Рабочая программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Программа составлена и адаптирована в соответствии с психофизическими особенностями учащихся и полученными результатами их диагностического обследования.
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия и позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся с умственной отсталостью средствами коррекционного курса.
Содержание рабочей программы составлено с учетом рекомендаций городской ПМПК, результатов логопедического обследования, учащихся в начале учебного года.
В содержании программы учтены общие специфические особенности психического развития детей, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Ведущей ролью коррекционно-развивающего обучения данному предмету является не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное развитие личности умственно отсталого ребенка, дающее возможность реализации его способностей, подготовка ребенка к жизни.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека;
Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами;
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
Использование доступных жестов для передачи сообщения;
Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации;
Узнавание и различение образов графем;
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов;
Начальные навыки чтения и письма.
1.Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);
2.Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
4.Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
7.Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;
8.Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
9.Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образов.
№ п/п | Содержание работы. Раздел. Тема. | Кол.-во часов | Дата | Программное содержание |
10 класс, предмет «Альтернативная коммуникация» |
на 2024-2025 учебный год |
Раздел1. Коммуникация с использованием невербальных средств. |
1. | Выражение согласия с использованием слова, предложения. | 1 | | Выполнение словесных инструкций. Формирование умения пользоваться средствами альтернативной коммуникации. |
2. | Выражение несогласия с использованием слова, предложения. | 1 | | Упражнения на различение неречевых звуков. Формирование умения вступать в контакт, поддерживать его и завершать. |
3. | Выражение удовольствия с использованием слова, предложения. | 1 | | Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Формирование умения вступать в контакт и работать в коллективе. |
4. | Выражение неудовольствия с использованием слова, предложения. | 1 | | Использование жестов, как средства общения. Рукопожатие и прощание. Формирование умения слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. |
5. | Выражение благодарности с использованием слова, предложения. | 1 | | Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Формирование умения обращаться к учителю за помощью. |
6. | Выражение своих желаний с использованием слова, предложения. | 1 | | Выполнение многоступенчатых инструкций. Формирование умения внимательно слушать логопеда и своих товарищей. |
7. | Приветствие с использованием слова, предложения. | 1 | | Интонационные упражнения. Формирование умения пользоваться средствами альтернативной коммуникации. |
8. | Прощание с использованием слова, предложения. | 1 | | Выполнение многоступенчатых инструкций. Выбирать нужную пиктограмму. |
9. | Обращение за помощью с использованием слова, предложения. | 1 | | Развитие слухового внимания и восприятия. Формирование умения выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно. |
10. | Ответы на вопросы с использованием слова, предложения. | 1 | | Развитие артикуляционной моторики. Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания. |
11. | Задавание вопросов с использованием слова, предложения. | 1 | | Развитие силы голоса. Формирование умения пользоваться средствами альтернативной коммуникации. |
12. | Неречевые звуки. Звуки вокруг нас. | 1 | | Выполнение простых игровых поручений по словесному заданию учителя. Формирование понятия «звук». |
13. | Упражнение в различении речевых и неречевых звуков. | 1 | | Упражнения типа (ш – ши- пит гусь, з – звенит комар, у – воет волк и т. п.) Формирование умения имитировать звуки окружающей среды речевыми звуками. Формирование умения различать речевые и неречевые звуки. |
14. | Органы речи. Звуки речи. | 1 | | Называние двигательных характеристик органов речи: язык узкий, широкий; голос работает и т.п.. Ответы на вопросы логопеда Формирование умения называть органы речи, показать их у себя, различать речевые и неречевые звуки. |
15. | Гласные звуки и буквы. | 1 | | Упражнение «Сломанный телевизор». Или узнай звук по беззвучной артикуляции. Формирование умения слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. |
