Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа р. п. Свободный
Базарно- Карабулакского муниципального района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/Кандрашина С.А./ Протокол №__от «___» ___ 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ р. п. Свободный» ____________ /Чечина Л.В./ «___ » _____ 2017г. | «Утверждено» Директор МБОУ « СОШ р. п.Свободный» _____________/Варыгина Л.М./ Приказ №___ от «___ »___ 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по спецкурсу
«Решение нестандартных задач»
4 «Б» класс
2017 г.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Программа спецкурса в 4 классе рассчитана на 1 год 34 часа. Занятия 1 раз в неделю.
Планируемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Личностными результатами изучения факультативного курса является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения факультативного курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Планируемые предметные результаты
Выпускник научится:
• устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность;
• выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
• выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
• решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий;
• вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;
• вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;
• распознавать многогранники (куб, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и тела вращения (цилиндр, конус, шар); находить модели этих фигур в окружающих предметах;
• решать задачи на вычисление геометрических величин (длины, площади, объема (вместимости));
• выражать изученные величины в разных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);
• распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;
• понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;
• проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
• записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
• различать рациональный и нерациональный способы решения задачи;
• выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
• решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);
• решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);
• решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов;
• решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ;
• вычислять площади участков прямоугольной формы на плане и на местности с проведением необходимых измерений;
• решать отдельные комбинаторные и логические задачи;
• использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;
• читать простейшие круговые диаграммы.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | |
|
Количество часов |
1. | Решение задач на увеличение (уменьшение) в несколько раз. Математические ребусы. | 1 |
2 | Решение задач на пропорциональное деление. | 1 |
3 | Числовые выражения. Решение задач на движение. | 1 |
4 | Решение задач на встречное движение. Скорость сближения. Комбинаторные задачи. | 1 |
5 | Задачи на встречное и противоположное движение, нахождение скорости удаления. Числовые выражения. | 1 |
6 | Решение задач на движение разными способами. | 1 |
7 | Задачи на нахождение времени совместной работы. Решение логических задач. | 1 |
8 | Задачи на пропорциональную зависимость. Старинные задачи. | 1 |
9 | Решение задач олимпиадного характера. | 1 |
10 | Составные задачи. Решение задач разными способами. Диаграммы. Составление диаграмм. | 1 |
11 | Задачи на нахождение среднего арифметического. Комбинаторные задачи. | 1 |
12 | Составные задачи. Задачи на пропорциональную зависимость. | 1 |
13 | Решение задач на нахождение периметра и площади геометрических фигур. | 1 |
14 | Составные задачи. Логические задачи. | 1 |
15 | Составление задач, обратных к составным задачам. Использование графов в решении задач. | 1 |
16 | Решать задачи на нахождение части числа разными способами. | 1 |
17 | Составные задачи, включающие задачи на увеличение числа в несколько раз, в косвенной форме. | 1 |
18 | Проектная задача. Решение составных задач. Комбинаторные задачи. | 1 |
19 | Решение задачи с помощью уравнений. Логические задачи. | 1 |
20 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | 1 |
21 | Решение практических задач с применением правил деления величин. Комбинаторные задачи. | 1 |
22 | Решать задачи с помощью уравнений. Проектная задача. | 1 |
23 | Решение составных задач. Комбинаторные задачи. | 1 |
24 | Задачи, отражающие процессы работы. | 1 |
25 | Решение практических задач с применением правил деления величин. | 1 |
26 | Решение жизненных задач на нахождение объема прямоугольной призмы. | 1 |
27 | Задачи на нахождение числа по его части и на нахождение части числа Комбинаторные задачи. | 1 |
28 | Решение задачи с помощью уравнений. Задачи на сообразительность. | 1 |
29 | Задачи на нахождение числа по его части и на нахождение части числа Занимательные задачи. | 1 |
30 | Проектная задача. Решение текстовых задач. Комбинаторные задачи. | |
31 | Решение текстовых задач Занимательные задачи. | |
32 | Задачи на разностные сравнение. Комбинаторные задачи. | |
33 | Задачи на кратное сравнение. Проектная задача | |
34 | Конкурс «Эрудит» | |