СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Социализация, работа с одаренными и высокомотивированными обучающимися на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности предусматривает работу в данном направление на 3 учебных года.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Социализация, работа с одаренными и высокомотивированными обучающимися на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"»

МБОУ «Криволесская ОШ»



Рассмотрена и принята педагогическим Советом

Протокол № __

от _____2017 г.


Утверждена

приказом № ___

от _________ 2017 г.

___________/Л.П. Терехова/










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



«Социализация обучающихся, работа с одарёнными и высокомотивированными учениками на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

ДЛЯ 5-9 КЛАССА









Афонина Елена Леонидовна

Ф.И.О., категория













2017



I. Актуальность программы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы с одаренными детьми.

II. Пояснительная записка

Выявление одаренных детей целесообразно проводить с 5 класса на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя. Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

Выделим три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки. 
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от организации деятельности.

При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с 5 класса и до осознанного выбора жизненного пути.

Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.

Сроки реализации: 2017-2020 г.

Диагностики:

1. «Адаптация ребенка к обучению (методика Нуменко)

2. Диагностика «Тип темперамента», «Тип мышления» (Л.А. Сиротюк)

3. Диагностика уровня развития познавательных способностей (методика Т.Е. Рыбакова)

4. Анкета «Уровень воспитанности учащихся (методика для изучения социолизированности личности ребенка М.И. Рожкова)

5. Методика обследования связной речи (В.П. Глухов)

Педагогические методики:

  • Метод проектов Л.С. Выготский,

  • метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,

  • личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.

III. Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цель № 1Выявление одаренных детей

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми; 
- накопление литературы по данному вопросу;

- знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики; 
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

Цель № 2: создание условий для развития и формирования одаренной личности в предметной области – история, обществознание.

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи: 
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; 
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.



IV. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

V. Стратегия работы с одаренными детьми

I этап - подготовительный ( 5-6 классы)

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. 
При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в изучении предмета.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе урочная и внеурочная деятельность организуются как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. При проведении предметных недель, конкурсов необходимо постоянно вовлекать учащихся 5-6 классов.

На подготовительном этапе происходит:

- формирование навыков научной организации труда

- вовлечение в активные формы познавательной деятельности

- формирование познавательного интереса

- выявление способных учащихся

Урочная и внеурочная деятельность по истории и обществознанию строиться таким образом, что учащийся проявляют свои возможности в самых разных сферах деятельности.

II этап — развивающий ( 7 класс)

На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

На развивающем этапе происходит:

- совершенствование навыков научной организации труда

- формирование познавательного интереса

- творческое развитие учащихся

- индивидуальная работа со способными учащимися

На данном этапе происходит постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.

На данном этапе происходит:

- совершенствование навыков научной организации труда

- развитие и расширение познавательных интересов учащихся

- формирование исследовательских навыков

- развитие информационной культуры учащихся

III этап – исследовательский ( 8 – 9 классы)

На данном этапе происходит:

- совершенствование исследовательских навыков

- совершенствование информационной культуры учащихся

- самостоятельное применение знаний умений и навыков.



VIМетодическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися

Программное обеспечение (программы кружков, элективных курсов, план работы по преемственности обучения)

Наличие методических материалов (рекомендации, литература, публикации)

Издание материалов, иллюстрированных отчетов, участие в методической выставке

Организационно – методическое обеспечение

  1. Повышение квалификации учителя

  2. Разработка программ и проектов по предмету

  3. Изучение обобщения опыта работы других учителей

  4. Мониторинг системы работы с одаренными детьми

VII. Условия успешной работы с одаренными учащимися

- осознание важности этой работы учителем и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

- создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

- признание учителем того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами:

учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

- увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.

Функции учителя:

1. Осуществление программы в системе внеурочной работы.

2. Использование новых педагогических технологий.

3. Организация исследовательской работы учащихся.

4. Диагностика.

5. Обобщение результатов работы.

Основные мероприятия по реализации программы
I. Диагностика: 
1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативной емкости. 
2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования. 
4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования. 
5. Изучение работы  обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем. 
6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми. 
II. Развитие творческих и познавательных  способностей: 
1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов. 
2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный. 
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся.
2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.

VIII. Формы работы с одаренными учащимися

- олимпиады;

- элективные курсы;

- творческие выставки;

- групповые занятия с сильными учащимися;

- исследовательские работы;

- предметный кружок;

- творческие мастерские;

- конкурсы различного уровня;

- факультативы;

- индивидуальное консультирование учащихся

IX Работа с родителями

Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.

Задачи работы с родителями включают:

  • Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности;

  • Расширение возможностей в понимании своего ребенка, развитие рефлексии своих взаимоотношений с сыном или дочерью;

  • Личностный рост родителей, развитие их самосознания, самоконтроля;

  • Укрепление сотрудничества родителей с учителем

Формы работы с родителями

- Творческие и проблемные родительские собрания;

- Групповые и индивидуальные консультации;

- Творческие отчеты;

- Привлечение родителей к проведению уроков и мероприятий;

- Выполнение рекомендаций литературы.



X. Ожидаемые результаты

1. Формирование системы работы с одаренными учащимися.

2. Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

3. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.

4. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

5. Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

6. Творческая самореализация выпускника школы.

7. Повышение качества образования.

8. Развитие умений применения полученных знаний в других областях и в нестандартных ситуациях.


Научно-методическое сопровождение одаренных детей

Задачи:

  1. Повысить компетенцию педагога в работе с одарёнными детьми.


