СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа сопровождения адаптации первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе описаны мероприятия, методики для диагностического исследования уровня адаптации первоклассников.

Представлен подробный план работы педагога-психолога по сопровождению первокласников

Просмотр содержимого документа
«Программа сопровождения адаптации первоклассников»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»

Р.п Гидроторф, Балахнинский район



Принята «Утверждаю»

Педагогическим советом директор МБОУ «СОШ №10»

МБОУ «СОШ №10» _____________А.С.Мослов

30.08 2017 приказ № от 31.08.2017



Согласовано:

Заместитель директора по УВР

_____________В.Н.Мослова








Программа психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе









Составитель: Соболева Наталья Владимировна,
педагог-психолог









2017 год



Содержание




Пояснительная записка__________________________________________3-5


Направления деятельности педагога-психолога в процессе психолого-педагогического сопровождения первоклассников___________________5-6


Планируемые результаты________________________________________6-7


Содержание программы_________________________________________7-9

Методики диагностики готовности к школе и адаптации первоклассников

  к школьному обучению________________________________________10


Учебно-методическое обеспечение программы_____________________11



























Пояснительная записка

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению разработана «Программа психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе»

Теоретико-методологическую основу данной программы составляют положения отечественной педагогической и возрастной психологии об общих условиях, при которых адаптация к школьной жизни протекает наиболее успешно. К ним относятся:


- Общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская);

- Основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович);

-Современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Т.И. Чиркова, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова и др.)


-Личностно-ориентированная технология педагогического сопровождения учащихся (Бондарев В. П.);

-Подбор соответствующих возрастным особенностям учащихся методов и приемов обучения ( А.А. Леонтьев,,Г.А.Цукерман и др.);


Программа сопровождения составлена на основе нормативно-правовой базы:

ФГОС НОО, утверждён Приказом Министерства образования и науки № 373 от 06.10.2009 г. (ред. от 31.12.2015 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Основная образовательная программа начального общего образования (ФГОС НОО) школы №10.


Цель программы - содействие созданию социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

1. Исследовать особенности первоклассников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении.

2. Способствовать развитию у детей социальных и коммуникативных умений и навыков, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами.

3. Содействовать формированию положительного отношения к школе, адекватной самооценки, стимулировать познавательную активность первоклассников.

4. Развивать эмоционально-волевую сферу первоклассников, содействовать формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятию страхов и эмоционального напряжения.

5. Повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, работающих в первых классах, родителей первоклассников по созданию благоприятной для полноценного развития ребенка семейной ситуации.


По времени реализации программа рассчитана на три учебные четверти,

причем все компоненты программы реализовываются последовательно, в соответствии с целями и задачами каждого этапа психолого-педагогического сопровождения детей в период их вхождения в школьную жизнь.



Направления деятельности педагога-психолога в процессе психолого-педагогического сопровождения первоклассников


В соответствии с целями и задачами программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе включает в себя 5 основных направлений деятельности педагога-психолога.


Организационно-методическая работа

1. Планирование предстоящих диагностических мероприятий, педсоветов, консультаций.

2. Подготовка необходимых методических материалов – бланков, тестов, методик, таблиц и т.п. к исследованию адаптации учащихся 1-х классов.

3. Подготовка к малому педсовету по 1-м классам.

4. Изучение личных дел учащихся: образование родителей, семейные и социальные условия и т.д.

5. Обработка и оформление результатов исследования 1-х классов.

6. Составление отчета по результатам исследования 1-х классов.

7. Разработка и планирование стратегии психолого-педагогического сопровождения.

8. Разработка и составление индивидуальных коррекционных занятий.

9.Составление рекомендаций родителям и педагогам по результатам диагностики.

10. Подготовка и участие в психолого-педагогическом консилиуме.


Психодиагностическая работа

1. Наблюдение за учащимися 1-х классов.

2. Исследование школьной адаптации учащихся 1-х классов (первичное).

3. Проведение различных схем углубленной диагностики с группой детей.

4. Повторное исследование школьной адаптации учащихся 1-х классов.

5. Проведение экспертного опроса педагогов.

6. Анкетирование родителей.


