Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»
Проект по избирательному праву
«Школа будущего избирателя»
для 10-11 класса.
Составитель:
учитель истории и
обществознания
Феоктистова Е.К.
2016г.
Пояснительная записка
Современное общественное развитие остро поставило задачу повышения правовой культуры молодых избирателей и активности их участия в выборах. Задача социального становления личности ребенка является важной для любого государства. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит развитие нашего общества и развитие личности каждого молодого человека. Для того, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания, а не только включались в существующие формы руководства – исполнения, было решено организовать в рамках уроков права проект" "Школа будущего избирателя ". Очень важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Паспорт проекта
Тема проекта: «Школа будущего избирателя»
2. Руководитель проекта – Феоктистова Елена Константиновна
3. Учебный год, в котором разрабатывался проект – 2016-2017
4. Цели проекта: привлечение внимания молодежи к актуальным вопросам избирательного права, пропаганда правовой культуры и гражданской активности молодых избирателей
Задачи проекта:
воспитать интерес у молодого поколения к общественно-политической жизни своего государства через вовлечение их в практическую деятельность, социальные проекты и коллективные дела;
формировать правовую культуру молодежи, посредством изучения законов избирательного права;
социализировать и развить лидерские качества;
ликвидировать правовой нигилизм, избирательную пассивность молодежи.
Модель будущего инновационного продукта как результата реализации проекта.
В основе проекта "Школа будущего избирателя " лежит идея создания единого образовательного пространства, формирующего гражданина современного демократического государства, будущего избирателя, ответственного за свой собственный выбор, ощущающего свою национальную идентичность, неравнодушного к будущему страны, способного участвовать в управлении государством.
Суть проекта - изучение современных избирательных технологий посредством практико-ориентированных форм обучения и воспитания, с целью формирования ключевых компетенций учащихся.
Принципом работы "Школа будущего избирателя 12+" будет свобода дискуссии при сохранении активного партнерства со всеми участниками и организаторами избирательного процесса.
"Школа будущего избирателя " - проект, позволяющий участникам в процессе организованной образовательной деятельности познакомиться с теоретическими и практическими принципами избирательной системы России, стадиями законодательного процесса, почувствовать свою причастность к управлению государством, увидеть взаимосвязь власти с народом.
Участниками становятся учащиеся от 14 до 18 лет. Продуктом проекта будет являться личность учащегося, обладающая навыками самостоятельного мышления, владеющая основами избирательного права, умеющая проявлять активную гражданскую позицию и делать осознанный выбор.
Формы организации занятий и основные методы обучения в
"Школе будущего избирателя ".
Основной формой организации занятий являются групповые занятия. При реализации данного проекта целесообразно использовать:
комбинированные занятия, на которых будет происходить изучение нового материала, закрепление и повторение пройденного, изученного материала, самостоятельная поисковая работа, применение полученных умений и навыков;
занятия в форме беседы, практикума, встречи с представителями органов местного самоуправления, экскурсии, интернет-экскурсии, дискуссии, деловой игры и других активных форм организации деятельности.
Формы организации учащихся на занятиях: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Включение в образовательный процесс познавательных задач способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Их применение содействует превращению знаний в убеждения, учит мыслить, развивает эмоциональную сферу, что повышает интерес к учению, формирует внутреннюю потребность в знаниях. Решение познавательных задач обеспечивает критичность суждений, вырабатывает умение доказывать свою точку зрения, применять знания на практике.
Создание ситуации успеха на занятиях в "Школе будущего избирателя " обеспечивается применением эвристического метода и исполнением индивидуальных и коллективных творческих работ (проектов) по тематике курса. У детей развивается интерес и мотивация к обучению, формируется активная позиция в учебной деятельности, повышается уверенность в себе, развиваются коммуникативные способности.
Во время викторин у учащихся есть возможность проявить инициативу, активность, интеллектуальные способности, эмпатию, обогатить словарный запас терминологией изучаемого предмета.
Создание индивидуальных и коллективных творческих работ (проектов) способствует развитию творческих способностей учащихся, формирует образное восприятие, понимание сущности изучаемых предметов и явлений, позитивное отношение к ним.
Использование технологии деятельностного подхода способствует созданию на занятиях условий, благодаря которым учащиеся самостоятельно добывают нужную информацию по заданию педагога и сами приходят к результату.
Для накопления наглядных представлений и жизненных фактов, установления связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью используются экскурсии, как реальные, так и виртуальные.
