Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением отдельных предметов
«Утверждаю»
Директор МАОУ
Наро-Фоминской
СОШ № 3 СУИОП
____________/ Э.Ю.Горбунова/
«____» ________________2017г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
Танцевального кружка«Вишенки»
Возраст обучающихся 7-11 лет.
Срок реализации – 1год.
Составитель
Володченкова Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования.
г.Наро-Фоминск
2017г
Пояснительная записка
Настоящая программа нацелена на обучение и воспитание детей в сфере области хореографии:
- развивает у детей художественный вкус, воспитывает у них благородство и изящество исполнения, формирует общую культуру;
- знакомит с основными элементами классического, народного, историко-бытового и современного танца;
- способствует развитию воображения, даёт выход личного раскрепощения для дальнейшего творчества;
- творческий подход к изучению хореографии – воспитание у детей культуры танца, т.е. познание истории культуры различных народов через танец;
- формирование эстетического воспитания;
- физическое развитие, улучшение состояния здоровья детей;
- выявление и проявление таланта у более способных детей в области хореографии;
- усвоение классического танца, который способствует красоте и выразительности движений, силе и ловкости, формирует и способствует всестороннему развитию творческой личности;
- урок ведётся целенаправленно, реализуя замысел педагога.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Всего часов – 216
Количество часов в неделю - 6
Программный материал - классический танец, народный танец, современный танец.
Форма режим занятий – систематические репетиции согласно расписанию.
Возраст детей – от 7 до 11 лет.
Итоги реализации программы:
- участие в районных, областных и всероссийских танцевальных конкурсах;
- участие во всех проводимых общешкольных и районных мероприятиях;
- проведение открытых занятий.
Цели и задачи
Целями кружка являются:
раскрытие творческой личности ребёнка средствами хореографического искусства;
создание условий для самореализации ребёнка в творчестве;
создание благоприятных условий для укрепления здоровья;
формирование духовно – нравственной личности ребёнка средствами танцевального искусства.
В соответствии с данными целями выдвинуты следующие задачи:
Образовательные:
обучение детей танцевальным движениям;
формирование умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их с помощью танцевальных движений;
формирование культуры движения, выразительности движений и поз;
формирование умения ориентироваться в пространстве;
Воспитательные:
развитие у детей активности и самостоятельности;
формирование общей культуры личности ребенка;
создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве –
учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех;
привлечение детей к изучению танцевальных традиций;
Развивающие:
развитие творческих способностей детей, воображения и фантазии;
развитие музыкального слуха и чувство ритма, темпа;
развитие исполнительских навыков в танце;
Оздоровительные:
укрепление здоровья детей;
развитие ловкости, гибкости, координации движений, умения преодолевать трудности;
формирование осанки.
Краткое содержание программы
ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА
Теория: Позы и позиции, правильное исполнение упражнений.
Практика:
Работа стопами в положении сидя.
В положении сидя наклоны корпуса вперед к ногам
Поднимание и опускание то корпуса, то ног в положении лежа на животе.
Упражнения на растяжку
«Лодочка»
«Рыбка»
«Лягушка»
«Коробочка»
«Березка»
Упражнения на гибкость стоя на коленях
Мостик
Классический экзерсис
Основы хореографии. Позиция рук и ног.
Основной задачей в первый год обучения является постановка рук и ног, корпуса, головы. Позиция ног (1-я, 2-я, 3-я, 5-я), позиция рук (1-я, 2-я, 3-я).
Plie, grand-plie
Battement tendu
Preparation
Ronds de jambe
Навыки выворотного положения ног
Экзерсиз у станка и на середине зала. Гимнастические упражнения на гибкость, растяжки, перегибы корпуса, лёгкие спортивные упражнения в комплексе с хореографией
Репетиционно-постановочная работа
Изучение движений, связок, композиций танцев. Рисунок танца. Образ в танце. Актерское мастерство В итоге постановка танцев : Поварята, Самба- Тумба-Юмба.
По итогам освоения программы ожидаются следующие результаты:
Учащиеся должны знать:
- названия танцевальных движений;
- правила поведения в хореографическом зале;
- технику выполнения танцевальных движений;
- основные позиции и положения рук и ног;
- историю танца.
Учащиеся должны уметь:
- овладеть начальной танцевальной памятью;
- слушать и слышать музыку;
- ритмично двигаться под музыку;
- ориентироваться в музыкально-пространственных упражнениях;
- исполнять простейшие элементы народно-сценического танца.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П.п | Наименование тем | Кол-во часов | Предполагаемая дата занятия | Фактическая дата занятия |
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в танцевальном зале | 2 | 1.09.2017 | |
2. | Вход в танцевальный зал. Построение в линии. Перестроения | 2 | 4.09.2017 | |
3. | Партерная гимнастика – постановка корпуса, позиции и позы упражнений | 2 | 6.09.2017 | |
4. | Партерная гимнастика – упражнения для укрепления мышц спины | 2 | 8.09.2017 | |
5. | Партерная гимнастика – упражнения на выворотность стопы. Постановка у станка | 2 | 11.09.2017 | |
6. | Партерная гимнастика – упражнения на гибкость. Позиции рук и ног в классическом танце | 2 | 13.09.2017 | |
7. | Партерная гимнастика Классический экзерсис – деми и гранд плие по I позиции ног | 2 | 15.09.2017 | |
8. | Стретчинг. Классический экзерсис – плие по I и II позции ног. Середина – позиции рук и ног в народном танце | 2 | 18.09.2017 | |
9. | Партерная гимнастика Ботман тандю по I позиции ног, по точкам. Елочка | 2 | 20.09.2017 | |
10. | Партерная гимнастика Классический экзерсис-большие прыжки по I позиции ног на середине зала | 2 | 22.09.2017 | |
11. | Партерная гимнастика Классический экзерсис – ботман жете по I позиции ног по точкам. Гармошка | 2 | 25.09.2017 | |
12. | Партерная гимнастика Классический экзерсис. Елочка, гармошка с поворотом | 2 | 27.09.2017 | |
13. | Повторение пройденного | 2 | 29.09.2017 | |
14. | Партерная гимнастика- мостик, шпагат. Классический экзерсис. Марш по кругу | 2 | 2.10.2017 | |
15. | Партерная гимнастика Классический экзерсис – релеве по 1 позиции ног. Марш с перестроениями | 2 | 4.10.2017 | |
16. | Партерная гимнастика Классический экзерсис. Танцевальный бег | 2 | 6.10.2017 | |
17. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Моталочка | 2 | 9.10.2017 | |
18. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Метелочка | 2 | 11.10.2017 | |
19. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис – деми и гранд плие по II позиции | 2 | 13.10.2017 | |
20. | Партерная гимнастика Классический экзерсис – батман тандю и батман жете по II позиции ног | 2 | 16.10.2017 | |
21. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Шене по диагонали | 2 | 18.10.2017 | |
22. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Умение вступать в движение | 2 | 20.10.2017 | |
23. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Ковырялочка с притопом | 2 | 23.10.2017 | |
24. | Партерная гимнастика Классический экзерсис – рон де жан партер по I позиции ног по точкам | 2 | 25.10.2017 | |
25. | Повторение пройденного | 2 | 27.10.2017 | |
26. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Прохлопывание ритмического рисунка | 2 | 1.11.2017 | |
27. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Прохлопывание и протопывание ритмического рисунка | 2 | 3.11.2017 | |
28. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Прослушивание и обсуждение музыки к постановочному танцу | 2 | 6.11.2017 | |
29. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Танцевальная импровизация на музыку к постановочному номеру | 2 | 8.11.2017 | |
. 30. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Марш с предметом в руках | 2 | 10.11.2017 | |
31. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Прыжки, подскоки, комбинации | 2 | 13.11.2017 | |
32. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Шаг-приставка с перестроениями | 2 | 15.11.2017 | |
33. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Работа в парах с предметами | 2 | 17.11.2017 | |
34. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. До за до в линиях, колонах, парах | 2 | 20.11.2017 | |
35 | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Расположение на сцене, за кулисами | 2 | 22.11.2017 | |
36. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Беседа – поведение во время выступления | 2 | 24.11.2017 | |
37. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Постановочная работа – танец «Веселые поварята» | 2 | 27.11.2017 | |
38. | Повторение пройденного | 2 | 29.11.2017 | |
39. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис- пор де бра по I позиции ног, в стороны, назад. Одинарный ключ | 2 | 1.12.2017 | |
40. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Полуключ, одинарный ключ, репетиционно-постановочная работа – танец «Веселый повар» | 2 | 4.12.2017 | |
41. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Припадание | 2 | 6.12.2017 | |
42. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Репетиционно-постановочная работа | 2 | 8.12.2017 | |
43. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Моталочка, метелочка с комбинациями | 2 | 11.12.2017 | |
44. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Репетиционно-постановочная работа | 2 | 13.12.2017 | |
45. | Партерная гимнастика Классический экзерсис на середине зала – освоение устойчивости | 2 | 15.12.2017 | |
46. | Партерная гимнастика Классический экзерсис на середине зала IV и V позиции ног | 2 | 18.12.2017 | |
47. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Репетиционно-постановочная работа | 2 | 20.12.2017 | |
48. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Репетиционно-постановочная работа | 2 | 22.12.2017 | |
49. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Шаг-удар, прыжок-удар | 2 | 25.12.2017 | |
50. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Репетиционно-постановочная работа | 2 | 27.12.2017 | |
51. | Повторение пройденного | 2 | 29.12.2017 | |
52. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Двойной ключ | 2 | 10.01.2018 | |
53. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Двойной ключ | 2 | 12.01.2018 | |
54. | Партерная гимнастика Классический экзерсис – ботман фондю по I позиции ног через точку | 2 | 15.01.2018 | |
55. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Самба-ход на месте | 2 | 17.01.2018 | |
56. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Самба-ход с продвижением вперед | 2 | 19.01.2018 | |
57. | Партерная гимнастика Классический экзерсис у станка – гранд ботман по I позиции ног, в сторону через точку | 2 | 22.01.2018 | |
58. | Классический экзерсис у станка – ботман тандю по V позиции ног через точку. Самба-ход на месте | 2 | 24.01.2018 | |
59. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Веревочка | 2 | 26.01.2018 | |
60. | Партерная гимнастика. Классический экзерсис. Веревочка | 2 | 29.01.2018 | |
61. | Повторение пройденного | 2 | 31.01. 2018 | |
62. | Народный станок – батман тандю с каблуком | 2 | 2.02.2018 | |
63. | Середина зала – классический экзерсис –батман тандю | 2 | 5.02.2018 | |
64. | Простая русская дробь | 2 | 7.02.2018 | |
65. | Классический экзерсис у станка – ботман жете по V позиции ног | 2 | 9.02.2018 | |
66. | Самба-ход с продвижением в сторону | 2 | 12.02.2018 | |
67. | Кортаджака | 2 | 14.02.2018 | |
68. | Классический экзерсис у станка – релеве по пяти позициям | 2 | 16.02.2018 | |
69. | Классический экзерсис у станка и на середине зала – прыжки большие и маленькие по I и II позиции ног. | 2 | 19.02.2018 | |
70. | Классический экзерсис у станка и на середине зала – прыжки большие и маленькие по I и II позиции ног с переводом рук из подготовительной в I и II позиции. | 2 | 21.02.2018 | |
71. | Соло-поворот - Самба | 2 | 26.02.2018 | |
72. | Повторение пройденного | 2 | 28.02.2018 | |
73. | Репетиционно-постановочная работа | 2 | 2.03.2018 | |
74. | Репетиционно-постановочная работа | 2 | 5.03.2018 | |
75. | Репетиционно-постановочная работа | 2 | 7.03.2018 | |
76. | Веревочка с каблуком | 2 | 12.03.2018 | |
77. | Веревочка с ковырялочкой | 2 | 14.03.2018 | |
78. | Классический экзерсис у станка – релеве с плие по V позиции ног | 2 | 16.03.2018 | |
79. | Диагональ (середина зала) – высокая ковырялочка | 2 | 19.03.2018 | |
80. | Диагональ (середина зала) - блинчики | 2 | 21.03.2018 | |
81. | Крыжачок | 2 | 23.03.2018 | |
82. | Классический экзерсис на середине зала | 2 | 26.03.2018 | |
83. | Молоточки с одним ударом | 2 | 28.03.2018 | |
84. | Повторение пройденного | 2 | 30.03.2018 | |
85. | Молоточки с двойным ударом | 2 | 2.04.2018 | |
86. | Репетиционно-постановочная работа – самба Тумба-Юмба | 2 | 4.04.2018 | |
87. | Репетиционно-постановочная работа – самба Тумба-Юмба | 2 | 6.04.2018 | |
88. | Репетиционно-постановочная работа – самба Тумба-Юмба | 2 | 9.04.2018 | |
89. | Репетиционно-постановочная работа – самба Тумба-Юмба | 2 | 11.04.2018 | |
90. | Повороты на месте | 2 | 13.04.2018 | |
91. | Повороты на месте | 2 | 16.04.2018 | |
92. | Взаимодействие в парах, тройках (беседа) | 2 | 18.04.2018 | |
93. | Взаимодействие в парах (поворот, отворот) | 2 | 20.04.2018 | |
94. | Взаимодействие в тройках | 2 | 23.04.2018 | |
95. | Взаимодействие в парах и тройках в продвижении по залу | 2 | 25.04.2018 | |
96. | Молоточки в продвижении по залу в парах, тройках | 2 | 27.04.2018 | |
97. | Повторение пройденного | 2 | 30.04.2018 | |
98. | Сходства и отличия классического и народного станка | 2 | 4.05.2018 | |
99. | Па де буре | 2 | 7.05.2018 | |
100. | Па де буре с переводом рук | 2 | 11.05.2018 | |
101. | Репетиционно-постановочная работа | 2 | 14.05.2018 | |
102. | Народный станок – деми плие с проскальзыванием ноги в жете | 2 | 16.05.2018 | |
103. | Классичекий экзерсис – постановка к палке за одну руку (боком). Положение корпуса, устойчивость, положение и вывод руки из подготовительной во вторую позицию | 2 | 18.05.2018 | |
104. | Классичекий экзерсис за одну руку | 2 | 21.05.2018 | |
105. | Хоровод – история, особенности и виды | 2 | 23.05.2018 | |
106. | Взаимодействие танцующих в хороводе | 2 | 25.05.2018 | |
107. | Повторение пройденного | 2 | 28.05.2018 | |
108. | Открытое занятие | 2 | 30.05.2018 | |
Методическое обеспечение.
Учитывая, что в хореографический кружок часто принимаются дети без специального отбора, одной из задач хореографа является исправление дефектов осанки. Следует обращать внимание на положение всей ноги и стопы, в полной и неполной выворотность, чтобы не было наклона в голеностопном суставе ни снаружи, ни внутри.
Учащиеся во время обучения должны получать представление о выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле, грации.
Ученики, проведшие определенный курс по данной программе, должны получить также общие сведения об искусстве хореографии, ее специфике и особенностях.
Отчеты хореографического кружка могут проходить как концертное выступление и как открытое занятие. Вместе с тем выступления на сценической площадке можно сочетать с выступлениями детей на воздухе, на открытой площадке в майские празднике, в дни зимних каникул хореографический коллектив принимает участие в играх и танцах детей вокруг елки.
В мероприятиях воспитательного характера входит подготовка и проведение отчетных концертов, выступлений детей в школе, клубах, на, помощь товарищам по коллективу в различных танцев, замена заболевших, самостоятельная работа по созданию, исполняемых в своей школе, в лагерях.
На занятия дети должны приходить в специальной форме, это их дисциплинирует. Девочки надевают купальник и широкие юбочки, мальчики – шорты и майки. Обувь тапочки на мягкой подошве и для мальчиков, и для девочек.
Преподаватель должен иметь раздаточный материал: эскизы костюмов. Также в классе должна быть своя фонотека и видеотека. Для выступлений необходимо иметь костюмы и танцевальную обувь, а также реквизит: зонтики, шляпки и т.д.
Результаты контроля учебной деятельности служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями, навыками.
Литература:
1.Базарова М.П., Мей В. «Азбука классического танца» Л; Искусство, 1983 год.
2 . А. Мессерер «Уроки классического танца» Л; Искусство, 1970
3. Блок Л.Д. «Классический танец» - М; Искусство, 1887 год.
4. Климов А. «Основы русского народного танца» М; Издательство МГИК 1976 год.
5. Зацепина К. и др. «Народно-сценический танец»-М; Искусство,1976 год.
6. Воронина И. А. «Историко-бытовой танец». М; Искусство, 1980 год
7. Карп П. «младшая муза» - М; Детская литература, 1986 год.
8. Руднева С., Фиш Э. «Ритмика»- М; Просвещение, 1972 год.
9. И.В. Белотелова и др. «инновационные технологии в дополнительном образовании». ДДТ г. Псков, 2007 год.
Согласовано:
Заместитель директора по ВР
_____________Комарова Г.Ф
«______»___________2017
Согласовано
На заседании ШМО
Классных руководителей
Протокол №_____
От «____»___________2017
Руководитель МО____________Юдина В.И.