департамент ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
(МБОУ ДО ДДТ)
________________________________________________
УТВЕРЖДЕНА
на заседании педагогического совета
протокол № 2 от 26.11.2008 г.
Директор МОУ ДОД Дом детского творчества
____________ П.М. Шумова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ
Возраст обучающихся: 10 - 14 лет
Срок реализации: 3 года
Автор программы: Курелова И.В
педагог дополнительного образования
Новый Уренгой
2008 год
Образовательная программа «Современная хореография»
Пояснительная записка
Хореография, являясь одним из синтетических видов творчества, включает в себя основы различных видов искусств: музыкального и театрального, декоративно-прикладного и художественного творчества, современного эстрадного танца и пластики. Занятия танцами способствуют не только развитию внешних данных ребенка, но и формированию его внутреннего мира. Искусство танца - искусство коллективное.
Программа «Современная хореография» - это программа обучения, посвящённая развитию и коррекции физических качеств детей, раскрытию их творческих способностей средствами хореографического искусства. Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Главное отличие и новизна данной программы состоит в том, что дети с 10 лет принимаются в коллектив без предварительного отбора с целью использования компенсаторных возможностей детей в подростковом возрасте. Как правило, в хореографические коллективы набираются физически здоровые дети, которые имеют: развитой музыкальный слух, чувство ритма, физические и внешние данные. Практика последних лет показала, что среди детей, пришедших в танцевальный коллектив, распространены такие болезни, как сколиоз, косолапее, плоскостопие, нарушение координации движений, нервной системы. Реализация данной программы дает ребенку возможность раскрыть себя в танце под музыку, укрепить здоровье, культурно обогатиться и развиться. В этом и заключается актуальность и целесообразность программы.
Цель программы - развитие танцевальных способностей обучающихся и любви к хореографическому искусству с помощью народно-сценического и современного танца.
Реализация цели программы предполагает выделение основных задач:
формировать специальные знания, умения и навыки в области хореографического искусства;
укреплять физическое состояние обучающихся;
способствовать формированию общего культурного уровня развития воспитанников, развитию чувства прекрасного через соприкосновение с миром музыки, хореографии, фольклора;
воспитывать в детях настойчивость, целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм, толерантность.
Отличительной особенностью программы «Современная хореография» является её ориентированность и направленность на занятия с детьми, не имеющим ярко выраженной склонности к занятиям хореографией, имеющим некоторые проблемы физиологического развития.
Программа является долговременной, так как рассчитана на 3 года. Комплексной, так как направлена не только на постижение искусства танца, овладение его выразительными средствами, но и на воспитание ребенка, его художественного вкуса, индивидуальности, коррекцию недостатков психофизического развития.
Данная программа предназначена для занятий детей школьного возраста, принятых в хореографический коллектив без специального отбора, предусматривает три этапа по одному году обучения в каждом.
В группе первого года обучения занимаются дети 10-11 лет, второго года обучения – 11-12 лет, третьего 12-14 лет. Продолжительность занятий 2 раза в неделю по 2 часа.
Каждый год обучения предполагает свой минимум специальных знаний, умений и навыков, овладев которыми обучающиеся переходят на следующий, более сложный этап.
Ожидаемый результат данной образовательной программы – подготовка детей к концертно-сценической деятельности. После двух лет обучения обучающиеся приобретают статус концертной (творческой) группы и совершенствуют свои навыки. Систематические занятия современной хореографией обеспечат формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни, воспитание потребности в непрерывном совершенствовании и самообразовании, осознание ее общественной и личностной значимости, т.е. максимальное развитие личности.
