Программа уголка Боевой и Трудовой Славы
Программа включает комплекс правовых , нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания градаждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
1.Одним из основных направлений воспитательной работы школы является военно-патриотическое воспитание учащихся. Воспитательными задачами в этом направлении стали:
воспитание у школьников чувства долга перед народом, Отчизной, осознание необходимости увековечения памяти воинов, павших в Великой Отечественной войне;
воспитание личности учащегося-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
формирование нравственных ценностей подрастающего поколения;
воспитание уважения к своей истории;
Уголок Боевой и Трудовой Славы является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
По своему профилю Уголок Боевой и Трудовой Славы МБОУ СОШ №2 является историко-краеведческим. Он воссоздает страницы истории села Большая Джалга, историю нашей школы , участия односельчан в Великой Отечественной войне.
Девиз уголка: "Никто не забыт, ничто не забыто".
II. Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения средствами школьного уголка Боевой и Трудовой Славы « Память».
События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного уголка в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.
III. Цели и задачи школьного уголка.
1.Воспитание патриотизма детей и подростков через знакомство с историей России и родного края.
2. Формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств,
3.Расширение кругозора и воспитание познавательных интересов и способностей,
4. Овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.
IV. Совершенствование программы деятельности уголка.
Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.
В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать уголок в учебно-воспитательной процессе. Опыт нашей школы подтверждает целесообразность проведения уроков в самом уголке с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы уголка школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.
Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в уголке и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории и боевой летописи армии.
Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу уголка в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы по местам боевой славы, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, встречи с ветеранами,операция «Забота», "Вахта памяти" и поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и т.д.
V. Механизм реализации программы развития уголка.
Реализация данной программы осуществляется на базе уголка Боевой и Трудовой славы « Память» в три этапа.
1-й этап. Проработка организационных основ создания уголка Боевой и Трудовой славы; назначение ответственных; создание оргкомитета; составление плана работы уголка; проведение классных часов, вечеров встреч с ветеранами Вов; операция «Забота»; составление банка данных ветеранов Вов по закрепленным улицам.
2-й этап. Предполагается реализация основных мероприятий деятельности уголка « Память».
3-й этап. Проведение общешкольных мероприятий, посвященных знаменательным датам; подведение итогов.
Руководство работой уголка.
Уголок организует свою работу на основе самоуправления. Работу уголка направляет Актив уголка, привлекая актив учащихся:
направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития уголка,
организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям уголка,
разрабатывает план работы.
Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности уголка в учебно-воспитательном процессе. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном уголке, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.
Главную координацию деятельности по развитию и организации работы уголка осуществляют директор школы, его заместитель по воспитательной работе . Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного уголка использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.
VI. Оценка эффективности реализации программы развития уголка:
В результате осуществления программы развития музея ожидается:
обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,
возрождения истинных духовных ценностей российского народа,
сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций,
оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.