ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство учащихся начальной школы с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
ЦЕЛЬ:
сформировать у младших школьников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям нашего края;
воспитать чувство гордости и уважения к землякам, их труду, вырабатывать положительное отношение к духовным ценностям.
ЗАДАЧИ:
• Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
• Формирование личностного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города. Создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности.
• Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
• Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор ими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства.
• Привлечение детей к участию в городских праздниках, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья, познакомить с выдающимися личностями, прославившими Смоленщину..
• Осознанный выбор методов ознакомления детей с родным городом, повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
• Создание развивающей среды, способствующей развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.
• Организация работы с родителями под девизом: «Их знания и любовь к родному краю должны передаваться детям».
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ:
Ознакомление школьников с родным городом и городами Смоленской области должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей проекта, решаемых на фоне краеведческого материала.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
• Принцип историзма: реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое /давным-давно/ и настоящего /в наши дни/.
• Принцип гуманизации: направлен на воспитание гражданских качеств школьников, предполагая ориентацию на высшие общечеловеческие ценности – любовь к семье, городу, краю, Отечеству.
• Принцип системности: программа состоит из четырех взаимосвязанных разделов /история, мир профессий, природа, культура и спорт/.
• Принцип доступности: содержание программы соответствует возрастным особенностям школьников.
• Принцип комплексности: каждая тема реализуется через комплекс различных видов деятельности ребенка /познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие/.
• Принцип интеграции: предполагает взаимосвязь с другими предметами (литературное чтение , АСК,)содружество с семьей, преемственность с общественными организациями.
Краткая характеристика проекта.
Данный проект предусматривает систематизацию материала, которая позволяет помочь школьникам развить познавательную и деятельную активность к прошлому и настоящему нашего края;
формирование представлений о семье, доме, улице, экологической культуре;
приобщение к истокам народного творчества;
воспитание чувства гордости за своих земляков-тружеников, земляков – героев - известных людей, за все, что происходит на Смоленщине;;
развитие патриотических чувств к родному краю, Отечеству.
Проект « Мой край – моя Смоленщина» состоит из:
- этапов реализации проекта
- блоков работы коллектива по ознакомлению с родным краем.
- направлений деятельности:
• города, достопримечательности, история
• мир профессий
• природа
• культура, отдых, спорт
- системы мероприятий:
• мероприятия с учащимися
• содружество с семьей
- организации деятельности
- блоков занятий:
• блок занятий «Моя малая родина»
• блок занятий «Я горжусь , что рядом с ним живу»»
• блок занятий «Охранять почву , значит охранять Землю»
• блок занятий «Приобщение к народным истокам, традициям города»
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«Мой край – моя Смоленщина»
Этапы проекта
1.Подготовительный этап.
Основная деятельность – социальное проектирование.
Определение темы и актуальности проекта.
Определение цели и задач проекта.
3..Разработка перспективного плана дел.
2.Социальная проба.
1. Проведение плановых мероприятий .
2. Контроль и оценка проведения мероприятий.
3. Анализ результатов деятельности.
3. Подведение итогов (Отчеты, презентации, награждения.)
Проект не требует дополнительных материальных затрат.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Учебная программа «Познай мир»
2. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /Князева/
3. Технология В. Волчковой «Познавательное развитие»
4. «Стол Исаковского» /И. Е. Клименко/ Смоленск 1999 г.
5. «Красная книга Смоленской области» /Круглов Н. Л. / Смоленск 1997 г.
6. «Город-герой Смоленск» Иванов Ю. Г. Смоленск, Русич, 2011 г.
7. "Иллюстрированная история Смоленска" Иванова Ю. Г. /Смоленск. -Русич,2013г.