муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Зиняковский детский сад»
Нижегородская область Городецкий район
Принято на Утверждаю
педагогическом совете заведующий МБДОУ «Зиняковский детский сад»
протокол № от Вилкова В.А.
Программа социального партнерства с семьей
2018-2019 уч.год
Воспитатель первой
квалификационной категории
Корчик Елена Арсентьевна
с.Зиняки
Программа социального партнерства с семьей.
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
Актуальность
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».
(В. А. Сухомлинский)
Отечественной педагогической наукой накоплен: значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский.
Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья - начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности.
В своих работах учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи: раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова); предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова); обращают внимание на содержание работы с семьей (Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година):
- единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
- использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;
- индивидуальные и групповые формы работы с родителями.
Основные принципы:
В основу организации взаимодействия ДОУ с семьей закладываются принципы – преемственности, согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
- установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
- приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;
- обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
- привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
- добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
- постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Формы работы:
В педагогической деятельности ДОУ используются следующие формы работы с родителями:
- Индивидуальные и групповые консультации и беседы педагога по вопросам воспитания и развития ребенка;
- Викторины (как часть родительского собрания). Например, викторина «Знатоки ПДД» в соответствии с основной годовой задачей по
- Тематическая неделя «Олимпийские игры»,
- Тематические круглые столы.
- Совместная проектная деятельность.
- Публикации информации на сайте ДОУ по вопросам воспитания и обучения ребенка в семье и ДОУ.
- Совместные досуги в системе «ребенок-родитель-воспитатель»
- Обсуждение по итогам педагогической диагностики траектории развития воспитанника по освоению ООП ДО.
- Организация выездных мероприятий: посещение музеев, выставок, организаций (библиотеки ДК, художественной школы, школы, почтового отделения и др.).
- Проектная деятельность (долгосрочный проект « », социальный проект газета «Непоседа»)
- Привлечение родителей к совместному участию в культурно - досуговой деятельности. В праздничных мероприятиях закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.
- Организация и проведение конкурсов, выставок и фотовыставок. Выставки бывают тематическими, посвященными какому-то празднику или интересному событию в жизни детского сада, села, страны. Данная форма способствует педагогическому просвещению родителей, трансляции их творческого потенциала, распространению положительного опыта семейного воспитания.
- Использование наглядно-информационных форм (стенды, буклеты, статьи, папки-передвижки, ширмы) играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствует возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в ДОУ. Наглядно-информационные формы организации общения являются только естественным дополнением диалога двух партнёров-педагогов и родителей, а не основным способом их общения.
Предполагаемый результат
1. Реализация новых форм в работе с семьями воспитанников будет способствовать реализации принципа открытости нашего учреждения.
2. Предоставление родителям практической помощи в получении психолого- педагогической консультации в вопросах образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, как средству реализации ФГОС ДО.
3. Обеспечение успешной социализации воспитанников МБДОУ, создание благоприятного климата и мотивации к обучению в школе.
Сентябрь
№ п/п | Формы работы | Тема | Цель | Участники |
1 | Консультация | Прогулки в природу | Познакомить родителей с тем, как можно всесторонне развивать ребенка во время прогулок в природу. | Воспитатели Родители |
2 | Уголок родителей | Осень в гости к нам пришла | Познакомить родителей с режимом группы на холодный период года, с расписанием НОД, с сотрудниками работающими с их детьми | Воспитатели |
3 | Индивидуальная беседа | Это интересно | Выявить, что интересует родителей по вопросам воспитания и развития дошкольников | Воспитатели Родители |
