СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по предмету "Альтернативная коммуникация" 10 класс, вариант 2

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по предмету "Альтернативная коммуникация" 10 класс, вариант 2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Альтернативная коммуникация» – 10 класс, вариант 2

(для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА по предмету «Альтернативная коммуникация»

Рабочая программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Программа составлена и адаптирована в соответствии с психофизическими особенностями учащихся и полученными результатами их диагностического обследования.

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия и позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся с умственной отсталостью средствами коррекционного курса.

Содержание рабочей программы составлено с учетом рекомендаций городской ПМПК, результатов логопедического обследования, учащихся в начале учебного года.

В содержании программы учтены общие специфические особенности психического развития детей, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.

Цель программы: формирование коммуникативных навыков с использованием невербальных средств общения и умение пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Задачи:

  • Формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;

  • Формирование умений пользоваться мимикой, жестами, функциональными словами, изображениями, фотографиями, пиктограммами, для объяснения своих потребностей и желаний;

  • Формирование пассивного словаря понятий, объясняющих основные действия;

  • Формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела;

  • Формирование и поддержание у учащихся интереса к общению;

  • Формирование умений использовать разные средства коммуникации, доступные индивидуальным возможностям учащихся;

  • Обучение отражению эмоций с помощью различных средств коммуникации;

  • Формирование адекватного ситуации поведения ребенка в окружающей среде, необходимых умений и навыков социального взаимодействия.

Коррекционный курс включает следующие разделы:

  • Коммуникация с использованием невербальных средств.

  • Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

  • Чтение и письмо.

Особенности обучения

Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.

Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

С учётом особенностей детей, имеющих нарушения речи, параллельно решаются специальные задачи, направленные на развитие и совершенствование:

  • моторных навыков, координации речи и движения;

  • пространственно-временной ориентации;

  • мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение);

  • словесно-логического мышления.

Ведущей ролью коррекционно-развивающего обучения данному предмету является не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное развитие личности умственно отсталого ребенка, дающее возможность реализации его способностей, подготовка ребенка к жизни.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы коррекционного курса внеурочной деятельности

В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью:

Предметные результаты:

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека;

  • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами;

  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

  • Использование доступных жестов для передачи сообщения;

  • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

  • Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;

  • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;

  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации;

  • Узнавание и различение образов графем;

  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов;

  • Начальные навыки чтения и письма.


Личностные результаты:

1.Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);

2.Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

3.Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;

4.Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

5.Владение правилами поведения в учебной ситуации;

6.Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;

7.Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;

8.Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;

9.Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образов.


п/п

Содержание работы. Раздел. Тема.

Кол.-во часов

Дата

Программное

содержание

10 класс, предмет

«Альтернативная коммуникация»

на 2024-2025 учебный год

Раздел1. Коммуникация с использованием невербальных средств.

1.

Выражение согласия с использованием слова, предложения.

1


Выполнение словесных инструкций. Формирование умения пользоваться средствами альтернативной коммуникации.

2.

Выражение несогласия с использованием слова, предложения.

1


Упражнения на различение неречевых звуков. Формирование умения вступать в контакт, поддерживать его и завершать.

3.

Выражение удовольствия с использованием слова, предложения.

1


Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Формирование умения вступать в контакт и работать в коллективе.

4.

Выражение неудовольствия с использованием слова, предложения.

1


Использование жестов, как средства общения.

Рукопожатие и прощание. Формирование умения слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

5.

Выражение благодарности с использованием слова, предложения.

1


Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Формирование умения обращаться к учителю за помощью.

6.

Выражение своих желаний с использованием слова, предложения.

1


Выполнение многоступенчатых инструкций. Формирование умения внимательно слушать логопеда и своих товарищей.

7.

Приветствие с использованием слова, предложения.

1


Интонационные упражнения. Формирование умения пользоваться средствами альтернативной коммуникации.

8.

Прощание с использованием слова, предложения.

1


Выполнение многоступенчатых инструкций. Выбирать нужную пиктограмму.

9.

Обращение за помощью с использованием слова, предложения.

1


Развитие слухового внимания и восприятия. Формирование умения выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно.


10.

Ответы на вопросы с использованием слова, предложения.

1


Развитие артикуляционной моторики. Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания.

11.

Задавание вопросов с использованием слова, предложения.

1


Развитие силы голоса. Формирование умения пользоваться средствами альтернативной коммуникации.

12.

Неречевые звуки.

Звуки вокруг нас.

1


Выполнение простых игровых поручений по словесному заданию учителя. Формирование понятия «звук».

13.

Упражнение в различении речевых и неречевых звуков.

1


Упражнения типа (ш – ши-
пит гусь, з – звенит комар, у – воет волк и т. п.)
Формирование умения имитировать звуки окружающей среды речевыми звуками. Формирование умения различать речевые и неречевые звуки.

14.

Органы речи.

