая культура поведения);

 развиты мотивы исследовательской деятельности;

 сформированы «самостоятельность» личности учащегося (самоопределение, самовоспитание самосовершенствование, самореализацию).

 получит развитие кругозор учащихся за счёт приобретения ими интегрированных знаний, не входящих в рамки традиционно изучаемой биологической дисциплины;

 получит развитие умение думать, умение исследовать, умение общаться, умение взаимодействовать, умение доводить дело до конца;

 получит развитие эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие природы и человека;

 получит развитие творческая и позитивная социальную активность и самостоятельность, и коммуникативные навыки.

метапредметные:

 понимание и принятие учащимся учебной задачи, сформулированной учителем; осуществление контроль, коррекции и оценки результатов своей деятельности

 умение работать в группе, учитывать мнение других, обращаться за помощью и предлагать ее, сотрудничать; слушать собеседника; формулировать свои затруднения, собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению; осуществлять взаимный контроль;

 умение учащегося проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

 проявлять индивидуальные творческие способности.





РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель – 8.

Дата начала и окончания учебных периодов

Начало занятий обучения с 10 сентября, окончание занятий 31 мая.

Продолжительность каникул с 1 июня по 31 августа.



2.2. Условия реализации программы

Теоретические занятия при реализации программы проходят в виде беседы, лекции, видео-урока. Практические занятия – тестирование, тренинги, дискуссии, решение психолого-педагогических задач

1. Материально-техническое обеспечение:

Для проведения занятий требуется учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим нормам и требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи. Кабинет должен быть оснащен персональным компьютерам с доступом в интернет, мультимедийным проектором с экраном.

Оборудование класса:

 Бинты стерильные, эластичные

 Жгут

 Ножницы

 Шины для иммобилизации конечностей

 Манекены для отработки первой помощи

 Накладки симуляторы видов травм


  1. Информационное обеспечение:



Медицинские информационно-справочные системы. Предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя. Информационные массивы таких систем содержат медицинскую справочную информацию различного характера

3. Кадровое обеспечения:

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.


2.3. Формы аттестации / контроля


Проводимые занятия носят безоценочный характер, поэтому очень важно научить осуществлять самоанализ при выполнении диагностических тренингов; постоянно проводить самоконтроль, сверяя свой вариант ответа с эталоном; осуществлять самооценку успешности. Для создания ситуации успеха на занятиях большое значение имеет оценка педагога, которая реализуется в виде поощрения, похвалы, поддержки, помощи. При этом нужно иметь в виду, что на первых порах важно поощрять саму деятельность, а не ее результат, и сравнивать результаты одного учащегося только с самим собой. Необходимым элементом занятий является этап диагностики, который осуществляется через диагностические тренинги. Ученик имеет возможность осуществить самопроверку и самоанализ своих достижений и выявить уровень освоения тех или иных умений, что в конечном счете ведет к исчезновению боязни ошибочных шагов, снижению уровня тревожности и необоснованного беспокойства.




Рекомендуемая таблица по диагностике контроля знаний, умений и навыков

Вид контроля

Форма контроля

Знания

Форма контроля

Умения и навыки

в

с

н

в

с

н

Предварительный

Собеседование




Наблюдения




Текущий

Анализ контрольного задания




Анализ контрольного задания




Итоговый

Контрольный опрос




Творческий опрос





в –высокий, с – средний, н - низкий


Формы и методы контроля

Время Проведения

Цель проведения

Формы и методы контроля

Начальный или входной контроль

В начале учебного года

Определение уровня развития детей, их творческих способностей

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

Текущий контроль

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа

Промежуточный или рубежный контроль

По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия.

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Ссоревнование, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачёт, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, проектная деятельность, тестирование, анкетирование

Итоговый контроль

В конце учебного года или курса обучения

Определение изменения уровня развития детей, их логических способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Конкурс, творческая работа, презентация творческих работ, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, защита рефератов, взаимозачет, игра-испытание, переводные и итоговые занятия, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование, участие в областной, Всероссийской олимпиадах, конкурсах, конференциях




2.4. Оценочные материалы


Цель: отслеживание динамики изменений освоения программы в получении предметного результата (знания, умения и навыки по конкретному виду деятельности) и личностного результата (развитие определенных свойств личности, позволяющие успешно адаптироваться в социуме и решать учебные и жизненные задачи).