Применение образовательной технологии «Дебаты» способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как посредством её обеспечивается личностная значимость изучаемого материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. Дебаты развивают навыки, необходимые для эффективного общения: логическое и критическое мышление, навыки в организации своих мыслей и устной речи, эмпатию и терпимость к различным взглядам, уверенность в себе, способность работать в команде.
Особое место отводится деловой игре, благодаря которой повышается интерес к занятиям, растет познавательная активность учащихся, воспитывается чувство ответственности при принятии решений, улучшаются взаимоотношения между участниками. С помощью деловой игры развиваются умения применять полученные знания для решения практических задач, находить и анализировать необходимую информацию, формируются навыки групповой деятельности, создаются условия для повышения коммуникативной культуры.
Использование рефлексивного метода обучения позволяет учащемуся обратить внимание на самого себя, развивает способность к самостоятельному поддержанию в себе интереса и мотивации к обучению.
При рефлексии происходит понимание, освоение и отражение учебного материала, анализ и сопоставление достигнутых результатов с намеченными ранее задачами, соотнесение текущих задач с потребностями и необходимостью для будущей работы.
Результатом рефлексивной деятельности является развитие и изменение учащегося, наличие у него осознанного позитивного отношение к участию в выборах и референдуме, активизация его как субъекта деятельности.
Поддержка проекта:
Информационную поддержку осуществляли редакция газеты "Гжатский вестник" в лице Главного редактора Светланы Васильевой, телевидение "Орбита плюс" Гагарин, Председатель избирательной комиссии Смоленской области Владимир Соваренко,член региональной избирательной комиссии с правом решающзего голоса Елена Ярославцева, Председатель ТИК Гагаринского района Игорь Позняк, заместитель главы администрации Гагаринского района Сергей Востров.
Сроки реализации проекта: 0,5 года (январь 2016 года – май 2016 года)
План разработки и апробации данного инновационного продукта
Основные этапы | Сроки | Содержание работы |
I этап - "Подготовительный" | Январь 2016 года | Проведение мониторинговых исследований с целью изучения личностных и гражданских качеств личности, знания законодательства и умения применить их в жизни. Выявление проблематики. Создание проектной группы с целью решения вопросов ресурсного обеспечения проекта. Разработка концептуальной части проекта. Проведение встреч с представителями территориальной избирательной комиссии, с целью вовлечения их в проект. Проектирование мероприятий по реализации проекта. Заключение соглашения о партнёрском сотрудничестве. |
II этап - "Практический" | Февраль- апрель 2016 года | |
III этап - "Обобщающе-аналитический" | Май 2016 года | Создание экспертной группы. Итоговая диагностика, мониторинг, самоэкспертиза и самоанализ конечных результатов. Распространение информации о проекте в СМИ. Оформление результатов работы. Проведение КВН «Посвящение в избиратели» |
План реализации II этапа проекта "Школа будущего избирателя "
Месяц | Мероприятия |
Февраль | Коллективный творческий проект «Календарь гражданина» (17 февраля - День молодого избирателя, 12 июня - День России, 27 июня - День молодежи, 22 августа - День государственного флага Российской Федерации, 4 ноября - День народного единства, 10 декабря - Международный день прав человека, 12 декабря - День Конституции Российской Федерации). Лекция «Избирательные системы. Органы власти ,формируемые выборным путём» |
Март | Дискуссия «Я буду голосовать на выборах, потому, что / Я не буду голосовать на выборах» Изготовление видеоролика «Наказ депутату». Встреча с представителями органов местного самоуправления (глава, депутаты) «Я – за будущее России». Лекция «Участники избирательного процесса, их основные права и обязанности». |
Апрель | |
Май | Проведение КВН между сборными командами 10 и11 классов «Посвящение в избиратели» |
Описание системы условий, необходимых для реализации проекта
Для реализации проекта необходимы следующие условия:
кадровые: педагогические работники
материально-технические: необходимо наличие специально оборудованного помещения, оснащенного мебелью (столами и стульями), шкафами для хранения методической, справочно-информационной, учебной литературы, компьютер, мультимедийное оборудование, подключение к Интернету, канцелярские принадлежности;
информационные: демонстрационный и раздаточный материал, терминологический словарь, методические рекомендации и разработки, инструкции по технике безопасности, диагностические методики.
Мониторинг результативности реализации проекта
Риски реализации проекта
Риски в связи с реализацией проекта | Мероприятия по их устранению |
Невозможность оценить морально-ценностные ориентиры личности, которые могут проявить при определенных условиях, требующих проявления гражданской позиции. | Разработка инструментария для оценивания модельных характеристик личности (качественные изменения) |
Потеря интереса учащихся к проекту | Применение интерактивных форм обучения, информационных технологий, дистанционного обучения |
Отсутствие поддержки со стороны партнеров (сетевое взаимодействие) | Расширение связей с помощью интернет-сети |
Качество обучения в «Школе будущего избирателя » определяется с помощью различных видов мониторинга. К ним относятся: входная диагностика, текущий контроль и итоговая аттестация, а также диагностика личностного развития.