Просветительско-профилактическая работа

1. Родительское собрание в 1-х, классах «В первый раз, в первый класс», «Трудности адаптации первоклассников».

2. ШМО учителей начальных классов «Создание оптимальной среды обучения в начальной школе», «Учет индивидуальных особенностей младших школьников».

3. Адаптационные занятия для учащихся 1-х классов.

4. Практические занятия для родителей.


Консультационная работа

1. Индивидуальные и групповые консультации для педагогов первоклассников.

2. Индивидуальное консультирование родителей учащихся 1-х классов по результатам диагностики.

3. Проведение малого педсовета по результатам исследования.



Коррекционно-развивающая работа

1. Индивидуальные коррекционные занятия с психологически неблагополучными детьми с различными типами проблем.

2. Групповые занятия с детьми, испытывающими затруднения в адаптации в школе.





Планируемые результаты

  

Планируемые результаты 

Индикаторы 

Личностные 

- формирование положительного отношения к школе и учению 

- возрастание уверенности в себе, стремление отстаивать и аргументировать свою точку зрения 

- повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы  

- формирование адекватной самооценки   

-повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности 

Средняя и выше средней мотивация учения у подавляющего большинства детей в классе.

Наличие адекватной самооценки у большинства детей.

Повышение развития произвольной регуляции поведения и эмоций учащихся (более устойчивое эмоциональное состояние). Установление контакта с учащимися, с учителем. Формирование адекватного поведения. Овладение навыками учебной деятельности 

          

 

Метапредметные 

- повышение уровня психологического развития учащихся  

- повышение интереса ко всем школьным урокам 

- профилактика школьной тревожности, дезадаптации 

 

Благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе, отсутствие у детей признаков дезадаптации: сохранение физического, психического и социального здоровья детей. Повышение активности каждого ученика на уроках и во внеурочной деятельности. Интерес к школьным предметам,  выражающийся в допол-нительных вопросах во время уроков и вне учебной деятельности, повышение активности учащихся в школьных мероприятиях. 

Предметные 

- сформированность  мыслительных операций  сравнения  

-  сформированность содержательного анализа, установления закономерностей 

- сформированность внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления  

Умение сравнивать предметы и явления на вербальном материале, развитое умение устанавливать закономерности, умение работать во внутреннем плане. 

 

Характер протекания адаптации во многом зависит от здоровья ребёнка. Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни. В течение всего учебного года они сохраняют хорошее самочувствие, высокую, устойчивую работоспособность, успешно усваивают программу.  

Таким образом, адаптация к школе – сложный и длительный процесс, очень напряжённый и ответственный. Успешность адаптации  зависит от многих факторов: уровня психологического, физического и функционального развития, состояния здоровья. 


Этапы реализации программы

  1. Организационно-диагностический

  2. Адаптационный

  3. Развивающий

  4. Аналитический

 

Содержание программы

  

№ 


Сроки 

Вид работ 

Содержание 

Участники 

 

1. 

 

 

 


 В течение 1 четверти

 Наблюдение 

 


 Посещение уроков: наблюдение за поведением детей на уроках 

Педагог-психолог,  

первоклассники, 

учителя первых классов. 

 

2. 


Август-сентябрь

Диагностика


Изучение документов учащихся (личные дела, медицинские карты)

Педагог-психолог, медицинская сестра, учитель

3.


Конец сентября

Диагностика

Изучение уровня готовности первоклассников

Педагог-психолог,  

первоклассники, 

учителя первых классов. 

4.


Сентябрь-октябрь

Консультиро-вание

Консультации для педагогов, обучающих первоклассников

Педагог-психолог,  

учителя первых классов. 

 

5. 


 Середина  

сентября 

 

 

 

 Просвещение 

 

 

 

 Выступление на   родительском 

собрании по теме: 

«В первый раз в первый класс»

 Педагог-психолог,  родители 

первоклассников 

 

6. 


Октябрь

Диагностика

Исследование школьной адаптации учащихся 1-х классов

Педагог-психолог,  

первоклассники, учителя

7.


Октябрь-май

Развивающий, профилактический





Проведение цикла занятий с первоклассниками по развитию коммуникативных навыков

Педагог-психолог, первоклассники

 

8. 


 Середина 

октября 

 

 Просветительский. 

