СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа первой помощи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа внеурочной деятельности составлена для реализации общекультурного направления (по ФГОС) и научно – технической направленности. 

Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей   применения ИКТ  в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные  и психологические особенности младшего школьника.

Реализация программы позволит:

- расширить знания о строении человека,

- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в оказании первой медицинской помощи;

- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций

- сформировать у учащихся положительное отношение к здоровому образу жизни через различные виды деятельности;

- познакомить учащихся с профессией «медицинский работник».

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа первой помощи"»

МАОУ средняя общеобразовательная школа № 62









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




«Школа первой помощи»



Срок реализации программы: 4 года,

возраст обучающихся: 7 – 10 лет.




Составитель Горелова Юлия Викторовна











Екатеринбург, 2023-2024


Пояснительная записка


Настоящая программа внеурочной деятельности составлена для реализации общекультурного направления (по ФГОС) и научно – технической направленности.

Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения ИКТ в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением во внеурочную деятельность Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в МАОУ СОШ № 62.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Программа обеспечивает непрерывность обучения учащихся, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.


Реализация программы позволит:

- расширить знания о строении человека,

- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в оказании первой медицинской помощи;

- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций

- сформировать у учащихся положительное отношение к здоровому образу жизни через различные виды деятельности;

- познакомить учащихся с профессией «медицинский работник».

Цель и задачи программы


Цель курса: сформировать социальный опыт школьника, помочь осознать необходимость умения применять полученные знания в нестандартной ситуации, обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок), наглядная демонстрация (экскурсия, практическая работа, проект) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет программа курса «Школа первой помощи», дополняющая темы основного образовательного компонента «Окружающий мир».


Задачи программы:


- стимулировать у ребёнка самостоятельность в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;

- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- научить ребёнка делать осознанный выбор поступ­ков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно под­держивать своё здоровье;

- сформировать представление о рациональной организа­ции режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

- дать представление о существовании и причинах возникновения болезней и их влиянии на здоровье;

- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обра­щаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития организация просветительской работы образовательного учреждения.



Форма и режим занятий


Формы проведения занятий по данному курсу:

  1. Экскурсия.

  2. Физическая активность.

  3. Творческая деятельность.

  4. Практическое занятия.

  5. Беседа.

  6. Кейс-игра, квест.

  7. Познавательно-развлекательная программа.


Участники программы: дети 1 – 4 классов, родители учащихся, классный руководитель, учителя физкультуры, мед. персонал ОО, приглашённые гости из УГМУ (Уральский Государственный Медицинский Университет).


Сроки реализации: 4 года

Механизм реализации программы осуществляется через систему занятий во внеурочное время, организацию сотрудничества с родителями детей, через педагогическое сопровождение.

2. Тематический план программы



Наименование

раздела, темы

Всего часов

Количество часов (по классам)

Характеристика деятельности обучающихся

1

2

3

4

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

1.

Основы здорового образа жизни



1

1




1


1.1 Ухаживать за полостью рта.

1.2 Составлять распорядок дня.

1.3 Выполнять физические упражнения.

2.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи


2

1

3


2

1

1

1

2.1 Оказывать медицинскую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах.

2.2 Оказывать первую медицинскую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, при попадании инородного тела в глаз, ухо, нос, при укусах животных, насекомых, при кровотечениях из носа.

2.3 Оказывать медицинскую помощь при вывихах, переломах.

2.4 Оказывать медицинскую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, вывихах, переломах, при кровотечении из носа, укусах животных.

2.5 Познакомятся с медицинским кабинетом и его медикаментами. 2.6 Узнают о профессии врача.

2.7 Узнают, от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Что такое скелет.

2.8 Познакомятся с болезнями и их возможными причинами. Пути передачи инфекционных заболеваний. Средства защиты. Из чего состоит аптечка.

2.9 Научатся распознавать лекарственные растения.


3.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся






1


1


3.1 Безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону. Умение самостоятельно принимать решения, и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.




4

4

4

4






Наименование

темы занятия

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1.

1 класс

4

2.5 Экскурсия в медицинский кабинет ОО.



