СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Программа социально-культурной и языковой адаптации детей из семей мигрантов»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние несколько лет образовательные учреждения все чаще сталкиваются с проблемой адаптации детей мигрантов.

В образовательных учреждениях, могут обучаются учащиеся более 30-50 национальностей. Администрации школы и педагогическому коллективу следует искать среди традиционных методов и форм работы именно те, которые являлись бы наиболее эффективными для успешного вливания в уже сложившийся детский коллектив школы обучающихся с трудностями в обучении и отклонениями в поведении из-за наличия у них языкового и социально-культурного барьера.

Просмотр содержимого документа
««Программа социально-культурной и языковой адаптации детей из семей мигрантов»»

«Программа социально-культурной и языковой адаптации детей из семей мигрантов»

«Программа социально-культурной и языковой адаптации детей из семей мигрантов»

План изложения вопросов Цель и задачи Программы; Основные направления деятельности; Уровень реализации программы; Ожидаемые результаты.

План изложения вопросов

  • Цель и задачи Программы;
  • Основные направления деятельности;
  • Уровень реализации программы;
  • Ожидаемые результаты.
Цель и задачи Программы Цель программы – создание условий, содействующих социальной адаптации детей-мигрантов к системе образования и в целом к жизни в новом городе, их мягкой интеграции в городское сообщество.

Цель и задачи Программы

Цель программы – создание условий, содействующих социальной адаптации детей-мигрантов к системе образования и в целом к жизни в новом городе, их мягкой интеграции в городское сообщество.

Задачи программы: освоение детьми-мигрантами образовательных программ; формирование культурной компетентности обучающихся; воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур; воспитание толерантного сознания обучающихся школы; активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.

Задачи программы:

  • освоение детьми-мигрантами образовательных программ;
  • формирование культурной компетентности обучающихся;
  • воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур;
  • воспитание толерантного сознания обучающихся школы;
  • активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.
Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать семьи и детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.

Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать семьи и детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.

Правовую основу программы адаптации семей и детей-мигрантов составляют: Международная Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Указы Президента; принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

Правовую основу программы адаптации семей и детей-мигрантов составляют:

  • Международная Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Указы Президента;
  • принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
Основные направления деятельности Цикл занятий-размышлений с педагогом-психологом и социальным педагогом, предлагающих детям-мигрантам как бы «проиграть» возможные жизненные ситуации, определить способы поведения в них, возможные варианты выхода из них, поиск помощи и самозащиты; Мероприятия, имеющие своей целью закрепить полученные детьми-мигрантами представления и помочь правильно ориентироваться в жизни: анкетирование, беседы, интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, экскурсии, оформление наглядной информации (стенгазеты, коллажи и др.); Совместная работа с родителями и специалистами компетентных организаций (лекции, консультации, встречи со специалистами), заинтересованными в адаптации ребенка.

Основные направления деятельности

  • Цикл занятий-размышлений с педагогом-психологом и социальным педагогом, предлагающих детям-мигрантам как бы «проиграть» возможные жизненные ситуации, определить способы поведения в них, возможные варианты выхода из них, поиск помощи и самозащиты;
  • Мероприятия, имеющие своей целью закрепить полученные детьми-мигрантами представления и помочь правильно ориентироваться в жизни: анкетирование, беседы, интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, экскурсии, оформление наглядной информации (стенгазеты, коллажи и др.);
  • Совместная работа с родителями и специалистами компетентных организаций (лекции, консультации, встречи со специалистами), заинтересованными в адаптации ребенка.
Формы работы: индивидуальные; групповые; массовые.

Формы работы:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • массовые.
Социально-педагогическое сопровождение: помощь обучающимся из числа мигрантов в укреплении физического и психического здоровья через различные формы работы; вовлечение обучающихся из числа мигрантов в различные виды социально-значимой деятельности и обеспечение успеха в ней; индивидуальные формы работы с детьми-мигрантами и их родителями, оказание им систематической действенной помощи; организация коллективной деятельности, общения; ведение учета семей мигрантов и детей-мигрантов, посещение на дому и обследование жилищно-бытовых условий проживания семьи;

Социально-педагогическое сопровождение:

  • помощь обучающимся из числа мигрантов в укреплении физического и психического здоровья через различные формы работы;
  • вовлечение обучающихся из числа мигрантов в различные виды социально-значимой деятельности и обеспечение успеха в ней;
  • индивидуальные формы работы с детьми-мигрантами и их родителями, оказание им систематической действенной помощи;
  • организация коллективной деятельности, общения;
  • ведение учета семей мигрантов и детей-мигрантов, посещение на дому и обследование жилищно-бытовых условий проживания семьи;
Уровень реализации Программы Реализация программы по адаптации семей мигрантов и детей-мигрантов  будет осуществляться в течение 2021-2022 учебного года. Этапы реализации программы Программа состоит из трех основных направлений: «Учебная мотивация»; «Социально-психологическая адаптация»; «Культурная адаптация».

