«Программа социально-культурной и языковой адаптации детей из семей мигрантов»
План изложения вопросов
- Цель и задачи Программы;
- Основные направления деятельности;
- Уровень реализации программы;
- Ожидаемые результаты.
Цель и задачи Программы
Цель программы – создание условий, содействующих социальной адаптации детей-мигрантов к системе образования и в целом к жизни в новом городе, их мягкой интеграции в городское сообщество.
Задачи программы:
- освоение детьми-мигрантами образовательных программ;
- формирование культурной компетентности обучающихся;
- воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур;
- воспитание толерантного сознания обучающихся школы;
- активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.
Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать семьи и детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.
Правовую основу программы адаптации семей и детей-мигрантов составляют:
- Международная Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Указы Президента;
- принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
Основные направления деятельности
- Цикл занятий-размышлений с педагогом-психологом и социальным педагогом, предлагающих детям-мигрантам как бы «проиграть» возможные жизненные ситуации, определить способы поведения в них, возможные варианты выхода из них, поиск помощи и самозащиты;
- Мероприятия, имеющие своей целью закрепить полученные детьми-мигрантами представления и помочь правильно ориентироваться в жизни: анкетирование, беседы, интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, экскурсии, оформление наглядной информации (стенгазеты, коллажи и др.);
- Совместная работа с родителями и специалистами компетентных организаций (лекции, консультации, встречи со специалистами), заинтересованными в адаптации ребенка.
Формы работы:
- индивидуальные;
- групповые;
- массовые.
Социально-педагогическое сопровождение:
- помощь обучающимся из числа мигрантов в укреплении физического и психического здоровья через различные формы работы;
- вовлечение обучающихся из числа мигрантов в различные виды социально-значимой деятельности и обеспечение успеха в ней;
- индивидуальные формы работы с детьми-мигрантами и их родителями, оказание им систематической действенной помощи;
- организация коллективной деятельности, общения;
- ведение учета семей мигрантов и детей-мигрантов, посещение на дому и обследование жилищно-бытовых условий проживания семьи;
Уровень реализации Программы
Реализация программы по адаптации семей мигрантов и детей-мигрантов будет осуществляться в течение 2021-2022 учебного года.
Этапы реализации программы
- Программа состоит из трех основных направлений:
- «Учебная мотивация»;
- «Социально-психологическая адаптация»;
- «Культурная адаптация».
I направление: Учебная адаптация.
В рамках преподавания в начальной школе предмет «ОРКСЭ».
Данный учебный предмет направлен на формирование представлений обучающихся о влиянии мировых религий на разные стороны жизни людей; раскрытие роли религии в жизни общества, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов стран СНГ и уважении к ним, а также к диалогу с представителями различных культур и мировоззрений.
В рамках этого предмета проводятся: беседы с иеромонахом православной церкви, внеклассные уроки по религиозным праздникам разных религий, работа по обучению детей жизни в многоконфессиональном и многонациональном обществе.
II направление: Социально-психологическая адаптация
- Беседы с социальным педагогом.
Социальным педагогом и педагогом-психологом проводятся: внеклассные уроки по изучению законодательства РФ, Конституции РФ.
- Социальный проект «Делимся радостью»
Проект направлен на формирование нравственных ценностных ориентаций обучающихся, на развитие социального интереса и активное участие в общественной жизни класса и школы.
- Семейный клуб «Семья и школа»
В рамках работы клуба проводятся для детей мигрантов, так и их родителей: беседы с психологами, учителями, специалистами, мастер-классы, занятия педагогов школы, привлечение родителей к участию во всех общешкольных праздниках, к работе Клуба выходного дня и т.п.
III направление: Культурная адаптация
- Социальный проект «Память» (работа школьного музея)
Проект направлен на гражданско-патриотическое воспитание школьников на основе связи и преемственности поколений, воспитание милосердия и душевной чуткости к старшему поколению, увековечивание памяти защитников Родины.
Направлена на создание театрально – игровой среды, которая путем включения ребенка в творческую деятельность обеспечивает формирование базовых навыков устной речи, как ведущего средства общения и познания, повышение темпа развития речи в целом; развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся.
Кроме того, в рамках программы социально-культурной и языковой адаптации детей из семей мигрантов «Мир для всех» планируются следующие мероприятия:
- совместная выставка творческих работ родителей и детей «Умелые руки не знают скуки»;
- лекция с элементами беседы «Мир без границ» (по формированию толерантного поведения);
- консультации для родителей (законных представителей) детей-мигрантов;
- праздник Дружбы народов;
- работа школьного клуба «Семья + школа»;
- ток-шоу «Россия- наш общий дом!».
Состав инициативной группы по реализации программы по адаптации семей и детей из семей мигрантов на 2021-2022 учебный год:
- администрация школы;
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- медицинский работник;
- классные руководители;
- учителя-предметники;
- педагоги дополнительного образования.
Ожидаемые результаты
Для того, чтобы понимать какие будут ожидаемые результаты рассмотрим более подробно содержание работы по направлениям программы.
Организационная работа:
- планирование и коррекция работы по адаптации семей и детей из числа мигрантов;
- организация работы школьных кружков и секций;
- проведение тематических педагогических советов;
- педагогический всеобуч для родителей;
- социально-педагогическая работа с детьми-мигрантами;
- ведение банка данных обучающихся из семей-мигрантов;
- вовлечение детей-мигрантов во внеурочную деятельность.
Адаптационная работа с семьями и обучающимися из числа мигрантов:
- реализация системы воспитательной работы школы;
- проведение мероприятий (общеклассных, общешкольных) с приглашением специалистов различных областей;
- классные часы;
- профориентационная работа;
- вовлечение детей-мигрантов в кружки, секции;
- посещение по месту жительства семей мигрантов;
- индивидуальные беседы с детьми-мигрантами и их родителями (законными представителями);
- проведение тренинговых занятий с педагогом-психологом.
Таким образом, исходя из содержания работы по направлениям программы, а также планируемых мероприятий целесообразно выделить ожидаемые результаты:
- Создание равных образовательных возможностей для детей мигрантов в освоении Государственного образовательного стандарта общего образования посредством понижения языкового барьера участников коммуникативного процесса, снятие психологических проблем, развитие поликультурного пространства школы.
- 100% детей, не владеющих или плохо владеющих русским языком, освоят Государственный образовательный стандарт общего образования на соответствующей ступени, включение 80% учащихся-мигрантов в активную социально значимую деятельность школы путем участия в общественных делах класса и школы.
Общеобразовательная и профессиональная школы должны учитывать масштабность явления миграции и специфические особенности поведения мигрантов в поликультурной среде. Школа в первую очередь призвана стать местом широкой культурной дискуссии, помочь учащимся и молодым людям научиться понимать, осмысливать и осознавать разнообразие современной многокультурной действительности, личностные и культурные различия, научить их решать проблемы и конфликты межкультурного взаимодействия путем диалога и сотрудничества.