Звуки речи.

1


Называние двигательных характеристик органов речи: язык узкий, широкий; голос работает и т.п.. Ответы на вопросы логопеда Формирование умения называть органы речи, показать их у себя, различать речевые и неречевые звуки.

15.

Гласные звуки и буквы.

1


Упражнение «Сломанный телевизор». Или узнай звук по беззвучной артикуляции. Формирование умения слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

16.

Согласные звуки и буквы.

1


Составление из разрезной азбуки. Анализ и чтение слога. Коррекция слухового восприятия через услышанные звуки.

17.

Буквы русского алфавита.

1


Упражнения на развитие зрительного восприятия.

Анализ и сравнение различных шрифтов. Уточнение представлений о буквах через анализ их зрительных образов.

18.

Дифференциация букв Б-Д.


1


Анализ и сопоставление сходных графем. Графические упражнения. Составление предложений по картинкам. Графические упражнении. Работа с «рассыпанным» предложением. Коррекция пространственных представлений через работу с контурными предметами, зашумлёнными, силуэтными изображениями. Коррекция внимания через использование зашифрованных, неполных, наложенных изображений букв. Уточнение представлений о буквах через анализ их зрительных образов.

19.

Дифференциация букв П-Т.

1


20.

Дифференциация букв

Х-Ж.

1


21.

Парные гласные.

1


Анализ и сравнение парных гласных. Синтез слогов. Чтение слогов с опорой на последующий гласный. Коррекция слухового внимания через уточнение разницы в звучании парных фонем.

22.

Дифференциация А-Я.

1


Называние кинетических характеристик органов речи. Подбор слов с заданным слогом. Анализ и сравнение артикуляции звуков. Выделение их в словах. Ответы на вопросы по картинкам. Составление словосочетаний со словами «мой», «моё». Составление словосочетаний типа «я пою, я иду». Коррекция слухового внимания через уточнение разницы в звучании парных фонем. Активизация слухового внимания, восприятия через слуховые диктанты, игры.

Коррекция операций анализа, сравнения через дифференциацию звуков.

Анализ и сравнение артикуляции звуков. Выделение их в словах слова.

23.

Дифференциация О-Ё.

1


24.

Дифференциация У-Ю.

1


25.

Дифференциация Ы-И.

1


26.

Дифференциация Ё-Ю.

1


Сравнение артикуляции звуков, соотнесение с сигналами-опорами. Подбор слов с заданным слогом. Упражнение «Исправь ошибку». Коррекция слухового внимания и восприятия.

27.

Различение букв и звуков И-Й.

1


Таблица с гласными первого и второго ряда. Умение различать на слух и на письме звуки и буквы.

28.

Парные звонкие и глухие согласные.

1


Составление из разрезной азбуки. Анализ и чтение слога. Коррекция слухового восприятия через услышанные звуки.

29.

Различение звуков, сходных по артикуляции

Б-П в слогах, словах.

1


Анализ и чтение слога .

Сопряжённое и отражённое произнесение слоговых рядов. Формирование умения сравнивать и различать артикуляцию акустически сходных звуков, соотносить звуки с буквами.

30.

Различение звуков, сходных по артикуляции

Б-П в предложениях.

1


31.

Различение звуков, сходных по артикуляции

Д-Т в слогах, словах.

1


Составление слова с изученными слогами.

Чтение составленного слова. Коррекция фонематического слуха через сравнение звучания парных по звонкости-глухости согласных.


32.

Различение звуков, сходных по артикуляции

Д-Т в предложениях.

1


33.

Различение звуков, сходных по артикуляции

Г-К в слогах, словах.

1


Повторение оппозиционных рядов. Дифференциация звуков в слогах, словах.

Соотнесение звуков с буквами.

Подбор слов-признаков.

Отгадывание загадок. Формирование умения делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.


34.

Различение звуков, сходных по артикуляции

Г-К в предложениях.

1


35.

Различение звуков, сходных по артикуляции

В-Ф в слогах, словах.

1


36.

Различение звуков, сходных по артикуляции

В-Ф в предложениях.

1


Соотнесение звуков с сигналами-опорами. Согласование слов

Работа с деформированными предложениями. Коррекция звукобуквенного и слогового анализа и синтеза через работу с графическими схемами слов, деформированными словами.

37.

Различение звуков, сходных по артикуляции

С-З в слогах, словах.

1


Повторение оппозиционных слоговых рядов.

Соотнесение звуков с буквами.

Подбор слов с заданным слогом. Коррекция памяти через запоминание сигналов-опор артикуляции.

38.

Различение звуков, сходных по артикуляции

С-З в предложениях.

1


Соотнесение звуков с сигналами-опорами.

Составление предложений с заданными словами. Коррекция мышления через анализ и сравнение характеристик близких по значению фонем, их графем.

39.

Различение звуков, сходных по артикуляции Ш-Ж в слогах, словах.