Показателями (оцениваемыми параметрами) уровня образовательной результативности учащихся являются: теоретическая подготовка (теоретические знания по основным разделам учебного плана программы, владение специальной терминологией) и практическая подготовка (практические умения и навыки, предусмотренные программой; владение специальным оборудованием и оснащением; творческие навыки). При оценивании уровня освоения теоретического материала программы определяются следующие уровни: - «высокий» - 70%-100% освоения теоретического материала; - «средний» - 51%-70% освоения теоретического материала; - «низкий» - менее 50% освоения теоретического материала.

Критерии: соответствие теоретических знаний учащегося программным требованиям; осмысленность и правильность использования специальной терминологии. При оценке уровня выполнения практических заданий определяются следующие уровни: - «высокий» - правильное и точное выполнение практического задания - наличие не более одной ошибки, качественно выполненная работа за определенное время; - «средний» - правильное выполнение практического задания - наличие не более двух-трех ошибок, дополнительные исправления, более длительный срок выполнения работы; - «низкий» - выполнение практического задания с помощью педагога, наличие четырех-пяти ошибок. Критерии: соответствие практических умений и навыков программным требованиям; отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. Анкетный опрос учащихся используется для определения социального и качественного состава учащихся, мотивации посещения объединения и ценностных ориентаций. По результатам опроса делается вывод, который помогает максимально эффективно строить образовательную деятельность.

Оценка усваивания материала программы обучающимися предусматривает проведение итогового занятия.

Итоговое занятие по программе проводится в виде практического занятия, на котором обучающиеся самостоятельно выполняют ситуационные задания и отвечают на вопросы по разбираемой ситуации.

Время: продолжительность выполнения задания – 2 часа.

Примеры практических ситуаций:

1. Понятие «Первая помощь», значение своевременности и правильности ее оказания.

2. При каких показаниях следует переносить пострадавшего только на животе. При каких показаниях – только сидя и полусидя?

3. Какие действия выполняются при проведении искусственного дыхания?

4. Какие действия выполняются при непрямом массаже сердца?

5. Искусственная вентиляция легких.

6. Непрямой массаж сердца.

7. Виды кровотечений. Признаки.

8. Первая помощь при различных видах кровотечений.

9. Правила наложения жгута.

10. Правила наложения повязок при ранениях и кровотечениях.

11. Остановка артериального кровотечения.

12. Признаки венозного кровотечения.

13. Признаки артериального кровотечения.

14. Ушибы и их симптомы.

15. Первая помощь при ушибах.

16. Ожоги. Виды ожогов. Степени ожогов.

17. Первая доврачебная помощь при ожогах.

18. Раны, признаки ранений. Виды ран.

19. Первая помощь при ранении.

20. Электротравмы. Степени поражения. Симптомы.

21. Порядок действия при электротравме.

22. Первая помощь при поражениях электрическим током.

23. Обморожения. Степени обморожения.

24. Оказание первой помощи при обморожениях.

25. Вывихи, виды, симптомы.

26. Оказание первой помощи при вывихах.

27. Переломы. Виды переломов. Симптомы.

28. Первая помощь при переломах. Правила наложения шины.

29 Порядок действий при травмах.

30. Действия по оказанию первой помощи при травмах.

31. Правила переноса пострадавшего при различных травмах.

32. Укусы ядовитых змей. Симптомы

33. Укусы ядовитых насекомых. Симптомы

34. Оказание доврачебной помощи пострадавшим при укусе

2.5. Методические материалы


В ходе реализации программы используются следующие методические

материалы: диски с видеофильмами; наглядные пособия; дидактические материалы ( иллюстративный, наглядный, справочный, раздаточный материал); научная и методическая литература; медиа ресурсы; интернет- технологии; видеохостинг Youtube (видеоуроки «основы медицинских знаний»)

2.5. Методические материалы

  • информационно-методические материалы по темам

  • диагностические методики, учитель, педагог, специалист, реализующий программу, имеет право на участие в разработке оценочных материалов (тесты, диагностики, мониторинги), позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов.

  • дидактическое обеспечение: наглядные пособия (в соответствии с разделами программы), показательные стенды, информационные стенды

Алгоритм учебного занятия

Постановка цели для каждого занятия в соответствии с программой.