Уровень реализации Программы

Реализация программы по адаптации семей мигрантов и детей-мигрантов будет осуществляться в течение 2021-2022 учебного года.

Этапы реализации программы

  • Программа состоит из трех основных направлений:
  • «Учебная мотивация»;
  • «Социально-психологическая адаптация»;
  • «Культурная адаптация».
I направление: Учебная адаптация. В рамках преподавания в начальной школе предмет «ОРКСЭ». Данный учебный предмет направлен на формирование представлений обучающихся о влиянии мировых религий на разные стороны жизни людей; раскрытие роли религии в жизни общества, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов стран СНГ и уважении к ним, а также к диалогу с представителями различных культур и мировоззрений. В рамках этого предмета проводятся: беседы с иеромонахом православной церкви, внеклассные уроки по религиозным праздникам разных религий, работа по обучению детей жизни в многоконфессиональном и многонациональном обществе.

I направление: Учебная адаптация.

В рамках преподавания в начальной школе предмет «ОРКСЭ».

Данный учебный предмет направлен на формирование представлений обучающихся о влиянии мировых религий на разные стороны жизни людей; раскрытие роли религии в жизни общества, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов стран СНГ и уважении к ним, а также к диалогу с представителями различных культур и мировоззрений.

В рамках этого предмета проводятся: беседы с иеромонахом православной церкви, внеклассные уроки по религиозным праздникам разных религий, работа по обучению детей жизни в многоконфессиональном и многонациональном обществе.

II направление: Социально-психологическая адаптация Беседы с социальным педагогом. Социальным педагогом и педагогом-психологом проводятся: внеклассные уроки по изучению законодательства РФ, Конституции РФ. Социальный проект «Делимся радостью» Проект направлен на формирование нравственных ценностных ориентаций обучающихся, на развитие социального интереса и активное участие в общественной жизни класса и школы. Семейный клуб «Семья и школа» В рамках работы клуба проводятся для детей мигрантов, так и их родителей: беседы с психологами, учителями, специалистами, мастер-классы, занятия педагогов школы, привлечение родителей к участию во всех общешкольных праздниках, к работе Клуба выходного дня и т.п.

II направление: Социально-психологическая адаптация

  • Беседы с социальным педагогом.

Социальным педагогом и педагогом-психологом проводятся: внеклассные уроки по изучению законодательства РФ, Конституции РФ.

  • Социальный проект «Делимся радостью»

Проект направлен на формирование нравственных ценностных ориентаций обучающихся, на развитие социального интереса и активное участие в общественной жизни класса и школы.

  • Семейный клуб «Семья и школа»

В рамках работы клуба проводятся для детей мигрантов, так и их родителей: беседы с психологами, учителями, специалистами, мастер-классы, занятия педагогов школы, привлечение родителей к участию во всех общешкольных праздниках, к работе Клуба выходного дня и т.п.

III направление: Культурная адаптация Социальный проект «Память» (работа школьного музея) Проект направлен на гражданско-патриотическое воспитание школьников на основе связи и преемственности поколений, воспитание милосердия и душевной чуткости к старшему поколению, увековечивание памяти защитников Родины. Кружковая работа. Направлена на создание театрально – игровой среды, которая путем включения ребенка в творческую деятельность обеспечивает формирование базовых навыков устной речи, как ведущего средства общения и познания, повышение темпа развития речи в целом; развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся.

III направление: Культурная адаптация

  • Социальный проект «Память» (работа школьного музея)

Проект направлен на гражданско-патриотическое воспитание школьников на основе связи и преемственности поколений, воспитание милосердия и душевной чуткости к старшему поколению, увековечивание памяти защитников Родины.

  • Кружковая работа.

Направлена на создание театрально – игровой среды, которая путем включения ребенка в творческую деятельность обеспечивает формирование базовых навыков устной речи, как ведущего средства общения и познания, повышение темпа развития речи в целом; развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся.

Кроме того, в рамках программы социально-культурной и языковой адаптации детей из семей мигрантов «Мир для всех» планируются следующие мероприятия: совместная выставка творческих работ родителей и детей «Умелые руки не знают скуки»; лекция с элементами беседы «Мир без границ» (по формированию толерантного поведения); консультации для родителей (законных представителей) детей-мигрантов; праздник Дружбы народов; работа школьного клуба «Семья + школа»; ток-шоу «Россия- наш общий дом!».

