СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа" Социально - бытовая ориентировка" 5 класс (для индивидуальных, специальных, коррекционных занятий со слабовидящим ребенком)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа для работы с ребенком с ОВЗ- со слабовидящим

Просмотр содержимого документа
«Программа" Социально - бытовая ориентировка" 5 класс (для индивидуальных, специальных, коррекционных занятий со слабовидящим ребенком)»






Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Социально-бытовая ориентировка» для 5-го класса составлена на основе:


- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для слабовидящих обучающихся (Вариант 4.2) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»;

- Авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей) Бельмер В.А., Григорьевой Л.П., Денискиной В.З., Кручинина В.А., Максютова Р.Д., и других под редакцией Плаксиной Л.И. (Москва «Просвещение» 1997г.)
- Адаптированной образовательной программы на 2021-2022 учебный год для обучающейся с ОВЗ (В 4.2);

- Индивидуального учебного плана для ребенка с ОВЗ (В 4.2) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»;

-Коллегиального заключения ПМПК № 2117 от 24.08.2021;
- Положения о рабочей программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова».



Цели и задачи учебного курса


Главная цель курса СБО — помочь ребенку с глубоким нарушением зрения адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее, сформировать у ребенка первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человечка. Достижение этих целей делает достаточно комфортной жизнь ребенка в школе, повышает его статус в семье, обогащает его знаниями и умениями, которые позволяют расширить круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности.


Назначение занятий по СБО с учащимися в следующих задачах:

-восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;

-дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;

-выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;

- сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;

- познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;

-научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;

-выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.



Программа по курсу «Социально-бытовая ориентировка» реализуется на основе использования учебно-методических средств обучения:

1.Руцкая Е.Н. Организация работы по домоводству и самообслуживанию: Учеб.пособие. - М., ВОС, 1987. Руцкая Е.Н., Капрова А.Г. Ведение домашнего хозяйства инвалидами по зрению. - М.: ВОС, 1988.

2.Содержание и методы коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции / Под науч. ред. док. Психол. наук профессора Л.И.Солнцевой. - М., ВОС, 1990. -Учебно-лабораторное оборудование.

3. Периодические издания

4. Технические и электронные средства обучения

5. Интернет-ресурсы

Согласно индивидуальному учебному плану на изучение курса «Социально-бытовая ориентировка» в 5 классеотводится 17 ч в год (1раз в две недели).





















Планируемые результаты курса «Социально-бытовая ориентировка»

К концу года ученица должна (умения и навыки):

-последовательно выполнять утренние и вечерние гигиенические процедуры;

-периодически соблюдать правила чистки зубов, ушей;

-соблюдать правила ухода за руками и ногами;

-ухаживать за кожей рук;

-подбирать косметические средства для ухода за кожей рук и ног;

-соблюдать правила закаливания организма, использовать приемы обтирания и мытья ног;

-правильно выполнять упражнения для глаз, физические упражнения, рекомендованные окулистом;

-различать одежду и обувь в зависимости от ее назначения;

-подбирать одежду по сезону;

-соблюдать правила ухода за одеждой;

-знать санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами;

-пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки;

-соблюдать правила безопасной работы с бытовыми химическими средствами;

-правильно подбирать моющие, чистящие средства;

-стирать изделия из хлопчатобумажных и шелковых тканей;

-подбирать моющие средства для стирки изделий из хлопчатобумажных тканей и стирать их;

-гладить вещи, соблюдая ТБ при работе с утюгом;

-правильно использовать химические средства для ухода за посудой;

-мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду;

уметь выполнять отдельные хозяйственно-бытовые обязанности в семье;

-соблюдать правила обработки, сортировки овощей;

-соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;

-знать правила и последовательность приготовления овощных блюд;

-нарезать вареные овощи кубиками и соломкой;

-сервировать стол к обеду;

-накрывать стол с учетом конкретного меню;

-готовить салаты;

-записать имя, отчество, фамилию членов семьи;

-знать точное место работы и должности членов семьи с указанием контактных телефонов;

-уметь строить доброжелательные взаимоотношения в семье;

-выполнять бытовые обязанности в семье;

-знать общественные места, их назначение и виды;

-соблюдать правила поведения во время завтрака, обеда, ужина;

-знать основные помещения театра, их назначение;

-соблюдать гигиенические требования к жилому помещению;

-знать назначение комнатных растений;

-ухаживать за комнатными растениями;

-производить сухую и влажную уборку помещения;

-чистить книжные полки, шкафы, батареи;

-знать виды транспорта, их назначение;

-соблюдать правила пользования междугородным транспортом;

-знать расписание движения городского транспорта;

-уметь приобретать транспортные билеты на необходимый маршрут;

-знать стоимость билета в зависимости от вида маршрута;

-соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

-знать понятие о торговле, о видах магазинов, их назначении;

-соблюдать правила приобретения товара;

-знать стоимость товара;

-выбирать, покупать, оплачивать товар.