Постановка задач, подбор необходимой литературы и материалов, в

зависимости от темы занятия.

Выбор оптимальной формы работы с детьми в зависимости от темы занятия.

Использование различных методов и приемов работы с детьми.

Осуществление контроля на занятии и соблюдение правил техники безопасности.


    1. Список литературы


Список литературы для педагогов

1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ресурс] :метод.рекомендации для самостоят. работы студентов пед. специальностей вузов / авт.-сост. Н. В.Тимушкина, 2007. - 28 Эл. опт. диск (DVD-ROM).

2. Основы первой медицинской помощи [Текст] : учеб. пособие / В. В. Трушкин , Н. Н.Гарликов, В. М. Двуреченская. М.: Издательство: МарТ ИКЦ, 2005. - 320 с.

3. Пискунов, В. А. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс] : учебное пособие /Пискунов В. А. - Москва : Прометей, Московский педагогический государственный университет,2012. - 86 с.

4.Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Р.И. Айхман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Электрон.данн. –Новосибирск: Изд-во Сибирск. Университета, 2010. – 224 с.

5. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ресурс]: учебное пособ. / авт.-сост. Е.А. Цыглакова, 2009. – 68 Эл.опт. диск (DVD-ROM)\

Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. –URL: http://scool-collection.edu.ru

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – URL:http://window.edu.ru

3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно библиотечная система. –URL: http://e.lanbook.com/

4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электроннобиблиотечная система.– URL: http://biblio-online.ru

5. Кругосвет [Электронный ресурс]: Универсальная научнопопулярная онлайнэнциклопедия. – URL: http://www.krugosvet.ru

6. Руконт [Электронный ресурс]: межотраслевая электронная библиотека. – URL:http://rucont.ru http://ibooks.ru

Приложение



Календарный учебный график


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Вводное занятие. История медицины -2 часа

 1

СЕНТЯБРЬ

14

14.00- 14.45

 Лекция, беседа,

практика

 1

 Инструктаж по

технике

безопасности.

Вводное

занятие.

Каб № 304

 Опрос

2

14.50-15.35

Лекция, беседа

практика

1

История медицины. История. Красного креста


анкетирование

Само- и взаимопомощь- 4 часа

3

СЕНТЯБРЬ

21

14.00- 14.45

Лекция, беседа

практика

1

Значение первой помощи. Значение само- и взаимопомощи.


тестирование

4

14.50-15.35

Лекция, беседа

практика

1

Организация и виды помощи пострадавшим; нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи; особенности оказания помощи детям, определяемые законодательно


тестирование

5

28

14.00- 14.45

Лекция, беседа

практика

1

понятие «первая помощь»; перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мероприятий по ее оказанию


тестирование

6


14.50-15.35

Лекция, беседа

практика

1

Основные правила вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи; простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека.


тестирование

Терминальные состояния

7

октябрь

05

14.00- 14.45

Лекция, беседа

практика

1

Понятие о травматическом шоке. Виды шока.


Беседа.


8

14.50-15.35

Лекция, беседа

практика

1

Травмы, наиболее часто сопровождающиеся шоком. Фазы шока.


Викторина.

9

12

14.00- 14.45

Лекция, беседа

практика

1

Понятие о терминальных состояниях. Признаки клинической и биологической смерти. Понятие о непрямом массаже сердца и искусственной вентиляции легких.


Тестирование.

10

14.50-15.35

Лекция, беседа

практика

1

Основные противошоковые мероприятия, проводимые при оказании первой медицинской помощи остановка кровотечения, обезболивание. Иммобилизация, согревание, бережная транспортировка.


Викторина.


Асфиксия

11

октябрь

19

14.00- 14.45

Лекция, беседа

1

Понятие об асфиксии, признаки, неотложная помощь


Тестирование.

12

14.50-15.35

Лекция, беседа

1

Инородные

тела глаз, ушей, дыхательных путей.


Викторина

13

26

14.00- 14.45

Лекция, беседа

1

Неотложная медицинская помощь


Тестирование.

14

14.50-15.35

Игра

1

первая помощь при асфиксии, инородных телах глаз, ушей.


Игра

Кровотечения.

15

ноябрь

9

14.00- 14.45

Викторина

1

Понятие кровотечений.


