СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа социализации учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. На процесс социализации личности влияют всякого рода факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. Они  в основном исходят  из семьи, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «улица», школа и т. д.

Просмотр содержимого документа
«Программа социализации учащихся»

Областное казённое образовательное учреждение

«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»



Утверждено

решением педагогического совета ОКОУ «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Протокол от «29» августа 2016 г. № 1.


Введено

в действие приказом директора школы от «01» сентября 2016 г.

№ 01-02-122




ПРОГРАММА


«СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 4 А КЛАССА

ОКОУ «Курская школа»

(2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД)















Выполнила: Ирина Юрьевна Асеева,

учитель младших классов.












2016 год


Основания для разработки программы:

1. Конвенция о правах ребенка

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

3. Закон РФ «Об образовании»

4. «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года»

Цель программы:  Формирование социально важных качеств учащихся 4 А класса ОКОУ «Курская школа».

Задачи программы:

 1. Организовать работы по повышению уровня воспитанности учащихся.

2. Помочь учащимся в обретении культуры общения.

3. Развивать деловые и нравственные отношения между учащимися.

4. Вырабатывать сознательное отношение к укреплению своего здоровья.

5. Формировать положительный мотив учения.

6. Уметь разрешать возникшие проблемные жизненные ситуации.

7. Создать условия для реализации учащегося и его окружения в решении проблем социальной жизни.

Сроки реализации программы: 2016 – 2017 учебный год.

Перечень приоритетных мероприятий:

1. Индивидуальная работа с учащимися.

 2. Проведение классных часов

3. Внеклассные мероприятия: конкурсы сказок, стихотворений, рисунков; выставка поделок; проведение информационных часов; участие в соревнованиях, проводимых в классе.

4. Внешкольные мероприятия, проводимые в городе: конкурс рисунков, выставка поделок.

Ожидаемые результаты:

 1. Повышение уровня воспитанности.

2. Овладение учащимися навыками общения друг с другом.

3. Развитие деловых и нравственных отношений между учащимися.

4. Овладение учащимися способами ведения здорового образа жизни.

5.Формирование положительного мотива учения.

6.Овладение умениями разрешать возникшие проблемные ситуации.

7. Создание условий для реализации учащимся и его окружения решения проблем социальной жизни.

Форма контроля: Отчёт на методическом объединении, МС, педагогическом совете ОКОУ «Курская школа».





Пояснительная записка

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. На процесс социализации личности влияют всякого рода факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. Они в основном исходят из семьи, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «улица», школа и т. д. Однако процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, а в настоящее время, в связи с открытостью границ и возможностью получения информации со всего мира, и всего человечества.

Глубокие изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях его развития на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире. Желание взрослых развить умственные способности детей, их творческую активность за счет раннего начала обучения, интенсивности  нагрузок не всегда сочетается с физическими и психическими возможностями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Успешная социальная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность личностной самореализации.

Личностные особенности педагога младших классов, его культура, педагогические способности, отношение к детям и даже черты характера оказывают положительное или отрицательное воздействие на личность школьника, так как обучение и воспитание в начальной школе переплетаются особенно тесно.

Одной из основных функций педагогической поддержки является помощь ученику в становлении его как личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации.

Большое значение необходимо придавать воспитанию детей как нормальной, полноценной личности. Мне кажется, чтобы воспитать полноценного гражданина своей Родины, надо обратить внимание на его личностные качества. Ведь обучающийся коррекционной школы, такой же ученик, как и в любой другой школе. Он – личность. Существует психологическая закономерность: если у обучающихся нет внутреннего стимула к саморазвитию, то нет и воспитания – целенаправленного процесса формирования и развития личности. И мне надо воспитывать, развивать положительные качества этой личности. И я думаю моя задача: помочь учащимся младших классов коррекционной школы стать достойными гражданами своей страны.

Классный коллектив существует уже пятый год. В классе учатся 5 детей: 4 мальчика и 1 девочка. Возраст 12 - 13 лет. В результате совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития классного коллектива. У детей появился интерес к своей школе, к встрече с учителем.

Психофизические особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья накладывают определённые особенности на развитие ученического коллектива. В классе нет актива. Дети не посещают школьные кружки. Подготовка к школьным мероприятиям для них тоже нереальна. Но при помощи учителя, поддержке родителей эти дети могут быть участниками праздников, мероприятий, небольших дел.

