Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Социально-бытовая ориентировка» для 5-го класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для слабовидящих обучающихся (Вариант 4.2) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»;
- Авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей) Бельмер В.А., Григорьевой Л.П., Денискиной В.З., Кручинина В.А., Максютова Р.Д., и других под редакцией Плаксиной Л.И. (Москва «Просвещение» 1997г.)
- Адаптированной образовательной программы на 2021-2022 учебный год для обучающейся с ОВЗ (В 4.2);
- Индивидуального учебного плана для ребенка с ОВЗ (В 4.2) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»;
-Коллегиального заключения ПМПК № 2117 от 24.08.2021;
- Положения о рабочей программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова».
Цели и задачи учебного курса
Главная цель курса СБО — помочь ребенку с глубоким нарушением зрения адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее, сформировать у ребенка первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человечка. Достижение этих целей делает достаточно комфортной жизнь ребенка в школе, повышает его статус в семье, обогащает его знаниями и умениями, которые позволяют расширить круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности.
Назначение занятий по СБО с учащимися в следующих задачах:
-восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
-дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
-выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;
- сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;
- познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
-научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;
-выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.
Программа по курсу «Социально-бытовая ориентировка» реализуется на основе использования учебно-методических средств обучения:
1.Руцкая Е.Н. Организация работы по домоводству и самообслуживанию: Учеб.пособие. - М., ВОС, 1987. Руцкая Е.Н., Капрова А.Г. Ведение домашнего хозяйства инвалидами по зрению. - М.: ВОС, 1988.
2.Содержание и методы коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции / Под науч. ред. док. Психол. наук профессора Л.И.Солнцевой. - М., ВОС, 1990. -Учебно-лабораторное оборудование.
3. Периодические издания
4. Технические и электронные средства обучения
5. Интернет-ресурсы
Согласно индивидуальному учебному плану на изучение курса «Социально-бытовая ориентировка» в 5 классеотводится 17 ч в год (1раз в две недели).
Планируемые результаты курса «Социально-бытовая ориентировка»
К концу года ученица должна (умения и навыки):
-последовательно выполнять утренние и вечерние гигиенические процедуры;
-периодически соблюдать правила чистки зубов, ушей;
-соблюдать правила ухода за руками и ногами;
-ухаживать за кожей рук;
-подбирать косметические средства для ухода за кожей рук и ног;
-соблюдать правила закаливания организма, использовать приемы обтирания и мытья ног;
-правильно выполнять упражнения для глаз, физические упражнения, рекомендованные окулистом;
-различать одежду и обувь в зависимости от ее назначения;
-подбирать одежду по сезону;
-соблюдать правила ухода за одеждой;
-знать санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами;
-пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки;
-соблюдать правила безопасной работы с бытовыми химическими средствами;
-правильно подбирать моющие, чистящие средства;
-стирать изделия из хлопчатобумажных и шелковых тканей;
-подбирать моющие средства для стирки изделий из хлопчатобумажных тканей и стирать их;
-гладить вещи, соблюдая ТБ при работе с утюгом;
-правильно использовать химические средства для ухода за посудой;
-мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду;
уметь выполнять отдельные хозяйственно-бытовые обязанности в семье;
-соблюдать правила обработки, сортировки овощей;
-соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;
-знать правила и последовательность приготовления овощных блюд;
-нарезать вареные овощи кубиками и соломкой;
-сервировать стол к обеду;
-накрывать стол с учетом конкретного меню;
-готовить салаты;
-записать имя, отчество, фамилию членов семьи;
-знать точное место работы и должности членов семьи с указанием контактных телефонов;
-уметь строить доброжелательные взаимоотношения в семье;
-выполнять бытовые обязанности в семье;
-знать общественные места, их назначение и виды;
-соблюдать правила поведения во время завтрака, обеда, ужина;
-знать основные помещения театра, их назначение;
-соблюдать гигиенические требования к жилому помещению;
-знать назначение комнатных растений;
-ухаживать за комнатными растениями;
-производить сухую и влажную уборку помещения;
-чистить книжные полки, шкафы, батареи;
-знать виды транспорта, их назначение;
-соблюдать правила пользования междугородным транспортом;
-знать расписание движения городского транспорта;
-уметь приобретать транспортные билеты на необходимый маршрут;
-знать стоимость билета в зависимости от вида маршрута;
-соблюдать правила поведения в общественном транспорте;
-знать понятие о торговле, о видах магазинов, их назначении;
-соблюдать правила приобретения товара;
-знать стоимость товара;
-выбирать, покупать, оплачивать товар.
Содержание программы курса «Социально-бытовая ориентировка» (5 класс)
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1ч)
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (3 ч)
Соблюдение правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека.Правила ухода за ногтями и кожей рук (стрижка ногтей, средства ухода за руками и способы их применения). Правила закаливания организма, правила обтирания; виды спорта, рекомендованные глазным врачом; личная гигиена учащихся во время физкультурных занятий, походов.Хранение средств гигиены.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ(3ч).