4 | Инструктаж | Правила посещения детьми ДОУ Режим дня в ДОУ | Напомнить родителей с правилами посещения ДОУ, напомнить о необходимости соблюдения режима дня в детском саду и дома | Воспитатели Родители |
5 | Анкетирование | Запросы родителей | Выяснить потребности родителей, степень удовлетворенности работой ДОУ | Воспитатели Родители |
Октябрь
№ п/п | Формы работы | Тема | Цель | Участники |
1 | Родительское собрание | Формирование культуры общения у дошкольников | Обмен необходимой информацией, планирование перспектив и задач на учебный год. Формировать у родителей ответственное отношение к воспитанию культуры общения, дружелюбия, доброжелательного отношения к людям. | Воспитатель Родители |
2 | Консультация | Воспитание грамотного пешехода | Дать необходимые рекомендации родителям по формированию у детей знаний о правилах безопасности дорожного движения. | Воспитатели Родители |
3 | Уголок родителей | Трудовое воспитание ребенка в семье | Дать представление о том, какие трудовые навыки доступны детям 3-4 лет. Дать конкретные рекомендации по воспитанию у детей трудолюбия . | Воспитатели |
4 | Индивидуальная беседа | Красивая осанка залог здоровья | Дать конкретные рекомендации по предупреждению развития неправильной осанки | Воспитатели Родители |
5 | Праздник в ДОУ | День воспитателя | Способствовать формированию уважения к профессии воспитатель, создать праздничное настроение | Воспитатели Муз.руко-ль Родители Дети |
6 | Фото выставка | Собираем урожай | Укрепление взаимодействия ДОУ и родителей, участие родителей в жизни группы | Воспитатели Родители, Дети |
Ноябрь
№ п/п | Формы работы | Тема | Цель | Участники |
1 | Папка-раскладушка | День матери | Познакомить с историей праздника, создать праздничное настроение | Воспитатели |
2 | Консультация | Игры по воспитанию культуры общения у дошкольников | Дать родителям конкретные рекомендации, как играя формировать у детей культуру поведения и общения | Воспитатели Родители |
3 | Выставка | Отговорила осень золотая | Создать радостное настроение от совместного творчества с детьми, воспитывать интерес к рисованию | Воспитатели Родители Дети |
4 | Индивидуальная беседа | Учим ребенка правилам безопасности | Познакомить родителей с правилами безопасности, которые должны знать дети среднего и младшего дошкольного возраста | Воспитатели Родители |
5 | Привлечение родителей к пополнению П.П.Р.С | Наша группа | Привлечь родителей к обогащению предметной среды группы | Воспитатели Родители |
Декабрь
№ п/п | Формы работы | Тема | Цель | Участники |
1 | Консультация | Как читать детям сказки | Познакомить родителей с ролью сказки в формировании личности и развитии ребенка. | Воспитатели Родители |
2 | Индивидуальная беседа | Как помочь ребенку избежать простуды | Дать конкретные советы по закаливанию, витаминотерапии и сохранению здоровья детей | Воспитатели Родители |
3 | Праздник | Новый год у ворот | Показать родителям успехи детей, создать радостное настроение, привлечь родителей к организации праздника | Воспитатели Муз.руководитель Родители Дети |
4 | Уголок родителей | Здравствуй гостья зима | Познакомить родителей с подвижными играми для детей на воздухе, дать советы, как избежать переохлаждения и травм в зимнее время | Воспитатели |
5 | Инструктаж | Правила посещения новогоднего праздника | Познакомить родителей с порядком проведения и правилами посещения праздника в ДОУ, напомнить о правилах противопожарной безопасности на новогодней елке | Воспитатели Родители |
Январь
№ п/п | Формы работы | Тема | Цель | Участники |
1 | Консультация | Мама, я хочу играть | Дать представление родителям о роли игры в формировании личности и развитии ребенка | Воспитатели Родители |
2 | Родительское собрание | Формирование здорового образа жизни | Дать родителям необходимую информацию по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни. Познакомить с работой ДОУ в этом направлении. | Воспитатели Родители |
3 | Индивидуальная беседа | Правила очередности | Дать советы, как научить ребенка не перебивать взрослых, воспитывать культуру общения у детей | Воспитатели Родители |
4 | Уголок родителей | Рисуем вместе с детьми | Рассказать о значении рисования в развитии детей, дать конкретные советы по организации занятий рисованием с детьми дома | Воспитатели |
5 | Зимнее оформление участка | Зимняя сказка | Заинтересовать родителей и дать понять значимость подготовки участка для зимних прогулок в физическом развитии ребенка | Воспитатели Родители |
Февраль
№ п/п | Формы работы | Тема | Цель | Участники |
1 | Досуг с семьей | День защитника Отечества | Привлечь родителей к подготовке праздника, порадоваться успехам детей | Воспитатели Муз.руководитель Родители Дети |
