ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Технопредпринимательство» для 8-10 класса основного общего образования разработана на основе:
нормативных документов
Закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2. 2821– 10;
Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования ( ФГОС ООО, ФГОС СОО);
Стандарты CDIO (CDIO Standards)
Конституции Российской Федерации;
Конвенции ООН о правах ребенка.
информационно-методических материалов
Примерная основная образовательная программа основного общего образования;
ООП ООО МКОУ Баганской СОШ № 2;
Компетенции JoniorSkills;
Наталья Владимировна ТОПЕШКИНА, «Практическая экономика и предпринимательство» МИОО Практико-ориентированное обучение школьников основам предпринимательства: итоги экспериментальной работы
В системе общего образования наблюдается недостаток педагогических технологий, использующих богатейшие ресурсы нравственных ценностей, природосохраняющий образ жизни. Восполнить этот пробел могут педагогические технологии, построенные на основе социально-исследовательской деятельности.
Актуальность проблемы предпринимательской подготовки молодежи очевидна и сомнения не вызывает. Мы живем в ситуации быстро меняющегося мира. Завтрашний день может существенно отличаться от дня сегодняшнего: не успеет человек привыкнуть к одним обстоятельствам, как появляются другие. Возникает вопрос: как поспеть за быстротекущим
временем, что для этого нужно? С одно стороны, можно «плыть по течению», с другой стороны, идти к устойчивости путем анализа возможных и прогнозируемых ситуаций, целенаправленно программировать свою деятельность. Другими словами, «предпринимать что-либо» дляпредопределения развития ситуации.
Наиболее благоприятные условия и потенциал в решении данной проблемы имеется во внеурочной деятельности. Практико-ориентированная деятельность, индивидуальная траектория образовательного маршрута, неформальный характер общения в разновозрастных группах предоставляют школьникам свободу выбора линии развития предпринимательства. Одна из них – образовательная, направленная на получение особой прибыли: новых знаний, возможностей, коммуникативных связей и других. Другая линия – реальная предпринимательская деятельность, нацеленная насамоопределение и развитие соответствующих способностей.
Программа курса «Технопредпринимательство» направлена на обеспечение:
формирования у обучающихся общих и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с бизнесом и управленческой деятельностью;
равных возможностей получения качественного образования;
реализации бесплатного образования во внеурочной деятельности
воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификации
посредством личность и общественно значимой деятельности;
Цель реализации программы: Повышение уровня образования и практических навыков по основам предпринимательской деятельности и бизнес-планирования.
Задачами реализации программы являются:
- изучить нормативные акты РФ, которые регламентируют предпринимательскую деятельность;
- изучить этапы создания организационно-правовых форм предприятий и фирм;
- изучить основной механизм функционирования предприятий и фирм;
- ознакомить обучающихся с основами построения взаимоотношений с хозяйствующими партнерами;
- научить учащихся анализировать экономические процессы, тенденции развития предпринимательства в России и за рубежом;
- научить учащихся использовать алгоритм анализа способности к предпринимательству;
- сформировать у учащихся представления о способностях к предпринимательской деятельности;
- создать условия для развития интереса к предпринимательской деятельности (воспитательная задача);
- обеспечение в процессе изучения курса условий для достижения планируемых результатов программы всеми обучающимися, в том числе одарёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- создание в процессе изучения курса условий для развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию учебной деятельности, на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также бизнес организациями и институтами;
- обеспечение в процессе изучения курса формирования умений принимать оптимальное решение или находить варианты решений в сложной ситуации;
- создание условий для работы с одарёнными обучающимися,организации их развития в различных областях образовательной, творческойдеятельности;
- создание условий для формирования у обучающихся накопления управленческого опыта, близкого к реальному;
- создание условий для формирования у обучающихся экономического способа мышления, экономической и финансовой культуры, целостной картины мира с пониманием в ней места экономики.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Современные социально-экономические условия в России предполагают новые требования к подрастающему поколению. Для того чтобы найти своё место в жизни молодой человек должен быть более самостоятельным, более активным и целеустремлённым. Для того, чтобы выбор был более осознанным, чтобы выпускник был более адаптирован к современной жизни ему необходимы основы знаний по экономике и предпринимательству. Предприниматель играет значительную роль в развитии рыночной экономики. Именно он организует производство товаров и услуг, организует рабочие места. Уровень развития экономики в стране во многом определяется уровнем культуры предпринимательства. Для этого необходимо заботиться о подготовке квалифицированных предпринимателей. Подготовка должна начинаться уже в школе, чтобы выбор дальнейшего обучения был осознан.