16. | Согласные звуки и буквы. | 1 | | Составление из разрезной азбуки. Анализ и чтение слога. Коррекция слухового восприятия через услышанные звуки. |
17. | Буквы русского алфавита. | 1 | | Упражнения на развитие зрительного восприятия. Анализ и сравнение различных шрифтов. Уточнение представлений о буквах через анализ их зрительных образов. |
18. | Дифференциация букв Б-Д. | 1 | | Анализ и сопоставление сходных графем. Графические упражнения. Составление предложений по картинкам. Графические упражнении. Работа с «рассыпанным» предложением. Коррекция пространственных представлений через работу с контурными предметами, зашумлёнными, силуэтными изображениями. Коррекция внимания через использование зашифрованных, неполных, наложенных изображений букв. Уточнение представлений о буквах через анализ их зрительных образов. |
19. | Дифференциация букв П-Т. | 1 | |
20. | Дифференциация букв Х-Ж. | 1 | |
21. | Парные гласные. | 1 | | Анализ и сравнение парных гласных. Синтез слогов. Чтение слогов с опорой на последующий гласный. Коррекция слухового внимания через уточнение разницы в звучании парных фонем. |
22. | Дифференциация А-Я. | 1 | | Называние кинетических характеристик органов речи. Подбор слов с заданным слогом. Анализ и сравнение артикуляции звуков. Выделение их в словах. Ответы на вопросы по картинкам. Составление словосочетаний со словами «мой», «моё». Составление словосочетаний типа «я пою, я иду». Коррекция слухового внимания через уточнение разницы в звучании парных фонем. Активизация слухового внимания, восприятия через слуховые диктанты, игры. Коррекция операций анализа, сравнения через дифференциацию звуков. Анализ и сравнение артикуляции звуков. Выделение их в словах слова. |
23. | Дифференциация О-Ё. | 1 | |
24. | Дифференциация У-Ю. | 1 | |
25. | Дифференциация Ы-И. | 1 | |
26. | Дифференциация Ё-Ю. | 1 | | Сравнение артикуляции звуков, соотнесение с сигналами-опорами. Подбор слов с заданным слогом. Упражнение «Исправь ошибку». Коррекция слухового внимания и восприятия. |
27. | Различение букв и звуков И-Й. | 1 | | Таблица с гласными первого и второго ряда. Умение различать на слух и на письме звуки и буквы. |
28. | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | | Составление из разрезной азбуки. Анализ и чтение слога. Коррекция слухового восприятия через услышанные звуки. |
29. | Различение звуков, сходных по артикуляции Б-П в слогах, словах. | 1 | | Анализ и чтение слога . Сопряжённое и отражённое произнесение слоговых рядов. Формирование умения сравнивать и различать артикуляцию акустически сходных звуков, соотносить звуки с буквами. |
30. | Различение звуков, сходных по артикуляции Б-П в предложениях. | 1 | |
31. | Различение звуков, сходных по артикуляции Д-Т в слогах, словах. | 1 | | Составление слова с изученными слогами. Чтение составленного слова. Коррекция фонематического слуха через сравнение звучания парных по звонкости-глухости согласных. |
32. | Различение звуков, сходных по артикуляции Д-Т в предложениях. | 1 | |
33. | Различение звуков, сходных по артикуляции Г-К в слогах, словах. | 1 | | Повторение оппозиционных рядов. Дифференциация звуков в слогах, словах. Соотнесение звуков с буквами. Подбор слов-признаков. Отгадывание загадок. Формирование умения делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. |
34. | Различение звуков, сходных по артикуляции Г-К в предложениях. | 1 | |
35. | Различение звуков, сходных по артикуляции В-Ф в слогах, словах. | 1 | |
36. | Различение звуков, сходных по артикуляции В-Ф в предложениях. | 1 | | Соотнесение звуков с сигналами-опорами. Согласование слов Работа с деформированными предложениями. Коррекция звукобуквенного и слогового анализа и синтеза через работу с графическими схемами слов, деформированными словами. |
37. | Различение звуков, сходных по артикуляции С-З в слогах, словах. | 1 | | Повторение оппозиционных слоговых рядов. Соотнесение звуков с буквами. Подбор слов с заданным слогом. Коррекция памяти через запоминание сигналов-опор артикуляции. |
38. | Различение звуков, сходных по артикуляции С-З в предложениях. | 1 | | Соотнесение звуков с сигналами-опорами. Составление предложений с заданными словами. Коррекция мышления через анализ и сравнение характеристик близких по значению фонем, их графем. |
39. | Различение звуков, сходных по артикуляции Ш-Ж в слогах, словах. | 1 | | Анализ артикуляции и характеристика звука. Работа с загадками. Формирование умения сравнивать и различать артикуляцию акустически сходных звуков, соотносить звуки с буквами. |
40. | Различение звуков, сходных по артикуляции Ш-Ж в предложениях. | 1 | |
