СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа социологического исследования «Отношение студентов к образованию и свободному от него времени».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема и проблемная ситуация. Проблема заключается в том, что большинство студентов в данный момент крайне неоднозначно относятся к образованию.

Просмотр содержимого документа
«Программа социологического исследования «Отношение студентов к образованию и свободному от него времени».»

Программа социологического исследования.

«Отношение студентов к образованию и свободному от него времени».


Проблема и проблемная ситуация. Проблема заключается в том, что большинство студентов в данный момент крайне неоднозначно относятся к образованию. Многие из них хотят лишь получить диплом о высшем образовании и найти высокооплачиваемую работу и не работать по своей специальности. Очень важно проследить степень заинтересованности студента в получении образования и степень самообразования, так как это влияет на качество всей работы специалиста (ныне студента) в будущем.


Объект. Студенты учреждения высшего образования.

Предмет. Поведение студентов в отношении образования и свободного от него времени.

Цель. Главной целью исследования является выявление у студентов степени заинтересованности в образовании, притом в свободное от него время.

Задачи:


  • Выявить отношение студентов к образованию и свободному от него времени.

  • Определить место образования в системе ценностей студентов.

  • Определить роль свободного времени в самообразовании.


Гипотезы.

  • Для студентов важным в образовании является получение самого диплома, а не работа по специальности

  • Для представителей студенчества подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.



Операционализация определённых понятий:


Теоретическая интерпретация.


  • Образование – обучение и воспитание в интересах человека, общества, государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонней развитой личности.

  • Самообразование - образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности.

  • Образовательное учреждение - организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение считается образовательным при условии осуществления им образовательного процесса, т.е. реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся.

  • Студенчество - особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи». Рассматриваются проблемы лишь студентов высших учебных заведений, так как при изучении особенностей учащихся средних специальных учебных заведений возникло бы много трудностей при сопоставлении их учебной деятельности, досуге, мировоззрении и оценки своей будущей роли в жизни общества в качестве специалиста.

  • Досуг - часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания).


  • Эмпирическая и операциональная интерпретация.


  • Степень стремления студенчества к получению качественного образования.

- высокая;

- выше среднего;

- средняя;

- ниже среднего;

- низкая;

- никак не выражена.

  • Отношение студентов к образованию и самообразованию на досуге;

- безразлично;

- отрицательно;

- приемлемо;

- хорошее;

- отличное.

  • Необходимость повышения заинтересованности студента в получении качественного образования в образовательном учреждении;

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.



Методы сбора информации:


Теоретические методы: Основным методом данной социологической работы является метод «анкетирования» и при написании теоретической части был использован метод «анализ документов». Анкетирование — самый распространенный в социологии метод для данной выборочной совокупности. Элементы выборочной совокупности рассматриваются в качестве объекта исследования. В данном случае к элементам выборочной совокупности задано несколько одинаковых для всех вопросов, что и называется анкетированием. К ним применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый из выборочной совокупности обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

Выборочное обследование. При таком обследовании выборочной совокупности требуется более изощренная методика и техника. Его основа — выборочная совокупность. Что она собой представляет? Это — уменьшенная копия генеральной совокупности. Генеральной совокупностью в данном случае считаются все студенты учреждения высшего образования (МГУ имени Кулешова), которых нужно изучить. Выборочной совокупностью называется отдельный факультет учреждения высшего образования (факультет славянской филологии), который опрашивается. Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы. Считается, что гнездовой метод в данном случае — наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности.

  • Эмпирической базой исследования послужили:

- данные вторичного анализа статистических материалов;

- материалы анкетного опроса студентов 3 курса факультета славянской филологии МГУ Кулешова. Тип выборки – случайный отбор (n = 20);


Вывод: Первая гипотеза не подтвердилась, так как, исходя из опроса студентов, большинство из них заинтересованы в получении образования и используют досуг для самообразования. Вторая гипотеза подтвердилась полностью.

3