Курс предполагает знакомство учащихся с наиболее общими сведениями и формирование основных навыков необходимых современному предпринимателю. Данный курс способствует более осознанному профессиональному выбору на данном этапе.
3.МЕСТО В БАЗИСНОМ ПЛАНЕ
Школьный компонент. Учебным планом школы предусмотрено на изучение курса «Технопредпринимательство» 36 часов: 36 недель, 1 час еженедельно.
4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в поддержании политики протекционизма;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества с предпринимателями, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных экономических институтов;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
Должны обеспечить:
1)развитие личности обучающегося средствами предлагаемого учебного курса: развитие общей экономической культуры обучающегося, его мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных и коммуникативных способностей, формирование мотивации к саморазвитию;
2)развитие способностей к осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самореализации и саморегуляции;
3) увеличение числа молодых предпринимателей;
4) повышение финансового благосостояния через организацию предпринимательской деятельности, расширению горизонта планирования;
5) развитие предпринимательских способностей;
6) обеспечение самозащиты при выборе организационно-правовой форме предпринимательства;
7) повышение уровня экономического самообразования, необходимого обучающимся на протяжении всей жизни.
8) сформированность системы знаний и практических навыков по основам предпринимательской деятельности и бизнес-планирования;
9) понимание сущности предпринимательской деятельности, ее роли в социально-экономическом развитии общества;
10) сформированность конструктивного экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
11) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;
12) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, продавца, предпринимателя, государства);
13) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;
14) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально- экономической политики государства.
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
Предпринимательская деятельность. (9 часов)
Понятие инновационного предпринимательства. Роль предпринимателя как новатора предпринимательства. Основные требования к предпринимателю новатору. Определения инноваций. Направления инноваций в предпринимательстве. Типы изменений в предпринимательской деятельности. Основные организационно-правовые формы предпринимательства для инновации: венчурные фирмы, фирма-эксклерент, фирма-патиент, фирма-коммутант. Научно-технические парки, как самостоятельная организационная структура поддержки малого предпринимательства. Основные задачи технопарков. Классификации инноваций: критерии и виды. Основные этапы разработки новшества. Направления деятельности технопарков. Виды парка и направления деятельности. Инкубатор бизнеса, как специализированная структура для возникновения. Методика образования цены. Налоги: понятие, цели и принципы налогообложения. Классификация налогов РФ. Исчисление налогов на прибыль, НДС. Налог на доход физических лиц. Цель изобретательство и предпринимательства. Обратная связь от рынка, для кого мы производим, изобретаем? Мониторинг рынка. Социальный заказ, финансовая прибыль. Функции прибыли, главные показатели прибыли на предприятии. Основные методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли предприятия. Понятие о финансовом менеджменте. Внутренние источники финансирования предприятия: прибыль, уставный и добавочный капитал, фонды специального назначения и целевого финансирования. Благотворительная деятельность. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов: производительность труда, норма времени, норма выработки. Рентабельность предприятия. Анализ готовой продукции: качество продукции, технологичность, технический эффект. Отчетность предприятия: налоговая, управленческая, финансовая, внутренняя. Формы и виды финансовой отчетности. Бухгалтерский отчет. Виды бухгалтерской отчетности на предприятии. Структура бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия. Понятие о счете, отражение на счетах бухгалтерских операций. Понятие о рекламе и продвижению в интернет ресурсах. Функции и составляющие рекламы. Рекламодатели и рекламные агентства. Виды и средства рекламы. Общие требования к рекламе. законодательные основы предпринимательской деятельности в России.