Реализация программы обеспечит эффективные сдвиги в совершенствовании спортивной подготовки обучающихся. Овладение хореографическим искусством поможет достичь художественного совершенства в исполнении творческих программ, так как очарование выступления обучающихся не только в сверкающей технике, но и в стремлении через нее и музыку, сопровождающую движение, передать зрителям поэзию человеческих чувств. Все это в конечном итоге повлияет на результативность выступлений.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Год обучения | Требования по завершению этапа |
1-ый год | Обучающиеся должны знать о понятии танцевального искусства, его влиянии на физическое развитие; понятия и элементы классического танца. Овладеть основными навыками азбуки классического, народно-сценического и джаз- модерн танца. Исполнять движения, сохраняя танцевальную осанку, выворотность, владеть движениями стоп. |
2-ой год | Обучающиеся должны знать понятие танцевальной композиции, ее структуры; танцевальный темп и его роль в хореографии; выполнять все простейшие элементы классического, современного и народно-сценического танца, совмещать танцевальные движения и реализовывать их в танцевальной композиции под любой музыкальный темп, владеть навыками актерского мастерства. |
3-ий год | Обучающиеся владеют классическим экзерсисом, элементами народно-сценического танца, джаз-модерн танца. Исполняют хореографические номера в репетиционных и концертных вариантах. |
Формы подведения итогов
Диагностика специальных хореографических
способностей – в течение года
Итоговые и открытые занятия для родителей - октябрь, апрель
Концертная деятельность, участие в конкурсах - в течение года
Учебный план
№ | Год обучения | Кол-во часов в неделю | Количество часов | Кол-во обучающихся в группах | Возраст обучающихся | Кол-во групп |
всего | теория | практика |
1 | 1 | 4 | 136 | 16 | 120 | 30 | 10-11 | 2 |
2 | 2 | 4 | 136 | 16 | 120 | 30 | 11-12 | 2 |
3 | 3 | 4 | 136 | 16 | 120 | 15 | 12-14 | 1 |
Тематический план
1 год обучения
№ | Разделы | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Ритмическая гимнастика | 2 | 10 | 12 |
2. | Партерная гимнастика | 4 | 35 | 39 |
3. | Элементы народно-сценического танца | 2 | 25 | 27 |
4. | Элементы джаз-модерн танца | 2 | 20 | 22 |
5. | Современный танец | 6 | 30 | 36 |
Итого: | 16 | 120 | 136 |
СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Разделы | Количество часов | Теоретическое содержание | Практическая работа | Прогнозируемый результат | Воспитательный аспект |
Теория | Практика | Всего | | | | |
Ритмическая гимнастика | 2 | 20 | 22 | Знакомство с понятием «музыкальный размер» 2/4, 4/4, с ритмом и темпом музыки | Постановка корпуса, головы; упражнения для рук, для плеч, для корпуса, ходьба, шаг, бег, подскоки,, притопы, прыжки, хлопки; комбинированные упражнения | Через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, ног, спины, увеличить степень подвижности суставов, укрепить мышечный аппарат, ориентироваться в зале, выполнять команды | Воспитание в ребенке целеустремленности, выносливости, жизнерадостности, трудолюбия, пунктуальности |
Партерная гимнастика | 4 | 35 | 39 | | Комплекс упражнений для коррекции осанки, нарушений свода стопы . Упражнения, направленные на растягивание связок в тазобедренном суставе, а также позволяющие растянуть подколенные связки ног и суставов, развивающих подвижность | Через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, ног, спины, увеличить степень подвижности суставов, укрепить мышечный аппарат. Учащиеся выполняют простейшие партерные экзерсисы |
Элементы народно-сценического танца | 2 | 25 | 27 | Знакомство с основными понятиями народно-сценического танца, манеры их исполнения, основы актерского мастерства | Топающий шаг, приставной шаг, переменный шаг тройной шаг, шаг польки, вальсовая дорожка, шаг-подскок, ковырялочка | Исполнение базовых элементов народно-сценического танца. | Развитие у обучающихся интереса к народно-сценическому танцу, привить чувство красивого и возвышенного, развитие сознательного вдумчивого отношения к занятиям |