Входная диагностика включает в себя несложные задания с целью выявления имеющихся знаний и представлений о предмете изучаемого курса в виде социального опроса .
Текущий контроль осуществляется через педагогическое наблюдение, выполнение тестовых заданий и коллективного творческого проекта, решение практических задач, создание разнообразных творческих работ.
Итоговый контроль проходит в форме подготовки и участия в проведении деловой игры.
Для диагностики личностного развития используются первичное и итоговое анкетирование, что позволяет определить уровень мотивации учащегося в деятельности Школы будущего избирателя 12» и его личностное отношение к участию в выборах и референдуме.
Критерии оценки входной диагностики:
- интерес к предмету курса;
- знания и представления об избирательном праве и избирательном процессе;
- отношение к участию в выборах и референдуме.
Критерии оценки текущего контроля:
- знание изучаемого материала;
- развитие навыка работы с различными источниками информации;
- развитие умения решать практические задачи;
-креативное решение и качество изготовления продуктов творческой деятельности.
Критерии оценки итогового контроля:
- применение имеющихся знаний, умений и навыков в ситуации, моделирующей основные стадии избирательного процесса;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- готовность к выполнению роли гражданина-избирателя.
Ожидаемые результаты
повышение правосознания всех участников проекта, понимание роли избирательного права в современном обществе;
формирование модели учащегося, владеющего основами избирательного права, имеющего чёткую гражданскую позицию, уверенно защищающего свои гражданские права, ответственного за свой выбор, способного применять свои знания в жизни;
социализация учащихся в стремительно меняющихся социально-политических условиях.
Приложение 1
Технология оценивания результатов реализации проекта
«Школа будущего избирателя 12+»
Критерии | Уровни освоения и их характеристики |
высокий | средний | низкий |
Интерес к предмету курса | Интерес постоянно поддерживается самим учащимся, выражено стремление учащегося к дальнейшей деятельности в данной области | Интерес неустойчив, периодически поддерживается самим учащимся, мотивация проявляется ситуативно, не осознана | Интерес требует поддержки извне, мотивация не выражена |
Знания и представления об избирательном праве и избирательном процессе | Освоена система теоретических знаний, соответствующих программным требованиям, специальные термины употребляются осознанно в полном соответствии с их содержанием | Теоретические знания не систематизированы, учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой | Фрагментарное освоение теоретических знаний, специальные термины учащимся не употребляются |
Применение имеющихся знаний, умений и навыков в ситуации, моделирующей основные стадии избирательного процесса | Способы деятельности освоены полностью в соответствии с планом и выполняются самостоятельно | Способы деятельности освоены и выполняются под руководством педагога | Способы деятельности освоены частично, учащийся испытывает серьезные затруднения при выполнении практических заданий |
Развитие навыка работы с различными источниками информации | Учащийся работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей | Учащийся работает с информацией с помощью педагога | Учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с источниками информации, нуждается в помощи и контроле педагога |
Развитие коммуникативных умений и навыков | Учащийся конструктивно сотрудничает с педагогом и товарищами, инициативен в общих делах | Сотрудничество ситуативно, учащийся участвует в общих делах при побуждении извне | Учащийся закрыт для общения и участия в общих делах |
Креативное решение и качество изготовления продуктов творческой деятельности | Приобретен опыт самостоятельной творческой деятельности, проявляющийся в нестандартности, оригинальности, вариативности, качественной завершенности продукта творческой деятельности | Учащийся выполняет задания на основе имеющихся образцов с элементами творчества | Учащимся освоена репродуктивная, имитационная деятельность |
Отношение к участию в выборах и референдуме / готовность к выполнению роли гражданина-избирателя | Позитивное отношение к участию в выборах и референдуме, понимание значимости выборов как демократического института и важности активной гражданской позиции в реализации избирательного права для успешного развития страны | Отношение к участию в выборах и референдуме не сформировано, учащийся обладает информацией о значимости выборов и важности активной гражданской позиции в реализации избирательного права | Отчужденность от участия выборах и референдуме, готовность к выполнению роли гражданина-избирателя отсутствует |
Приложение 2
Социальный опрос «Молодежь и выборы»
Анкета
Уважаемый респондент, примите, пожалуйста, участие в опросе «Молодежь и выборы».