Предпринимательский подход (Понимание того, что необходимо делать). (9 часов)
Понятие системный и комплексный анализ реальных социальных и экономических ситуаций. Генерирование новых идей. Анализ банка идей (оценка ключевых преимуществ). Принятие собственного решения о реализации идеи. Краткое описание идеи и ее возможной реализации. Какие необходимы ресурсы.
Бизнес-планирование. (2 часа)
Бизнес-план: Продукт; Маркетинг; Технология; Трудовые ресурсы; Риски; Финансы.
Разработка и реализация предпринимательского проекта «DeepSpace». (16 часов)
Управленческий цикл: Планирование; Реализация; Контроль; Завершение; Внесение изменений.
Процессы проекта: Интеграция; Цель; Время; Финансы; Управление персоналом; Качество; Риски; Поставки.
Организация процесса выполнения проекта: Информация об организации. Резюме. Обоснование бизнес – идеи. Анализ рынка сбыта и конкурентов. План маркетинга и продаж. Управление и персонал. Производственный план. Организационный план. Финансовый план. Оценка риска.
Завершение проекта и анализ его результатов.
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ уро-ка | Тема занятия | Характеристика основных видов учебной деятельности | Количество часов |
Предпринимательская деятельность | - понятие франчайзинга: его преимущества и недостатки; - риск предприятия, его виды, издержки предприятия; - пути и методы снижения рисков; - рассчитывать риски и определять механизм снижения риска. - понятие коммерческой тайны и ее виды; - приемы защиты коммерческой тайны; понятие, определение и направления инновационного предпринимательства; - виды и особенности инновационной предпринимательской деятельности; - инновационной предпринимательской деятельности; - виды инновационных форм предпринимательства; - понятие социальный заказ; - виды наголообложения; - особенности благотворительной деятельности; -понятие социально-ответственный бизнес, социальное предпринимательство; - понятие, задачи и направления деятельности технопарков; - понятие инкубатора бизнеса, его функции; - реализовать право на защиту коммерческой тайны; - основы бухгалтерского учета; - виды рекламы и ее продвижение; -законодательные основы предпринимательской деятельности в России. Уметь: -анализировать положение предприятия на рынке; - определять принципы взаимоотношений с органами власти и хозяйствующими субъектами; - изменения предпринимательской деятельности в результате внедрения инновации; -характеризовать инновационные формы и виды предпринимательства; - проектировать разработку новшеств в предпринимательстве; - сравнивать инновационные проекты по основным показателям деятельности; - анализировать социальные результаты проекта в соответствии с установленными и общепринятыми показателями; - знать базовые экономические понятия и категории; - анализировать реальные социальные и экономические ситуации; - генерировать новые идеи; - анализировать банк идей; - принимать собственное решение в реализации проекта; - кратко описывать идею и ее возможную реализацию; | 9 |
1 | Инновационное предпринимательство | 1 |
2 | Налогообложение | 1 |
3 | Обратная связь от рынка. Социальный заказ, прибыль | 1 |
4 | Мониторинг рынка | 1 |
5 | Благотворительная деятельность | 1 |
6 | Рост и развитие, или отчет и отчетность | 1 |
7 | Основы бухгалтерского учета | 1 |
8 | Реклама, продвижение в сети | 1 |
9 | Законодательные основы предпринимательской деятельности в России | 1 |
Предпринимательский подход – (понимание того, что необходимо делать) | 9 |
10 | Системный и комплексный анализ реальных социальных и экономических ситуаций | 1 |