1.3 Весёлая зарядка (на переменах в 1 день).

2.9 Выставка рисунков и проектов «Растения, которые нас лечат».

2.1 Практическое занятие «Оказание ПМП при порезах, ссадинах, ожогах, укусах насекомых».


2.

2 класс

4

1.1 Гость УГМУ «Гигиена полости рта».

2.8 Индивидуальная творческая работа «Что живёт в аптечке» (рисунок, аппликация)

2.8 Квест-игра «Почему мы болеем»

2.2 Практическое занятие «Обработка ран, наложение повязки».


3.

3 класс

4

2.6 Экскурсия на станцию скорой помощи.

3.1 Познавательно-развлекательное мероприятие «Ералаш 112»

2.7 Гость УРГУ «Секреты красивой осанки» (изучение скелета).

2.3 Практическое занятие «Тренировка наложения шины на различные участки тела».


4.

4 класс

4

1.2 Портфолио школьника «Я ЗА! Мои секреты здоровья!» (выставка творческих проектов)

2.4 Практическое занятие «Наложение различных видов повязок на конечности».

3.1 Кейс-игра «Портфель безопасности».

2.6 Экскурсия в УГМУ совместно с классами средней школы.




16

4

4

4

4


Темы занятий вид деятельности




3. Содержание программы:

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

- работа с перевязочным материалом (в игровой форме),

- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций.

Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых может оказаться ребёнок дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Содержание программы включает в себя три направления:

1. Основы здорового образа жизни.

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

3. Правила поведения учащихся в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни.

Указанные направления прослеживаются на протяжении всего курса обучения.


1 год обучения - (4 часа)


1. Основы здорового образа жизни (1 час)

1.1. Весёлая зарядка на переменах (1).

Проведение физических упражнений учителями физкультуры при участии родителей (костюмы, ростовые куклы).


2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

(3 часа)

2.1 Экскурсия в медицинский кабинет ОО (1).

Познакомить детей со школьным медицинским кабинетом, его работниками и правилами работы медицинского кабинета. Повторить необходимые школьникам правила личной гигиены, правила обращения к врачу или медсестре при плохом самочувствии.

2.2. Выставка рисунков и проектов «Растения, которые нас лечат» (1).

Познакомить учащихся с лекарственными растениями, научить определять их и познакомить с их медицинскими свойствами.

2.3 Оказание медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах насекомых (1).

Первая медицинская помощь при кровотечениях, ссадинах, ожогах, укусах насекомых.


2 год обучения - (4 часа)


1.Основы здорового образа жизни (1 час)

1.1. Основы личной гигиены, уход за полостью рта.

Дать представление о вредных привычках, которые разрушают зубы. Познакомить с правилами ухода за зубами, языком. Формировать гигиенические навыки по уходу за полостью рта.


2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

(3 часа)

2.1. Квест-игра «Почему мы болеем» (1)

Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний Средства защиты.

2.2.Индивидуальная творческая работа «Что живёт в аптечке» (1)

Проведение творческой работы с использованием различных техник с целью познакомить учащихся с содержимым аптечки первой медицинской помощи.

2.3 Оказание первой медицинской помощи при порезах. Правила наложения повязки. (1)

Первая медицинская помощь при порезах (1).


3 год обучения - (4 часа)


1. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

( 3 часа)

1.1. Экскурсия на станцию скорой медицинской помощи (1)

Посещение станции скорой медицинской помощи, работа станции от поступления звонка до выезда бригады на специализированном автомобиле. Осмотр автомобиля скорой помощи с установленным жизнеспасающим оборудованием.

Ответить на такие важные вопросы: как правильно вызвать скорую помощь, в каких случаях необходимо звонить и по каким телефонам, насколько важна профессия врача скорой медицинской помощи.

1.2. Секреты красивой осанки (изучение скелета) (1)

От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Скелет.

1.3. Оказание первой медицинской помощи при переломах (1)

Практическое занятие: выработка умений оказывать первую помощь при различных травмах.


2. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (1 час)

3.1. Безопасное поведение в быту, на улицах (1)

Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Движение пешеходов по дорогам. Правила обеспечения сохранности личных вещей.

Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону. Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.


4 год обучения - (4 часа)


1.Основы здорового образа жизни (1 час)

1.1. Режим дня школьника (1)

Сформулировать необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья школьника в течение дня. Выявление нарушения режима дня, профилактика переутомления. Питание – необходимое условие для жизни человека. Режим питания школьника.


2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

(2 часа)

2.1 Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи (1)

Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.

Правила обработки ран. Перевязка ран.

Первая медицинская помощь при травмах опорно - двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).

2.2 Экскурсия в УРГУ (1)

Знакомство с профессиями УРГУ.


3. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (1 час)

3.1. Кейс-игра «Портфель безопасности» (1)

Использовать базовые знания по безопасному поведению на улице, знание содержания стандартных инструкций перед каникулами, ППБ и ПДД.














Предполагаемые результаты реализации программы

К концу курса обучения учащиеся научатся:

1 уровень:

-составлять распорядок дня, ухаживать за полостью рта, руками, ногами;

-выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика;

-правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства;

-самостоятельно одеваться по сезону;

-правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами);

-правильно вести себя на пляже;

-ориентироваться в лесу

- правильно вести себя на реке зимой;

-действовать по сигналу «Внимание всем!».

- различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;

-оценивать скорость движения городского транспорта,

-правильно садиться в общественный транспорт и вы ходить из него;

-двигаться по загородной дороге, в том числе группой;

- правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;

- соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми при борами и печным отоплением;

- вызывать «скорую помощь», оказывать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа.

2 уровень:

-безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;

-оказывать первую помощь при отравлении угарным газом;

- действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле

- ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам;

- определять расстояние по карте и местности;

- организовывать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. 3 3 уровень:

-оказывать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;

-самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;

-распознавать отравление и оказать первую помощь при отравлении;

- оказывать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена).




6. Методические рекомендации:

Занятия проводит учитель начальных классов. Преподаватель может самостоятельно перераспределить часы с учётом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе. На отдельных занятиях возможно привлечение психологов или муниципальных работников школы (фельдшер), а также родителей учащихся (представителей МВД и МЧС России – спасателей, пожарных и др.).

Формы внеурочной деятельности чрезвычайно многообразны. Занятия могут проходить как практикумы, экскурсии, соревнования, беседы.

Используются методы обучения:

- репродуктивный;

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и подведения итогов привлекаются различные персонажи мультимедийных уроков: «Уроки тетушки Совы», «Лунтик» и др. С целью проверки усвоения материала рекомендуем проводить игры, а в качестве психологической разгрузки – физминутки. Новые формы и методы организации занятий позволяют сделать работу разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка любой деятельности ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отмечать недостатки, но похвала должна предварять и завершать оценку.

Чтобы понять детей, найти подход к ним, рекомендуем взглянуть на ребенка с точки зрения его личностного развития. Акцент ставим на воспитание культуры общения ребенка, развитие творческих способностей и адаптацию его к современной социальной среде.

Теоретические занятия по предложенным темам значительно расширяют знания учащихся по окружающему миру. Практические занятия способствуют самораскрытию личности ребенка.




ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  1. Гигиена полости рта

https://yandex.ru/video/preview/16275765657590202758


  1. Правила гигиены полости рта для школьников https://yandex.ru/video/preview/6406112870045891419


  1. Мультзарядка

https://yandex.ru/video/preview/13749607526244051795



  1. Правила первой медицинской помощи https://yandex.ru/video/preview/3609917612458376469


  1. Развивающий мультик «Первая помощь» https://yandex.ru/video/preview/3560355060391792466



  1. Скорая помощь для скорой помощи https://yandex.ru/video/preview/10375833588194531619



  1. Общие правила первой медицинской помощи https://www.youtube.com/watch?v=a6JWsMKv20o



  1. Основы первой помощи

https://www.youtube.com/watch?v=VsuCi1m7-UM



  1. Правильная осанка https://yandex.ru/video/preview/14291616851802062913


  1. Весёлая зарядка https://yandex.ru/video/preview/4814354104392170241