№ п/п | Вопросы анкеты | ДА | НЕТ |
11. | Следите ли Вы за политической ситуацией? - в стране - в области - в городе | | |
22. | Если бы Вы сейчас были избирателем, то пошли бы Вы на выборы? - федеральные выборы - региональные выборы - муниципальные выборы - референдум | | |
33. | Если «НЕТ», то почему? - считаю, что мой голос ничего не решит - не пойду на выборы, потому что меня все устраивает - считаю, что все равно изберут того, кого нужно власти - иное ___________________________________________ | | |
44. | Какие выборы для Вас являются более значимыми? - Президента Российской Федерации - депутатов Государственной Думы - депутатов Липецкого областного Совета депутатов - депутатов Липецкого городского Совета депутатов | | |
55. | Что заставит Вас ходить на выборы? - гражданский долг - привычка - симпатия к определенному кандидату - спонтанный выбор - ваш вариант ____________________________________ | | |
66. | Почему, по Вашему мнению, молодежь неохотно идет на выборы? - никому не верит - им это не интересно - её голос ничего не решает - недостаточно знаний по избирательным вопросам - избирательный процесс не связан с решением социальных проблем молодежи - молодежи отводится небольшая роль в управлении государством - Ваш вариант ____________________________________ | | |
77. | Какие формы работы необходимо применять для повышения избирательной активности молодежи? - организация клубов/школ для молодых (будущих) избирателей - освещение в газете вопросов по избирательной тематике - проведение викторин, конкурсов - выпуск информационных буклетов, листовок - встречи молодежи с представителями власти, членами избирательных комиссий - Ваш вариант ____________________________________ | | |
88. | Хотели бы Вы участвовать в избирательном процессе в качестве…. - избирателя - кандидата на выборную должность - наблюдателя на выборах - члена избирательной комиссии | | |
99. | Хотели бы Вы изучать избирательное право и избирательный процесс? | | |
110. | Ваш возраст - 12-18 лет - старше 18 лет | | |
111. | Ваш пол - М- Ж | | |
Спасибо, за участие!
Приложение 3
Терминологический словарь
Активное избирательное право - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Бюллетень - документ установленной формы, выдаваемый избирателю для участия в голосовании на выборах и лично им заполняемый, на основании которого устанавливается волеизъявление избирателя.
Всеобщее избирательное право – участие в выборах всех граждан при минимуме ограничительных цензов.
Выборы – форма всеобщего, равного и прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ, уставом муниципального образования в целях формирования органа государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Голосование - способ принятия решения группой людей (собранием, электоратом), при котором общее мнение формулируется путем подсчета голосов членов группы.
Государственная автоматизированная система «Выборы» - государственная информационная система, предназначенная для автоматизации избирательных действий. Система позволяет комплексно решать задачи организации избирательного процесса на всех этапах: планирование подготовки проведения выборов, учет избирателей, ввод сведений о кандидатах в депутаты, проведение голосования, подведение итогов и последующую статистическую обработку результатов.
Государственная Дума – нижняя палата российского парламента, формирующаяся на основе прямых, равных, всеобщих выборов с тайным голосованием. Принятые Думой законы передаются в Совет Федерации для утверждения. Численность депутатов Государственной Думы РФ составляет 450 человек. Депутатом Государственной Думы может быть избран любой гражданин, достигший 21 года и имеющий право быть избранным. Депутат Государственной Думы обладает правом личной неприкосновенности.
Гражданская позиция - это осознанно избираемая субъектом жизненная позиция, основанная на гражданских ценностных ориентациях, подкрепленная мотивацией гражданского долга и ответственности и реализуемая в формах гражданского поведения.
Гражданское общество – общество с юридически и фактически закрепленными общечеловескими ценностями, правами и свободами человека, гарантирующими свободный выбор его поведения в экономической, политической, культурной и других сферах общественной и личной (частной) жизни. В гражданском обществе обеспечивается оптимальное сочетание общественных, государственных и личных интересов.
Гражданское самосознание - осознание человеком себя как гражданина своей страны и как члена гражданского общества, правильно понимающего свои права и обязанности.
Гражданственность – осознанная реализация прав и ответственное выполнение гражданских обязанностей на основе правовой просвещенности, социальной компетентности, причастности к делам государства, общественной жизни, ощущения своего достоинства, связи с социальной и природной средой, обществом и человечеством.
Губернатор – высшее должностное лицо субъекта федерации, возглавляющее систему органов исполнительной власти.
Демократия – форма государственно-политического устройства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.
Депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Досрочное голосование - процесс, при котором избиратели могут проголосовать в течение одного или нескольких установленных дней до выборов.