Викторина

16


14.50-15.35

Квест

1

Виды кровотечений, их признаки,

кровотечения; понятия «кровотечение», «острая кровопотеря»;


Квест

17

16

14.00- 14.45

Ролевая игра

1

признаки

различных видов наружного кровотечения (артериального, венозного,

капиллярного, смешанного);


Ролевая игра

18

14.50-15.35

практика

1

Цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего;

наиболее часто встречающиеся повреждения при травмах; признаки

кровотечения.


Беседа

Способы остановки кровотечения

19

НОЯБРЬ

23

14.00- 14.45

Беседа, лекция

1

Опасность кровопотери. Способы временной и окончательной остановки кровотечения.


Тестирование

20


14.50-15.35

Беседа, лекция

1

Аутоиммобили зация и фиксация поврежденных участков, «Остановка кровотечений»


Тестирование

21

30

14.00- 14.45

Конкурс


Способы временной остановки наружного кровотечения:

пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание

конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки;

оказание первой помощи при носовом кровотечении.


Творческие работы

22

14.50-15.35

практика

1

Способы временной остановки наружного кровотечения:

пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание

конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки;

оказание первой помощи при носовом кровотечении.


Внеклассное мероприятие

Переливание крови.

23

ДЕКАБРЬ

07

14.00- 14.45

Лекция, беседа

1

Признаки жизни и смерти человека Виды и методы переливания крови


- Ролевая игра

24

14.50-15.35

Лекция, беседа

1

Виды и методы переливания крови.


Тестирование

25

14

14.00- 14.45

Практика

1

Обучение пальцевому прижатию артерии на плече, бедре, шее, обучение технике наложения жгута, использованию подручных средств (одежды, бинтов, платков, ремней и т.д.) для остановки кровотечения


Практическое занятие

26


14.50-15.35

Практика

1

Донорство – проявление гуманности и патриотизма. Показания и

противопоказания к переливанию крови, возможные осложнения и их

признаки.


Практическое занятие

Виды ран

27

ДЕКАБРЬ

21

14.00- 14.45

Лекция,беседа

1

Клинические признаки ран и наиболее опасные осложнения. Виды ран: огнестрельные, резанные, колотые, рубленные, ушибленные, рваные, размозженные, укушенные. Клинические признаки ран и наиболее опасные осложнения.


Ролевая игра

28

14.50-15.35

Экскурсия

1

Клинические признаки ран и наиболее опасные осложнения. Механизм возникновения. Первая помощь. Особенность обработки различных видов ран.


Ролевая игра

29

ЯНВАРЬ




1

Клинические признаки ран и наиболее опасные осложнения. Механизм возникновения. Первая помощь. Особенность обработки различных видов ран.


Практическое занятие

30


1

Клинические признаки ран и наиболее опасные осложнения. Механизм возникновения. Первая помощь. Особенность обработки различных видов ран.


Практическое занятие

Травмы.

31

ЯНВАРЬ



Лекция, беседа

1

Общее понятие закрытой травмы, классификация травм. Ушибы мягких тканей. Растяжение и разрывы связок, сухожилий и мышц. Вывих. Переломы костей. Виды и признаки переломов. Возможные осложнения и первая помощь.


Беседа

32



Практика

1

Особенность обработки различных видов травм. Ушибы мягких тканей. Растяжение и разрывы связок, сухожилий и мышц. Вывих. Первая помощь. Травматический токсикоз. Механизм возникновения. Первая помощь.


Практическое занятие

33

ФЕВРАЛЬ



Практика

1

Особенность обработки различных видов травм. Ушибы мягких тканей. Растяжение и разрывы связок, сухожилий и мышц. Вывих. Первая помощь. Травматический токсикоз. Механизм возникновения. Первая помощь.


Практическое занятие

34



Практика

1

Особенность обработки различных видов травм. Ушибы мягких тканей. Растяжение и разрывы связок, сухожилий и мышц. Вывих. Первая помощь. Травматический токсикоз. Механизм возникновения. Первая помощь.



Ожоги. Перегревания. Солнечный удар

35

ФЕВРАЛЬ



Лекция, беседа

1

Понятие об ожогах. Частота ожогов в мирное и военное время. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Меры профилактики.