Элементы джаз-модерн танца | 2 | 20 | 22 | История возникновения джаз-модерн танцев. Джаз-модерн танец в театральном искусстве (под танцовка к театральным номерам - учитывать характер персонажа и драматическую ситуацию). Терминология современной хореографии. | Джаз-модерн танец в сочетании с вокалом (двигаться и петь одновременно- контролировать дыхание). Выполнение творческих заданий. Направления и виды современных танцев (латино-американские танцы, бродвейский джаз, стэп, и т.д.). Выполнение танцевальных шагов по квадрату. Прыжки на месте и в продвижении. Выполнение танцевальных элементов на полу пальцах, например повороты или батманы. Умения двигаться под динамичную музыку. | Выполнение упражнений, качественная отработка каждого танцевального элемента (парные элементы, танцевальные упражнения на полу -перекаты, стойки, вертушки, несложные перевороты на спину. Умение передавать репертуар зрителю. | Развитие у обучающихся интереса к джаз-модерн танцу; формировать чувство ритма, умение слышать музыку, чувствовать темп и ритм, двигаться в такт с музыкой; способствовать развитию артистизма и эмоционального восприятия в танце |
Современный танец | 6 | 30 | 36 | Понятие танцевальной композиции, репертуара. | Изучение танцевальных комбинаций, соединение их в танцевальную композицию. | Умение передать репертуар зрителю. | Развитие артистичности (перевоплощение в разные образы), воображения, взаимодействия друг с другом. Развитие техники и артистизма исполнения. |
ИТОГО | 16 | 120 | 136 | | | | |
Тематический план
2 год обучения
№ | Разделы | Количество часов |
теория | практика | всего |
1 | Ритмическая гимнастика | 1 | 3 | 4 |
2 | Элементы классического танца | 2 | 34 | 36 |
3 | Партерная гимнастика | 2 | 28 | 30 |
4 | Элементы народно-сценического танца | 3 | 17 | 20 |
5 | Современный танец | 2 | 30 | 32 |
6 | Элементы джаз-модерн танца | 4 | 10 | 14 |
Итого: | 16 | 120 | 136 |
СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ |
Разделы | Количество часов | Теоретическое содержание | Практическая работа | Прогнозируемый результат | Воспитательный аспект |
Теория | Практика | Всего | | | | |
Ритмическая гимнастика | 1 | 3 | 4 | Беседы о музыке и искусстве, понятия о хореографии | Совершенствовать умения анализировать форму и содержание музыкального произведения, слышать и видеть разнообразные варианты исполнительской интерпретации через восприятие изменения характера музыки | Развитие музыкальности, формирование восприятия музыки, развитие чувства ритма и лада, обогащение музыкально-слухового представления, совершенствованное выполнение всех видов движений | Воспитание умения вести себя в группе во время движения со сверстниками, формирование чувства такта |
Элементы классического танца | 3 | 34 | 37 | Знакомство с позициями ног и рук, основные правила движений у станка. Закономерности координации движений рук и головы в пор де бра. | Развитие мускулатуры ног, их выворотности, шага и приседания; постановка корпуса, рук и головы; координация движений | Через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, ног, спины, увеличить степень подвижности суставов. Правильная постановка спины, приобрести устойчивость – апломб. | Воспитание в ребенке целеустремленности, выносливости, жизнерадостнос ти, трудолюбия, сознательное управление мышцами тела |
Партерная гимнастика | 3 | 28 | 31 | | Исполнение движений в положении лежа на полу. Движения на закрепление мышц, спины, выворотности, на развитие гибкости. Упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты. Упражнения, корректирующие физические недостатки, Упражнения, направленные на растягивание связок в тазобедренном суставе, а также позволяющие растянуть подколенные связки ног и суставов, развивающих подвижность. Растяжка | Развитие выворотности, гибкости, растяжки у учащихся; четкое и грамотное исполнение упражнений, знание простейших партерных экзерсисов |
Элементы народно-сценического танца | 3 | 17 | 20 | Знакомство с основными понятиями народно-сценического танца, манеры их исполнения | Припадания по VI, III позиции ног, переменный ход с ударом, верёвочка, присядки, простейшие дроби, дробный ключ | Исполнение элементов народно-сценического танца, | Развитие у обучающихся интереса к народно-сценическому танцу, привить чувство красивого и возвышенного, развитие сознательного вдумчивого отношения к занятиям, совершенствов-ние актерского мастерства |
Современный танец | 2 | 30 | 32 | Сюжетность в хореографической постановке. | Совершенствование танцевальных композиций за счет усложнения комбинаций. | Умение передать репертуар и сюжет постановки зрителю. | Развитие артистичности и техники исполнения |
