СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Театр и МЫ"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Театр и МЫ"»

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено:

на заседании

методического совета

Протокол № 1

от «28» августа 2022г.


УТВЕРЖДАЮ:

и.о. директора НРМОБУ

«Куть-Яхская СОШ»

___________О.Г. Сивоченко

приказ № 366-0 от 31.08.2022г.




















Дополнительная общеразвивающая программа

«Театр и мы»

возраст обучающихся: 10-14 лет

срок реализации программы -1 год


















Автор-составитель:

Клекта Л.Н.

педагог дополнительного образования

соответствие занимаемой должности












п. Куть-Ях

2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя? И как в это же самое время раскрыть творческий потенциал ребенка? В этом незаменимым помощником выступает дополнительное образование.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы представляют собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Эти программы позволяют формировать многогранные качества личности, приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Дети очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию –сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом.

Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественного развития школьников. Дополнительной общеобразовательной программы «Дети России» не ставит перед собой задачи воспитания профессионалов (артистов, чтецов, дикторов), а ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, основана на психологических особенностях развития детей.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Целью программы является воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путём вовлечения в театральную деятельность.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства;

  • развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;

  • воспитание независимой, свободной личности;

  • создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу;

  • участие в детских фестивалях и конкурсах.

Особенности возрастной группы

  • Возраст учащихся 5-8 классов, 10-14 лет. Набор в группу свободный, состав постоянный.

Режим занятий

Общее количество в год – 70 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 2 часа.

Состав группы: постоянный. Занятия проводятся с разновозрастным составом обучающихся.

Наполняемость групп: 16 человек.

Форма обучения – очная

Форма занятий: групповая, индивидуальная.

Срок реализации – один год.

Основные формы работы:

- лекции, беседы;

- практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);

- поисково-исследовательская деятельность.

Планируемые результаты:

 Основные методы обучения:

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • уметь общаться со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях; 

  • быть эмоционально раскрепощенным, чувствовать себя комфортно в любых жизненных ситуациях;

  • быть доброжелательными и контактными.

Метапредметные результаты:  

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;

  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

К концу обучения ученик научится:

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

  • различать виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему;

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно включаться в творческую деятельность

  • осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • оценивать театральное искусство;

  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

  • ориентироваться в пространстве;

  • уметь запоминать ролевые слова;

  • находить нужные позы и действия;

  • уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;

  • уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;

  • уметь строить диалог с партнёром.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, сценического образа, поведения на сцене.

Основными формами проведения занятий являются:

  • конкурсы,

  • беседы,

  • экскурсии в библиотеки и музеи,

  • спектакли

  • праздники.

Постановка эпизодов из литературных произведений, которые способствуют приобщению детей к чтению и театральному мастерству.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов


Теория

Практика

1.

История театра.


3

1

2.

Работа над спектаклем.

2

6

3.

Культура речи.

2


5

4.


Сценические действия и театральные игры.

1

3

5.

Изготовление костюмов и декораций.


4

6.

Подготовка к выступлению.


3

7.

Работа над спектаклем.

3

5

8.

Культура речи. Виды говорения: диалог и монолог.

3

3

9.

Сценические действия и театральные игры. Групповые сюжетно-ролевые

игры.


4

10.

Изготовление костюмов и декораций.


6

11.

Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля на военную тему.

1

6

12.

Подготовка к выступлению. Отработка отдельных сцен и ролей.


5

13.

Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля.


4


Итого

15

55








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1 . Введение. График занятий и репетиций, творческие планы и предложения постановочного материала. Итоги лета.

Тема 2 . Работа над спектаклем. Выбор пьесы. Читка. Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты. Распределение ролей. Выбор актерского состава. Выбор оформителей декораций, костюмеров. (8 часов).

Тема 3 . Культура речи. Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки без слов. Понятие «общение», говорить и слушать. Речевой этикет в различных ситуациях. Игры на дыхание и правильную артикуляцию. Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. (7 часов).

Тема 4 . Сценические действия и театральные игры. Групповые сюжетно-ролевые игры. Сценическое воображение. Действия в условных ситуациях. Упражнения, игры, этюды как сценические действия. (4 часа).

Тема 5 . Изготовление костюмов и декораций. Выбор костюмов, декораций и музыкального сопровождения. Музыкальные занятия. Разучивание песен и танцев. (4 часа).

Тема 6. Подготовка к выступлению. Отработка отдельных сцен и ролей. Прогонные репетиции сцен. Окончание работ по материальной части спектакля. (3 часа).

Тема 7 . Работа над новым спектаклем. Выбор пьесы. Читка. Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты. Распределение ролей. Выбор актерского состава. Выбор оформителей декораций, костюмеров. (8 часов).

Тема 8 . Культура речи. Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки без слов. Понятие «общение», говорить и слушать. Речевой этикет в различных ситуациях. Игры на дыхание и правильную артикуляцию. Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. (6 часов).

Тема 9 . Сценические действия и театральные игры. Групповые сюжетно-ролевые игры. Сценическое воображение. Действия в условных ситуациях. Упражнения, игры, этюды как сценические действия. (4 часа).

Тема 10 . Изготовление костюмов и декораций. Выбор костюмов, декораций и музыкального сопровождения. Музыкальные занятия. Разучивание песен и танцев. (6 часов).

Тема 11 . Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля на военную тему. Работа актера - движения, текст. Музыкальные занятия. Отработка мизансцен. Занятия по технике речи, по оформлению спектакля. Завершение работы по изготовлению костюмов. Изготовление декораций и реквизита. Завершение работы по изготовлению декораций и реквизита. (7 часов).

Тема 12. Подготовка к выступлению. Отработка отдельных сцен и ролей. Прогонные репетиции сцен. Окончание работ по материальной части спектакля. (5 часов).

Тема 13 . Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля. Обсуждение участниками кружка работы над спектаклем. Отработка неудавшихся кусков, картин. Общие замечания об оформлении. Свет. Музыкальное сопровождение (4 часа).











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Кол-во часов

Дата


История театра 4 часа План

Факт

1

Введение. График занятий и репетиций

1



2

Творческие планы и предложения постановочного материала.

1



3

Зрительный зал. Мир кулис.

1



4

Мой первый театральный этюд.

1



Работа над спектаклем 8 часов


5

Выбор пьесы. Читка.

1



6

Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты.

1



7

Распределение ролей.

1



8

Выбор актерского состава.

1



9

Выбор оформителей декораций, костюмеров.

1



10

Работа по картинам.

1



11-12

Игра актеров.

2



Культура речи 7 часов


13

Виды говорения: диалог и монолог.

1



14

Мимика и жесты.

1



15

Сценки без слов. Понятие «общение», говорить и слушать.

1



16

Речевой этикет в различных ситуациях.

1



17

Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

1



18-19

Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

2



Сценические действия и театральные игры 4 часа


20

Групповые сюжетно-ролевые игры.

1



21

Сценическое воображение.

1



22

Действия в условных ситуациях.

1



23

Упражнения, игры, этюды как сценические действия.

1



Изготовление костюмов и декораций 4 часа


24

Выбор костюмов, декораций и музыкального сопровождения.

1



25

Музыкальные занятия.

1



26-27

Разучивание песен и танцев.

2



Подготовка к выступлению 3 часа


28

Отработка отдельных сцен и ролей.

1



29

Прогонные репетиции сцен.

1



30

Окончание работ по материальной части спектакля.

1



Работа над спектаклем 8 часов


31-32

Выбор пьесы. Читка.

2



33

Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты.

1



34-35

Распределение ролей. Выбор актерского состава.

2



36

Выбор оформителей декораций, костюмеров.

1



37-38

Отработка отдельных сцен и ролей.

2



Культура речи. Виды говорения: диалог и монолог 6 часов


39

Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты.

1



40

Сценки без слов.

1



41

Понятие «общение», говорить и слушать.

1



42

Речевой этикет в различных ситуациях.

1



43

Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

1



44

Проговаривание рифмовок, скороговорок,

стихов.

1



Сценические действия и театральные игры. Групповые сюжетно-ролевые

игры 4 часа


45

Групповые сюжетно-ролевые игры.

1



46

Сценическое воображение.

1



47

Действия в условных ситуациях.

1



48

Упражнения, игры, этюды как сценические действия.

1



Изготовление костюмов и декораций 6 часов


49

Выбор костюмов, декораций и музыкального сопровождения.

1



50-51

Музыкальные занятия.

2



52-53

Разучивание песен и танцев.

2



54

Показ спектакля.

1



Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля

на военную тему 7 часов


55

Работа актера - движения, текст.

1



56

Музыкальные занятия.

1



57

Отработка мизансцен.

1



58

Занятия по технике речи, по оформлению спектакля.

1



59

Завершение работы по изготовлению костюмов.

1



60-61

Изготовление декораций и реквизита. Завершение работы по изготовлению декораций и реквизита.

2



Подготовка к выступлению. Отработка отдельных сцен и ролей 5 часов


62

Отработка отдельных сцен и ролей.

1



63-64

Прогонные репетиции сцен.

2



65-66

Окончание работ по материальной части спектакля.

2



Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля 4 часа


67

Прогон всего спектакля. Обсуждение участниками кружка работы над спектаклем.

1



68

Отработка неудавшихся кусков, картин.

1



69

Показ спектакля.

1



70

Анализ спектакля, отзывы.

1





Рекомендуемая литература для педагога:

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.

  2. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми – С-П., 2001.

  3. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

  4. Безымянная. О.Н., Школьный театр. - М., 2001

  5. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

  6. Генералова И.Л.; «Театр». (Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа 2100. Книга 1, - М.: Баласс, 2012.)

  7. В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и общее образование» под ред. В. А. Горского - М.: Просвещение, 2011

  8. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе - Волгоград, издательство «Учитель», 2009

  9. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. № 14 – М.: Школьная пресса, 2000

  10. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.

Ресурсное обеспечение:

  1. Телевизор.

  2. Компьютер.

Экранно-звуковые пособия.

  1. Диски с песнями.

  2. Презентации с текстами речевых разминок.

  3. Интернет ресурсы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!