СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа театральной студии "КАБЛУЧОК"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа театральной студии "КАБЛУЧОК"»


Отдел образования Городищенского района Пензенской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа г. Срска имени В. В. Анисимова

(МБОУ ООШ Г. СУРСКА ИМЕНИ В. В. АНИСИМОВА)





Рассмотрена на заседании педагогического (методического) совета "30 августа 2024 г.

протокол № ________


У ТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ООШ г. Сурска имени В. В. Анисимова

_______________ Н.Н. Пулина

(печать)













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности



Театральная студия «КАБЛУЧОК»

(название)









Возраст обучающихся:8-15 лет

Срок реализации программы:1 год

Автор-составитель программы:

Бурова Наталья Сергеевна,

педагог дополнительного образования.









Г. Сурск, 2024 г.



1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театральная студия «Каблучок» по содержанию является художественной, по уровню освоения – стартовой, по степени авторства – модифицированной.

Нормативно-правовые основания проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ);

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

  3. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее - Целевая модель);

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. №2 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».

  7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»;

  8. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.07.2020 об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, модулей, практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

  10. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

  1. Устав и локальные акты учреждения МБОУ ООШ г. Сурска имени В. В. Анисимова.

Актуальность и новизна программы обусловлена потребностями современного общества и образовательным заказом государства в области создания и обеспечения необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся.

Программа актуальна для обучающихся, так как занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Программа актуальна для родителей, так как они заинтересованы в том, чтобы их ребенок определил себя как личность и реализовал свои возможности, был подготовлен к жизни, умел нести ответственность за себя и других, был успешным в жизни.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить психические, физические качества, а также повысить уровень общей культуры и эрудиции. Программа направлена на начальные этапы освоения актерской профессии.

Уроки актерского мастерства используются как наиболее эффективная форма общего эстетического развития ребенка. Н. В. Гоголь сказал: «Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…, это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». При помощи театральной педагогики можно развить не только природные способности ребенка, но и воспитать его духовнонравственные качества.

Новизна программы предполагает использование системно - деятельностного подхода в организации и проведении занятий, вовлечение обучающихся в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с другой, автора своего спектакля.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы «Театр и дети» является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий Щурковой Н.Е. «Программа воспитания школьника» (культурологическое направление в воспитательной деятельности педагога); А.В. Луценко, А.Б. Никитина, С.В. Клубков, М.А. Зиновьева «Основные принципы и направления работы с театральным коллективом»; Е.А. Иванова «Театральная студия» (программа дополнительного образования творческого объединения); Г.Н. Токарев, С. П. Батосская (методическое пособие в помощь начинающим руководителям театральной студии).

Образовательный процесс построен как последовательный переход воспитанника от одной ступени мастерства к другой. Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования, отличается особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала. Программа «Театр и дети» строится на следующих концептуальных принципах:

  • Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в каждой сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

  • Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

  • Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

  • Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

  • Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

  • Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Цель программы: развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

  1. Научить детей элементарным актерским навыкам; совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, драматических сказок, игр – драматизаций, упражнений актерского тренинга.

  2. Способствовать формированию актерских способностей – умению взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью.

  3. Развивать коммуникативные навыки обучающихся в процессе театральной деятельности.

Прогнозируемые результаты программы:

предметные на 1 год обучения: знает:

    • основные факты истории театрального искусства, различные виды театра, основные театральные термины (что такое кукольный театр, детский театр и др.)

    • скороговорки, специальные «произносительные» стихи, рифмовки, поэтические произведения;

    • виды этюдов на выражение различных эмоций и правила постановки пантомимы;

    • приёмы индивидуальной работы над ролью и правила работы в массовых сценах.

способен:

    • произносить скороговорки и рифмовки с увеличением темпа, самостоятельно использовать их в качестве упражнений на отработку звуков;

    • выполнять пластические этюды;

    • работать над ролью индивидуально и в массовых сценах; - взаимодействовать с партнёрами по спектаклю. владеет:

    • основами сценической деятельности;

    • умением выступать на сцене и концентрировать внимание.

Адресат программы.

Программа рассчитана на детей и подростков (девочек и мальчиков) от 7 до 15 лет. Приём на обучение по программе осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) или заявления обучающегося (достигшего возраста 14 лет), без отбора и предъявлений требований к наличию у них специальных умений и знаний.

Группы формируются из обучающихся разного возраста.

