Филиал МБОУ ДО ДДТ Арзамасского района –
Чернухинский Дом детского творчества
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
дополнительного образования детей
творческого объединения «Спортивные игры».
Разработал: руководитель секции «Спортивные игры»
Цыбряев А.В.
Пояснительная записка
Информационная карта программы.
№ | Наименование образовательного учреждения, реализующего образовательную программу. | Филиал МБОУ ДО ДДТ Арзамасского района - Чернухинский Дом детского творчества |
1 | Адрес учреждения. | 607 210 Арзамасский район, село Чернуха, улица Ленина, дом 26 литер Б,Б 1 |
2 | Основание для разработки программы. | Закон «Об образовании» в Российской Федерации ( ст.12,13,14,33,75); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Приказ Министерства образования науки № 1008; Концепция развития ДОД; Концепция развития духовно-нравственного воспитания; СанПиН ДОД 2.4.31.72-14от 04.07.2014 г. Устав МБОУ ДО ДДТ Арзамасского района. |
3 | Полное название программы. | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей творческого объединения «Спортивные игры». |
4 | Заказчик программы. | Администрация Арзамасского муниципального района |
5 | Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа | с 7 лет |
6 | Срок реализации программы | 2 года. |
7 | Сведения об авторе (ФИО, должность, квалификация) | Цыбряев Алексей Викторович, педагог дополнительного образования детей I кв. категории. |
Характеристика программы |
8 | Направленность | Физкультурно-спортивная |
9 | Цель | обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья учащихся посредством игры в футбол и хоккей. Воспитание гармоничной, социально активной личности.
|
10 | Уровень освоения . | Первый уровень предполагает активное включение детей в игровую деятельность через усиленную мотивацию к получению основ знаний в области спортивных игр, технико-тактических взаимодействий и туристической подготовки. Второй уровень обучения направлен на формирование элементарной грамотности в ведении спортивных игр. Предполагает расширение представлений детей о возможностях изучаемых спортивных игр. На данном этапе акцент делается на привитие устойчивого интереса к одной или нескольким спортивным играм на более высоком уровне. Третий уровень складывается из двух частей: функциональной и компетентностной грамотности. Цель функциональной грамотности – закреплять и развивать технико-тактические навыки, полученные на ранних уровнях, учится новым приемам и навыкам по выбранным спортивным играм. Доминирующая идея – «Совершенствуй себя». |
11 | Система контроля за исполнением. | Контроль за реализацией Программы осуществляется администрацией Арзамасского муниципального района на основании отчетов исполнителей Программы, администрацией МБОУ ДОД ДДТ Арзамасского района и филиала МБОУ ДО ДДТ Арзамасского района- Чернухинский Дом детского творчества. |
12 | Ожидаемые результаты. | В результате изучения спортивных игр учащийся должен: Знать: - правила техники безопасности на занятиях, правила соревнований, находить и объяснить ошибки в технике выполнения приемов и игровых ситуаций. Уметь: - выполнять технически правильно приемы спортивных игр, соблюдать правила соревнований во время спортивной игры, уметь судить соревнования. |
Здоровый образ жизни - одна из важнейших проблем нашего времени. Залог здоровья будущих поколений - воспитание спортивных, выносливых, обладающих молниеносным мышлением детей.
Футбол и хоккей - спорт, объединяющий все возраста, спорт для смелых и сильных, спорт «настоящих мужчин». Эти игры универсальны. Они оказывают на организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся футболом и. хоккеем совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности.
Учебными тренировками закладываются сила, выносливость, техника и быстрота мысли - все соответствующие задатки, необходимые для подготовки будущих мастеров футбола и хоккея.
Следует также учитывать, что занятия футболом и хоккеем -благодатная почва для развития двигательных качеств.
Программа секции «Футбол. Хоккей» составлена для Филиала МБОУ ДОД ДДТ Арзамасского района - Чернухинский Дом детского творчества, разработана на основании существующих нормативных документов для учреждений дополнительного образования. При составлении данной программы использованы результаты научных исследований в области теории и методики футбола и хоккея и результаты обобщения многолетнего опыта тренеров и педагогов, достигших больших успехов в подготовке спортсменов высокой квалификации.