1


Анализ артикуляции и характеристика звука.

Работа с загадками. Формирование умения сравнивать и различать артикуляцию акустически сходных звуков, соотносить звуки с буквами.

40.

Различение звуков, сходных по артикуляции Ш-Ж в предложениях.

1


41.

Дифференциация С-Ш

в слогах, словах.

1


Соотнесение звуков с сигналами-опорами.

Составление предложений с заданными словами. Активизация и расширение словаря с использованием загадок.

42.

Дифференциация З-Ж

в слогах, словах.


1


Анализ и синтез слогов, слов.

Работа с деформированными словами, графическими схемами слов. Коррекция грамматического строя речи через упражнения в словоизменении, согласовании слов.

43.

Дифференциация С-Ц

в слогах, словах.


1


Соотнесение звуков с сигналами-опорами.

Составление предложений с заданными словами. Активизация и расширение словаря с использованием загадок.

44.

Дифференциация Ч-Ц

в слогах, словах.


1


Анализ и синтез слогов, слов.

Работа с деформированными словами, графическими схемами слов. Коррекция грамматического строя речи через упражнения в словоизменении, согласовании слов.

45.

Дифференциация Ч-Щ.

в слогах, словах.

1


Соотнесение звуков с сигналами-опорами.

Составление предложений с заданными словами. Коррекция памяти через выделение сигналов-опор для дифференциации смешиваемых фонем.

46.

Дифференциация Ч-ТЬ

в слогах, словах.


1


Анализ и синтез слогов, слов.

Работа с деформированными словами, графическими схемами слов. Коррекция мышления через анализ и сравнение характеристик близких по значению фонем, их графем.

47.

Дифференциация СЬ-Щ

в слогах, словах.


1


Соотнесение звуков с сигналами-опорами.

Составление предложений с заданными словами. Коррекция памяти через выделение сигналов-опор для дифференциации смешиваемых фонем.

48.

49.

Слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного закрытого слога.

2


Упражнения с опорой на условно-графическое изображение слова. Развитие слухового внимания и восприятия.


50.

51.

Слоговой анализ и синтез слов, состоящих из двух открытых слогов.

2


Упражнение с опорой на тактильно-двигательные ощущения. Развитие тактильного восприятия через работу органов речи.


52.

53.

Практическое ознакомление с понятием «слово» и его условно-графическим изображением.

2


Упражнения в условно-графической фиксации слов с его последующим «чтением».

Знакомство со стихотворением А.Л.Барто. Формирование понятия «слово» и его условно- графическим изображением.

Формирование умения называть предметы.


54.

Названия предметов, отвечающие на вопросы ЧТО ЭТО?, КТО ЭТО?

1


Звуковой и слоговой анализ и синтез слов, обозначающих предметы. Закончить предложение по вопросу и картинке. Формирование умения задавать вопросы, на которые отвечают слова, обозначающие живые и неживые предметы.

55.

Различение слов,

обозначающие один и несколько предметов.

1


Лексика по теме: «Времена года». Игра «Один-много».

Составление предложений из слов, данных вразбивку. Формирование умения задавать вопрос к названию предмета; осуществлять классификацию предметов.

56.

57.

Предлоги В, НА.

2


Узнавание предлога по его графической схеме. Формирование умения употреблять предлоги во фразовой речи.


58.

Границы предложения.

1


Ответы на вопросы полным предложением. Зрительный диктант. Звуковой анализ и синтез. Лексика по теме: «Семья». Распространение простого предложения по вопросу. Знать обозначение границ предложения его интонацию. Уметь находить предложения в тексте, строить простое предложение и его графическую схему.

59.

Составление простых предложений по картинкам.

1


60.

Составление предложений по вопросам.

1


Определение количества слов в предложении. Составление предложений с помощью слов-предметов. Формирование умения составлять простые нераспространённые предложения на основе демонстрируемого действия или по картинке.

61.

Закончить предложение по вопросу КТО ЭТО?, ЧТО ЭТО?.

1


62.

Составление предложений из слов, данных вразбивку.


1


Лексика по теме: «Семья».

Подбор слов-синонимов через игровые приемы. Составление предложений из «рассыпанных» слов. Уметь находить предложения в тексте, строить простое предложение и его графическую схему.

63.

64.

Составление предложений словами, подходящими по смыслу.

2


Развитие слухового внимания.

Подбор слов-действий к словам-предметам.

Определение количества слов в предложении. Формирование умения строить простое предложение и его графическую схему. Определять количество слов в предложении.

65.

66.

Составление рассказа по вопросам.


2



67.

68.

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному началу.

2


Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Подбор слов-действий, слов-признаков. Формирование умения составлять рассказ из отдельных предложений, отвечать на вопросы полным предложением.


69.

70.

Составление рассказа по вопросам.

2


Подбор предложений к картинкам.

Коррекция зрительного восприятия.