Беседа

36



Лекция, беседа

1

Определение площади и тяжести ожога. Ожоговая болезнь и ожоговый шок. Меры борьбы и профилактика. Первая помощь при ожогах: устранение причины, наложение стерильной повязки, введение обезболивающих средств, иммобилизация, покой и согревание.


Беседа

37



Практика

1

Определение площади и тяжести ожога. Ожоговая болезнь и ожоговый шок. Меры борьбы и профилактика. Первая помощь при ожогах: устранение причины, наложение стерильной повязки, введение обезболивающих средств, иммобилизация, покой и согревание.


Практическое занятие

38



Практика

1

Определение площади и тяжести ожога. Ожоговая болезнь и ожоговый шок. Меры борьбы и профилактика. Первая помощь при ожогах: устранение причины, наложение стерильной повязки, введение обезболивающих средств, иммобилизация, покой и согревание.


Практическое занятие


Обморожения. Ознобление

39



Практика

1

Отморожения. Степени отморожения. Ознобление. Общее замерзание.


Практическое

40






Первая помощь и уход за пострадавшим, наложение термоизолирующей повязки при отморожениях.


занятие

41



Практика

1

Первая помощь и уход за пострадавшим, наложение термоизолирующей повязки при отморожениях.


Практическое занятие

42

МАРТ



Практика

1

Первая помощь и уход за пострадавшим, наложение термоизолирующей повязки при отморожениях.


Практическое занятие


Виды антисептики

43



Практика

1

Виды асептики и антисептики. Способы. Контроль стерилизации. Основные антисептические вещества и способы их применения.


Практическое занятие

44



Практика

1

Работа с современными асептическими и антисептическими средствами.


Практическое занятие

45



Практика

1

Работа с современными асептическими и антисептическими средствами.


Практическое занятие

46



Практика

1

Решение ситуационных задач


Практическое занятие


Контроль стерилизации

47



Практика

1

Решение ситуационных задач


Практическое занятие

48

Практика

1

Стерилизация, определение, методы, контроль качества Понятие о хирургической инфекции. Классификация.


Практическое занятие

49

АПРЕЛЬ

Практика

1

Работа с антисептическими средствами. Преимущества и недостатки различных методов стерилизации Сепсис, причины заражения, признаки, принципы лечения.


Практическое занятие

50

Практика

1

Столбняк и анаэробная инфекция (газовая гангрена), возбудители, признаки и общее течение, профилактика, понятие о лечении.


Практическое занятие

Анестезия

51

АПРЕЛЬ



Беседа, лекция

1

Виды и способы анестезии


Беседа

52



Беседа, лекция

1

Работа с анестетическими средствами. Преимущества и недостатки различных методов анестезии


Беседа

53



Практическое занятие с применением ситуативных задач

1

Работа с анестетическими средствами. Преимущества и недостатки различных методов анестезии


Практика

54



Практическое занятие с применением ситуативных задач

1

Работа с анестетическими средствами. Преимущества и недостатки различных методов анестезии


Практика

Удар током

55





1

Признаки травмы.


Практика

56




1

Особенности первой помощи при ударе током


Практика

57




1

Особенности первой помощи при ударе током


Практика

58




1

Особенности первой помощи при ударе током



Понятие о десмургии.

59





1

Понятие о десмургии. Значение повязок. Общие правила наложения повязок. Перевязочный материал. Правила использования подручных средств для наложения повязок. Виды и типы повязок


Беседа

60




1

Перевязочный материал. Правила использования подручных средств для наложения повязок. Виды и типы повязок.


Практика

61





1

Перевязочный материал. Правила использования подручных средств для наложения повязок. Виды и типы повязок.


Практика

62





1

Перевязочный материал. Правила использования подручных средств для наложения повязок. Виды и типы повязок.


Практика

Краткий анатомо-физиологический обзор органов опорнодвигательной системы

63





1

Практическое занятие с применением ситуативных задач



64





1

Практическое занятие с применением ситуативных задач


тест

65





1

Практическое занятие с применением ситуативных задач


тест

66





1

Практическое занятие с применением ситуативных задач


практика

Переломы

67





1

Переломы костей. Виды и признаки переломов


Практика

68





1

Возможные осложнения и первая помощь.


Практика

69





1

Возможные осложнения и первая помощь.


Практика

70





1

Возможные осложнения и первая помощь.


Практика



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!