Во время проведения внеклассных дел у всех учеников класса наблюдается неумение прислушиваться к мнению других, пассивность, отсутствие волевых усилий при встрече с трудностями и доведении начатого дела до конца. Вот поэтому о результативности пока речи не идёт.

Особое внимание уделяется работе с родителями:

1.  Работа с родителями строится на основе глубокого и систематического изучения семьи.

2.  Внимание родителей направляется на формирование у детей трудовых навыков, привычек культурного поведения.

3.  Держится тесная связь с родителями учащихся путём личного контакта.

4.  По окончании каждой недели сообщается родителям об успехах и труде ребёнка.

5.  Проводятся индивидуальные беседы с родителями, родными о режиме школьников, гигиене школьников, на морально – эстетические и психологические темы.

6.  Проводятся консультации с родителями по охране здоровья детей.

В представленной программе  классного коллектива осуществляются мероприятия с духовно-нравственным воспитанием, интеллектуальным и физическим развитием учащихся. Поставлена задача, чтобы учебно-воспитательный процесс был интенсивным и увлекательным. Это должно помочь удержать в учащемся чувство радости в школе. Младшие учащиеся  испытывают потребность в ярких, красочных событиях. Вся работа должна развивать творчество, фантазию, побуждать к активным действиям. Условия нашей школы помогают мне в решении поставленной задачи. Уроки ритмики,  пения, лечебной физкультуры, логопедии увлекают учащихся с первых дней учебы. Решаются и такие задачи: развитие эстетического вкуса и чувства, воспитание души (духовное воспитание), создание условий для раскрытия способностей и природных задатков учащихся.

Целью программы является формирование социально важных качеств учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья.

Основные задачи:

1. Организовать работу по повышению уровня воспитанности.

2. Помочь учащимся в обретении культуры общения.

3. Развивать деловые и нравственные отношения между учащимися.

4. Вырабатывать сознательное отношение к укреплению своего здоровья.

 5. Формировать положительный мотив учения.

6. Уметь разрешать возникшие проблемные жизненные ситуации.

7. Создать условия для реализации учащегося и его окружения в решении проблем социальной жизни.

Программа составлялась на учебный год.

Три этапа программы: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап (август 2016 год): включает в себя разработку плана по социализации учащихся младших классов.

Основной этап (сентябрь 2016 год – май 2017 год) включает в себя: организацию работы по повышению уровня воспитанности; развитие деловых и нравственных отношений между учащимися; развитие навыков культурного общения; выработку сознательного отношение к укреплению своего здоровья; создание условий для осознания учащимися здоровья как ценности; развитие умения организовать умственный труд учащегося; формирование положительного мотива учения; создание условий для развития познавательных интересов учащихся; умение разрешать возникшие проблемные жизненные ситуации; создание условий для реализации учащегося и его окружения в решении проблем социальной жизни.

Заключительный этап (июнь 2017 год) включает в себя подведение итогов реализации данной программы; обсуждение результатов на методическом объединении, педагогическом совете ОКОУ «Курская школа».

Планируемые результаты:

1. Повышение уровня воспитанности.

2. Овладение учащимися навыками культурного общения.

3. Развитие деловых и нравственных отношений между учащимися.

4. Овладение учащимися способами ведения здорового образа жизни.

5.Формирование положительного мотива учения.

6.Овладение умениями разрешать возникшие проблемные ситуации.

7. Создание условий для реализации учащегося и его окружения в решении проблем социальной жизни.

Предполагаемые риски:

1. Смена педагога.

2. Несогласованность педагогического коллектива.

3. Нет условий для проведения мероприятий.

4. Нет методической литературы.





Механизм реализации.

Для реализации задач воспитательная работа в классе проводится по следующим направлениям:

1. Гражданско-патриотическое, нравственное воспитание

2. Правовое воспитание.

3. Художественно-эстетическое воспитание.

4. Трудовое воспитание.

5. Экологическое воспитание.

6. Воспитание здорового образа жизни.

(Смотри таблицу)







































































п/п

Направление работы

Проводимые работы

Формы проведения

Дата

Ответственный за проведение

Результат

Примечание

1.

Гражданско- патриотическое, нравственное воспитание

«Наша малая Родина»

Беседа. Знакомство с государственными символами России.

В течение учебного года

Учитель И.Ю.Асеева





«Вот и осень к нам пришла», «Здравствуй Зима»,

«В гости к зелёной аптеке»

Экскурсии в природу в разные времена года.

В течение учебного года

Учитель И.Ю.Асеева





«Моя малая Родина»,

«Наш новый дом – школа», «Сказки моей бабушки».