Краткая характеристика возрастных особенностей обучающихся

Младший школьный возраст (7 - 10 лет) Главной чертой этого возрастного периода является переход от игры к процессу обучения, поэтому основную часть учебного материала нужно подавать в форме игры и игровых упражнений, постепенно наполняя их правилами игры актёрской, игры театральной. А для того, чтобы преодолеть неумение учащихся данного возраста длительно держать внимание на одном виде деятельности, в каждое занятие включать чередование упражнений и тренингов по сценической речи, по ритмике, пластике, актёрской технике.

Подростковый возраст (11 - 15 лет) Этому возрасту свойственно чувство взрослости: потребность равноправия, и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Поэтому, основываясь на уже накопленном определённом опыте и знаниях, полученных учащимися, можно давать им задания с большей интенсивностью и сложностью, опираясь на самостоятельное решение некоторых исполнительских задач

Объём и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения: 92 часа.

Программа предполагает один уровень освоения: стартовый

На стартовом уровне обучающиеся знакомятся с миром театра, видами театра, театральной терминологией, театральным этикетом. Изучают виды жестов, мимики, эмоций, учатся работать с голосом и дикцией, прорабатывают выразительность речи, участвуют в театральных постановках.

Режим занятий.

Общее количество часов в неделю-2 часа. Занятия проводятся один раз в неделю, 2 часа. Продолжительность одного академического часа – 45 минут.

Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.

Особенности организации образовательного процесса.

Форма обучения: очная. В группе - 15 человек.

Форма обучения – очная, групповая.

Обучение проходит в форме теоретических и практических занятий. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации воспитанников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Организационно - методические основы.

Личностно-ориентированная технология позволяет найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся, создать условия для успеха в обучении.

Игровая технология помогает усвоить необходимые знания, приобрести нужные навыки, повышает активность и интерес к выполненной работе.

Технология методов проектов развивает познавательные интересы обучающихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, формирует коммуникативные и презентационные навыки.

Технология коллективно - творческой деятельности: воспитание общественно-активной творческой личности, развитию его способностей к социальному творчеству. В её основе лежат организационные принципы: сотрудничество детей и взрослых, социально - полезная направленность деятельности детей и взрослых.

Технология исследовательской деятельности развивает самостоятельность, логику.

Методы, используемые в обучении - словесный, наглядный, творческое проектирование, практическая работа, исследовательская деятельность:

  • методы развивающего обучения: проблемный, поисковый, творческий;

  • метод дифференцированного обучения: групповые, индивидуальные задания.

Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, специфики содержания данной программы и возраста обучающихся: рассказ, объяснение, тренинг, тестирование, игра, конкурс.

Среда обучения: дидактические материалы, компьютерные, информационные, коммуникационные технологии, интернет - ресурсы.

Принципы использования средств обучения:

  • наглядность, доступность;

  • учет возрастных особенностей.





Учебный план

п/п

Название раздела, модуля

Уровни программы

Стартовый уровень

1 год обучения

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

0

2

Актёрская грамота. Игры как способ жизнедеятельности

13

4

9

3

Художественное слово четверостиший

12

3

9

4

Самостоятельные драматические этюды

11

3

8

5

Движение и музыка

6

2

4

6

Основы сценарного мастерства «Игротека»

7

1

6

7

Работа по замыслу обучающихся

9

1

8

8

Театр вокруг нас

6

1

5

9

Страницы истории театра

7

1

6

10

Работа над спектаклем

20

4

16


ИТОГО

94

20

74

Учебно – тематический план

Наименование курса, темы, занятия

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1. Раздел «Вводное занятие»

1

1

0

беседа-опрос

2.Раздел «Актёрская грамота. Игры как способ жизнедеятельности.»

13

4

9


2.1

Знакомство с зрительным залом, сценой.

1

1

0

блиц-опрос

2.2

Внимание

1

-

1

показ и анализ

выполнения

2.3

Освобождение мышц

2

1

1

игровой

тренинг

2.4

Воображение

2

1

1

игровой

тренинг

2.5

Коллективная согласованность

3

1

2

контрольное

упражнение

2.6

Ориентировка в пространстве

1

0

1

контрольное

упражнение

2.7

Чувство партнерства

1

0

1

блиц-опрос

2.8

Значение поведения в актёрском искусстве

1

0

1

опрос-беседа

2.9

Связь предлагаемых обстоятельств с поведением

1

0

1

игровой

тренинг

3.Раздел. «Художественное слово четверостиший»