Кроме того, в рамках программы социально-культурной и языковой адаптации детей из семей мигрантов «Мир для всех» планируются следующие мероприятия:

  • совместная выставка творческих работ родителей и детей «Умелые руки не знают скуки»;
  • лекция с элементами беседы «Мир без границ» (по формированию толерантного поведения);
  • консультации для родителей (законных представителей) детей-мигрантов;
  • праздник Дружбы народов;
  • работа школьного клуба «Семья + школа»;
  • ток-шоу «Россия- наш общий дом!».
Состав инициативной группы по реализации программы по адаптации семей и детей из семей мигрантов на 2021-2022 учебный год: администрация школы; педагог-психолог; социальный педагог; медицинский работник; классные руководители; учителя-предметники; педагоги дополнительного образования.

Состав инициативной группы по реализации программы по адаптации семей и детей из семей мигрантов на 2021-2022 учебный год:

  • администрация школы;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • медицинский работник;
  • классные руководители;
  • учителя-предметники;
  • педагоги дополнительного образования.
Ожидаемые результаты Для того, чтобы понимать какие будут ожидаемые результаты рассмотрим более подробно содержание работы по направлениям программы.

Ожидаемые результаты

Для того, чтобы понимать какие будут ожидаемые результаты рассмотрим более подробно содержание работы по направлениям программы.

Организационная работа: планирование и коррекция работы по адаптации семей и детей из числа мигрантов; организация работы школьных кружков и секций; проведение тематических педагогических советов; педагогический всеобуч для родителей; социально-педагогическая работа с детьми-мигрантами; ведение банка данных обучающихся из семей-мигрантов; вовлечение детей-мигрантов во внеурочную деятельность.

Организационная работа:

  • планирование и коррекция работы по адаптации семей и детей из числа мигрантов;
  • организация работы школьных кружков и секций;
  • проведение тематических педагогических советов;
  • педагогический всеобуч для родителей;
  • социально-педагогическая работа с детьми-мигрантами;
  • ведение банка данных обучающихся из семей-мигрантов;
  • вовлечение детей-мигрантов во внеурочную деятельность.
Адаптационная работа с семьями и обучающимися из числа мигрантов: реализация системы воспитательной работы школы; проведение мероприятий (общеклассных, общешкольных) с приглашением специалистов различных областей; классные часы; профориентационная работа; вовлечение детей-мигрантов в кружки, секции; посещение по месту жительства семей мигрантов; индивидуальные беседы с детьми-мигрантами и их родителями (законными представителями); проведение тренинговых занятий с педагогом-психологом.

Адаптационная работа с семьями и обучающимися из числа мигрантов:

  • реализация системы воспитательной работы школы;
  • проведение мероприятий (общеклассных, общешкольных) с приглашением специалистов различных областей;
  • классные часы;
  • профориентационная работа;
  • вовлечение детей-мигрантов в кружки, секции;
  • посещение по месту жительства семей мигрантов;
  • индивидуальные беседы с детьми-мигрантами и их родителями (законными представителями);
  • проведение тренинговых занятий с педагогом-психологом.
Таким образом, исходя из содержания работы по направлениям программы, а также планируемых мероприятий целесообразно выделить ожидаемые результаты: Создание равных образовательных возможностей для детей мигрантов в освоении Государственного образовательного стандарта общего образования посредством понижения языкового барьера участников коммуникативного процесса, снятие психологических проблем, развитие поликультурного пространства школы. 100% детей, не владеющих или плохо владеющих русским языком, освоят Государственный образовательный стандарт общего образования на соответствующей ступени, включение 80% учащихся-мигрантов в активную социально значимую деятельность школы путем участия в общественных делах класса и школы.

Таким образом, исходя из содержания работы по направлениям программы, а также планируемых мероприятий целесообразно выделить ожидаемые результаты:

  • Создание равных образовательных возможностей для детей мигрантов в освоении Государственного образовательного стандарта общего образования посредством понижения языкового барьера участников коммуникативного процесса, снятие психологических проблем, развитие поликультурного пространства школы.
  • 100% детей, не владеющих или плохо владеющих русским языком, освоят Государственный образовательный стандарт общего образования на соответствующей ступени, включение 80% учащихся-мигрантов в активную социально значимую деятельность школы путем участия в общественных делах класса и школы.
Общеобразовательная и профессиональная школы должны учитывать масштабность явления миграции и специфические особенности поведения мигрантов в поликультурной среде. Школа в первую очередь призвана стать местом широкой культурной дискуссии, помочь учащимся и молодым людям научиться понимать, осмысливать и осознавать разнообразие современной многокультурной действительности, личностные и культурные различия, научить их решать проблемы и конфликты межкультурного взаимодействия путем диалога и сотрудничества.

Общеобразовательная и профессиональная школы должны учитывать масштабность явления миграции и специфические особенности поведения мигрантов в поликультурной среде. Школа в первую очередь призвана стать местом широкой культурной дискуссии, помочь учащимся и молодым людям научиться понимать, осмысливать и осознавать разнообразие современной многокультурной действительности, личностные и культурные различия, научить их решать проблемы и конфликты межкультурного взаимодействия путем диалога и сотрудничества.