Классные часы

В течение учебного года

Учитель И.Ю.Асеева





«Мой родной город»,

«Наша школа - ждёт нас»,

«Что строится вокруг нас».

Классные часы и беседы

В течение учебного года

Учитель И.Ю.Асеева





«Самый быстрый и бдительный»

Подвижные игры

В течение учебного года

Учитель физкультуры. Учитель И.Ю.Асеева





«Наши отцы и деды»,

«Наши мамы и бабушки»,

«О товариществе, дружбе и коллективизме»,

«О трудолюбии и бережливости».

Классные часы и беседы

В течение учебного года

Учитель И.Ю.Асеева





«Солдаты России», «Пограничная полоса».

Игры Викторины.

Конкурсы рисунков, стихов.

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





«О Родине»,

«О доброте, отзывчивости и скромности»,

«О честности и умении держать слово»,

«О справедливости»,

«О непримиримости к злу и равнодушию».

Классные часы и беседы

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева



2.

Правовое воспитание

«Правила для учащихся», «Наше право»,

«Ты и твои товарищи»,

«Мое и твое».

Классные часы и беседы

В течении учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





«Хорошо и плохо».

Игра.

Ситуативные упражнения.

Викторины.

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





«По каким правилам мы живем»,

«Чужое брать нельзя»,

«Об уважении к тому, что тебя окружает».

Классные часы и беседы

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





«Правда и ложь»

«Суд над воровством»

Игры

Викторины

В течение учебного года

Учитель И.Ю. Асеева



3.

Художественно-эстетическое воспитание

«Вежливые слова»,

«Как бы ты поступил».

Классные часы и беседы. Чтение и обсуждение книг. Игры.

Конкурсы рисунков.

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





«На дне рождения»,

«В театре, кино».

Классные часы и беседы

Игры

Викторины.

Конкурсы сказок.

Чтение стихов о природе.

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





«Сказка и сказочные герои», «Красота вокруг – дело рук твоих», «Правила поведения».

Классные часы и беседы Экскурсии.

Конкурсы.

Викторины

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





Посещение музеев

Классные часы, беседы.

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева



4.

Трудовое воспитание

«Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое»

Классные часы и беседы

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





«Как проводить уборку класса»,

«Я поливаю цветы», «Мойдодыр – наш лучший друг» и т. д.

Классные часы и беседы

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





Чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».

Беседы по сказкам

К. Чуковского

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





«Чистота – залог здоровья», «Как сберечь книги» и т. д.

Классные часы и беседы

Практические занятия

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





«Труд – дело чести, будь всегда на первом месте», «Люби дело – мастером будешь»,

«Труд человека кормит, а лень – портит» и т. д.

Классные часы и беседы

Практические занятия

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева



5.

Экологическое воспитание

«Красота вокруг нас»

Экскурсии: в лес, в парк в разные времена года

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





«Природа и человек».

«Я – частица природы», «Растения и животные предсказывают погоду»,

Классные часы, беседы

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





«Красная книга России», «Заповедные уголки России».

Заочное путешествие по карте России.

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





«Человек и природа»

Устный журнал.

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева



6

Воспитание здорового образа жизни

«Как ты сидишь»,

«Про орехи, репку и зубную щетку»,

«Веселая переменка».

Классные часы и беседы

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»

Беседа по книге.

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





«Твой режим дня», «Правила поведения в столовой»

Классные часы и беседы

Практические занятия, конкурсы

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





«Молодежь за здоровый образ жизни»

Веселые старты.

Походы.

Беседы.

Участие в спортивных мероприятиях.

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





«Лекарственные растения»

Классные часы, беседы.

В течение учебного года

Учитель

И.Ю. Асеева





Литература:

1. Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. Сборник методических работ / Под ред. Морозова С. А. – М., 2001.

2. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / Сб. метод. материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов. - М.: Педагогический поиск, 1997.

3. Воспитание детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития / Под ред. Бгажноковой И.М. – М., «Владос», 2007.

4. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М., «Просвещение», 1981.

5. Касаткина Н. А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2005 г.

6.Лободина Н. В. Родительские собрания в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007 г.

7.Маллер А.Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. – М., «Академия»,2003.

8.Мачихина В. Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. - М., «Просвещение», 1984.

9.Павлова О. А. Тематические классные часы в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007 г.

10.Пороцкая Т. И. Работа воспитателя вспомогательной школы. - М., «Просвещение», 1984.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!