№ п/п

Мероприятия

Сроки

Планируемый результат

Создание банка электронных материалов заданий предметных олимпиад

2017 год

Банк электронных материалов

Создание банка нестандартных заданий по русскому языку и литературе



Разработка индивидуальных программ сопровождения победителей и призеров предметных олимпиад

Сентябрь – октябрь 2017 г. года

Индивидуальные программы

Разработка мониторинга результативности работы с одаренными детьми

2017

мониторинг

Разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке детей к предметным олимпиадам

2018-2020 г.

Сборник методических материалов, рекомендаций



Организационно-методическое сопровождение одаренных детей

Задачи:

1.Разработать систему мероприятий, направленных на развитие одарённости.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Планируемый результат

Участие обучающихся в предметных олимпиадах

Октябрь - ноябрь ежегодно



Приказы о проведении олимпиад, о направлении учащихся на районные, региональные олимпиады

Организация участия обучающихся в:

-дистанционных всероссийских олимпиадах,

- интеллектуальных конкурсах, интернет – проектах

2016-2020 гг.

Индивидуальные занятия с обучающимися по индивидуальной образовательной траектории

2016-2020 г.

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

2016-2020 г.




Аналитическое сопровождение одаренных детей

Задачи: 1. Создание условий, обеспечивающих открытость информационного пространства по работе с одаренными детьми

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Планируемый результат

Анализ результатов работы с одаренными детьми.

2017-2020 г.

Аналитические материалы



Стимулирование одаренных обучающихся к участию в предметных олимпиадах

Задачи:

1. Совершенствовать систему поощрения одарённых детей.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Планируемый результат

Создание портфолио одаренных детей

2017-2020 г.

Портфолио

Награждение родителей благодарственными письмами, благодарностями

Май ежегодно




Содержание работы по индивидуальным образовательным планам.

1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;

  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;

  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;

  • предоставить ученику:

  • название темы;

  • план изучения темы;

  • основные вопросы;

  • понятия и термины, которые он должен усвоить;

  • практические работы;

  • список необходимой литературы;

  • формы контроля;

  • задания для самопроверки.

  • Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • Предмет;

  • Дата и время консультаций;

  • Главные рассматриваемые вопросы;

  • Время работы с темой по программе;

  • Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;

  • Невыясненные вопросы.

Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания.

И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;

  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;

  • формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;

  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.


Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии(представлены все акцентологически трудные слова);

  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);

  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);

  • морфемики и словообразования (этимология морфем);

  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);

  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).

Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.

В 5-11 классах тренинг включает блок вопросов из истории языка: «Теория происхождения языков», «Языковое древо», «Реформы русского языка», «История развития русского литературного языка», «История возникновения письменности», «Языковая картина мира» и др.

2. Исследовательская деятельность учащихся.

Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;

  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;

  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить:

а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними;

б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения, облекать догадки и предположения в форму гипотез.

На втором этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования. На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы ребята, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигались по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся, используя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

  • определение темы и цели исследования;

  • формулирование и отбор полезных гипотез;

  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;

  • разграничение допущений и доказанных положений;

  • планирование проверки гипотезы;

  • планирование результата;

  • составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;

  • установление связи полученных данных с поставленной проблемой;

  • систематизация фактов, явлений;

  • интерпретация данных;

  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;

  • установление аналогий;

  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;

  • решение задачи в новой ситуации;

  • написание творческого сочинения, реферата.


Учебно-тематическое планирование исследовательской деятельности школьников можно представить следующим образом:



Название

раздела, тема

Практическая

часть

Форма

контроля

1

3

4

Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения.

  1. Особенности научного стиля.

  2. Подготовка доклада.

  3. Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.

  4. Реферат.

  5. Оформление стенда.



Составление аннотации, тезисов. Написание эссе.




Проверка работ.

Исследовательские умения.

  1. Исследовательские умения: анализ, обобщение, выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи.

  2. Исследовательские умения: выдвижение и обоснование гипотезы.

  3. Исследовательские умения: оценка собственной деятельности, рецензирование работ.



Выполнение упражнений, заданий.



Решение исследовательских задач.



Написание рецензии



Проверка упражнений, заданий.



Проверка решений задач.



Проверка рецензии.

Работа с литературными источниками.

  1. Работа с каталогом.

  2. Работа со справочной литературой.

  3. Компьютерные энциклопедии по лингвистике и литературе.

  4. Интернет как источник информации.

  5. Этапы работы с литературными источниками.



Практическая работа в школьной библиотеке.

Практическая работа в компьютерном классе.


Этапы выполнения научно – исследовательской работы.

  1. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.

  2. Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы

  3. Изучение научной литературы по теме исследования.

  4. Выполнение практической части исследовательской работы.

  5. Анализ результатов. Выводы.












Проверка выполнения работы.



Проверка выполнения работы.

Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ

  1. Правила оформления исследовательской работы.

  2. Оформление титульного листа и «Содержания»

  3. Разделы «Введение» и «Заключение».

  4. Оформление списка литературы.

  5. Оформление ссылок.

  6. Оформление приложения.



Оформление «Содержания»

Написание разделов.

Оформление списка литературы.

Оформление приложения



Проверка выполнения работы










Научный доклад – итог исследовательской работы школьника.

1. Требования к докладу. Критерии оценки доклада.

2. Оформление к докладу.




Защита реферата на НПК

Подведение итогов.

1. Обсуждения. Рефлексия.

2. Планирование на будущий год.




Рефлексия



3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  • Всероссийский конкурс сочинений

  • игры-конкурсы «Русский медвежонок», «Лисенок»;

  • дистанционные олимпиады « Потомки Пифагора», «Знайка», «Азъ», «Логос»;

  • интернет-конкурсы


Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию УУД обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.