Элементы джаз-модерн танца | 4 | 8 | 12 | Значение джаз модерн танца, его роль в современной хореографии, сюжетность постановки | Ролл ап, ролл даун, свинг корпусом, падебурэ, пируэты из 2 параллельной, 6 позиций, на вытянутых ногах, и на плие, позиции рук 1, 2, 3, L-позиция, V-позиция. | Развитие пластики и легкости движений, гибкости и подвижности | Развитие артистичности и техники исполнения |
ИТОГО | 16 | 120 | 136 | | | | |
Тематический план
3 год обучения
№ | Разделы | Количество часов |
теория | практика | всего |
1 | Классический танец | 3 | 15 | 18 |
2 | Элементы народно-сценического танца | 4 | 30 | 34 |
3 | Прыжки | 2 | 20 | 22 |
4 | Современный танец | 4 | 32 | 36 |
5 | Джаз-модерн танец | 4 | 22 | 26 |
Итого: | 16 | 120 | 136 |
СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Разделы | Количество часов | Теоретическое содержание | Практическая работа | Прогнозируемый результат | Воспитательный аспект |
Теория | Практика | Всего |
Классический танец | 3 | 15 | 18 | Изучение основных понятий в классическом экзерсисе: осанка, выворотность ног, гибкость, шаг, устойчивость, центр тяжести тела, позиции ног и рук, функции опорной и работающей ноги. | I, II, V позиции ног; Подготовительная, I, II, III позиция рук; Demi plie по I, II, V позициям; Grand plie по I, II, V позициям; B-t в сторону из I поз; B-t вперёд из I поз.; B-t назад из I поз.; Releve на полупальцах по I, II поз.; Por de bras вперед, в сторону, назад. Все движения исполняются лицом к станку, поочередно с правой и левой ноги, для правильного усвоения выворотности ног упражнения сначала изучаются в сторону, позднее - вперед и назад | Закрепление у учащихся выворотности ног, гибкости, устойчивости, легкого, высокого прыжка, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила | Развитие интереса и любви к классическому танцу, знакомство учащихся с классической музыкой |
Элементы народно-сценического танца | 4 | 30 | 34 | Знакомство с фольклорным колоритом танцев народов мира, правила исполнения движений народно-сценического танца | Припадания (комбинации); верёвочка с проскоком, с переступанием; ковырялочка в комбинации; «гармошка»; дроби; молоточки хлопушки (одинарные) - в ладоши, по бедру, по колену; ключ - дробный простой;вращения на месте; бегунок | Умение детьми грамотно исполнять изученные движения, распознавать принадлежность упражнения к национальности | Воспитание любви и уважения к своему народу, к народно-сценическому танцу, привитие чувства единства и сплоченности |
Прыжки | 2 | 20 | 82 | Понятие «прыжка», изучение механического принципа его грамотного исполнения | Рas echappe на II позицию; прыжки по VI позиции - мелкие и высокие; прыжки по VI позиции - с поджатыми ногами к груди и под себя | Умение детьми выполнять легкие и высокие прыжки, укрепление и развитие силы ног |
Современный танец | 4 | 30 | 34 | Знакомство с музыкальным сопровождением будущей танцевальной композиции, знакомство с понятием реквизита в танцевальной композиции | Совершенствование танцевальных композиций за счет усложнения Комбинаций, постановочная работа под различные виды музыкальных композиций и использованием реквизита | Исполнение хореографических этюдов, развитие фантазии ребенка, закрепление программных требований в композиционно-постановочной работе образных танцев, участие в конкурсах и концертных выступлениях | Развитие артистичности (перевоплощение в разные образы), воображения, взаимодействия друг с другом ,развитие техники и артистизма исполнения |
Джаз-модерн танец | 3 | 22 | 25 | Значение джаз модерн танца в современной хореографии. | Прыжки, вращения, растяжка, батманы, комбинации на координацию, комбинации адажио, постановочная работа(постановка танцевальных композиций) | Развитие пластики и легкости движений, гибкости и подвижности | Совершенствование актерского мастерства |
ИТОГО | 16 | 120 | 136 | | | | |
Методическое обеспечение
Формы занятий: репетиции, беседы об искусстве, открытые занятия, итоговые занятия, генеральный прогон, концертные выступления, участие в конкурсах.
Методы, на которых основывается процесс обучения детей в хореографическом коллективе следующие: активности, единства теории и практики, наглядности, доступности, систематичности занятий, прочности усвоения знаний и индивидуального подхода.