Смена одежды и обуви по сезонам. Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалок, петель и крючков). Правила применения мыла, стирального порошка. Стирка цветных хлопчатобумажных и шелковых изделий. С ушка, глажение небольших вещей (платков, воротничков, носков и др.). Складывание чистого белья. Уход заразличного вида обувью и головными уборами.
ПИТАНИЕ (2 ч)
Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи (мытье рук перед приготовлением пищи и перед едой). Чистка и мытье посуды. Хранение пиши и продуктов питания. Знакомство с кухней. Соблюдение чистоты и порядка. Кухонная посуда.Гигиенические условия при приготовлении пищи. Значение растительной пищи в питании человека. Последовательность в обработке овощей: сортировка, мытье, чистка, резка.
Правила приготовления овощных блюд (из сырых и отварных овощей). Приготовление салатов, винегретов.Сервировка стола к обеду. Правила поведения за столом.
СЕМЬЯ (1 ч)
Состав семьи. Имена, отчества, возраст, место работы родителей, близких родственников, их возраст. Родственные отношения (мать, отец, брат, бабушка и др.).Личные взаимоотношения в семье. Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (2 ч)
Закрепление правил поведения в общественных местах при посещении кинотеатра, музея, библиотеки. Закрепление правил поведения за столом во время еды в школьной столовой.
Правила поведения в зрительном зале, фойе, буфете, гардеробе, залах музея, читальном зале. Соблюдение правил поведения за столом (правильная осанка, пользование столовыми приборами, салфеткой, красивый и аккуратный прием пиши).
ЖИЛИЩЕ (2ч)
Санитарно-гигиенические требования к помещению (проветривание, поддержание необходимой температуры, освещенности, борьба с пылью). Правила организации рабочего места школьников. Последовательность и объем сухой и влажной уборки классных комнат, собственной комнаты. Уход за цветами.
ТРАНСПОРТ (1 ч)
Основные транспортные средства в городе. Междугородный транспорт. Размеры оплаты на всех видах городского транспорта, порядок приобретения билетов. Знакомство с расписанием движения транспорта. Пользование кассой при покупке билета на пригородные поезда.
ТОРГОВЛЯ (2 ч)
Основные виды продовольственных магазинов, виды специализированных магазинов. Знание видов и стоимости разных товаров, порядок приобретения товаров, умение обратиться к продавцу, кассиру.
Тематическое планирование курса «Социально-бытовая ориентировка»
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1ч |
2 | Личная гигиена | 3ч |
3 | Одежда и обувь | 3ч. |
4 | Питание | 2ч |
5 | Семья | 1ч |
6 | Культура поведения | 2ч |
7 | Жилище | 2ч |
8 | Транспорт | 1 ч |
9 | Торговля | 2ч |
Всего 17 часов
Календарно-тематическое планирование по курсу «Социально-бытовая ориентировка»
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие | 1ч | 03.09.21 |
| Личная гигиена | 3ч | |
2 | Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека | 1ч | 17.09.21 |
3 | Последовательность утреннего и вечернего туалета | 1ч | 01.10.21 |
4 | Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования | 1ч | 15.10.21 |
| Одежда и обувь | 3ч. | |
5 | Виды одежды и головных уборов, обуви | 1ч | 12.11.21 |
6 | Повседневная, праздничная, спортивная одежда. | 1ч | 26.11.21 |
7 | Сушка мокрой одежды, её глажение | 1ч | 10.12.21 |
| Питание | 2ч | |
8 | Разнообразие продуктов, их назначение и значение в жизни человека | 1ч | 24.12.21 |
9 | Сервировка стола к завтраку и обеду. | 1ч | 21.01.22 |
| Семья | 1ч | |
10 | Понятия о семье, знание состава своей семьи, имен и отчеств родителей, близких родственников, их возраст. | 1ч | 04.02.22 |
| Культура поведения | 2ч | |
11 | Правила поведения в зрительном зале, фойе, буфете, гардеробе, залах музея, читальном зале | 1ч | 18.02.22 |
12 | Соблюдение правил поведения за столом (правильная осанка, пользование столовыми приборами, салфеткой) | 1ч | 04.03.22 |
| Жилище | 2ч | |
13 | Санитарно-гигиенические требования к помещению (проветривание, поддержание необходимой температуры, освещенности, борьба с пылью) | 1ч | 18.03.22 |
14 | Последовательность и объем сухой и влажной уборки классных комнат, собственной комнаты. Уход за цветами. | 1ч | 15.04.22 |
| Транспорт | 1 ч | |
15 | Основные транспортные средства в городе. Размеры оплаты на всех видах городского транспорта, порядок приобретения билетов. | 1ч | 29.04.22 |
| Торговля | 2ч | |
16 | Основные виды продовольственных магазинов, виды специализированных магазинов. | 1ч | 13.05.22 |
17 | Знание видов и стоимости разных товаров, порядок приобретения товаров, умение обратиться к продавцу, кассиру. Обобщение изученного. | 1ч ВСЕГО: 17ч | 27.05.22 |