12

3

9

3.1

Художественное чтение как вид исполнительского искусства

3

1

2

тест

3.2

Говорим чётко, громко, понятно

6

1

5

контрольное

упражнение

3.3

Самостоятельные драматические этюды

3

1

2

контрольное

упражнение

4. Раздел «Самостоятельные драматические этюды»

11

3

8

4.1

Этюд как основное средство воспитания актера

Постановка сценок, этюдовисторий, четверостиший

4

4

1

1

3

3

опрос-беседа

4.2

Этюды на основные эмоции

3

1

2

анализ работы

по созданию образа спектакля

5.Раздел «Движение и музыка»

6

2

4

5.1

Тренинг на развитие двигательных способностей

3

1

2

устный опрос

5.2

Музыкальные этюды

3

1

2

устный анализ

произведения

6. Раздел. Основы сценарного мастерства «Игротека»

7

1

6

6.1 Игротека

7

1

6

контрольное

упражнение

7. Раздел. Работа по замыслу обучающихся

9

1

8

8. Раздел. Театр вокруг нас

6

1

5

9. Раздел. Страницы истории театра

7

1

6

10. Раздел. Работа над спектаклем.

20

4

16

10.1

Спектакль – результат коллективного творчества

4

1

3

тест

10.2

Пьеса – основа спектакля

3

1

2

контрольное

упражнение

10.3

Характер на сцене

2

1

1

тест

10.4

Репетиция основа сценической деятельности

11

1

10

анализ

выполнения

контрольных заданий спектакля.

ИТОГО

94

20

74

Содержание программы первого года обучения.

РАЗДЕЛ 1. Вводное занятие

Тема: Правила поведения. Техника безопасности.

Теория: Правила техники безопасности беседы с детьми, проведение инструктажей.

Практика: Игры на знакомство, освоение пространства.

Контроль: Беседа - опрос

РАЗДЕЛ 2. Актёрская грамота (Актерский тренинг. Театральная лексика. Культура сцены.)

Тема 2.1: Знакомство с зрительным залом, сценой.

Теория: Виды театра. Значение театра. Разновидности зрительного зала и сцены.

Практика: Игры с залом. Познавательная игра: Что? Где? Когда?

Контроль: блиц - опрос Тема 2.2: Внимание

Теория: Что такое внимание. Значение внимания для актера.

Концентрация и переключение.

Практика: Игры, упражнения на развитие актерского внимания и памяти. Живой телефон, воробьи – вороны, запомни фотографию, дружная семейка, зеркало, кто во что одет, тень.

показ и анализ выполнения

Тема 2.3: Освобождение мышц

Теория: Как владеть своим телом. Зачем для актера нужно умение владеть своим телом.

Практика: Упражнение на снятие мышечных зажимов. Оправдание заданных элементов действия. Напряжение-расслабление. Задания на развитие двигательных способностей: Змейка. Лесная поляна. Колокольчики. Запрет. Контроль: игровой тренинг

Тема 2.4: Воображение

Теория: Что такое воображение. Значение воображения для актера.

Активность от превращения к превращению.

Практика: Игры на развитие воображения: Я скульптор, а моя рука – глина. Замороженный. Суета. Диалог с ногами. Переход. Скульптор лепит звук. Жизнь бабочки, котенка, птицы. Пантомима. Рассказ-картинка. Рассказ наоборот.

Контроль: игровой тренинг

Тема 2.5: Коллективная согласованность

Теория: Что такое общение? Можем ли мы общаться без слов? Что помогает нам понять друг друга, если мы общаемся молча? Что такое согласованность действий? Что такое предлагаемые обстоятельства?

Практика: Упражнения на коллективную согласованность «след в след», «повтори за ведущим». Упражнения на «одновременность». Одновременно, без команды поставить стулья, хлопнуть в ладоши.

Контроль: анализ (этюда) игровой деятельности. Тема 2.6: Ориентировка в пространстве

Теория: Понятие «Точки зала». Развитие пространственной ориентировки. Использование возможностей театрализованной деятельности на развитие пространственной ориентировки.

Практика: Упражнения на умение ориентироваться в пространстве «задник, кулисы, центр сцены».

Контроль: анализ игровой деятельности

Тема 2.7: Чувство партнерства

Теория: Понятие «чувство партнера», его роли в актерском искусстве.

Способы взаимодействия с партнером в актерском искусстве.

Практика: Упражнения чувство партнерства «Эстафета» - коллективное упражнение, в нём есть у каждой своей обязанности, которую необходимо выполнить вовремя.

Контроль: анализ (этюда) игровой деятельности

Тема 2.8: Значение поведения в актерском искусстве

Теория: Основы театральной культуры. Что такое «актёрская фантазия и воображение». Выразительность действий по наблюдениям в жизни, этюдах, художественной литературе, кино и театральном искусстве, живописи.

Практика: Возможность актера преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров. Упражнения на ПФД (память физических действий).

опрос - беседа

Тема 2.9: Связь предлагаемых обстоятельств с поведением.

Теория: «Если бы» - как начало творческого процесса. Логика действий.

Практика: Этюды - задания на предлагаемые обстоятельства, предыстории и истории.

Контроль: игровой анализ

РАЗДЕЛ 3. Художественное слово. (Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Дыхательно - звуковой тренинг.)

Тема 3.1: Художественное чтение как вид исполнительского искусства Теория: Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата.

Практика: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления рече - голосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью). Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.

Контроль: анализ

Тема 3.2: Говорим чётко, громко, понятно

Теория: Понятие речь. Техника речи (дыхание, голос, артикуляция, дикция). Устройство речевого аппарата.

Практика: Голосо – речевой тренинг. Упражнения на дыхание, вибрационный массаж, тренировка звукоряда, артикуляционная гимнастика.

Работа со скороговорками. Упражнение: Ямки. Ленивый алфавит.

Контроль: анализ выполнения творческого этюда

РАЗДЕЛ 4. Самостоятельные драматические этюды.

Тема 4.1: Этюд как основное средство воспитания актера

Теория: Этюд как основное средство воспитания актера. Этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах».

Практика: Упражнение «Войти в дверь» на исходное событие.

Постановка сценок, этюдов - историй, четверостиший.

Контроль: анализ творческого задания

Тема 4.2: Постановка сценок, этюдов - историй, четверостиший Теория: Виды театральных этюдов.

Практика: Выполнение этюдов на крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

Контроль: анализ работы по созданию спектакля Тема 4.3: Этюды на основные эмоции

Теория: Виды эмоции: радость, гнев, грусть, милосердие, сострадание, отвращение, страх, ссора, обида, усталость, встреча.

Практика: Постановка сценок, этюдов - историй, четверостиший. Этюды на картины – парные, групповые, без слов. Постановка этюдов тему ссора, обида, усталость, встреча. Постановка этюдов на радость, гнев, грусть, милосердие, сострадание, отвращение.

анализ творческого задания







































РАЗДЕЛ 5. Движение и музыка.

Тема 5.1: Тренинг на развитие двигательных способностей

Теория: Зачем для актера нужно умение владеть своим телом? Как владеть своим телом?

Практика: Тренинг на развитие двигательных способностей.

Упражнения на разогрев мышечного аппарата сопровождаются музыкальным фоном.

Контроль: устный опрос Тема 5.2: Музыкальные этюды

Теория: Для чего нужна музыка в театре. Как музыка помогает создавать тот или иной образ на сцене?

Практика: Импровизации на музыкальную тему. На занятие выносятся различные музыкальные отрывки для прослушивания, определяется тема для постановки этюдов.

Контроль: устный анализ произведения

РАЗДЕЛ 6. Основы сценарного мастерства.

Тема 6.1: Игротека

Теория: Игра средство общения со сверстниками. Классификация игр. Основные приемы и средства воплощения игровой ситуации, умение объяснять правила игры.

Практика: Разучивание народных подвижных игр. Изучение основных приемов и средств воплощения игровой ситуации, умение объяснять правила игры, умение координировать свои действия при реализации события в игровом задании.

Контроль: контрольное упражнение

РАЗДЕЛ 7. Работа по замыслу обучающихся.

Тема: Правила построения игровой программы. Как распределить роли.

Как подобрать атрибутику и костюмы.

Практика: Разучивание текста народной игровой программы, сценария.

Репетиции. Показ. Контроль: анализ показательного выступления.

РАЗДЕЛ 8. Театр вокруг нас

Тема: Театр вокруг нас

Теория: Правила поведения в театре и на спектакле на концертах.

Обсуждение после просмотра спектакля.

Практика: Знакомство детей с профессиональными театрами. Выезд (выход) в театр на спектакль (на экскурсию по театру).

Контроль: анализ творческой деятельности

РАЗДЕЛ 9. Страницы истории театра. Тема: Страницы истории театра Теория: Театр как вид искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр, (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио и телетеатр. Происхождение театра из обряда. Древнегреческий театр и его особенности.

Практика: Работа над образом скомороха. Посещение театра.

Викторина.

Контроль: самоанализ

РАЗДЕЛ 10. Работа над спектаклем.

Тема 10.1: Спектакль – результат коллективного творчества

Теория: Путешествие по театральной программе (драматург, режиссёр, художник, композитор, создатель декораций).

Практика: Просмотр фильма. Сюжетно ролевая игра.

Контроль: тест

Тема 10.2: Пьеса – основа спектакля

Теория: Выбор произведения для постановки. Краткие сведения о выбранном произведении: об авторе, об эпохе создания произведения, о времени действия, о персонажах.

Практика: Читка пьесы по ролям. Сценическое воплощение пьесы и её анализ (выявление темы, идеи, основного конфликта) Распределение ролей.

Этюды.

Контроль: контрольное упражнение

Тема 10.3: Характер на сцене

Теория: Знакомство с общими структурными элементами пьесы (экспозиция, завязка. Развитие действия, кульминация, развязка).

Практика: Чтение пьесы по ролям. Сценическое воплощение пьесы и выявление характера действующих лиц, различных обстоятельств их жизни и т.д.

Контроль: тест

Тема 10.4: Репетиция основа сценической деятельности.

Теория: Творческая работа над спектаклем.

Практика: Репетиция эпизодов. Работа актёра над собой. Этюды по сценам. Отработка сцен, эпизодов, мизансцен. Мизансцена в спектакле. Работа над речью и пластикой. Отработка сцен, эпизодов, мизансцен. Творческая работа над спектаклем. Работа с партнёром. Репетиция пьесы с музыкальным и световым сопровождением.

Контроль: Анализ выполнения контрольных заданий спектакля.

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала

обучения по программе

Дата окончания

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий



обучения по

программе



1 год

03.09

31.08

46

92

1 раз в неделю 2 часа

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы.

Учебное помещение должно соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи").

Для проведения занятий имеются: мультимедийный проектор, компьютер, художественная литература, реквизит для создания костюмов, образов.

Кадровое обеспечение.

Реализация Программы может осуществляться педагогом дополнительного образования. Педагог обязан соответствовать требованиям и владеть компетенциями, определенными профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «5» мая 2018г. № 298н и. Допускаются к реализации лица, имеющие профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, постоянно, повышающим квалификацию через курсовую подготовку, участие в мастер- классов, конкурсах профессионального мастерства.

Форма аттестации и контроля.

Аттестация по завершении программы проводится по окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе театральной студии «Каблучок». Итоговая аттестация осуществляется педагогом дополнительного образования.

Цель контроля: побудить обучающихся к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.

Для оценки результативности знаний и умений проводится:

  • вводный контроль (цель: диагностирование знаний и умений обучающихся в начале обучения). Осуществляется в начале учебного года в виде устного опроса детей, наблюдения педагога.

  • текущий контроль (цель: определить степень усвоения учебного материала); текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка).

  • промежуточный контроль (цель: по окончании первого полугодия провести сравнение с началом года, определить результат обучения);

  • итоговый контроль (цель: после изучения всего курса определить уровень развития обучающихся, их творческие способности). Итоговый контроль чаще всего проводится в форме открытых занятий и мини-спектаклей.

Способы проверки результатов

Основными способами оценки реализации программы являются: показ инсценировок и выступление.

Организационно-методические условия реализации программы

Программа театральная студия «Каблучок» может быть реализована при взаимодействии нескольких составляющих ее обеспечения.

Разделы программы

Материалы с сайта

Вводное занятие. Знакомство с особенностями театрального искусства. Инструктаж по технике безопасности.

Театральный портал «Драматешка»

http:// dramateshka.ru/

История театра

Театральный Этюд http:// biblioteka.

portal-etud.ru/

Кукольный театр «Мы кукловоды»

Олеся Емельянова Пьесы и сценарии для кукольного театра http:// www .olesya-emelyanova. ru/

Детский театр «Мы актеры»

Развиваемся вместе с театром mega. talant. combiblioteka/ razvivaemsya..

Театральная мастерская

История костюма в картинках http: // gorod. crimea. edu/ librari/ ist_cost/

Актерское мастерство

Уроки актерского мастерства vsekursy. Com. read /369_urokiakterskogo-....

Досуг и творчество

Фестиваль. ru festivals. ru

Методическое обеспечение

Методика проведения занятий.

Программа является интегрированной по содержанию и позволяет обучающимся познакомиться с разнообразными методами и приемами театральной деятельности: тренинги актерский, речевой, самостоятельные этюды одиночные и коллективные, читка и разбор материалов для постановки, изучение страниц истории театра в виде бесед и рефератов, составление сценариев к праздникам и концертам, выступления и др.

Программа построена по концентрическому принципу, что позволяет более глубоко изучить содержание программы. Программа построена на изучении основного материала от простого к сложному, от основ художественного слова в начале года до показа чтецких работ в конце года.

Знакомство с театральной деятельностью начинается с темы «Актерская грамота», ребята познают многообразие выразительных средств в театре. А изученная тема «Художественное слово» помогает в работе над текстом в постановке, спектакле.

Знание актерской грамоты – это основа всего изучаемого материала программы.

На занятиях по теме «Актерской грамоте», ребята развивают с помощью игр и упражнений на развитие актерского внимания, зрительной памяти, воображение, что необходимо в жизненной практике каждого человека.

«Беседы о истории театра» расширяют знания и кругозор обучающихся.

«Основы сценарного мастерства» дают свободу творчеству, которое идет от замысла ребят, а реализация этой темы происходит на праздниках и концертах, где ребята с удовольствием выступают ведущими.

На втором году обучения эти темы усложняются, так же с использованием принципа - построения по театральным дисциплинам. Задача этого построения - постепенное усложнение заданных тем, для лучшего усвоения театрального искусства.

Знакомясь с различными театральными видами деятельности, ребята многое узнают о предмете, сами делают первые шаги в показах и выступлениях на сцене.

Содержание программы предусматривает работу по замыслу обучающихся, что способствует их личностному творческому росту. Формы и методы работы Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами театрального искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.

Процесс обучения театральному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил театрального искусства у ребят развиваются творческие начала.

Методы и приемы, используемые в процессе обучения:

  • наглядный;

  • словесный; - репродуктивный; - КТД.

  • оценка;

  • сравнения;

  • убеждения;

  • игровой; - поощрения; - поисковый.

На занятие следует выносить от 3-х до 5-ти заданий, одно из которых обязательно должно быть новым, а остальные или повторением или модификацией уже знакомых.

Работа над каждым заданием не должна превышать 15 минут, из которых основное время уделяется исполнительской деятельности. Анализ и обсуждение работ-выступлений представляют собой отдельные задания для всех участников.

Подготовка и содержание всякого выступления используется как повод для возникновения новых учебных, творческих, организационных упражнений. Задания в упражнениях строятся по принципам:

  • угадай;

  • дополни;

  • отличись; - повтори; - проверь. Критерии оценки выполненных упражнений:

  • что мы делаем;

  • что мы видим;

  • что мы понимаем;

Мизансцена занятия меняется не менее 5 раз. Тема занятия не объявляется, она является для учеников тайной, которую в течение занятия педагог как бы предлагает им разгадывать.

Это даёт возможность обучающемуся самому поставить цель своим действиям, самому натолкнуться на связанные с ними препятствия и самому поискать возможные решения. Для этого предлагаются задания, конечная цель которых участникам не видна. Для выполнения некоторых заданий создаются смешанные группы из 2-3 человек (каждый раз разные).

Обучающиеся постепенно привыкают работать и находить неожиданные решения заданий в любом составе группы, а не только с тем с кем хочется. Комплексный подход к занятиям означает выполнение разных упражнений по нескольким темам. Практический характер прохождения тем делает это возможным.

Комплексный подход позволяет творчески подходит к планированию каждого конкретного занятия, подбирать задания и упражнения таким образом, чтобы успешное выполнение упражнений по одной из тем служило базой для успешного выполнения упражнения по другой.

Алгоритм занятия Речевой тренинг:

  • Разогревающий массаж;

  • Артикуляция;

  • Дыхание;

  • Масочный звук и посыл;

  • Логика речи. Упражнение по актерскому мастерству:

  • Внимание;

  • Воображение;

  • Упражнения на развитие воображения для создания предлагаемых обстоятельств;

  • Этюды (или репетиция спектакля).

Воспитательный потенциал программы

В воспитательном блоке по данной образовательной программе основное внимание уделяется всестороннему гармоничному развитию обучающихся.

Организация воспитательного процесса.

Организация групповых занятий формирует у обучающихся дружеские, доброжелательные отношения, учат сплочению детей, стимулируют взаимопомощь друг другу. Воспитательным моментом является ориентация детей на изготовление сувениров и подарков родным и близким. В воспитательной работе используются массовые формы работы. Участие в фестивалях, экскурсии в музеи и на выставки декоративно-прикладного творчества, научно-практические конференции, позволяют воспитывать в детях коммуникабельность, умение вести себя в общественных местах, презентовать себя. Несомненно, большим воспитательным потенциалом обладают занятия – праздники, акции («День рождения – весёлый праздник», «Без друзей на свете трудно жить…», Акция «Открой сердце для добра» и др.).

В течение учебного года при необходимости проводятся коллективные и индивидуальные беседы, а также обращение к личному опыту. Важным является: постоянное усложнение педагогических задач; повышение требовательности к возможностям детей; педагогическая оценка прогресса деятельности ребёнка, а также ориентация ребёнка на социально значимый результат. В результате постепенно вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, адекватная самооценка деятельности.

Профилактическая работа по формированию здорового образа жизни и предупреждению правонарушений среди обучающихся.

При планировании работы по профилактике здорового образа жизни педагогом ставятся следующие задачи:

  • создание благоприятного микроклимата для обучающихся;

  • всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности обучающихся;

  • воспитание духовно-нравственных ценностей;

  • организация работы с обучающимися и их родителями;

  • изучение государственных и международных документов о правах человека, о положении ребенка в обществе и его правах;

  • ведение работы, направленной на пропаганду ЗОЖ среди молодежи и её привлечению к занятиям культурой и спортом.

Тематика бесед педагога с обучающимися

  • правила поведения и культура поведения, правила общения;

  • дружба и толерантность;

  • правильная осанка;

  • твоя гигиена;

  • вред курения, алкоголя и наркотиков;

  • государственная символика;

  • работоспособность – важное качество человека;

  • будущая профессия;

  • экология;

  • правила дорожного движения.

Организация и проведение тематических праздников:

  • День пожилого человека;

  • День народного единства;

  • День матери;

  • Рождество;

  • День защитника Отечества;

  • Международный женский день;

  • Масленица;

  • Праздник Весны и Труда - 1 мая; - День Победы; - День России.

Патриотическое воспитание:

  • участие обучающихся творческого объединения в мероприятиях, посвящённых Дню Победы, Дням воинской славы, с участием военнослужащих, ветеранов, тружеников тыла;

  • беседы «Разговоры о важном», «Герои прошлых и наших времен», «На страже границ»; «символы моей страны»

  • мероприятия: «Великие люди, Великой страны», «Герои нашего времени»

  • Список основной и дополнительной литературы:

Литература для педагога:

    1. Бруссер А. «Сценическая речь», М. серия «Я вхожу в мир искусств» №8, 2008.

    2. Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008с.

    3. Ганелин Е. Р. Методическое пособие «Школьный театр» Санкт – Петербург, СПГАТИ, кафедра основ актерского мастерства, 2002. -31с.

    4. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. - СПб: Прайм Еврознак, 2008. -377 с.

    5. Ершова А.П. Букатов В.М. «Актерская грамота -подросткам» -М.: Просвещение, 1994.

    6. С.Ю. Кидин Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград: Учитель, 2009. -153с.

    7. Кох И.Э. Основы сценического движения. М.: Просвещение, 1979. -222с.

    8. Никитина А.А. «Театр, где играют дети» (под ред. А. А. Никитиной) М., «Владос», 2001. – 288 с.: ил.

    9. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1990. – 921с.

    10. Петрова А. Н. «Сценическая речь. Техника сценической речи» М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2010. -144с., ил.

    11. Развивающие театральные игры по методике З.Я. Корогодского //Я вхожу в мир искусств, 2008. -№1

    12. Серия репертуарно-методической библиотечки «Я вхожу в мир искусств», М., ВЦХТ

    13. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8т-т.2, т.3 «Работа актера над собой» М., Искусство,1985, с.151

    14. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., «Владос», 2003.

Литература для обучающихся:

    1. Дюпре В. Как стать актером/ Дюпре В. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007.

    2. Мифы Древней Греции. - М: Белый город, 2008. – 143 с.

    3. П.Пави. Словарь театра. М. 1991.

    4. Энциклопедия для детей. Том 7, Искусство/Под ред. Володина В.А. - М: Аванта+, 2001. – с.222-413.

Интернет-ресурсы:

    1. Театр-студия как средство реилизации личности обучающихся. Эпова С.А. На примере театра-студии «Алый парус» pedrazvitle. ruraboly_dopolnitelnoe_new index...

    2. Театральная деятельность и сценическое искусство в системе дополнительного образования UchMet. ruevents /item/1216851 3. Фестиваль. ru festivals. ru

    1. Развиваемся вместе с театром mega. talant. combiblioteka/ razvivaemsya.. s. teatrom.

    2. Театральный портал « Драматешка» http:// dramateshka.ru/

Список литературы для педагога:

1. Алянский Ю.Л., Азбука театра, Л., Детская литература. Ленинград, 1986г. 2. Бруссер А. «Сценическая речь», М. серия «Я вхожу в мир искусств» №8, 2008.

    1. Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008с.

    2. Ганелин Е. Р. Методическое пособие «Школьный театр» Санкт – Петербург, СПГАТИ, кафедра основ актерского мастерства, 2002. -31с.

    3. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. - СПб: Прайм Еврознак, 2008. -377 с.

    4. Ершова А.П. Букатов В.М. «Актерская грамота -подросткам» -М.: Просвещение, 1994.

    5. С.Ю. Кидин Театр - студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград: Учитель, 2009. - 153с.

    6. Кох И.Э. Основы сценического движения. М.: Просвещение, 1979. -222с.

    7. Никитина А.А. «Театр, где играют дети» (под ред. А. А. Никитиной) М., «Владос», 2001. – 288 с.: ил.

    8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1990. – 921с.

    9. Петрова А. Н. «Сценическая речь. Техника сценической речи» М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2010. - 144с., ил.

    10. Развивающие театральные игры по методике З.Я. Корогодского //Я вхожу в мир искусств, 2008. - №1

    11. Серия репертуарно-методической библиотечки «Я вхожу в мир искусств», М., ВЦХТ

    12. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8т-т.2, т.3 «Работа актера над собой» М., Искусство,1985, с.151

    13. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., «Владос», 2003.

Список литературы для детей и родителей:

    1. Ю.Л. Алянский Азбука театра. СПб, 1990.

    2. Дюпре В. Как стать актером/ Дюпре В. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007.

    3. Мифы Древней Греции. - М: Белый город, 2008. – 143 с.

    4. П. Пави. Словарь театра. М. 1991.

    5. Энциклопедия для детей. Том 7, Искусство/Под ред. Володина В.А. - М: Аванта+, 2001. – с.222-413.

Приложение

Контрольно-измерительные материалы

Тест

1.Основой сценического искусства является:

а) мизансцена б) темпо-ритм в) действие

    1. Когда отмечается Международный день театра?

а) 27 апреля б) 27 марта в) 27 августа г) 27 мая

    1. Определите основные средства актёрского перевоплощения:

а) бутафория б) маска в) занавес г) костюм

    1. Что является средством выразительности театрального искусства?

а) слово б) звуко-интонация в) освещение г) игра актёров

    1. То, к чему актёр стремится в конечном итоге, то, чего хочет достичь. Это рождает у актёра эмоциональные побуждения к действиям, необходимым для её осуществления. а) сверхзадача б) мизансцена в) оценка

    2. Как называются места в театре, где сидят зрители?

а) зрительный зал б) костюмерная в) фойе 7. Что закрывает сцену от зрителей?

а) задник б) занавес в) кулисы 8. Кто пишет музыку к спектаклю?

а) композитор б) режиссёр в) сценарист

    1. Какое вознаграждение самое дорогое для актёра?

а) аплодисменты б) приз в) цветы

    1. Театральный элемент оборудования сцены или оформления спектакля?

а) занавес б) кулисы в) декорации

Промежуточная аттестация

    1. Перерыв между актами или действиями спектакля — это

(Антракт.)

    1. Первое выступление актёра в театре или спектакле — это

(Дебют.)

    1. Объявление о том, что все билеты проданы, называется....

(Аншлаг.)

    1. Заключительная сцена спектакля — это

(Финал.)

    1. Отзыв, критический разбор и оценка произведения или театрального представления — это …

(Рецензия.)

    1. Перечень пьес, поставленных театром за определённый срок — это

(Репертуар.)

    1. Первая демонстрация спектакля — это

(Премьера.)

    1. Какие профессии не относятся к театральным:

  • артист

  • сценарист

  • кассир

  • гримёр

  • звукооператор

  • режиссер

  • инженер

  • музыкант

  • костюмер

9. Что такое реквизит — это ….

(Предметы, необходимые актёрам во время спектакля) 10. Какие виды театров для детей вы знаете...?

(театр кукол, театр юного зрителя, детский театр, театр на льду и т. д.) 11. Что означает слово театр в переводе с греческого?

(Зрелище)

    1. С какого театра рекомендуется начинать обучение детей приемам кукловождения?

(Театр на ложках.)

    1. Объявление о том, что все билеты на спектакль, концерт проданы?

(Аншлаг.)