Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
Р.п Гидроторф, Балахнинский район
Принята «Утверждаю»
Педагогическим советом директор МБОУ «СОШ №10»
МБОУ «СОШ №10» _____________А.С.Мослов
30.08 2017 приказ № от 31.08.2017
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
_____________В.Н.Мослова
Программа психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе
Составитель: Соболева Наталья Владимировна,
педагог-психолог
2017 год
Содержание
Пояснительная записка__________________________________________3-5
Направления деятельности педагога-психолога в процессе психолого-педагогического сопровождения первоклассников___________________5-6
Планируемые результаты________________________________________6-7
Содержание программы_________________________________________7-9
Методики диагностики готовности к школе и адаптации первоклассников
к школьному обучению________________________________________10
Учебно-методическое обеспечение программы_____________________11
Пояснительная записка
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению разработана «Программа психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе»
Теоретико-методологическую основу данной программы составляют положения отечественной педагогической и возрастной психологии об общих условиях, при которых адаптация к школьной жизни протекает наиболее успешно. К ним относятся:
- Общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская);
- Основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович);
-Современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Т.И. Чиркова, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова и др.)
-Личностно-ориентированная технология педагогического сопровождения учащихся (Бондарев В. П.);
-Подбор соответствующих возрастным особенностям учащихся методов и приемов обучения ( А.А. Леонтьев,,Г.А.Цукерман и др.);
Программа сопровождения составлена на основе нормативно-правовой базы:
ФГОС НОО, утверждён Приказом Министерства образования и науки № 373 от 06.10.2009 г. (ред. от 31.12.2015 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Основная образовательная программа начального общего образования (ФГОС НОО) школы №10.
Цель программы - содействие созданию социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
1. Исследовать особенности первоклассников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении.
2. Способствовать развитию у детей социальных и коммуникативных умений и навыков, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами.
3. Содействовать формированию положительного отношения к школе, адекватной самооценки, стимулировать познавательную активность первоклассников.
4. Развивать эмоционально-волевую сферу первоклассников, содействовать формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятию страхов и эмоционального напряжения.
5. Повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, работающих в первых классах, родителей первоклассников по созданию благоприятной для полноценного развития ребенка семейной ситуации.
По времени реализации программа рассчитана на три учебные четверти,
причем все компоненты программы реализовываются последовательно, в соответствии с целями и задачами каждого этапа психолого-педагогического сопровождения детей в период их вхождения в школьную жизнь.
Направления деятельности педагога-психолога в процессе психолого-педагогического сопровождения первоклассников
В соответствии с целями и задачами программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе включает в себя 5 основных направлений деятельности педагога-психолога.
Организационно-методическая работа
1. Планирование предстоящих диагностических мероприятий, педсоветов, консультаций.
2. Подготовка необходимых методических материалов – бланков, тестов, методик, таблиц и т.п. к исследованию адаптации учащихся 1-х классов.
3. Подготовка к малому педсовету по 1-м классам.
4. Изучение личных дел учащихся: образование родителей, семейные и социальные условия и т.д.
5. Обработка и оформление результатов исследования 1-х классов.
6. Составление отчета по результатам исследования 1-х классов.
7. Разработка и планирование стратегии психолого-педагогического сопровождения.
8. Разработка и составление индивидуальных коррекционных занятий.
9.Составление рекомендаций родителям и педагогам по результатам диагностики.
10. Подготовка и участие в психолого-педагогическом консилиуме.
Психодиагностическая работа
1. Наблюдение за учащимися 1-х классов.
2. Исследование школьной адаптации учащихся 1-х классов (первичное).
3. Проведение различных схем углубленной диагностики с группой детей.
4. Повторное исследование школьной адаптации учащихся 1-х классов.
5. Проведение экспертного опроса педагогов.
6. Анкетирование родителей.