Актуальность программы «Футбол. Хоккей» в том, что она направлена на удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление воспитанников, программа также актуальна в связи с возросшей популярностью в нашей стране таких видов спорта как футбол и хоккей.
Программа не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена на оздоровление и физическое развитие детей, их социальную адаптацию.
Направленность программы «Спортивные игры» - развивающая, ориентирована на создание у школьников представления о данных спортивных играх, направленных на развитие физических качеств и укрепление здоровья.
Новизна программы - во включении следующих спортивных игр: баскетбол, стрит-бол, волейбол, футбол, мини-футбол.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья учащихся посредством игры в футбол и хоккей. Воспитание гармоничной, социально активной личности.
Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
• формирование интереса к систематическим занятиям футболом и хоккеем;
• укрепление здоровья детей средствами физической культуры;
• обеспечение общефизической подготовки;
• овладение основами игры в футбол и хоккей;
• формирование навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины;
• развитие навыков общения и коммуникации в детском коллективе;
• выявление перспективных детей для последующего совершенствования их спортивного мастерства в спортивных школах.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Условия приёма в секцию
• В группы принимаются дети 7-17 лет, имеющие желание заниматься данными видами спорта. Набор детей в секцию, для обучения по программе «Футбол. Хоккей», осуществляется согласно заявления родителей, а так же при наличии медицинской справки о состоянии здоровья ребёнка.
• Основными требованиями, предъявляемыми к обучающимся, являются: регулярное посещение занятий, настойчивость, трудолюбие, добросовестность, доброжелательное отношение друг к другу.
• Возраст детей и сроки реализации программы.
Секция «Футбол. Хоккей», существует на базе Филиала МБОУ ДО ДДТ Арзамасского района - Чернухинский Дом детского творчества. В секции занимаются дети от 7 до 17 лет.
Формирование групп осуществляется в начале учебного года, согласно Устава МБОУ ДО ДДТ Арзамасского района - Чернухинский Дом детского творчества и санитарно-эпидемиологических правил и требований к наполняемости учебных групп. Количественный состав групп –
Срок обучения в секции на первой ступени составляет 2 года, по истечении этого времени основной учебный материал программы является освоенным, дети овладевают основными понятиями, терминами, знаниями, умениями, навыками, приёмами игры которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Теоретическая и практическая части программы включают в себя три раздела:
1. Футбол
2. Хоккей
3. Соревнования, досуговая деятельность.
Раздел «Футбол» содержит в себе упражнения на освоение ударов по мячу ногой, головой, корпусом, а так же тактические приемы игры и различные техники. Включенные в раздел упражнения способствуют формированию навыков игры.
На первом году обучения периодизация учебного процесса носит игровой характер и строится по типу общей подготовки Основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием средств ОФП, освоению базовых элементов техники футбола. Наряду с упражнениями из различных видов спорта, используются комплексы специальных подготовительных упражнений и методы тренировки, направленные на развитие специальной подготовки.
Раздел «Хоккей» включает в себя физическую, техническую и тактическую подготовку. Упражнения этого раздела способствуют развитию различных функциональных систем, повышению уровня общей и специальной физической подготовки, а также способствует сплочению детского коллектива.
Упражнения раздела направлены на развитие специальной работоспособности с уклоном на координацию и скоростные данные. Наряду с этим совершенствуются игровые действия, атакующих и защитных комбинаций в небольших группах. Происходит непрерывное освоение детьми специальных знаний, как предпосылки гибкого тактического мышления и поведения во время игры. Формирование коммуникативных способностей.
Раздел «Соревнования, досуговая деятельность»
Формы обучения: индивидуальный, групповой, фронтальный, поточный.
Срок реализации программы - 2года.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения спортивных игр учащийся должен:
Знать: - правила техники безопасности на занятиях, правила соревнований, находить и объяснить ошибки в технике выполнения приемов и игровых ситуаций.
Уметь: - выполнять технически правильно приемы спортивных игр, соблюдать правила соревнований во время спортивной игры, уметь судить соревнования.
Способы проверки результатов:
беседы с учащимися по изученным теоретическим темам
анкетирование
сдача нормативов по общей и специальной физической подготовке
выполнение технических приемов
участие в соревнованиях
оказание помощи в судействе
Содержание программы:
Подготовительная часть
Основное назначение - организация и подготовка занимающихся к последующей работе.