Приемы: прослушивание музыкальных произведений, демонстрация упражнений, словесный разбор танцевальных движений, изучение схем, рисунков, наглядных пособий.
Данная программа сочетает в себе тренировочные упражнения на полу, у станка, на середине, упражнения на растяжку, танцевальные движения народно-сценического танца, что способствует развитию танцевальности обучающихся. Некоторые простейшие теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над постановками.
У каждой группы первого, второго и третьего годов обучения свой темп и учебный план занятий, который предполагает определенный минимум знаний, умений, навыков и сведений о хореографии в соответствии с возрастом. Работа в коллективе строится таким образом, чтобы не нарушать целостности педагогического процесса, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива.
Подведение итогов по каждой теме или разделу проводится в следующих формах контроля: визуальный контроль, индивидуальная отработка движений, проверка терминологии.
Контроль на занятии проводится с целью проверки степени усвоения каждым обучающимся изучаемого материала, практических навыков, своевременное выявление возникающих проблем с целью их устранения. Поэтапный контроль осуществляется по окончании изучения определенного объема тематического материала, в течение месяца, полугода, года. Цель: получение контрольного среза - качество освоения программы.
Условия реализации программы
1. Хореографический зал, оснащенный станками и зеркалами.
2. Техническое оснащение:
- магнитофон CD;
- MD проигрыватель;
- DVD проигрыватель;
-TV;
- CD диски, мини диски.
3. Форма и соответствующая обувь для занятий.
4. Сценические костюмы.
Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников)
После двух лет обучения воспитанники приобретают статус концертной (творческой) группы и совершенствуют свои навыки.
Обучающиеся (выпускники) четко и легко повторяют все комбинации и экзерсисы, свободно компонуют их в разных композициях и постановках, выполняют сложнейшие элементы и комбинации классического, народно-сценического и современного танца, демонстрируют свои навыки на различных сценических площадках, а также применяют их в других видах искусства(актерское мастерство, физическая культура и т.д), находят и подбирают материалы для развития коллективной деятельности, применяют навыки музыкально-ритмической координации в повседневной жизни.
Литература
Для педагога
1. Барышева Т. «Азбука хореографии» - Москва.,2006г;
2. Бекина С.И. «Музыка и движение» - С.Петербург., 2007г;
3. Блок Л.Д. «Классический танец» - Москва., 2006г;
4. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - Москва.,2007г;
5. Буренина А.И. «Ритмическая пластика для школьников» - Москва.,2006г;
6. Брэгг П.С. «Позвоночник – ключ к здоровью» - Калининград.,2008 г;
7. Горшкова Е.В. «Учимся танцевать. Путь к творчеству» - Москва.,2008г;
8. Захаров Р. «Сомнение танца» - Москва.,2007г;
9. Костровицкая В., Писарев А. «Школа классического танца» - Москва.,2008г;
10. Костровицкая В. «100 уроков классического танца» - Москва.,2006г;
11. Корхин М.А., Рабинович «Лечебная физкультура в домашних условиях» - Москва.,2007г;
12. Ручма В.Р.,Раенгулов Б.М. «Физическое развитие, состояние здоровья и образ жизни детей Приполярья» - Салехард., 2008г;
13. Рогозин И.В. «Танец в коллективе художественной самодеятельности» - С.Петербург.,2006 г;
14. Ткаченко Т. «Народный танец» - Москва., 2007г;
15. Университет имени Рауля Валленберга «Умей расслабиться» - Самара.,2006г;
16. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. «Физическое воспитание школьников» - Екатеринбург.,2006г;
17. Щуркова Н.Е. «Воспитание детей в школе» - Москва., 2008г;
18. Эльмц Н. «Образы танца» - Москва.,2007г.
Для родителей
Евладова Е.Б. Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М.: «Владос», 2002.
Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. Методическое пособие. М.: «Аспект Пресс», 2001.
Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002.
Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна, «Феникс+», 2002.
Арзямова Г.В. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства. Начальная школа. – 2000 г.
Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М. – 2000 г.
Для детей
Барышникова Т.К. «Азбука хореографии», 1996
Роот З.Я. «Танцевальный калейдоскоп» 2004
Зарецкая Н.В. «Танцы для детей», 2005
4. Богаткова Л. Танцы и игры пионеров «Детгиз» 1961 г.