Закон – правило, обязательное для всех. Принимается государством, которое контролирует его выполнение.
Избиратель - гражданин, обладающий активным избирательным правом.
Избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования о назначении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Избирательная комиссия - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены федеральным или законом субъекта РФ, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
Избирательная система – 1) совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования, принцип организации избирательных округов, порядок определения результатов выборов, способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости результатов голосования; 2) порядок формирования выборных органов и системы распределения мест после установления результатов голосования (принципы и условия участия граждан в осуществлении избирательного права, организация и порядок выборов, определение итогов голосования и установление результатов выборов).
Избирательное право – 1) система правовых норм, регулирующих избирательную систему; 2) право гражданина избирать и быть избранным в государственные органы.
Избирательный округ - территория, которая образована в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами избираются депутаты, выборные должностные лица.
Избирательный процесс - регламентированная нормами избирательного права деятельность по передаче и приобретению власти путѐм организации и проведения выборов.
Избирательный участок – территориальная единица, необходимая для организации голосования и подсчета голосов.
Источники избирательного права - правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления и регулирующие порядок осуществления этого права.
Кандидат - лицо, выдвинутое в установленном порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе государственной власти или органе местного самоуправления управления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
Наблюдатель - гражданин, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.
Мажоритарная избирательная система – система выборов, при которой по избирательному округу проходит кандидат, набравший наибольшее количество голосов.
Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) избирательная система – система выборов депутатов представительного органа государственной власти или местного самоуправления, при которой часть депутатов избирается по мажоритарной, а другая часть - по пропорциональной системе.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации - законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти федеральные - Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, иные Федеральные органы государственной власти, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами.
Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Органы школьного (общественного) самоуправления - форма организации жизнедеятельности детского коллектива, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии решения для достижения общественно значимых целей
Основные стадии избирательного процесса - назначение выборов, регистрация избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и участков, выдвижение и регистрация кандидатов, проведение предвыборной агитации, проведение голосования на избирательных участках, подведение итогов голосования и установление результатов выборов, их опубликование.
Открепительное удостоверение - на выборах документ, удостоверяющий право избирателя проголосовать на любом избирательном участке вместо того, к которому он приписан по месту постоянной или временной регистрации.
Пассивное избирательное право - право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Политическая партия – 1) группа людей, объединенная общностью идей, интересов; 2) политическая организация, выражающая интересы социальных групп, объединяющая их наиболее активных представителей.
Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие её правомерную деятельность. Правовая культура личности предполагает наличие правовых знаний, правовой информации, превращение их в правовые убеждения, привычки правомерного поведения, а также готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно — в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.
Правовой статус избирателя – это закрепленное нормами избирательного права положение избирателя как участника избирательного процесса. Правовой статус избирателя складывается из следующих элементов: принципы участия избирателя в выборах, права и обязанности избирателя, гарантии реализации избирателем предоставленных ему избирательным законодательством прав.
Правовой статус кандидата - это закрепленное нормами избирательного права положение кандидата, зарегистрированного в избирательном процессе. Правовой статус кандидата складывается из принципа равного статуса кандидатов, прав и обязанностей кандидата.
Президент - выборный глава государства, призванный проводить политику, направленную на стабилизацию и упорядочение жизнедеятельности общества и государства, улучшение жизни народа. В зависимости от формы правления определяются его положение и роль в обществе и государстве.
Предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Пропорциональная избирательная система – система пропорционального представительства избирательных объединений и блоков в представительном органе государственной власти или местного самоуправления в зависимости от числе голосов, поданных за их списки кандидатов.
Прямое избирательное право – голосование на выборах за кандидатов непосредственно (каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается).
Равное избирательное право – участие граждан в выборах на равных основаниях (все избиратели имеют равное число голосов по отношению друг к другу, и это число совпадает с числом распределяемых мандатов; в выборах в одномандатных округах реализуется принцип «один избиратель – один голос»).
Референдум - форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, обладающих правом на участие в референдуме.
Совет Федерации – верхняя палата российского парламента, в которую входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.
Субъекты избирательного права - граждане и их объединения, реализующие конституционные избирательные права, а также лица и организации, обеспечивающие проведение выборов (референдумов).
Тайное голосование – исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением граждан.
Федеральное собрание – парламент России, представительный и законодательный орган, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
Центральная избирательная комиссия России - государственный коллегиальный орган, формируемый в соответствии с избирательным законодательством, организующий проведение выборов в федеральные органы государственной власти, независимый от органов государственной власти в пределах своей компетенции.