Просветительско-профилактическая работа
1. Родительское собрание в 1-х, классах «В первый раз, в первый класс», «Трудности адаптации первоклассников».
2. ШМО учителей начальных классов «Создание оптимальной среды обучения в начальной школе», «Учет индивидуальных особенностей младших школьников».
3. Адаптационные занятия для учащихся 1-х классов.
4. Практические занятия для родителей.
Консультационная работа
1. Индивидуальные и групповые консультации для педагогов первоклассников.
2. Индивидуальное консультирование родителей учащихся 1-х классов по результатам диагностики.
3. Проведение малого педсовета по результатам исследования.
Коррекционно-развивающая работа
1. Индивидуальные коррекционные занятия с психологически неблагополучными детьми с различными типами проблем.
2. Групповые занятия с детьми, испытывающими затруднения в адаптации в школе.
Планируемые результаты
Планируемые результаты | Индикаторы |
Личностные - формирование положительного отношения к школе и учению - возрастание уверенности в себе, стремление отстаивать и аргументировать свою точку зрения - повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы - формирование адекватной самооценки -повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности | Средняя и выше средней мотивация учения у подавляющего большинства детей в классе. Наличие адекватной самооценки у большинства детей. Повышение развития произвольной регуляции поведения и эмоций учащихся (более устойчивое эмоциональное состояние). Установление контакта с учащимися, с учителем. Формирование адекватного поведения. Овладение навыками учебной деятельности |
Метапредметные - повышение уровня психологического развития учащихся - повышение интереса ко всем школьным урокам - профилактика школьной тревожности, дезадаптации | Благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе, отсутствие у детей признаков дезадаптации: сохранение физического, психического и социального здоровья детей. Повышение активности каждого ученика на уроках и во внеурочной деятельности. Интерес к школьным предметам, выражающийся в допол-нительных вопросах во время уроков и вне учебной деятельности, повышение активности учащихся в школьных мероприятиях. |
Предметные - сформированность мыслительных операций сравнения - сформированность содержательного анализа, установления закономерностей - сформированность внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления | Умение сравнивать предметы и явления на вербальном материале, развитое умение устанавливать закономерности, умение работать во внутреннем плане. |
Характер протекания адаптации во многом зависит от здоровья ребёнка. Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни. В течение всего учебного года они сохраняют хорошее самочувствие, высокую, устойчивую работоспособность, успешно усваивают программу.
Таким образом, адаптация к школе – сложный и длительный процесс, очень напряжённый и ответственный. Успешность адаптации зависит от многих факторов: уровня психологического, физического и функционального развития, состояния здоровья.
Этапы реализации программы
Организационно-диагностический
Адаптационный
Развивающий
Аналитический
Содержание программы
№ | | Сроки | Вид работ | Содержание | Участники |
1. | | В течение 1 четверти | Наблюдение | Посещение уроков: наблюдение за поведением детей на уроках | Педагог-психолог, первоклассники, учителя первых классов. |
2. | | Август-сентябрь | Диагностика | Изучение документов учащихся (личные дела, медицинские карты) | Педагог-психолог, медицинская сестра, учитель |
3. | | Конец сентября | Диагностика | Изучение уровня готовности первоклассников | Педагог-психолог, первоклассники, учителя первых классов. |
4. | | Сентябрь-октябрь | Консультиро-вание | Консультации для педагогов, обучающих первоклассников | Педагог-психолог, учителя первых классов. |
5. | | Середина сентября | Просвещение | Выступление на родительском собрании по теме: «В первый раз в первый класс» | Педагог-психолог, родители первоклассников |
6. | | Октябрь | Диагностика | Исследование школьной адаптации учащихся 1-х классов | Педагог-психолог, первоклассники, учителя |
7. | | Октябрь-май | Развивающий, профилактический | Проведение цикла занятий с первоклассниками по развитию коммуникативных навыков | Педагог-психолог, первоклассники |