Школа народного танца Москва 1994 г.
Я познаю мир: Дет. Энцикл.; Музыка\авт. А.С. Кленов. Под общ. Ред. О.Г. Хинн.- М.; Издательство АСТ-ЛТД, 1998
Пасютинская В., Волшебный мир танца, М., «Просвещение» 1985 г.
Жданов Л., Вступление в балет, М., «Планета», 1986 г.
Жариков Е. , Крушельницкий Для тебя и о тебе. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с.
Ненецкие сказки и эпические песни «сюдбабц», «ярабц» Сост. Н.М. Янгасова Томск Изд-во Том. унив-та 2001.
Северная энциклопедия Европейские издания. Северные просторы 2004
Видеоматериал
«Современная хореография», МГУКИ 2009г
«Курсы по хореографии» - Санкт-Петербург 2008 г.
«Курсы по хореографии по методу М.Бежара», Москва 2005г
Международный фестиваль современного танца
Записи эстрадного балета «Экситон»,2004-2010г.
Информационная карта
УМК дополнительной образовательной программы
«Современная хореография»
Детское объединение: «Солнышко» (хореография).
автор программы: Захарова Е.М.
педагог, реализующий программу (образование, квалификация): Захарова Е. М.(средне- специальное, вторая квалиф. категория), Князева М.А.( высшее, первая квалиф. категория).
вид программы: модифицированная
направленность: художественно- эстетическая
образовательная область: искусство
цель программы: развитие танцевальных способностей учащихся и любви к хореографическому искусству с помощью народно-сценического танца.
формы реализации программы: групповая
возраст детей: 10 – 18 лет
срок реализации программы: 3 года
количество часов в неделю: 2 раза по 2 часа.
ожидаемые результаты: воспитание любви и уважения к своему народу, к народно - сценическому танцу, привитие чувства единства и сплоченности, развитие артистичности, воображения, владение элементами народного танца.
Лицензия: Серия А № 323615 от 30.07. 2009
Внешняя рецензия __________________________________ от ___________
(ФИО, должность) (дата)
Учебные пособия- материалы, обеспечивающие реализацию
программы содержания
| Дидактические материалы, соответствующие содержанию программы, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся (представлены в виде раздаточного материала и наглядных пособий) |
| азбука музыкального движения, ритмическая гимнастика, упражнения на гибкость, элементы народно- сценического танца, основы классического экзерсиса. (прослушивание музыкальных произведений, демонстрация упражнений, словесный разбор танцевальных движений, изучение схем, рисунков, наглядных пособий). |
| Методические материалы по темам, занятиям, включающие планы занятий, состав и перечень заданий, ситуаций, контрольные задания, нормативы и т.д. |
Тема или раздел занятия (перечисляются методические материалы) азбука музыкального движения («Азбука хореографии») ритмическая гимнастика (Репертуарный сборник для художественной самодеятельности «Молодежная эстрада») упражнения на гибкость (Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка) элементы народно- сценического танца (Азбука классического танца. Первые три года обучения) основы классического экзерсиса («Танцевальный калейдоскоп») |
Перечень основных понятий с толкованием или переводом, используемых в программе: Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Педагог дополнительного образования – специально содействующий развитию дополнительного образования детей в конкретном учреждении, владеющий педагогикой дополнительного образования, реализующий программы дополнительного образования детей. Педагогическая деятельность - вид социально значимой деятельности, специально направленный на организацию условий для возникновения и становления деятельности ребенка по развитию своего человеческого образа. Развитие личности – процесс формирования личности, накопления в ней качественных изменений, приводящих к переходу от одного состояния к другому, более совершенному. Творчество – оригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса. Мониторинг результатов обучения Итоговая модель воспитанника (ЗУН): 1 год обучения: умеют правильно пройти в такт музыки, сохраняя правильную осанку, держать спину, имеют навык легкого шага с носка на пятку, выполняют базовые элементы партерной гимнастики, исполняют элементы народно-сценического танца (танцевальный шаг, шаг польки, ковырялочка), исполняют хореографические этюды. 