2 | Консультация | Повышение роли отца в семье | Познакомить родителей с положительным опытом семейного воспитания, дать папам советы, рекомендации по воспитанию детей | Воспитатели Родители |
3 | Праздник | Масленица | Привлечь родителей к организации праздника, приобщать детей к национальным традициям | Воспитатели Муз.руководитель Родители Дети |
4 | Фотовыставка | Наши защитники | Активизировать родителей в участии работы группы, повышать родительский авторитет | Воспитатели Родители |
6 | Индивидуальные беседы | Организация и проведение наблюдений в природе | Дать конкретные советы по организации наблюдений с детьми, ответить на интересующие родителей вопросы | Воспитатели Родители |
Март
№ п/п | Формы работы | Тема | Цель | Участники |
1 | Консультация | Восприятие дошкольниками содержания мультипликации-онных фильмов | Рассказать о роли мультфильмов в воспитании дошкольников дать конкретные советы и рекомендации по теме, ответить на интересующие вопросы | Воспитатели Родители |
2 | Индивидуальная беседа | Готовим руку к письму | Дать конкретные рекомендации, выявить трудности родителей по данному вопросу | Воспитатели Родители |
3 | Праздник | 8 марта | Показать родителям успехи детей, создать радостное настроение | Воспитатели Муз.руководитель Родители Дети |
4 | Папка-раскладушка | Поздравляем | Поздравить женщин с праздником, создать праздничное настроение | Воспитатели |
6 | Уголок родителей | К нам весна шагает | Ознакомление с задачами укрепления здоровья детей в весенний период. Дать рекомендации по организации прогулок с детьми | Воспитатели Родители |
Апрель
№ п/п | Формы работы | Тема | Цель | Участники |
1 | Родительское собрание | Наши успехи | Подвести итоги за год, познакомить с результатами мониторинга, порадоваться успехам детей | Воспитатели Родители Дети |
2 | Консультация | Учите детей говорить правильно | Дать советы и конкретные рекомендации по формирова- нию у детей правильной речи, ответить на интересующие вопросы. | Воспитатели Родители |
3 | Индивидуальные беседы | Пальчиковая гимнастика | Рассказать о влиянии мелкой моторики рук на развитие речевых отделов головного мозга | Воспитатели Родители |
4 | Экскурсия | Памятник односельчанам участникам ВОВ | Приобщать родителей к патриотическому воспитанию детей | Воспитатели Родители Дети |
6 | Досуг с семьей | 1 апреля – День смеха | Привлечь родителей к подготовке праздника, создать радостное настроение | Воспитатели Муз.руководитель Родители Дети |
Май
№ п/п | Формы работы | Тема | Цель | Участники |
1 | Митинг | День победы | Привлечь родителей с детьми к участию в митинге, воспитание патриотических чувств | Воспитатели Родители Дети |
2 | Консультация | Рисуйте вместе с детьми | Дать конкретные советы, как организовать занятия по рисованию дома, какие нетрадиционные техники можно использовать с детьми 3-5 лет | Воспитатели Родители |
3 | Индивидуальные беседы | Взаимоотношения со сверстниками | Познакомить родителей с трудностями общения детей в группе, дать советы по их преодолению | Воспитатели Родители |
4 | Субботник | Мы за чистоту | Вызвать у родителей желание благоустроить территорию ДОУ, принять участие в жизни детского сада | Воспитатели Родители |
5 | Праздник | Выпускной | Привлечь родителей к подготовке выпускного вечера (выучить с детьми стихи) | Воспитатели Муз.руководитель Родители Дети |
6 | Уголок родителей | Здравствуй лето | Познакомить с планом работы и режимом группы на ЛОП, дать советы по организации летнего отдыха детей | Воспитатели |
Лето
№ | Формы работы | Тема | Цель | Участники |
1 | Досуг с семьей | 1 июня – День защиты детей | Вызвать положительный эмоциональный отклик | Воспитатели Муз.руководитель Родители Дети |
2 | Озеленение, благоустройство участка и веранды к ЛОП | Наш участок | Привлечь родителей к благоустройству участка, укреплять взаимодействие родителей и ДОУ | Воспитатели Родители |
3 | Консультации | Чтобы лето принесло лишь радость Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья Полноценное питание ребенка – залог его здоровья | Дань конкретные советы, рекомендации по темам, ответить на интересующие вопросы | Воспитатели Родители |
4 | Конкурс | Экологическая тропа в ДОУ | Привлечь родителей к оформлению экологической тропы в ДОУ | Воспитатели Родители |
5 | Физкультурный досуг | Вместе дружная семья | Приобщать к здоровому образу жизни, создать радостное настроение | Воспитатели Родители Дети |
7 | Выставка рисунков | Здравствуй лето золотое | Создать радостное настроение от совместного творчества с детьми, укреплять взаимодействие детей и родителей | Воспитатели Родители Дети |
8 | Индивидуальные беседы | Учим детей правилам безопасности (в лесу, на воде, на дороге, дома) | Напомнить о необходимости учить детей правилам безопасности, дать конкретные рекомендации | Воспитатели Родители |