РЕСПУБЛИКА КРЫМ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым
«Дворец детского и юношеского творчества»
ОДОБРЕНО Методическим советом ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» от «____» __________ 2021г. Протокол № ____ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» ____________Паутова «___» ___________ 2021г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
студии «Волшебный бисер»
Направленность – художественная
Срок реализации программы - 1 год
Тип программы – общеразвивающая
Вид программы - модифицированная
Уровень - стартовый
Возраст обучающихся – 7- 10 лет
Составитель:
Елизаренкова Инна Васильевна,
педагог дополнительного образования
г. Симферополь,
2021 г
Рецензент: _________________ ___________________Ф.И.О.
(должность) (подпись)
«__» ________ 20 __ г.
Согласовано: ____________________________ ____________________Ф.И.О.
(заведующий подразделением) (подпись)
«__» ________ 20 __ г.
2
Содержание программы
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования»…………………………………………………………………………..
Пояснительная записка (общая характеристика программы)……………….............4
Содержание программы: учебный план, содержание учебного плана)…………………………………............................................................................6
Планируемые результаты……………………………………………………………....8
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»………………………………………………………………………………..8
Формы аттестации………………………………………………………………...........8
Оценочные материалы…………………………………………………………………8
Условия реализации программы (материально – техническое, кадровое, информационное обеспечение……………………………………………………….10
Методические материалы…………………………………………………………….10
Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)………………………………………………………………………………..Календарный учебный график…………………………………………….................11
Воспитательный потенциал программы…………………………………………….11
Список литературы……………………………………………………………………12
Приложения…………………………………………………………………………...14
3
1.3.2.Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа студии бисероплетения «Волшебный бисер» (далее - Программа) стартового уровня составлена в соответствии с нормативными локальными актами, регламентирующими порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями на 1 июля 2020года);
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р (далее - Концепция);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №41 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3.648 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», 2015 г. №09-3242;
- Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Крым «Дворец детского и юношеского творчества» (далее - ГБОУ ДО РК «ДДЮТ»);
- Положение о дополнительной общеобразовательной программе ГБОУ ДО РК «ДДЮТ».
Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы кружка «Бисероплетение» (автор - Каменская С.Б., педагог дополнительного образования, - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «1 Сентября»), а также использованы материалы методического пособия «Бисер. Уроки труда в начальной школе» (автор - Баскова Т.Н. – Волгоград: Учитель, 2008 г.)
Программа имеет художественную направленность, так как способствует художественно-эстетическому воспитанию учащихся, формирует и раскрывает творческие способности посредством овладения техниками бисероплетения.
Актуальность Программы заключается в том, что учащиеся младшего и
среднего школьного возраста занимаясь декоративно-прикладным творчеством,
учатся видеть красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия в студии способствуют развитию трудовой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства
4
взаимопомощи.
Новизна образовательной программы заключается в изучении личности каждого учащегося и подборе методов, форм, приемов обучения, направленных на развитие творческих способностей учащихся, в разнообразии изучаемых техник бисероплетения
Педагогическая целесообразность заключается в том, что изготавливая изделия из бисера, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая является ведущим видом деятельности в данном возрасте, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которое тесно связано с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая работы из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счет бисеринок, что, несомненно, развивает мышление.
Отличительная особенность Программы заключается в том, что она предназначена для работы с учащимися в свободное от учебы время, где каждый может раскрыть свои художественные способности. Процесс обучения бисероплетению строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов ручной работы, при которой в процессе усвоения знаний у детей развиваются творческие начала.
Адресат Программы: учащиеся в возрасте от 7 до 10 лет.
Дети поступают на обучение, сдают тесты, позволяющие определить уровень знаний. По результатам тестов, учащиеся зачисляются на стартовый уровень. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группе составляет – 15 человек.
Цель и задачи программы.
Цель: содействие развитию базовых компетенции в области бисероплетения, создание возможности для творческого развития.
Задачи:
Обучающие задачи: познакомить учащихся с искусством бисероплетения; формировать умения и навыки работы с бисером, закрепить знания во время практических работ.
Развивающие задачи: способствовать развитию моторных навыков, внимания, памяти, творческих способностей; сформировать художественно - эстетического вкуса.
Воспитательные задачи: воспитывать патриотизм и бережное отношение к
окружающему миру; воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, любознательность, умение довести начатое дело до конца, выполнение правил техники безопасности труда и бережного отношения к материалам и инструментами.
Уровень, объем и срок реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы стартового уровня рассчитан на 1 учебный год.
Срок освоения Программы составляет 144 учебных часа, определяется
5
содержанием Программы - количество недель 36: первое полугодие 16 недель, второе полугодие 20 недель.
Формы обучения: индивидуальные, коллективные.
Виды проведения занятий: вводное занятие, занятие-беседа, занятие-игра, занятие-экскурсия, выставка, итоговое занятие.
Методы обучения: репродуктивные, наглядные, словесные, практические, самостоятельная работа
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 2 академических часа, который составляет 45 минут для данной возрастной категории.
Особенности организации образовательного процесса.
Дети поступают на обучение, сдают тесты, позволяющие определить уровень знаний. По результатам тестов, учащиеся зачисляются на стартовый уровень. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группе составляет – 15 человек.
Содержание Программы.
Учебный план
1 год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Аудиторные часы | Форма аттестации/ контроля |
Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входная диагностика. | 2 | 2 | | Входное тестирование. |
2 | Основные методы плетения на проволоке. | 8 | 1 | 7 | Опрос |
3 | Цветы из бисера. | 34 | 3 | 31 | Опрос. |
4 | Интересные игрушки. | 34 | 4 | 30 | Опрос |
5 | Украшения из бисера | 22 | 4 | 18 | Выставка. |
6 | Плетение брошек. | 20 | 2 | 18 | Выставка. |
7 | Изготовление композиций на военно-патриотическую тему. | 14 | 2 | 12 | Выставка. |
8 | Участие в мастер-классах. | 6 | 2 | 4 | Выставка. |
9 | Итоговые занятия. Промежуточная и итоговая аттестации. | 4 | | 4 | Отчетная выставка работ учащихся студии. Итоговое тестирование. |
| Итого | 144 | 20 | 124 | |
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входная диагностика. (2 часа)
Теория (2 часа): цель, содержание и форма занятий кружка. Материалы и
6
инструменты, необходимые для работы с бисером. Правила техники безопасности.
Форма аттестации контроля: входное тестирование (Приложение 2)
2.Основные методы плетения на проволоке (8 часов)
Теория (1 час): история бисероплетения, понятие о сочетании цветов, цветовой круг, знакомство с параллельным и петельным методом плетения. Демонстрация работ, изготовленных этим методом. Материалы и инструменты. Подготовка рабочего места.
Практика (7 часов): выполнение изделий методом петельного и параллельного низания на проволоке.
Форма аттестации контроля: опрос (Приложение 6)
3. Цветы из бисера (роза, полевые цветы: ромашка, васильки, колокольчик) (34 часа)
Теория (3 часа): основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное. Комбинирование приёмов.
Практика (31 час): выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.
Форма аттестации контроля: фронтальный опрос по выявлению уровня знаний, умений и навыков плетения и составления композиции (Приложение 7)
4. Интересные игрушки (34 часа)
Теория (4 часа): понятие о сувенире. Сувенир в повседневной жизни. Плоские и объемные фигурки. Изготовление изделий методом параллельного низания. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практика (30 часов): выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка изделия. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
Форма аттестации контроля: фронтальный опрос по плетению сувенира (Приложение 7).
5. Украшения из бисера (22 часа)
Теория (4 часа): низание бисера в одну нитку, в две нитки. Дотачивание,
закрепление нити.
Практика (18 часов): простая цепочка из двух бисерин. Цепочка «крестик» в
полтора ряда. Цепочка «змейка». Цепочка «в цветочек». Плетение браслетов в изученных техниках.
Форма аттестации контроля: выставка работ (Приложение 8)
6. Плетение брошек (20 часов)
Теория (2 часа): знакомство с технологией изготовления брошек и их декорирование.
Практика (18 часов): плетение брошек в различных техниках.
Форма аттестации контроля: участие в конкурсах (Приложение 8)
7
7. Изготовление композиций на военно-патриотическую тему (14 часов)
Теория (2 часа): самостоятельное составление схем по тематике: День народного единства, День Защитника Отечества, Крымская весна, День России.
Практика (12 часов): работа по самостоятельно составленным схемам.
Форма аттестации контроля: участие в конкурсе, выставке (Приложение 8)
8. Участие в мастер – классах (6 часов)
Форма аттестации контроля: выставка творческих работ (Приложение 8)
9. Итоговое занятие (2 часа): выполнение итоговой работы.
Форма аттестации контроля: проведение промежуточной диагностики (Приложение 3), проведение итоговой диагностики (Приложение 4)
Планируемые результаты.
К концу первого года обучения учащиеся будут знать:
- различные виды материалов, инструментов; специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты;
- основные приемы низания: «параллельное плетение», «игольчатое», «французское»;
- основы цветоведения (цвета, удачно сочетаемые в изделиях из бисера);
- некоторые сведения из истории развития бисероплетения;
- правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях.
К концу первого года обучения учащиеся будут уметь:
- подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения;
- самостоятельно изготавливать простые изделия: браслет, ожерелье, игрушку (по образцу или рисунку);
- применять технику низания на проволоку: «параллельное плетение», «объёмное плетение»;
- подготовить рабочее место.
1.3.3.Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Формы аттестации.
Формы аттестации и контроля, применяемые на стартовом уровне: беседа, опрос, тестирование, выставка.
Диагностика проводится три раза в год: в начале учебного года (период проведения входной диагностики с 15 сентября по 30 сентября); в конце первого полугодия (период проведения аттестации с 16 по 31 декабря); в конце второго полугодия, итоги всего учебного года (период проведения аттестации с 15 по 30 мая).
Оценочные материалы.
В период реализации Программы предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе: конкурсные программы, выставки, мастер-классы, открытые занятия на которых могут присутствовать родители. Учащиеся три раза в год проходят аттестацию в форме бесед по выявлению уровня знаний, умений и навыков в области бисероплетения. Беседа на вводном занятии (Приложение 2),
беседа по итогам полугодия (Приложение 3) и учебного года (Приложение 4), проводится в устной форме, результаты вносятся в Диагностическую карту
8
учащихся (Приложение 5). Итоговый результат заносится в лист оценки достижений учащихся (Приложение 9).
Оценка деятельности учащихся студии «Волшебный бисер» разделяется на два вида: оценка теоретических знаний и умений – профессиональные навыки; и
оценка поведенческих навыков – умение коммуникации в группе. Оценивание производится при помощи методов наблюдения, бесед, участия в выставках, конкурсах.
1. Оценка теоретических знаний и практических умений:
- навыки работы с бисером;
- навыки применения инструментов;
- знание алгоритма плетения плоских и объемных фигур;
- знание алгоритма составления плоских композиций;
- выполнение выставочных и конкурсных работ.
2. Оценка поведенческих навыков:
- организация рабочего пространства;
- уважение к работам других учащихся;
- оценка результатов своей работы;
- знание и выполнение техники безопасности труда;
- работа в коллективе;
- творческая инициативность.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, бесед, выполнения учащимися творческих заданий, участия обучающихся в мероприятиях (конкурсах, выставках), активности обучающихся на занятиях и т.п.;
- мониторинг.
Спектр способов и форм выявления результатов | Спектр способов и форм фиксирования результатов | Спектр способов и форм предъявления результатов |
Беседа, опрос, наблюдение, праздничные мероприятия, выставки, конкурсы | Грамоты, дипломы, готовые работы, журнал, оценки, диагностические карты, листы оценки достижений учащихся | Выставки, конкурсы, праздники, готовые изделия |
Некоторые формы подведения итогов: итоговый опрос, беседа, контрольное занятие, самостоятельная работа, выставка, конкурс, открытое занятие для родителей, соревнование др.
Документальные формы подведения итогов реализации дополнительной
9
общеобразовательной программы необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы и могут быть использованы для проведения педагогом, родителями и органами управления образования своевременного анализа результатов.
Критерии оценки
Результат всех видов диагностики заносится в лист оценки достижений
Учащихся (Приложение 9)
Условные обозначения сокращений:
«∆» – достаточный уровень – учащийся овладел не в полной мере знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой, испытывает серьезные затруднения при выполнении практических занятий, выполняет лишь простейшие практические задания;
«□» – средний уровень у учащихся объем усвоенных умений и навыков достаточно высок, практические занятия выполняет с помощью педагога, задания выполняет на основе образца, может выдвинуть интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить;
«○»– высокий уровень – учащийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно работает со специальным оборудованием, не испытывает особых затруднений, практические задания выполняет с элементами творчества, проводит объективный анализ результатов своей деятельности в объединении, проявляет творческий подход при выполнении заданий.
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Кадровое обеспечение. Для реализации Программы могут быть задействованы: педагог дополнительного образования, педагог-организатор.
Материально – техническое обеспечение
Материальный ресурс: помещение, доска, столы, стулья, шкаф для хранения дидактических пособий, инструментов и расходных материалов.
Материалы в личном пользовании учащихся: бисер крупный (№ 10, № 11, № 12), мелкий бисер, (№ 6, № 7) стеклярус, стразы, пайетки, нитки, леска (№ 03, № 04 № 05), проволока (№ 03, № 04, № 05).
Инструменты и приспособления: ножницы, кусачки, булавки, лотки для бисера, термоклей, иглы для бисероплетения, пассатижи с тонкими носами.
Методический ресурс: литература (книги, журналы по направлению работы); папки с дидактическим и наглядным материалом; образцы с готовыми изделиями; методические пособия, разработанные педагогом; раздаточный материал: схемы, творческие задания, карточки.
Информационный ресурс. Во время занятий и информационно-просветительских мероприятий используются обучающие и профилактические видео фильмы и видеоролики по работе с бисером, мастер-классы, наглядные пособия: иллюстрации и схемы, литература.
Методическое обеспечение образовательной программы
Методические материалы:
10
Согласно ФЗ № 237,ст.2,п.9, ст.47, п.5, для реализации Программы необходимы:
1. учебно – методические пособия: набор иллюстративного материала по бисероплетению объемных и плоских работ;
2. демонстрационный и раздаточный материал по всем темам Программы (образцы работ, образцы работ учащихся);
3. инструкции по технике безопасности (ПТБ при работе в кабинете бисероплетения, ПТБ работы с бисером, ножницами);
4. литература для выполнения работ из бисера (см. список литературы № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23);
5. использование интернет – ресурсов (поиск идей, копирование композиционных решений);
6. календарно – тематическое планирование на первое и второе полугодие, поурочное планирование, воспитательный план, дидактические материалы, иллюстративный материал являются приложением к Программе, находятся в работе у педагога и хранятся в кабинете.
Календарный учебный график
Годовой календарный учебный график Программы составлен с учетом годового календарного графика ГБОУ ДО РК «ДДЮТ», учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья и нормам СанПин.
Продолжительность учебного года в ГБОУ ДО РК «ДДЮТ»
- Начало учебного года – 01.09.2020 г.
- Конец учебного года – 31 мая 2021г.
- Учебные занятия проводятся с понедельника по субботу согласно расписанию, утвержденному директором ГБОУ ДО РК «ДДЮТ», включая каникулы.
Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Воспитательная работа в рамках программы студии бисероплетения направлена на: воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее традициям; уважение к высоким образцам культуры других стран и народов; развитие доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и критическое отношение к своим работам; воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в мероприятиях города, учреждения, объединения: благотворительных акциях, творческих концертах, выставках, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д.; в конкурсных программах различного уровня, направленных на… (по отдельному плану).
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий 11
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе объединения.
Список литературы
Литература для педагога
1. Маленькие фигурки/Т.И.Татьянина - М: «Астрель»; СПб.: «Полигон», 2012 г.
2. Культура и традиции Н.Л. Ликсо - М.:ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
3. Бисер.100 лучших идей. /А.С. Мурзина-М ООО «Полиграфиздат», 2011 г.
4. Белова В. Игрушки и колье в технике «кирпичный стежок»: «Айрис» -пр, 2011 г.
5. Божко Л. А. Бисер. Уроки мастерства - М., 2007 г.
6. Гура Л.П. и др. Укрась свой дом. – К., 2010 г.
7. Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб, 2000 г.
8. Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб, 2000 г.
9. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб, 2000 г.
10. Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002 г.
11. Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно. – М., 2010 г.
12. Магина А. Изделия из бисера: колье, серьги, игрушки. – М.–СПб, 2002 г.
13. Петрунькина А. Фенечки из бисера. «Кладезь» – СПб. 2014 г.
14. Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2011 г.
15. Художественные промыслы – М, 2006 г.
16. М.Я. Ануфриева. Искусство плетения. - Изд. «Культура и традиции», 2006 г.
17. М. Ляукина Бисер – АСТ пресс, «Москва», 2007 г.
Литература для учащихся
1. Цветы и игрушки из бисера Н.Л. Ликсо - М.:ООО «Издательство АСТ», 2011 г.
2. 365 фенечек из бисера/Наталья Гусева. - М.: «Айрис-пресс», 2010 г.
3. Азбука бисера. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Издат. «Литера», 1999 г.
4. Бисер. Гармония цветов. Котова И.Н., Котова А.С. Изд. дом «МиМ», 2007 г.
5. Бисер. Волшебная игла. Котова И.Н., Котова А.С. Изд. дом «МиМ», 1997 г.
6. Бисер. Божко Л.А. издательство «Мартин», 2015 г.
7. Стольная Е. А. Цветы и деревья из бисера. – М., 2016 г.
8. Е. Вирко. Цветы из бисера – ЧП «Издательство СКИФ», 2010 г.
Литература для родителей:
1. Знаете ли вы своего ребенка. Пособие для родителей.- М. 2006 г.
2. ЛатохинаЛ.И. Творим здоровье души и тела – СПб, «Ш. Комплект», 2007 г.
3. Маркман Л А. Бисерная фантазия (издатель И.Л. Балабанов) – М. 2009 г.
4. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Практическая психология для родителей М. «Аст-пресс», 2009 г.
5. Тренинг по сказкотерапии. Т.Д. Зинкевич. СПб. «Речь», 2012 г.
6. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб. «Санкт - Петербург», 2007 г.
12
Интернет-ресурсы
1. Возрождение бисероплетения [электронный ресурс]/ Подосельникова Валентина Михайловна – Режим доступа: https://nsportal.ru/kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly/library/2017/08/03/stsenariy свободный. (Дата обращения 21.05.20).
2. Творчество из бисера [электронный ресурс]/ Ольга Синегубова – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-biseropleteniyu-tvorchestvo-detei-starshei-grupy.html, свободный. (Дата обращения: 27.05.19).
3. Все из бисера. Плетем и вышиваем [электронный ресурс]/ Вера Герасименко – Режим доступа: https://izbiserka.ru/category/master-klassy-biseropletenija/, свободный. (Дата обращения 10.05.19).
4.Украшения из бисера [электронный ресурс] Антонина Щеглова – Режим доступа https://www.livemaster.ru/topic/2955851-sozdaem-kulon-sladkij-vostok-v-tehnike-sutazhnoj-vyshivki?msec=47, свободный. (Дата обращения 07.05.20).
5. Бисероплетение для начинающих [электронный ресурс]/ Юлия – Режим доступа: https://mirbisera.blogspot.com/p/blog-page_8.html свободный. (Дата обращения 30.05.19).
13
Приложения
Приложение 1
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной программы
студии «Волшебный бисер»
стартовый уровень.
№ п/п | Причина корректировки | Дата | Согласование с заведующим подразделения (подпись) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
14
Приложение 2
Направленность – художественная
Направление – декоративно – прикладное творчество
Студия «Волшебный бисер»
Стартовый уровень, 1 год обучения
ФИО педагога – Елизаренкова Инна Васильевна
Входное тестирование.
1. Бисер – это:
а) бусинки со сквозным отверстием;
б) шары с отверстием разной формы;
в) шары без отверстия.
2. Как передаются ножницы:
а) закрытыми, лезвиями от себя;
б) закрытыми, лезвиями на себя;
в) закрытыми, кольцами от себя.
3. Хранить бисер необходимо:
а) в баночках с плотной крышкой;
б) в закрывающихся целлофановых пакетиках.
4. Ножницы хранить необходимо:
а) в определенном месте;
б) в кармане.
5. Инструменты, необходимые для плетения бисером:
а) проволока;
б) шнур;
в) молоток;
г) пила.
6. Чем украшали себя люди в глубокой древности?
а) кости;
б) зубы животных;
в) семена растений;
г) камни.
15
Приложение 3
Направленность – художественная
Направление – декоративно – прикладное творчество
Студия «Волшебный бисер»
Стартовый уровень, 1 год обучения
ФИО педагога – Елизаренкова Инна Васильевна
Промежуточное тестирование.
1. Из чего изготавливают бисер?
а) бумага;
б) дерево;
в) стекло;
г) железо;
д) пластмасса;
2. Какого вида бисера не существует?
а) рубка (рубленный бисер);
б) резка (резанный бисер);
в) стеклярус.
3. Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму:
а) швейные нитки;
б) нитки мулине;
в) проволока;
г) канат;
д) леска.
4. Форма стекляруса:
а) круг;
б) трубочка;
в) звездочка;
г) треугольник.
5. Что еще используют для плетения бисером вместо проволоки?
а) трос;
б) леску;
в) провод;
г) канат;
д) резинку.
6. Бисер применяют для:
а) украшения одежды;
б) игры маленьких детей;
в) украшения дома.
7. Орнамент это:
а) узор, в котором повторяется одинаковый рисунок;
б) вид плетения;
в) схема плетения.
16
Приложение 4
Направленность – художественная
Направление – декоративно – прикладное творчество
Студия «Волшебный бисер
Стартовый уровень, 1 год обучения
ФИО педагога – Елизаренкова Инна Васильевна
Итоговое тестирование.
1. Техники плетения на проволоке:
а) «параллельное»;
б) «угловое»;
в) «игольчатое»;
г) «диагональное».
2.Стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити это:
а) бусины;
б) бисер;
в) стеклярус.
3.Материал, необходимый для плетения бисером:
а) игла;
б) линейка;
в) схема;
г) бумага;
д) бисер.
4. Виды параллельного плетения:
а) объемное;
б) круговое;
в) плоское;
г) диагональное.
5.Подвеска это:
а) шнур;
б) вид украшения;
в) тесьма.
17
Приложение 5
Направленность – художественная
Направление – декоративно – прикладное творчество
Студия «Волшебный бисер
Стартовый уровень, 1 год обучения
ФИО педагога – Елизаренкова Инна Васильевна
Диагностическая карта учащихся
№ п/п | ФИО учащегося | Номер вопроса | Итог |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | |
18
Приложение 6
Направленность – художественная
Направление – декоративно – прикладное творчество
Студия «Волшебный бисер
Стартовый уровень, 1 год обучения
ФИО педагога – Елизаренкова Инна Васильевна
Вопросы для фронтального опроса по усвоению знаний параллельного и петельного плетений.
1. Сколько цветов у радуги?
2. Рассказать о технике петельное плетение?
3. Рассказать о технике параллельное плетение?
4. В каких изделиях используются эти техники?
5. Привести пример, в каком изделии можно использовать две техники.
19
Приложение 7
Направленность – художественная
Направление – декоративно – прикладное творчество
Студия «Волшебный бисер
Стартовый уровень, 1 год обучения
ФИО педагога – Елизаренкова Инна Васильевна
Вопросы для фронтального опроса по плетению композиций
Что такое композиция?
На какую тему выполнена композиция?
Количество деталей в вашей композиции?
Соответствует ли композиция заданной тематике?
Что легче сплести: одну фигурку или несколько взаимосвязанных между собой?
20
Приложение 8
Направленность – художественная
Направление – декоративно – прикладное творчество
Студия «Волшебный бисер
Стартовый уровень, 1 год обучения
ФИО педагога – Елизаренкова Инна Васильевна
Критерии оценивания выставочных работ
Соответствует ли творческая работа заданной тематике?
Правильно ли подобран бисер по цвету?
Правильно ли подобраны техники плетения?
Аккуратно ли сплетены более мелкие и декоративные детали?
Пропорционально ли выполнены все детали по отношению друг к другу?
Какое впечатление производит, нравится/не нравиться?
21
Приложение 9
Лист оценки достижений учащихся
студии «Волшебный бисер»
Стартовый уровень.
Периоды аттестации: начало года, I полугодие, II полугодие 2020/2021
учебного года
Руководитель Елизаренкова И.В.
Группа____________
№ | ФИО учащегося | Входное тестирование период с 15.09 по 30.09 | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика | Конкурсы и выставки | Итог |
Тестирование период с 16.12 по 31.12 | Практика | Тестирование период с 15.05по 30.05 | Практика |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | |
22
Календарно – тематическое планирование стартового уровня
I полугодие
№ | Содержание (тема раздела, занятия) | Кол-во часов | Дата | Дата по факту | Примеча- ние | Формы аттестации/ контроля |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Входная диагностика. | 2 | | | | Тесты |
2. | История развития бисероплетения. | 2 | | | | |
3. | Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гаммы. | 2 | | | | |
4. | Знакомство с методом параллельного плетения. | 2 | | | | |
5. | Знакомство с методом петельного низания. | 2 | | | | |
6. | Плетение цветов параллельным низанием. | 2 | | | | |
7. | Плетение цветов параллельным низанием. | 4 | | | | |
8. | | | | |
9. | Сбор цветка. | 2 | | | | |
10. | Плетение цветов дугообразным низанием. | 4 | | | | |
11. | | | | |
12. | Плетение листьев дугообразным низанием. | 4 | | | | |
13. | | | | |
14. | Сбор цветка. | 2 | | | | |
15. | Плетение цветов в технике петельное плетение. | 4 | | | | |
16. | | | | |
17. | Плетение листьев. | 2 | | | | |
18. | Изготовление открытки. Зарисовка эскиза. | 2 | | | | |
19. | Плетение цветов. Сбор открытки. | 2 | | | | |
20. | Плетение веночка для куклы в изученных техниках. | 4 | | | | |
21. | | | | |
22. | Сбор и оформление веночка. | 2 | | | | |
23 | Плетение плоских фигурок. | 4 | | | | |
24 | | | | |
25 | Плетение объемных фигурок. | 4 | | | | |
26 | | | | |
27. | Плетение фигурок на основе изученных техник. | 4 | | | | |
28. | Плетение фигурки Деда Мороза. | 2 | | | | |
29. | Творческая работа. | 4 | | | | |
30. | | | | |
31. | Итоговое занятие. Промежуточная диагностика. | 2 | | | | Тесты |
II полугодие
№ | Содержание (тема раздела, занятия) | Кол-во часов | Дата | Дата по факту | Приме-чание | Формы аттестации/ контроля |
32. | Плетение новогодней композиции. | 4 | | | | |
33. | | | | |
34. | Плетение птиц. | 4 | | | | |
35. | | | | |
36. | Плетение композиции на выбор по теме. | 4 | | | | |
37. | | | | |
38. | Плетение фигурок сказочных героев. | 4 | | | | |
39. | | | | |
40. | Сбор фигурок в композицию. | 2 | | | | |
41. | Низание бисера в одну нить. | 2 | | | | |
42. | Низание бисера в две нити. | 2 | | | | |
43. | Изготовление подарка- сувенира. | 4 | | | | |
44. | | | | |
45. | Удлинение и закрепление нити. | 2 | | | | |
46. | Выполнение цепочки «змейка». | 4 | | | | |
47. | | | | |
48. | Знакомство с технологией изготовления подвесок. | 2 | | | | |
49. | Плетение подвески. | 2 | | | | |
50. | Изготовление цепочки «квадрат» одной нитью с подвеской. | 4 | | | | |
51. | | | | |
52. | Выполнение цепочки «змейка» | 2 | | | | |
53. | Плетение браслета с использованием изученных техник. | 2 | | | | |
54. | Плетение пасхальной открытки. | 2 | | | | |
55. | Плетение на леске бисерных браслетов. Плетение браслета в технике «веночек» | 4 | | | | |
56. | | | | |
57. | Плетение Георгиевской ленты проволокой. | 4 | | | | |
58. | | | | |
59. | Плетение гвоздики проволокой. | 4 | | | | |
60. | | | | |
61. | Плетение пасхального сувенира | 4 | | | | |
62. | | | | |
63. | Выполнение цепочки «крестик» в полтора ряда. | 4 | | | | |
64. | | | | |
65. | Плетение броши «Паук» | 6 | | | | |
66. | | | | |
67. | | | | |
68. | Зарисовка схемы броши «Бабочка». | 2 | | | | |
69. | Плетение броши. Соединение застежки. | 2 | | | | |
70. | Плетение броши «Цветок». Соединение застежки. | 4 | | | | |
71. | | | | |
72. | Итоговое занятие. Итоговая диагностика. | 2 | | | | Тесты |
Количество часов в год – 144
Количество часов в I полугодии - 62
Количество часов во II полугодии - 82
Количество часов в неделю – 4
Понятие о сочетании цветов.
Цветовой круг. Теплая и холодная гаммы.
Основы техники параллельного плетения.
Техника параллельного плетения – это самая популярная техника при выполнении бисерных изделий. Она часто применяется в бисероплетении листьев, лепестков цветов и фигурок разных форм.
Параллельное плетение бисером заключается в том, что мы пропускаем проволоку или леску навстречу друг другу через бисер, по схеме, тем самым создаются относительно короткие параллельные ряды, скреплённые между собой.
Берём проволоку, набираем на неё бисеринки 1-го и 2-го ряда, в общем счёте 3 бисерины.
Потом берём один конец проволоки и пропускаем его через 2 бисеринки, навстречу другому. Во время плетения, концы проволочек надо направлять друг на друга. После того как пропустили через бисеринки, берём проволочки с обеих сторон и затягиваем. Концы должны быть примерно одинаковой длины.
После того как затянули, берём один конец проволоки и нанизываем на него 4 бисеринки. Так же пропускаем другой кончик проволочки, через эти 4 бисеринки и далее затягиваем.
Продолжаем по аналогичной схеме столько рядов, сколько вам надо. Когда будет выполнен последний ряд изделия, кончики проволоки крепко скручиваем, это делается для того, чтобы изделие не рассыпалось.
Примеры схем в параллельной технике бисером
На этих схемах можете потренироваться в плетении.