11-12 | Генерирование новых идей | 2 |
13-14 | Анализ банка идей (оценка ключевых преимуществ) | 2 |
15 | Принятие собственного решения о реализации идеи | 1 |
16-17 | Краткое описание идеи и ее возможной реализации | 2 |
18 | Какие необходимы ресурсы | 1 |
| Бизнес-планирование | | 2 |
19-20 | Бизнес-план: - Продукт; - Маркетинг; - Технология; - Трудовые ресурсы; - Риски; - Финансы. | - уметь применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, продавца, предпринимателя, государства); | 2 |
| Разработка и реализация предпринимательского проекта «DeepSpace» | | 16 |
21 | Управленческий цикл: - Планирование; - Реализация; - Контроль; - Завершение; - Внесение изменений. Процессы проекта: - Интеграция; - Цель; - Время; - Финансы; - Управление персоналом; - Качество; - Риски; - Поставки. | Знать: - знать понятия дохода, затрат, прибыли - знать назначение бизнес-плана - знать основные правила составления бизнес-плана - знать содержание разделов бизнес-плана. Уметь: - находить и составлять информацию об организации; - составлять резюме фирмы; - обосновывать бизнес – идею; - анализировать рынок сбыта и конкурентов; - выполнять план маркетинга и продаж; - производить расчеты; - оформлять и рассчитывать раздел: управление персоналом; - выполнять и рассчитывать производственный план; - выполнить организационный, финансовый план; -создать рекламу своему товару; - сделать оценку риска. | 1 |
Организация процесса выполнения проекта: | 15 |
22 | Информация об организации | 1 |
23 | Резюме | 1 |
24 | Обоснование бизнес - идеи | 1 |
25 | Анализ рынка сбыта и конкурентов | 1 |
26-27 | План маркетинга и продаж | 2 |
28 | Управление и персонал | 1 |
29-30 | Производственный план | 2 |
31 | Организационный план | 1 |
32-33 | Финансовый план Оценка риска | 2 |
34-35 | Реклама | 2 |
36 | Завершение проекта и анализ его результатов | | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
1. Бараненко С.П., Основы предпринимательства. Учебное пособие. – М., Цетрполиграф, 2010.
2. Горфинкель В.Я., Предпринимательство: учебник. – М., Юнити-Дана, 2012.
3. Беспалов М.В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России. Учебное пособие. – М., Инфра-М, 2014.
4. Гудырин С.Н. Основы маркетинга. – М. , Вита-пресс, 2005.
5. Думная Н.Н. Заплати налоги и спи спокойно. – М. Интеллект центр, 2011. 6. Думная Н.Н. Экономика 10-11 класс. – М. Интеллект-центр, 2008.
7. Кайзер Ф.Й., Веткина А.В., Курмелева А.С., Экономика 10-11 класс, М. Вита-Пресс, 2007.
8. Киреев А.П. Экономика 10-11 класс, М., Вита-Пресс, 2007.
9. Киреев А.П. Интерактивные уроки. –М., Вита-Пресс, 2009.
10. Котерова Н.П. Основы маркетинга. – М., 2003.
11. Пещанская И.В. Краткосрочный кредит: теория и практика. Изд. – М.: Экзамен, 2003.
12. Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента, М., 2006.
13. Розанова Н.М. Моя фирма. – М., Вита-Пресс, 2010.
14. Травин Е.Н. Экономика. Ролевые игры и практикумы. М., НЦ ЭНАНС, 2003.
15. Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой.— М., 1999.12 7.2.
Материально-техническое обеспечение Учебное оборудование и дидактические пособия:
- компьютер;
- проектор;
- мультимедийная техника;
- интерактивное оборудование (интерактивная доска и др., видео- и фотооборудование и т.д.).
Планируемые результаты освоения обучающимися данного курса:
знание базовых экономических понятий и категорий;
овладение знаниями о предпринимательстве как важной форме человеческой деятельности;
овладение правовым и экономическим мышлением;
знание этики цивилизованного предпринимательства;
уважение к чужой собственности.