Задачи: 1. Организация группы для занятий, мобилизация внимания и регулирование эмоционального состояния занимающихся. 2. Подготовка двигательного аппарата, нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма к повышенной деятельности.
Средства: построение, ходьба различными способами в изменяющемся темпе в сочетании с движениями рук и туловища, умеренный бег, бег с ускорением, прыжки, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения и подвижные игры.
Продолжительность: 10-20% времени, отведенного на занятие.
Чтобы добиться высокой эффективности подготовительной части занятия, необходимо: проводить упражнения без больших пауз; чередовать упражнения, оказывающие воздействие на различные мышечные группы; выполнять движения с большой амплитудой; чередовать упражнения, различные по характеру выполнения - на силу, растягивание и расслабление, упражнения медленные и плавные с быстрыми.
В отдельных занятиях тренировочного характера первая часть проводится в виде разминки (общей и специальной), направленной на специализированную подготовку организма к выполнению основной части.
Основная часть
Основное назначение: обучение специальным знаниям и навыкам.
Задачи:
1. Повышение уровня физического развития и подготовленности занимающихся.
2. Воспитание моральных и волевых качеств, подготовка организма к повышенным напряжениям.
3. Овладение техникой и тактикой в футболе.
Средства: упражнения в технике и тактике футбола» проведение турниров.
Продолжительность: 70-80% времени занятия.
Продолжительность и построение основной части занятия зависят от задач, подготовленности занимающихся и условий проведения.
Основная часть занятия может состоять из двух разделов:
1. Изучение и разучивания технике и тактике футбола с помощью специальных упражнений.
2. Применение и закрепление изученного материала в матче. Однако в отдельные занятия может включаться лишь один из этих разделов.
Заключительная часть
Основное назначение: завершение занятия.
Задачи:
1. Создание условий для более быстрого протекания процессов восстановления.
2. Подготовка к ведущей деятельности (после занятия).
3. Подведение итогов занятия
Средства: медленная ходьба и бег, строевые упражнения, упражнения на внимание, расслабление, упражнения в отдельных приемах футбола, разбор ошибок и замечания по занятию.
Продолжительность: 5-10% всего занятия.
В заключительной части применяются упражнения средней и малой интенсивности, несложные по координации известные детям. Их назначение - снять нагрузку и привести организм в относительно спокойное состояние. В конце занятия важно умело снизить эмоциональное состояние занимающихся.
При подведении итогов педагог останавливается на типичных ошибках занимающихся и путях их устранения, разбирает на схемах технические и тактические недостатки. После этого даются индивидуальные задания.
Структура занятия не является стандартом, она изменяется в зависимости от задач и содержания занятия, периода тренировки и контингента занимающихся. В связи с этим в практике используются различные типы занятий; вводное, общей физической подготовки, изучения нового материала, смешанный, контрольный (для текущего учета).
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п | Перечень разделов | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Теоретическая подготовка. | 10 | - | 10 |
2. | Общая физическая подготовка | 20 | 20 | 40 |
3. | Специальная физическая подготовка | 5 | 25 | 30 |
4. | Технико-тактическая подготовка | 9 | 30 | 39 |
5. | Психологическая подготовка | 5 | 7 | 12 |
6. | Подготовка и участие в соревнованиях | 4 | 2 | 8 |
7. | Промежуточная аттестация после каждого раздела. (Выполнение и сдача контрольных упражнений. Тестирование физических качеств. Тестирование технической подготовки.) | 1 | 2 | 5 |
8.
| Итого: | 51 | 89 | 144 |
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п | Перечень разделов | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Теоретическая подготовка | 12 | - | 12 |
2. | Общая физическая подготовка | 16 | 52 | 68 |
3. | Специальная физическая подготовка | 8 | 35 | 43 |
4. | Технико-тактическая подготовка | 7 | 51 | 58 |
5. | Психологическая подготовка | 2 | 8 | 10 |
6. | Подготовка и участие в соревнованиях | 8 | 11 | 19 |
7. | Промежуточная аттестация после каждого раздела. (Выполнение и сдача контрольных упражнений. Тестирование физических качеств. Тестирование технической подготовки.) | 1 | 5 | 6 |
8. | Итого: | 54 | 162 | 216 |