41. | Дифференциация С-Ш в слогах, словах. | 1 | | Соотнесение звуков с сигналами-опорами. Составление предложений с заданными словами. Активизация и расширение словаря с использованием загадок. |
42. | Дифференциация З-Ж в слогах, словах. | 1 | | Анализ и синтез слогов, слов. Работа с деформированными словами, графическими схемами слов. Коррекция грамматического строя речи через упражнения в словоизменении, согласовании слов. |
43. | Дифференциация С-Ц в слогах, словах. | 1 | | Соотнесение звуков с сигналами-опорами. Составление предложений с заданными словами. Активизация и расширение словаря с использованием загадок. |
44. | Дифференциация Ч-Ц в слогах, словах. | 1 | | Анализ и синтез слогов, слов. Работа с деформированными словами, графическими схемами слов. Коррекция грамматического строя речи через упражнения в словоизменении, согласовании слов. |
45. | Дифференциация Ч-Щ. в слогах, словах. | 1 | | Соотнесение звуков с сигналами-опорами. Составление предложений с заданными словами. Коррекция памяти через выделение сигналов-опор для дифференциации смешиваемых фонем. |
46. | Дифференциация Ч-ТЬ в слогах, словах. | 1 | | Анализ и синтез слогов, слов. Работа с деформированными словами, графическими схемами слов. Коррекция мышления через анализ и сравнение характеристик близких по значению фонем, их графем. |
47. | Дифференциация СЬ-Щ в слогах, словах. | 1 | | Соотнесение звуков с сигналами-опорами. Составление предложений с заданными словами. Коррекция памяти через выделение сигналов-опор для дифференциации смешиваемых фонем. |
48. 49. | Слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного закрытого слога. | 2 | | Упражнения с опорой на условно-графическое изображение слова. Развитие слухового внимания и восприятия. |
|
50. 51. | Слоговой анализ и синтез слов, состоящих из двух открытых слогов. | 2 | | Упражнение с опорой на тактильно-двигательные ощущения. Развитие тактильного восприятия через работу органов речи. |
|
52. 53. | Практическое ознакомление с понятием «слово» и его условно-графическим изображением. | 2 | | Упражнения в условно-графической фиксации слов с его последующим «чтением». Знакомство со стихотворением А.Л.Барто. Формирование понятия «слово» и его условно- графическим изображением. Формирование умения называть предметы. |
|
54. | Названия предметов, отвечающие на вопросы ЧТО ЭТО?, КТО ЭТО? | 1 | | Звуковой и слоговой анализ и синтез слов, обозначающих предметы. Закончить предложение по вопросу и картинке. Формирование умения задавать вопросы, на которые отвечают слова, обозначающие живые и неживые предметы. |
55. | Различение слов, обозначающие один и несколько предметов. | 1 | | Лексика по теме: «Времена года». Игра «Один-много». Составление предложений из слов, данных вразбивку. Формирование умения задавать вопрос к названию предмета; осуществлять классификацию предметов. |
56. 57. | Предлоги В, НА. | 2 | | Узнавание предлога по его графической схеме. Формирование умения употреблять предлоги во фразовой речи. |
|
58. | Границы предложения. | 1 | | Ответы на вопросы полным предложением. Зрительный диктант. Звуковой анализ и синтез. Лексика по теме: «Семья». Распространение простого предложения по вопросу. Знать обозначение границ предложения его интонацию. Уметь находить предложения в тексте, строить простое предложение и его графическую схему. |
59. | Составление простых предложений по картинкам. | 1 | |
60. | Составление предложений по вопросам. | 1 | | Определение количества слов в предложении. Составление предложений с помощью слов-предметов. Формирование умения составлять простые нераспространённые предложения на основе демонстрируемого действия или по картинке. |
61. | Закончить предложение по вопросу КТО ЭТО?, ЧТО ЭТО?. | 1 | |
62. | Составление предложений из слов, данных вразбивку. | 1 | | Лексика по теме: «Семья». Подбор слов-синонимов через игровые приемы. Составление предложений из «рассыпанных» слов. Уметь находить предложения в тексте, строить простое предложение и его графическую схему. |
63. 64. | Составление предложений словами, подходящими по смыслу. | 2 | | Развитие слухового внимания. Подбор слов-действий к словам-предметам. Определение количества слов в предложении. Формирование умения строить простое предложение и его графическую схему. Определять количество слов в предложении. |
65. 66. | Составление рассказа по вопросам. | 2 | |
|
67. 68. | Составление рассказа по сюжетной картинке и данному началу. | 2 | | Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Подбор слов-действий, слов-признаков. Формирование умения составлять рассказ из отдельных предложений, отвечать на вопросы полным предложением. |
|
69. 70. | Составление рассказа по вопросам. | 2 | | Подбор предложений к картинкам. Коррекция зрительного восприятия. |
|