Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Солнечный» Татарского района
(МКУ ДО «ДООЛ «Солнечный»)
Принято на заседании педагогического совета Протокол №2 От «07» июня 2018 г. Приказ № 22 от 07.06.2018 г. | Утверждаю Директор МКУ ДО «ДООЛ «Солнечный» ______________ П.А.Квак 07.06.2018 г. |
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«СПОРТИВНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Направленность: физкультурно-спортивная
Составитель: Джангельдинов Алибек Мухаметгалиевич,
руководитель физического воспитания
с.Лопатино
2018 г.
Пояснительная записка
В настоящее время спортивные игры, как виды спорта получил широкое распространение в России. Они являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия спортивными играми на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы.
В этих играх действовать приходиться в зависимости от ситуации, которая постоянно изменяется, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Технические приёмы, тактические действия таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей и подростков школьного возраста. Уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Данная программа разработана на основе типовых программ для общеобразовательных учреждений, рекомендованных Министерством образования и науки, отвечает современным требованиям физического воспитания школьников, и является модифицированной, где учтены особые условия загородного лагеря, предполагающие формирование разновозрастных и разноуровневых групп детей.
Временной формат смены выдвигает требования к сжатым срокам усвоения программного материала (составляет 10 часов в смену). Она включает в себя два направления работы – игровые виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол, пионербол) и занятия в тренажерном зале. Каждое из направлений реализуется в рамках деятельности детского оздоровительного лагеря соответствующей направленности.
В ней заложены и обстоятельно раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы физического воспитания учащихся в условиях детского оздоровительного лагеря.
Цель программы:
Популяризация среди детей и подростков игровых видов спорта как одного из эффективных способов повышения уровня мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Создание наиболее благоприятных условий для творческого созревания и раскрытия личностного потенциала каждого ребенка посредством спортивных игр.
Наиболее ярко соответствие занятий возрастной физиологии и психологии воспитанников проявляется при освоении ими техники упражнений. В процессе обучения ребенок воспринимает информацию – основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы, осмысливает выразительные средства. Особая роль педагога состоит в правильном выборе методов и приемов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту учащегося, его знаниям и умениям. Ввиду неравномерности биологического развития ребенка, к нему необходим индивидуальный подход, который и обуславливает задачи программы:
Образовательные:
обучение техническим приемам и правилам спортивных игр;
обучение приемам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;
формирование двигательных умений и навыков;
развитие физических качеств (ловкость, выносливость, прыгучесть.
Воспитательные:
выработка организаторских навыков и умения действовать в команде;
воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, упорства, взаимопомощи, коллективизма;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям в свободное время;
формирование потребности к ведению здорового образа жизни.
Развивающие:
повышение технической и тактической подготовленности в разных видах спорта;
совершенствование навыков и умений в разных видах спорта;
развитие физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма.
Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей. В связи с этим задача развития этих способностей считается такой же важной, как и задача обучения. В зависимости от условий своей деятельности педагог сможет сам подобрать упражнения и игры, которые бы помогали учащимся овладеть техническими приёмами и выполнять их на большой скорости.
Важное место в программе отводится воспитательной работе с детьми. Педагог формирует у занимающихся нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие). На протяжении обучения серьёзное внимание уделяется этике спортивной борьбы на площадке и вне её.
Программа построена на принципах:
- целостности процесса обучения, предполагающего интеграция основного и дополнительного образования;
- культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой физической культуре, и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
- сотрудничества и ответственности;
- сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
- последовательности и систематичности;
- непрерывности и наглядности.
В процессе обучения используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный (используется при объяснении нового материала);
- репродуктивный (воспроизведение полученной информации);
- соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме);
- игровой (использование упражнений в игровой форме);
Программа предусматривает следующие формы учебной деятельности учащихся:
Фронтальная (фронтальная работа предусматривает подачу учебного материала всей группе учеников);
Индивидуальная (индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся);
Групповая (в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности);
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, который проводится на первых занятиях, в начале изучения отдельных тем или разделов программы.
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Оценка результатов не должна быть традиционной. Для определения уровня овладения навыками и умениями, предлагаются следующие формы: собеседование и соревнования.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на одну оздоровительную смену. Объём программы 13,5 часов, которые распределяются следующим образом:
- групповое обучение –5 часов
- индивидуальное обучение – 4 часа
- соревнования – 4,5 часа
Наполняемость групп – 12 - 20 человек. Она обусловлена тем, что занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер.
Материально-техническая база.
Игровое футбольное поле.
Волейбольная площадка.
Баскетбольная площадка.
Тренажерный зал.
Спортивное оборудование (скакалки, мячи, обручи, спортивные маты, кегли, канат).
Прогнозируемый результат обучения
В результате реализации программы, обучающиеся будут знать:
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание до врачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования;
особенности развития избранного вида спорта.
В результате реализации программы, обучающиеся будут уметь:
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной направленности, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться спортивным инвентарем и оборудованием.
У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:
смелость, настойчивость, требовательность к себе;
сила воли;
дисциплинированность;
умение работать индивидуально и в команде.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Физическая подготовка | 2 | 0,5 | 1,5 |
2 | Техника игры футбол | 3 | 0,5 | 2,5 |
3 | Техника игры волейбол | 3 | 0,5 | 2,5 |
4 | Техника игры пионербол | 1 | | 1 |
5 | Техника игры в баскетбол | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Спортивные соревнования | 2,5 | | 2,5 |
| ИТОГО | 13,5 | 2,0 | 11,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Теоретические занятия: ТБ на занятиях. Основы правила игры в футбол. Основы правила игры в баскетбол. Основы правила игры в пионербол. Влияние игровой деятельности на формирование коммуникативных качеств личности.
Практические занятия:
Физическая подготовка: в разделе даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества: упражнения для развития силы;
упражнения для развития быстроты; упражнения для развития прыгучести; упражнения на развитие координации; упражнения для развития выносливости
Развитие силовых способностей: комплексы ОРУ; прыжковые упражнения со скакалкой; подтягивание туловища на гимнастической перекладине; преодоление комбинированных полос препятствий; подвижные игры.
Развитие скоростных способностей: бег на месте в максимальном темпе; «челночный бег»; бег по разметкам и на дистанцию 20 метров с максимальной скоростью; бег с ускорениями из различных исходных положений; эстафеты и подвижные игры со скоростной направленностью.
Развитие выносливости: равномерный бег в режимах умеренной и большой интенсивности; повторный бег в режиме максимальной и субмаксимальной интенсивности; «кроссовый» бег.
Развитие координации: специализированные комплексы упражнений на развитие координации. По зрительному сигналу бег 10-15 м из различных исходных положений: стоя, сидя - лицом и спиной к стартовой линии, лежа - головой и ногами к стартовой линии. Челночный бег 20-30 м, отрезки 5-10 м, 3-4 серии.
Развитие скоростно-силовых качеств: в парах броски мяча двумя руками от груди снизу (справа, слева), из-за головы, из положения наклона вперед бросок назад через голову на дальность, соревнования. Прыжки в длину с места, соревнование «Кто дальше?». Многократные прыжки в длину с места. Многоскоки на правой, левой ноге. Многократные прыжки попеременно на правой и левой ноге -далеко-высокие.
Техника игры в футбол.
Техника игры в футбол охватывает все процессы движения с мячом и без мяча, которые в соответствии с правилами необходимы для проведения игры. Техника игры подразделяется на технику без мяча и технику с мячом. Техника без мяча включает в себя бег и различные формы смены направления бега игрока, технику прыжков, финты без мяча и защитные позиции.
Техника с мячом охватывает удары по мячу ногой и головой, ведение мяча, приемы отбирания мяча, финты с мячом, вбрасывание, прием мяча и вратарскую технику.
Виды ударов.
Удары по мячу ногой разделяются на более употребительные и менее употребительные.
К первой группе относятся:
• удар внутренней стороной стопы,
• удар внутренней частью подъема,
• удар подъемом и удар внешней частью подъема.
Ко второй группе относятся:
• удар внешней стороной стопы,
• удар пяткой,
• удар подошвой,
• удар коленом и удар бедром.
Во время игры удары по мячу ногой применяются при передаче мяча (пас), при ударе по воротам, при штрафных и свободных ударах. Если сила удара направлена не через центр мяча, то мяч может «срезаться», т. е. будет вращаться вокруг своей вертикальной оси и опишет дугу во внешнюю сторону. Удар по мячу представляет собой комплексное движение. При сильных ударах большую роль играет движение верхней половины туловища.
Удар по мячу ногой.
Во время ударов по мячу ногой футболист слегка наклоняет туловище вперед и переносит тяжесть тела на опорную ногу, которая слегка согнута в колене, для большей устойчивости. Руки также расставлены в стороны для поддержания равновесия. В момент удара для его усиления туловище выпрямляется. Рука, одноименная опорной ноге, выносится вперед. Лишь в таком положении футболист может сохранить равновесие и нанести наиболее сильный удар по мячу.
Большое влияние на траекторию полета мяча оказывает положение и удаленность опорной ноги от мяча. Если игрок находится вблизи мяча, то он использует низкие передачи. Положение голеностопного сустава должно быть по возможности четко фиксировано. В момент удара футболист должен смотреть на мяч, ибо расстояние до цели он фиксирует заранее. Эти основные замечания относятся ко всем видам ударов по мячу ногой.
Удары по мячу головой.