2 год обучения: знают и исполняют позиции ног и рук; умеют исполнять подскоки, галоп, композиции на середине зала; выполнять полностью партерную гимнастику, исполнять элементы народно-сценического танца (припадания, моталочку, присядку, элементарные дроби), хореографические этюды 3 год обучения: знают терминологию классического экзерсиса (Demi plie, Grand plie, Demi rond, Releve, Por de bras, Passe…) и исполняют его, владеют классическим экзерсисом, элементами народно-сценического танца, исполняют хореографические номера в репетиционных и концертных вариантах. Формы и методы освоения образовательной программы: 1. Уровень освоения программы: диагностика специальных хореографических способностей; итоговые и открытые занятия для родителей; концертная деятельность, участие в конкурсах. 2. Мониторинг личностного развития ребенка: наблюдение. Литература Для педагога 1. Барышева Т. «Азбука хореографии» - Москва.,2006г; 2. Бекина С.И. «Музыка и движение» - С.Петербург., 2007г; 3. Блок Л.Д. «Классический танец» - Москва., 2006г; 4. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - Москва.,2007г; 5. Буренина А.И. «Ритмическая пластика для школьников» - Москва.,2006г; 6. Брэгг П.С. «Позвоночник – ключ к здоровью» - Калининград.,2008 г; 7. Горшкова Е.В. «Учимся танцевать. Путь к творчеству» - Москва.,2008г; 8. Захаров Р. «Сомнение танца» - Москва.,2007г; 9. Костровицкая В., Писарев А. «Школа классического танца» - Москва.,2008г; 10. Костровицкая В. «100 уроков классического танца» - Москва.,2006г; 11. Корхин М.А., Рабинович «Лечебная физкультура в домашних условиях» - Москва.,2007г; 12. Ручма В.Р.,Раенгулов Б.М. «Физическое развитие, состояние здоровья и образ жизни детей Приполярья» - Салехард., 2008г; 13. Рогозин И.В. «Танец в коллективе художественной самодеятельности» - С.Петербург.,2006 г; 14. Ткаченко Т. «Народный танец» - Москва., 2007г; 15. Университет имени Рауля Валленберга «Умей расслабиться» - Самара.,2006г; 16. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. «Физическое воспитание школьников» - Екатеринбург.,2006г; 17. Щуркова Н.Е. «Воспитание детей в школе» - Москва., 2008г; 18. Эльмц Н. «Образы танца» - Москва.,2007г. Для родителей Евладова Е.Б. Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М.: «Владос», 2002. Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. Методическое пособие. М.: «Аспект Пресс», 2001. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна, «Феникс+», 2002. Арзямова Г.В. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства. Начальная школа. – 2000 г. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М. – 2000 г. Для детей Барышникова Т.К. «Азбука хореографии», 1996 Роот З.Я. «Танцевальный калейдоскоп» 2004 Зарецкая Н.В. «Танцы для детей», 2005 4. Богаткова Л. Танцы и игры пионеров «Детгиз» 1961 г. Школа народного танца Москва 1994 г. Я познаю мир: Дет. Энцикл.; Музыка\авт. А.С. Кленов. Под общ. Ред. О.Г. Хинн.- М.; Издательство АСТ-ЛТД, 1998 Пасютинская В., Волшебный мир танца, М., «Просвещение» 1985 г. Жданов Л., Вступление в балет, М., «Планета», 1986 г. Жариков Е. , Крушельницкий Для тебя и о тебе. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с. Ненецкие сказки и эпические песни «сюдбабц», «ярабц» Сост. Н.М. Янгасова Томск Изд-во Том. унив-та 2001. Северная энциклопедия Европейские издания. Северные просторы 2004 Видеоматериал «Современная хореография», МГУКИ 2009г «Курсы по хореографии» - Санкт-Петербург 2008 г. «Курсы по хореографии по методу М.Бежара», Москва 2005г Международный фестиваль современного танца Записи эстрадного балета «Экситон»,2004-2010г. |
Оборудование 1. Музыкальный центр. 2. Видеомагнитофон. 3. TV. 4. Набор аудиозаписей. 5. Набор видеозаписей. 6. Набор иллюстративного материала: журналы «Балет», книги по хореографии, 7. Станки хореографические. 8. Скамейки хореографические. 9. Зеркала. |