Содержание программы курса «Социально-бытовая ориентировка» (5 класс)



ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1ч)

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (3 ч)

Соблюдение правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека.Правила ухода за ногтями и кожей рук (стрижка ногтей, средства ухода за руками и способы их применения). Правила закаливания организма, правила обтирания; виды спорта, рекомендованные глазным врачом; личная гигиена учащихся во время физкультурных занятий, походов.Хранение средств гигиены.


ОДЕЖДА И ОБУВЬ(3ч).


Смена одежды и обуви по сезонам. Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалок, петель и крючков). Правила применения мыла, стирального порошка. Стирка цветных хлопчатобумажных и шелковых изделий. С ушка, глажение небольших вещей (платков, воротничков, носков и др.). Складывание чистого белья. Уход заразличного вида обувью и головными уборами.

ПИТАНИЕ (2 ч)

Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи (мытье рук перед приготовлением пищи и перед едой). Чистка и мытье посуды. Хранение пиши и продуктов питания. Знакомство с кухней. Соблюдение чистоты и порядка. Кухонная посуда.Гигиенические условия при приготовлении пищи. Значение растительной пищи в питании человека. Последовательность в обработке овощей: сортировка, мытье, чистка, резка.

Правила приготовления овощных блюд (из сырых и отварных овощей). Приготовление салатов, винегретов.Сервировка стола к обеду. Правила поведения за столом.


СЕМЬЯ (1 ч)

Состав семьи. Имена, отчества, возраст, место работы родителей, близких родственников, их возраст. Родственные отношения (мать, отец, брат, бабушка и др.).Личные взаимоотношения в семье. Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей.




КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (2 ч)

Закрепление правил поведения в общественных местах при посещении кинотеатра, музея, библиотеки. Закрепление правил поведения за столом во время еды в школьной столовой.

Правила поведения в зрительном зале, фойе, буфете, гардеробе, залах музея, читальном зале. Соблюдение правил поведения за столом (правильная осанка, пользование столовыми приборами, салфеткой, красивый и аккуратный прием пиши).


ЖИЛИЩЕ (2ч)

Санитарно-гигиенические требования к помещению (проветривание, поддержание необходимой температуры, освещенности, борьба с пылью). Правила организации рабочего места школьников. Последовательность и объем сухой и влажной уборки классных комнат, собственной комнаты. Уход за цветами.

ТРАНСПОРТ (1 ч)

Основные транспортные средства в городе. Междугородный транспорт. Размеры оплаты на всех видах городского транспорта, порядок приобретения билетов. Знакомство с расписанием движения транспорта. Пользование кассой при покупке билета на пригородные поезда.

ТОРГОВЛЯ (2 ч)

Основные виды продовольственных магазинов, виды специализированных магазинов. Знание видов и стоимости разных товаров, порядок приобретения товаров, умение обратиться к продавцу, кассиру.















Тематическое планирование курса «Социально-бытовая ориентировка»



п\п

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие

2

Личная гигиена

3

Одежда и обувь

3ч.

4

Питание

5

Семья

6

Культура поведения

7

Жилище

8

Транспорт

1 ч

9

Торговля

Всего 17 часов































Календарно-тематическое планирование по курсу «Социально-бытовая ориентировка»



п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

1

  Вводное занятие

 03.09.21


Личная гигиена


2

Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека

 17.09.21

3

 Последовательность утреннего и вечернего туалета

 01.10.21

4

  Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования

 15.10.21


Одежда и обувь

3ч.


5

Виды одежды и головных уборов, обуви


12.11.21

6

Повседневная, праздничная, спортивная одежда.

26.11.21

7

Сушка мокрой одежды, её глажение

10.12.21


Питание


8

Разнообразие продуктов, их назначение и значение в жизни человека

24.12.21

9

Сервировка стола к завтраку и обеду.

21.01.22


Семья


10

Понятия о семье, знание состава своей семьи, имен и отчеств родителей, близких родственников, их возраст.


04.02.22


Культура поведения


11

Правила поведения в зрительном зале, фойе, буфете, гардеробе, залах музея, читальном зале

18.02.22

12

Соблюдение правил поведения за столом (правильная осанка, пользование столовыми приборами, салфеткой)

04.03.22


Жилище


13

Санитарно-гигиенические требования к помещению (проветривание, поддержание необходимой температуры, освещенности, борьба с пылью)

18.03.22

14

Последовательность и объем сухой и влажной уборки классных комнат, собственной комнаты. Уход за цветами.

15.04.22


Транспорт

1 ч


15

Основные транспортные средства в городе. Размеры оплаты на всех видах городского транспорта, порядок приобретения билетов.


29.04.22


Торговля


16

Основные виды продовольственных магазинов, виды специализированных магазинов.


13.05.22

17

Знание видов и стоимости разных товаров, порядок приобретения товаров, умение обратиться к продавцу, кассиру. Обобщение изученного.





ВСЕГО: 17ч

27.05.22