8. | | Середина октября | Просветительский. Консультирование | Консультации для педагогов, обучающих первоклассников, по теме: «Особенности психического развития детей младшего школьного возраста» | Педагог-психолог, учителя первых классов. |
9. | | Середина октября | Диагностичес-кий. Диагностика адаптации первоклассни-ков. | Заполнение родителями анкеты по выявлению уровня адаптации ребенка к школе | Педагог-психолог, родители первоклассников. |
10. | | Конец октября | Просветительский. Консультирование | Консультации для педагогов, обучающих первоклассников, по теме: «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения»; (по результатам диагностического среза) | Педагог-психолог, учителя первых классов. |
11. | | Ноябрь | Просветительский. Консультирование | Выступление на родительском собрании по теме: «Трудности адаптации к школе» | Педагог-психолог, родители первоклассников. |
12. | | Ноябрь | Просветитель-ский | Выступление на ШМО учителей начальной школы «Создание оптимальной среды обучения в начальной школе». | Педагог-психолог, учителя начальной школы |
13. | | Начало ноября | Педагогичес-кий совет | Малый педагогический совет по итогам реализации программы по адаптации к обучению в 1 классе | Педагог-психолог, учителя первых классов, администрация |
14. | | Середина ноября | Просветитель-ский. Консультирование | Индивидуальные встречи с родителями (по результатам диагностики адаптации ребенка к обучению в школе) | Педагог-психолог школы, родители первоклассников |
15. | | Ноябрь – январь | Коррекционно-развивающий | Проведение цикла занятий с детьми, показавшими низкий уровень адаптации к обучению в школе | Педагог-психолог, первоклассники. |
16. | | Ноябрь-март | Просветительский | Проведение практических занятий для родителей | Педагог-психолог, родители первоклассников |
17. | | Март-апрель | Диагностика | Повторное исследование школьной адаптации учащихся 1-х классов | Педагог-психолог, первоклассники |
18. | | Март | Педагогический консилиум | Педагогический консилиум по проблеме дальнейшей помощи детям, у которых наблюдаются признаки дезадаптации | Педагог-психолог, классные руководители, администрация |
Методики диагностики готовности к школе и адаптации первоклассников к школьному обучению.
Методики | Изучают | Сроки проведения |
Наблюдение | Особенности поведения детей | Сентябрь-октябрь |
Д.Б.Эльконин-А.Л.Венгер «Графический диктант», Ульенкова «Палочки-черточки» | Особенности произвольного поведения | Сентябрь, апрель |
«Медис», «7 фигур», «Заучивание 10 слов» | Зрительную и слуховую память и особенности мышления | Сентябрь, апрель |
Анкета Лускановой | Уровень школьной мотивации | Сентябрь. март |
Проективные методики «Дерево», «Что нравится в школе» | Отношение к школе и учению, учителю, одноклассникам | Октябрь, март |
Проективная методика для выявления школьной тревожности А. М. Прихожан | Уровень школьной тревожности | Октябрь, март |
Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман). | Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества | октябрь |
Методика «Лесенка» | Определение уровня самооценки | Октябрь. март |
Экспертная оценка социально-психологической адаптации детей к школе (родители) | Определение уровня адаптации первоклассников | Октябрь |
Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (учителя) | Определение уровня адаптации первоклассников | Октябрь, март |
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе.- М., 1998.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М., 2000.
3. Диагностика школьной дезадаптации: Науч.-метод. пос. для учителей начальных классов и школьных психологов / Под ред. С.А. Беличевой. М., 1993. - 126 с.
4. Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки!- Ярославль, 1999.
5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М., 1996.
6. Психолого - педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте/Под. ред. В.В.Давыдова, И.В.Дубровиной. М.,1980
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., 1996.
8. Справочная книга школьного психолога. М.,1996.
9. Школьный психолог. №18, 2003. –Метод в теории и на практике. Р. Рахманкулова. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников.