СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа стажировочной площадки для учителей физики "Приемы формирования читательской грамотности на уроках естественно- научного цикла. Предметная область – физика"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа была опробирована на стажировочной площадке МАОУ СОШ №19 им. Л.А.Попугаевой в рамках курсов повышения квалификации  учителей физики по программе "Функциональная грамотность"

Цель программы: совершенствование профессиональной компетентности учителей в области освоения и реализации приемов и методов обучения учебному предмету «Физика», направленных на формирование читательской грамотности обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Программа стажировочной площадки для учителей физики "Приемы формирования читательской грамотности на уроках естественно- научного цикла. Предметная область – физика"»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ

«Приемы формирования читательской грамотности на уроках естественно- научного цикла. Предметная область – физика»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рамках реализации задач национального проекта «Образование» в 2019 году принято решение о переходе на мониторинг качества образования с использованием инструментов международных сравнительных исследований качества подготовки обучающихся (PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS, PIAAC). Меняется акцент оценки качества образования в современной школе с достижения обязательного минимума содержания на овладение системой учебных действий при изучении учебного материала, развитии способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.

В условиях изменений направлений образовательной траектории не на предметную деятельность, а на комплексную оценку (предметные, метапредметные, личностные планируемые результаты) школьников требуется концептуальная перестройка мировоззрения педагогических работников с оценки предметных достижений на компетентностно-ориентированную оценку, комплексную и многоуровневую. Требуют адресной корректировки не только информационные, коммуникативные умения, но и умения оценивать результаты обучающихся педагогами в соответствии с профессиональным стандартом и требованиями к формированию навыков 21 века.

Программа составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

  2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101)

  3. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 07.07.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

  4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

  5. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 № 474.

  6. Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы (Утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК – 4 вн) о проблемах изучения и преподавания учебного предмета «Физика» (содержательного и методического характеров, материально-техническое оснащение, кадровые проблемы), об обновлении содержания физического образования, о совершенствовании инструментария для оценки учебных достижений по физике и внедрение современных технологий обучения.


Цель:

совершенствование профессиональной компетентности учителей в области освоения и реализации приемов и методов обучения учебному предмету «Физика», направленных на формирование читательской грамотности обучающихся


Задачи:

  1. Представить основные требования к оценке качества образования, в том числе в рамках международных исследований;

  2. Определить концептуальные характеристики читательской грамотности;

  3. Рассмотреть педагогические технологии в урочной и внеурочной деятельности для формирования читательской грамотности учащихся;

  4. Проанализировать содержание заданий по читательской грамотности; характер основных ошибок школьников; возможности учебника физики в ходе формирования читательской грамотности;

  5. Отбор, использование и создание банка лучших педагогических практик и продуктов, направленных на формирование читательской компетентности;

  6. Обобщение и распространение педагогического опыта.

Категория слушателей Педагогические работники общеобразовательных организаций.


Планируемые результаты обучения:


Трудовая функция

Трудовое действие

Знать

Уметь

Профстандарт «Педагог».

Общепедагогическая функция. Обучение

Планирование и проведение учебных занятий

приемы и методы обучения;

специфику педагогических технологий: «Перевёрнутый класс», технологии проблемного обучения; технологии критического мышления, кейс-технологии.

проектировать и анализировать уроки физики с использованием технологий: «Перевёрнутый класс», технологии проблемного обучения; технологии критического мышления, кейс-технологии с целью развития у обучающихся читательской грамотности средствами учебного предмета физика

Профстандарт «Педагог».

Общепедагогическая функция. Обучение

Формирование универсальных учебных действий

понятие: «читательская грамотность»; структуру и особенности заданий направленных на формирование и оценку читательской грамотности школьников

Отбирать и разрабатывать задания для уроков физики, направленные на формирование и оценку учебных действий школьников, обеспечивающих их читательскую грамотность


УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование разделов (модулей)

Всего часов, акад.

(40-45 минут)

Профессиональные компетенции

Приоритетные направления государственной политики в области образования. Входной контроль

2

Общепедагогическая компетенция (ОП)

Профессиональная компетентность учителя физики по формированию читательской грамотности обучающихся

2

Общепедагогическая компетенция

Приемы и методы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках физики

3

Общепедагогическая компетенция

Конструирование урока физики с применением приемов и современных педагогических технологий при формировании читательской грамотности обучающихся

4

Информационно-коммуникативная компетенция (ИКТ), ОП

Итоговая аттестация

1

Компетенция в сфере инновационной деятельности (ИД)


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название дисциплины (модуля)

Количество часов

В том числе

Форма аттестации

Профессиональные компетенции

лекции

Практические занятия

1

Приоритетные направления государственной политики в области образования. Входной контроль

2

1

1

тест

ОП

2

Профессиональная компетентность учителя физики по формированию читательской грамотности обучающихся

2

1

1

Проект задания на развитие читательской грамотности

ОП

3

Приемы и методы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках физики

3

0,5

2,5

Таблица анализа технологической карты урока

ОП

4

Конструирование урока физики с применением приемов и современных педагогических технологий при формировании читательской грамотности обучающихся

4

0,5

3,5

Методическая разработка

ОП, ИКТ

5

Итоговая аттестация

1


1

Защита проекта

ИД


ИТОГО

12

3

9





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СТАЖИРОВКИ



Входной контроль

Входной контроль проводится в форме тестирования с целью определения базовой компетенции учителей в области методики формирования читательской грамотности на уроках физики. Анализ входного контроля позволит определить готовность слушателей к освоению курса ПК и конкретизировать содержание занятий в рамках данной программы. Тест № 1.


Модуль 1 Приоритетные направления государственной политики в области образования

    1. Тема. Государственная политика в сфере общего образования Российской Федерации (Лекция)

·Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ о государственной политике в области образования. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 № 474. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642). Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года №16) о качестве общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» и Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» о качестве образовательных результатов по физике. Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы (Утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК – 4 вн) о проблемах изучения и преподавания учебного предмета «Физика» (содержательного и методического характеров, материально-техническое оснащение, кадровые проблемы), об обновлении содержания физического образования, о совершенствовании инструментария для оценки учебных достижений по физике и внедрение современных технологий обучения.

1.2 Тема. Функциональная грамотность как результат образования (Лекция)

Инновационный проект Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности». Основная цель, главные задачи и основные направления проекта. Этапы проведения мониторинга функциональной грамотности на период 2019 – 2024 гг. Модель формирования функциональной грамотности при реализации ФГОС.

Практическая работа.


Модуль 2. Профессиональная компетентность учителя физики по формированию читательской грамотности обучающихся

2.1 Тема. Функциональная грамотность как интегрированный критерий образовательных результатов обучающихся на основе ФГОС (ООО, СОО) (Лекция)

Функциональная грамотность как интегрированный образовательный критерий и социальный феномен (уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений). Основные характеристики, виды функциональной грамотности, отличия от элементарной грамотности. Определение читательской грамотности обучающихся.

2.2 Тема. Формирование и развитие читательской грамотности обучающихся как необходимое условие достижения образовательных целей обучения физике. (практическое занятие)

Практическая работа: ·Анализ в формате коллективного обсуждения (педагогического или методического обсуждения, групповой консультации) методов и приемов формирования и развития читательской грамотности обучающихся на уроках физики. Решение практико-ориентированных задач на оценку сформированности читательской грамотности обучающихся (по открытым материалам PISA, ФИПИ).


Модуль 3. Приемы и методы формирования функциональной грамотности обучающихся

3.1 Тема. Использование приемов и методов технологий: «Перевёрнутый класс», технологии проблемного обучения; технологии критического мышления, кейс-технологии для формирование читательской грамотности обучающихся в рамках образовательного процесса по физике .

Лекция·

Анализ приемов и методов технологий: «Перевёрнутый класс», технологии проблемного обучения; технологии критического мышления, кейс-технологии с точки зрения обеспечения достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС по учебному предмету «Физика».

Практическая работа·

Отбор и разработка заданий для уроков физики, направленных на формирование и оценку учебных действий школьников, обеспечивающих их читательскую грамотность


Модуль 4 Конструирование урока физики с применением приемов и современных педагогических технологий при формировании читательской грамотности обучающихся.

Практическая работа· Типы и структуры уроков по ФГОС. Разработка фрагмента урока по физике с использованием приемов и методов технологий: «Перевёрнутый класс», технологии проблемного обучения; технологии критического мышления, кейс-технологии для формирования читательской грамотности обучающихся.

Самостоятельная работа Проектирование фрагмента учебного занятия по физике с применением приемов и методов кейс-технологии для формирования читательской грамотности обучающихся. Кейс заданий, направленных на формирование и оценку учебных действий школьников, обеспечивающих их читательскую грамотность.



ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Оценка качества Промежуточная аттестация в форме тестов, Итоговая аттестация – проект - разработка элементов уроков по физике, учебно-методических и оценочных материалов, направленных на формирование читательской компетентности


Входной контроль

Форма: тестирование

Описание, требования к выполнению:

Тест состоит из 15 вопросов. Время выполнения – 0,5 час.

Критерии оценивания:

зачет/незачет. Тест считается пройденным, если слушатель выполнил не менее 60% заданий.


Промежуточный контроль


Модуль 2. Профессиональная компетентность учителя физики по формированию читательской грамотности обучающихся

Форма: Проект задания на развитие читательской грамотности.

Описание, требования к выполнению:

Слушатели разрабатывают 3 задания. Задания должны проверять умения:

- находить и извлекать информацию;

- интегрировать и интерпретировать информацию;

- осмыслять и оценивать содержание и форму текста.

Критерии оценивания: зачет/незачет.


Модуль 3 Приемы и методы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках физики

Форма: Практическая работа направлена на формирование у слушателей умения проводить методический анализ урока, с точки зрения целесообразности использования приемов и методов, направленных на формирования естественнонаучной грамотности обучающихся.

Описание, требования к выполнению:

Слушатель имеет свою технологическую карту. Заполняя таблицу, анализирует технологическую карту урока и дает развернутые ответы на пять вопросов. Результаты работы представлены участникам других групп.

Критерии оценивания: зачет/незачет. Слушатель получает отметку «Зачет», если работа выполнена в полном объеме. Даны ответы на все вопросы, таблица заполнена полностью.

Анализ технологической карты урока

Вопрос

Ответ

1

Направлены ли цели урока на формирование читательской грамотности


2

Читательская грамотность через какое содержание урока реализуется


3

Чему учащиеся научились на данном уроке


4

Какие компетенции у обучающихся были сформированы


5

В чем отличие урока, направленного на формирование естественнонаучной грамотности от традиционного урока



Количество попыток: не ограничено


Модуль 4. Конструирование урока физики с применением приемов и современных педагогических технологий при формировании читательской грамотности обучающихся


Форма: методическая разработка.

Описание, требования к выполнению:

Работа представляет разработку фрагмента урока физики с использованием отдельных приемов и методов технологий: «Перевёрнутый класс», технологии проблемного обучения; технологии критического мышления, кейс-технологии.

Слушатели заполняют технологическую карту урока, определяют тему урока и ставят цель, разрабатывают задания для уроков физики, направленных на формирование и оценку учебных действий школьников, обеспечивающих их читательскую грамотность

Результаты работы презентуются участникам других групп.

Критерии оценивания: зачет/незачет.

Количество попыток: не ограничено


Модуль 5. Итоговая аттестация – Проект - разработка элементов уроков по физике, учебно-методических и оценочных материалов, направленных на формирование читательской компетентности




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Г. С. Ковалёва, Л. А. Рябинина, Г. А. Сидорова [и др.]./под ред. Г. С. Ковалёвой, Л. А. Рябининой. — Читательская грамотность: сборник эталонных заданий: выпуск 2: часть 1: учебное пособие: — Москва; Санкт-Петербург: Просвещение, 2021. — (Функциональная грамотность. Учимся для жизни).

  2. ОГЭ-2022. Физика. Сборник заданий. 850 заданий с ответами/ Н.К. Ханнанов. – М.: Эксмо, 2021. – 413 с.



Интернет ресурсы:

  1. Сайт ФГБНУ "Институт стратегий развития образования РАО" http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

  2. Сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО http://www.centeroko.ru/.

  3. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», Открытый банк заданий для оценки функциональной грамотности (VII-IX классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

  4. Ресурсный сайт для организации и проведения занятий курса - https://sites.google.com/view/kurs-chitatelskay-gramota



Материально-технические условия реализации программы

Технические средства обучения

Для реализации программы необходимо компьютерное и мультимедийное оборудование для использования видео- и аудиовизуальных средств обучения с подключением к сети «Интернет», пакет слайдовых презентаций (по темам учебной программы).

Для успешной реализации программы с применением дистанционных образовательных технологий преподавателям и слушателям необходимо иметь:

- компьютерное устройство (персональный компьютер, ноутбук, планшетный компьютер);

- подключение к сети Интернет на скорости не менее 512 Кб/с (рекомендуется не менее 1 Мб/с);

- периферийное мультимедийное оборудование: наушники/гарнитура/колонки, микрофон, веб-камера.

Функционирующий сайт с разработанным разделом, на базе которого реализуется обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. В специализированном разделе сайта размещаются лекционные материалы, материалы практических и самостоятельных работ, оценочные материалы согласно разработанной программе повышения квалификации.