Удары по мячу головой используются в основном для передачи высоколетящих мячей. Удары головой выполняются без прыжка, в прыжке, на бегу и в прыжке прогнувшись. Предпосылками для интенсивного удара являются хороший замах верхней частью туловища и напряжение затылочной мускулатуры. Наиболее точные удары выполняются лбом.
Остановка мяча.
Под этим понимают все технические элементы, которые используются игроком при остановке катящегося или летящего мяча. Катящиеся мячи чаще всего останавливают внутренней стороной стопы или подошвой. Мяч, падающий сверху спереди, также останавливают подошвой или внутренней стороной стопы.
Летящий мяч можно, остановить также головой, грудью или животом. При остановке мяча с переводом игрок сначала останавливает мяч ногой (внутренней или внешней частью подъема), а затем движется с ним в необходимом направлении. При остановке мяча большое значение имеет отведение назад той части тела, которая останавливает мяч. Это делается для смягчения силы удара и предотвращения отскока мяча. Игрок должен хорошо чувствовать мяч.
Ведение мяча.
Ведение мяча создает предпосылки для дальнейших передач. Его применяют также при обводе соперника. Футболист должен владеть техникой ведения мяча, уметь прикрывать мяч корпусом, но взгляд его должен быть направлен не на мяч, а на поле. Для ведения мяча по прямой линии применяют удары внешней частью подъема; по кривой линии мяч ведут внутренней частью подъема.
Финты.
С помощью финтов (преднамеренных обманных движений) игрок пытается ввести соперника в заблуждение. Футболист вызывает соперника на реакцию в ложном направлении для того, чтобы самому получить преимущество в тактико-технических действиях. Финты играют большую роль в единоборстве с соперником. Обычно применяются финты туловищем (обманные движения корпусом), финты ногами (обманные движения ногами для удара по мячу) и финты с отведением мяча назад.
Отбирание мяча.
К технике отбирания мяча относятся: блокировка мяча подошвой или внутренней стороной стопы, отбирание мяча с применением толчка и выбивание мяча «подкатом».
Приемы игры вратаря.
В пределах штрафной площадки вратарь может брать мяч руками. Во время игры вратарь применяет следующие приемы: ловля мяча, удары по мячу кулаком, броски мяча, отбивание мяча, ловля мяча в прыжке. Для введения мяча в игру вратарь применяет выбивание мяча, отбивание мята и перекат.
2.3 Техника игры волейбол.
Практические занятия по технике нападения.
Действия без мяча. Перемещения и стойки:
- стартовая стойка (И.п.) в сочетании с перемещениями;
- ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; - перемещения приставными шагами спиной вперёд;
- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание способов перемещений.
Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками: - передача на точность, с перемещением в парах;
- встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.
Подача мяча: - нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.
Нападающие удары: -
Практические занятия по технике защиты.
Действия без мяча. Перемещения и стойки:
Действия с мячом. Приём мяча:
Блокирование
Практические занятия по тактике нападения.
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
Практические занятия по тактике защиты.
Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).
Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;
Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.
Система игры. Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий.
Техника игры пионербол
Технико-тактические приемы
Подача мяча:
- техника выполнения подачи;
- прием мяча;
- подача мяча по зонам, управление подачей.
Передачи:
- передачи внутри команды;
- передачи через сетку;
- передачи с места и после 2-х шагов в прыжке.
Нападающий бросок:
- техника выполнения нападающего броска;
- нападающие броски с разных зон.
Блокирование:
- ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока;
Комбинированные упражнения:
- подача – прием;
- подача – прием – передача;
- передача – нападающий бросок;
- нападающий бросок – блок.
Учебно-тренировочные игры:
- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;
- отработка индивидуальных действий игроков;
- отработка групповых действий игроков (страховка игрока, слабо принимающего подачу).
Контрольные игры и соревнования.
Соревнования по футболу, волейболу, пионерболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 1998г. – 288стр.
2. В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 1996. – 544 стр.
Пионербол - игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. // Спорт в школе. - 2000. - N 41-42. - С. 5,17.
Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988
Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу - Москва: Физкультура и спорт, 1965г.
Основы волейбола. О. Чехов - Москва: Физкультура и спорт, 19769г.
Правдин В.А. и др. Волейбол – игра для всех - Москва: Физкультура и спорт, 1966г.
Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол - Москва: Физкультура и спорт, 1983г.
Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1986. – 144 с., ил.
Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров ДЮСШ. М., 1981.
Цирин Б. Я., Лукашин Ю. С. Футбол. М., 1982.
Чанади А. Футбол. Техника. М., 1978.
Чанади А. Футбол. Стратегия. М., 1981.
Юный футболист. Учебное пособие для тренеров / Под общей редакцией А. П. Лаптеева, А. А. Сучилина. М. 1983.