Консультирование 

 

 Консультации для педагогов, обучающих первоклассников, по теме: «Особенности  

психического развития детей младшего школьного возраста»

 Педагог-психолог, 

учителя первых классов. 

 

9. 


 Середина 

октября

 Диагностичес-кий. 

Диагностика адаптации первоклассни-ков. 

 Заполнение родителями анкеты по выявлению уровня адаптации ребенка к школе

 Педагог-психолог,  родители первоклассников. 

 

 

10. 


 Конец октября

 Просветительский. 

Консультирование 

 

 

 Консультации для педагогов, обучающих первоклассников, по  теме: «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения»; 
(по результатам диагностического среза) 

 Педагог-психолог,  

учителя первых классов. 

 

11. 


 Ноябрь

 

 Просветительский. 

Консультирование 

 

 

 

 Выступление на родительском собрании по теме: 

«Трудности адаптации к школе»

 Педагог-психолог,  родители первоклассников. 

 

12.


Ноябрь

Просветитель-ский

Выступление на ШМО учителей начальной школы «Создание оптимальной среды обучения в начальной школе».

Педагог-психолог, учителя начальной школы

 

13. 


 Начало  

ноября 

 

 

 

 Педагогичес-кий совет 

 

 

 

 

 

 Малый педагогический совет по итогам реализации программы по адаптации к обучению в 1 классе

 Педагог-психолог,  

учителя первых классов, администрация

 

14. 


 Середина 

ноября  

 Просветитель-ский. 

Консультирование 

 Индивидуальные встречи с родителями (по результатам диагностики адаптации ребенка к обучению в школе)

 Педагог-психолог школы, родители первоклассников 

 

 

15. 


 Ноябрь – 

январь

 Коррекционно-развивающий

 Проведение цикла занятий с детьми, показавшими низкий уровень адаптации к обучению в школе

 Педагог-психолог,   первоклассники.  

 

16. 


Ноябрь-март

Просветительский

Проведение практических занятий для родителей

Педагог-психолог, родители первоклассников

 

17. 


Март-апрель

Диагностика


Повторное исследование школьной адаптации учащихся 1-х классов

Педагог-психолог, первоклассники

 18. 


 Март 

Педагогический консилиум

 Педагогический консилиум по проблеме дальнейшей помощи детям, у которых наблюдаются признаки дезадаптации 

 Педагог-психолог, классные руководители, администрация 



Методики диагностики готовности к школе и адаптации первоклассников  к школьному обучению.


Методики

Изучают

Сроки проведения

Наблюдение

Особенности поведения детей

Сентябрь-октябрь

Д.Б.Эльконин-А.Л.Венгер «Графический диктант», Ульенкова «Палочки-черточки»

Особенности произвольного поведения

Сентябрь, апрель

«Медис», «7 фигур», «Заучивание 10 слов»

Зрительную и слуховую память и особенности мышления

Сентябрь, апрель

Анкета Лускановой

Уровень школьной мотивации

Сентябрь. март

Проективные методики «Дерево», «Что нравится в школе»

Отношение к школе и учению, учителю, одноклассникам

Октябрь, март

Проективная методика для выявления школьной тревожности А. М. Прихожан

Уровень школьной тревожности

Октябрь, март

Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

октябрь

Методика «Лесенка»

Определение уровня самооценки

Октябрь. март

Экспертная оценка

социально-­психологической адаптации детей к школе (родители)


Определение уровня адаптации первоклассников

Октябрь


Экспертная оценка

адаптированности ребенка к школе (учителя)

Определение уровня адаптации первоклассников

Октябрь, март



Учебно-методическое обеспечение программы:

 

1. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе.- М., 1998. 

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М., 2000. 

3. Диагностика школьной дезадаптации: Науч.-метод. пос. для учителей начальных классов и школьных психологов / Под ред. С.А. Беличевой. М., 1993. - 126 с.  

4. Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки!- Ярославль, 1999. 

5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М., 1996. 

6. Психолого - педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте/Под. ред. В.В.Давыдова, И.В.Дубровиной. М.,1980  

  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., 1996. 

8. Справочная книга школьного психолога. М.,1996. 

9. Школьный психолог. №18, 2003. –Метод в теории и на практике. Р. Рахманкулова. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников.