ФИЛИАЛ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ»
для реализации образовательной программы
среднего специального образования по специальности
5-04-0322-02 Документационное обеспечение управления
Минск
2024
Автор: Программа разработана преподавателем филиала учреждения
образования «Минский государственный лингвистический
университет» «Лингвогуманитарный колледж» Румянцев А.И.
Ответственный за выпуск: Лобырина Е.В. , заместитель директора по УПР
Обсуждена на заседании цикловой комиссии преподавателей белорусского и русского языков и литературы филиала учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет»
«Лингвогуманитарный колледж».
Протокол № от 2024
Председатель ЦК __________Е.Г.Хведелиани
У
тверждена приказом по филиалу учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет» «Лингвогуманитарный колледж» от № №
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Технологическая практика является составной частью образовательного процесса по специальности "Документационное обеспечение управления" и формирует у учащихся профессиональные и личностные качества.
Цель технологической практики – совершенствование навыков профессионального мастерства и адаптация учащихся к условиям будущей профессиональной деятельности.
Для выполнения цели предусматривается выполнение следующих задач на практике : закрепление и углубление знаний,полученных учащимися в процессе теоретического обучения, формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности секретаря-референта, приобщение учащихся к организаторской деятельности в условиях трудового коллектива, приобретение профессиональных навыков работы в службах документационного обеспечения управления, воспитание у учащихся профессиональных и личностных качеств, чувства ответственности за выполненную работу. Приобретение знаний, умений и навыков, обусловливающих качественное, самостоятельное, творческое выполнение практических заданий.Приобретение опыта работы с применением знания иностранного языка (составление документов на иностранном языке, ведение переговоров, перевод входящих документов с иностранного языка на русский язык, перевод рекламной продукции и т.п.), специализация в определенной области; накопление опыта самостоятельного разрешения проблемных ситуаций.
По итогам прохождения практики учащиеся сдают руководителю следующую отчётную документацию:
1. дневник (Приложение А);
2. письменный отчет о выполнении программы практики (Приложение Б);
3. буклет с информацией об организации-базе практики на русском и английском языках в соответствии с требованиями и применяя умения и навыки, приобретённые в ходе предыдущих практик и изучения теоретических дисциплин (первый этап практики);
4. образцы документов на иностранном языке ( второй этап практики);
5. анализ использования электронного документооборота в организации (первый этап практики);
6. номенклатуру дел организации/структурного подразделения по месту практики (второй этап практики).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел и тема | Кол-во часов |
Вводное занятие. Раздел I. Ознакомление с организацией. Инструктаж по правилам безопасности (вводный). Знакомство с правилами внутреннего трудового распорядка организации (учреждения образования, предприятия). Знакомство с задачами и содержанием практики; инструктаж по ведению документации; оформление дневника по практике; знакомство с учреждением, его историей, структурой; инструктаж по безопасным условиям труда в учреждении образования, организации, предприятии Раздел II. Изучение работы службы документационного обеспечения управления 2.1. Изучение структуры службы ДОУ, составление структурных схем Функциональные обязанности руководителя службы ДОУ и работников подчиненных подразделений 2.2. Ознакомление с Положением о СДОУ организации, должностными инструкциями работникам СДОУ 2.3.Организация бездокументного обслуживания руководства Раздел ІІІ. Работа по документированию управленческой деятельности организации 3.1. Ознакомление с документами организации, их классификация 3.2. Анализ бланков и документов в соотвествии с СТБ 6.38.-2016 3.3. Составление документов Раздел IV. Работа по организации документооборота 4.1. Изучение порядка прохождения входящих и исходящих 4.2. Прием и первоначальная обработка входящих документов, передача их на исполнение Обработка входящих и исходящих документов 4.3. Подготовка к отправке исходящих документов. Группировка исполненных документов в дела Раздел V. Изучение технических средств управления 5.1. Копирование и размножение документов Средства современной оргтехники 5.2. Послепечатная обработка размноженных документов Информационная и электронная обработка, хранение документов 5.3. Ознакомление со средствами передачи информации, применяемыми в учреждении Раздел VI. Работа по созданию документов на компьютере 6.1. Использование компьютерных технологий при подготовке текстовых документов 6.2. Составление основных видов организационно-распорядительных документов на компьютере 5.3. Создание образцов документов на иностранном языке Раздел VII. Приобретение профессиональных умений и навыков по специальности 7.1. Прием и регистрация поступающей корреспонденции, направление ее в структурные подразделения 7.2. Оформление регистрационных карточек и создание банка данных 7.3. Осуществление контроля за прохождением документов 7.4. Формирование дел Итоговые занятия | 9 6 26 8 12 6 36 8 12 16 26 8 10 8 41 12 23 6 36 6 30 96 20 18 14 30 12 |
Итого | 288 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание темы | Формируемые умения и навыки | Виды выполняемых работ | Рабочее место (оборудование) |
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Обучение вопросам охраны труда |
Раздел I. Ознакомление с организацией. Инструктаж по правилам безопасности (вводный) |
Цели, задачи и содержание технологической практики. Должностные обязанности практиканта. Знакомство учащихся с правилами ведения и содержанием дневника, требованиями к написанию отчета. Распределение учащихся по местам прохождения практики, выдача необходимых документов. Беседа с руководителем практики от колледжа. Знакомство с организацией (учреждением), её историей, структурой. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка и режимом работы организации (учреждения). | Познакомить учащихся с целями, задачами и содержанием практики, должностными обязанностями практиканта и требованиями к ведению документации. Сформировать знания о структуре, функциях и безопасных условиях труда в организации (учреждении). | Знает цели, задачи и содержание технологической практики. Называет должностные обязанности практиканта и соблюдает требования к правильному оформлению документации. | Учреждение, организация, предприятие |
Раздел II. Изучение работы службы документационного обеспечения управления |
2.1. Изучение структуры службы ДОУ, составление структурных схем 2.2. Ознакомление с Положением о СДОУ организации, должностными инструкциями работникам СДОУ 2.3.Организация бездокументного обслуживания руководства | Сформировать знания о составе службы ДОУ, основных обязанностях руководителя СДОУ и работников подчиненных подразделений. | Ориентируется в структуре организации (учреждения), в которой проходит практику. Знает функции и обязанности служащих СДОУ. | Учреждение, организация, предприятие |
Раздел ІІІ. Работа по документированию управленческой деятельности организации |
3.1. Ознакомление с документами организации, их классификация Документы как носители информации. Функции документа. 3.2. Анализ бланков и документов в соотвествии с СТБ 6.38.-2016. Порядок оформления реквизитов документов. Требования к текстам документов. Особенности разработки бланков. 3.3. Составление документов .Порядок составления отдельных видов документов (приказы, письма, акты, протоколы, докладные записки, объяснительные записки, характеристики и т.д.). | Обучить основным способам документирования, порядку оформления реквизитов документов. Обучить правилам составления бланков Закрепить умение составлять отдельные виды документов на бланках | Выполняет работы по документированию и проставлению реквизитов на документах. Располагает реквизиты на бланках документов Составляет отдельные виды документов | Учреждение, организация, предприятие |
Раздел IV. Работа по организации документооборота |
4.1. Изучение порядка прохождения входящих и исходящих 4.2. Прием и первоначальная обработка входящих документов, передача их на исполнение 4.3. Подготовка к отправке исходящих документов. Группировка исполненных документов в дела | Познакомить со специфической документооборота данной организации (учреждения). Выработать умения принимать и отправлять документы. Научить группировать документы в дело. | Выявляет специфические черты документооборота данной организации (учреждения). Проводит прием и отправку корреспонденции. Группирует документы в дело. | Учреждение, организация, предприятие |
Раздел V. Изучение технических средств управления |
5.1. Копирование и размножение документов 5.2. Послепечатная обработка размноженных документов 5.3. Ознакомление со средствами передачи информации, применяемыми в учреждении | Познакомить со средствами современной оргтехники и ее функциями. Закрепить умения использовать средства современной оргтехники при обработке, копировании, тиражировании и хранении документной информации. Научить пользоваться средствами электросвязи для передачи информации. | Высказывает общее суждение о средствах современной оргтехники и ее функциях. Выполняет обработку, копирование, тиражирование и хранение документной информации, используя средства современной оргтехники. Умеет пользоваться средствами электросвязи для передачи информации. | Учреждение, организация, предприятие |
Раздел VI. Работа по созданию документов на компьютере |
6.1. Использование компьютерных технологий при подготовке текстовых документов 6.2. Составление основных видов организационно-распорядительных документов на компьютере 5.3. Создание образцов документов на иностранном языке | Развить умения использовать компьютерные технологии при подготовке текстовых документов на русском и иностранном языках | Использует компьютерные технологии при подготовке текстовых документов на русском и иностранном языках. | Учреждение, организация, предприятие |
Раздел VII. Приобретение профессиональных умений и навыков по специальности |
7.1. Прием и регистрация поступающей корреспонденции, направление ее в структурные подразделения 7.2. Оформление регистрационных карточек и создание банка данных 7.3. Осуществление контроля за прохождением документов 7.4. Формирование дел 7.5. Систематизация и хранение документов текущего значения. Обеспечение сохранности документов в организации | Развить навыки по операциям, связанных с приемом, передачей и учетом документов Научить оформлять РКК, регистрировать все категории входящих, исходящих и внутренних документов на РКК на бумажном или электронном носителе. Научить проверять и регулировать ход исполнения, снятия документов с контроля. Изучить Правила научить группировать исполненные документы в дела в соответствии с номенклатурой дел и систематизировать документы внутри дел Выработать навыки систематизации и хранения документов текущего значения. Правила обеспечения сохранности документов в организации | Применяет полученные знания по приему, передаче в структурные подразделения документы и учету поступающей корреспонденции. Оформляет РКК, регистрирует все категории входящих, исходящих и внутренних документов на РКК Проверяет и регулирует ход исполнения, снятия документов с контроля. Группирует исполненные документы в дела. Умеет систематизировать и хранить документы текущего значения. Обеспечивает сохранность документов в организации | Учреждение, организация, предприятие |
| Итоговое занятие | | |
Оформление отчетной документации в соответствии с требованиями к текстовым документам. Анализ собственных достижений за период практики. | Научить применять полученные знания для оформления отчетной документации по технологической практике. | Применяет полученные знания для оформления отчетной документации по технологической практике. Анализирует собственные достижения за период практики. | Учреждение, организация, предприятие |
Приложение 1
Образец оформления титульного листа дневника
ФИЛИАЛ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Отделение
Специальность
Дневник
Практики «Технологическая»
с 20 г. по 20 г.
учащейся (гося) группы
(фамилия, имя, отчество)
Место практики __________________________________________________
(полное название организации (учреждения)
________________________________________________________________
Приказ о направлении на практику № ________ от ___________ 20___ г.
Зам. директора по УПР _______________
(подпись)
М.П.
Приложение 2
Примерная форма отчета учащегося по учебной практике
-
Описание организации, где учащийся проходит практику.
-
Рабочее место.
-
Служебные обязанности практиканта
-
Выполняемые работы. Применение теоретических знаний на практике.
-
Трудности: чем вызваны и как их преодолели.
-
Помощь со стороны руководителей практики от организации и от колледжа.
-
Наиболее интересные моменты в работе.
-
Оценка своих достижений. Имеющиеся пробелы в знаниях и пути их устранения.
Приложение 3
Образец оформления титульного листа
отчета руководителя практики
ФИЛИАЛ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ОТЧЕТ
руководителя технологической практики
в ____ группе ___ курса
специальности 2-26 02 31 Документоведение и документационное
обеспечение управления
______________________________
(Ф.И.О. руководителя)
20__/ 20__ учебный год
Отчет обсужден на заседании цикловой комиссии белорусского и
русского языков и литературы
Протокол № ___ от ___________ 20__г.
Председатель ЦК ________________ ________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Приложение 4
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ОТЧЕТА
РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ
-
Титульный лист.
-
Сведения об организации, где проводилась практика.
-
Описание видов работ, выполняемых практикантами.
-
Трудности, с которыми встретились практиканты, и анализ их причин.
-
Помощь, оказываемая практикантам руководителями практики от организации и от колледжа
-
Учебные достижения учащихся-практикантов.
-
Выставленные отметки.
Баллы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Кол-во уч-ся | | | | | | | | | | | |
-
Пожелания руководителя практики по совершенствованию организации практики.
_________________
(подпись руководителя)
ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Отметка в баллах | Показатели оценки |
1 (один) | Узнавание и использование отдельных объектов изучения программного учебного материала, представленных в готовом виде (реквизитов, терминов, бланков, документов); наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью руководителя практики. |
2 (два) | Различение и использование объектов изучения программного учебного материала, представленных в готовом виде; осуществление соответствующих практических действий; наличие существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью руководителя. |
3 (три) | Воспроизведение и использование части программного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление реквизитов, бланков, документов); осуществление умственных и практических действий по образцу (заполнение бланков, оформление документов); наличие существенных ошибок. |
4 (четыре) | Воспроизведение и использование большей части программного учебного материала; применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие единичных существенных ошибок. |
5 (пять) | Осознанное воспроизведение и применение большей части программного учебного материала; применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие несущественных ошибок. |
6 (шесть) | Полное знание и осознанное использование всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации, выполнение заданий по образцу; наличие несущественных ошибок. |
7 (семь) | Полное, прочное знание и применение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации, недостаточно самостоятельное выполнение заданий по составлению и оформлению документации; наличие единичных несущественных ошибок. |
8 (восемь) | Полное, прочное, глубокое знание и применение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (объяснение правил составления и оформления документов, самостоятельное выполнение заданий по составлению и оформлению документов); наличие единичных несущественных ошибок. |
9 (девять) | Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение знаний по составлению и оформлению документации, наличие действий и операций творческого характера для выполнения заданий по составлению и оформлению документации). |
10 (десять) | Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знание и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению правил составления и оформления документов, выполнение творческих работ и заданий по составлению и оформлению документов). |
Примечание:
- Отметка «3» (три) является зачётной.
ЛИТЕРАТУРА
Давыдова,Э.Н. и др. Альбом форм организационно-распорядительных документов. – Мн.., 2017.
Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь. – Мн., 2017.
Классификаторы Республики Беларусь: ОКОГУ и ОКЮЛП.
Методические указания по практическому применению СТБ 6.38-2016. «УСД РБ. Система ОРД. Требования к оформлению документов». – Мн., 2017.
ОКРБ 010-2008. Унифицированная система организационно-распорядительной документации.
Паневчик, В.В. Делопроизводство. – БГЭУ,2008.
Рыбаков, А.Е. Основы делопроизводства. – Мн., РИПО,2016.
СТБ 6.38-2016. «УСД РБ. Система ОРД. Требования к оформлению документов».
3