СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа технология по фгос

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа технология по фгос»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Приморская средняя общеобразовательная школа»

с. Приморка Неклиновского района

Ростовской области


Утверждаю:

Директор

МБОУ Приморской СОШ


___________ И.В. Зимовец






Рабочая программа


по предмету____ТЕХНОЛОГИЯ__________________________________________

уровень общего образования (класс)__5-8__________________________________
количество часов___5-7-68,8-34___________________________________________

учитель ГОРОБЦОВАМ.Ю.______________________________________________

программа разработана на основе_ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА__________ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА (ФГОС) ОСНОВНОГО ОБЩЕГО_______ ОБРАЗОВАНИЯ________________________________________________________



















с. Приморка

2017-2018

Пояснительная записка.

Программа учебного предмета «Технология» для 5-8 классов сельской школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (ФГОС) основного общего образования.

Программа разработана на основе Примерной программы по технологии (издательство «Просвещение», 2011г.) , программы «Технология. Трудовое обучение» (5-11 классы; В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, издательство «Просвещение», 2007г.)

уровень обучения – базовый.

Программа позволяет всем участникам образова­тельного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образова­тельного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, воз­растных особенностей учащихся.

  1. В программе по технологии заложена преемственность целей и задач, решаемых на различных ступенях общеобразовательной школы. Обучение школьников начинается с формирования представлений о роли трудовой деятельности в создании объектов окружающего мира и развития мелкой моторики рук в начальной школе и завершается в основной школе приобретением компетентности в трудовой и хозяйственно-бытовой сферах, а также компетентности в сфере профессионального самоопределения.

  2. При составлении программы учитывались «Примерные программы», подготовленные в рамках проекта «Разработка, адаптация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения», и исходя из Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.


Цели обучения технологии:


освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности

Задачи предмета технологии:

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

  • формирование политехнических знаний и экологической культуры;

  • привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

  • ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

  • обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

  • овладение основными понятиями рыночной экономики менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

  • использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентно способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка;

  • обогатить мировосприятие обучающихся.

Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе.


1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»:


В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации при проектировании и создании объектов труда;

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;

• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

• подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения;

• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

• документирование результатов труда проектной деятельности;

• расчёт себестоимости продукта труда;

• примерная экономическая оценка возможностей прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду и конкретной предметной деятельности;

• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда;

• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

• оформление коммуникационной и технологической документации с учётом требований действующих нормативов и стандартов;

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

• разработка вариантов рекламных образцов, слоганов и лейблов;

• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнение операций с помощью машин и механизмов;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Контрольно-зачётные требования сводятся к выполнению проекта, публичной защите проекта по окончании каждого года обучения.


2.Содержание учебного предмета «Технология» с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Рабочая программа по «Технологии» (базовый уровень) составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по направлению «ТЕХНОЛОГИЯ»

Программа позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образова­тельного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики учебного процесса, воз­растных особенностей учащихся.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года.











3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


5 класс (мальчики)


№№

п/п



Разделы программы

Кол-во

часов



Основное содержание по темам

1.

Сельхозтехнологии (Растениеводство).

10

Осенние работы .

Выращивание цветочно-декоративных культур.

2.

Технологии обработки конструкцион­ных материалов


36

1. Технологии ручной обработки древе­сины и древесных материалов

2. Технологии ручной обработки метал­лов и искусственных материалов

3. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов

4.Технологии художественно-приклад­ной обработки материалов

3.

Технологии исследовательской и опытнической деятельности

Исследовательская и созидательная деятельность



10

Выбор и утверждение тем проектов: консультационная информация по этапам проектирования,

поиск недостающей информации,

составление плана выполнения проекта.

4.

Технология ведения домашнего хозяйства.

4

1.Интерьер жилого помещения Эстетика и экология жилища

2.Технологии ремонта деталей интерь­ера, одежды и обуви и ухода за ними



5.

Сельхозтехнологии (Растениеводство).

8

Весенние работы.

Выращивание цветочно-декоративных культур.



Итого:

68












СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 КЛАСС (МАЛЬЧИКИ)


Раздел «Растениеводство. Осенние работы»


Тема 1.Выращивание цветочно-декоративных культур


Основные теоретические сведения.

Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в личных подсобных хозяйств своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.


Практические работы.


Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению, сбор семян, выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий, осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными орудиями, подготовка участка к зиме (выбор способов укрытия, заготовка необходимых материалов и укрытие теплолюбивых растений), подзимний посев семян, посадка луковиц.


Варианты объектов труда.

Розы,тюльпаны,хризантемы,ирисы,ромашки, календула, астры, нарциссы,лилии,юкка,декоративные кустарники.



Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»


Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов


Теоретические сведения.

Древесина как природный конст­рукционный материал, её строение, свойства и области приме­нения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения.

Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический ри­сунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямо­угольные проекции па одну, две и три плоскости (виды чертежа).

Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных мате­риалов.

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс, технологическая карта.

Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измери­тельных и разметочных инструментов, применяемых при изго­товлении изделий из древесины.

Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной обработки древесины. Изготовление деталей различных геомет­рических форм ручными инструментами.

Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тониро­ванием и лакированием.

Правила безопасного труда при работе ручными столярны­ми инструментами.


Лабораторно-практические и практические работы.


Распознавание древесины и древесных материалов.

Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического ри­сунка детали из древесины.

Организация рабочего места для столярных работ.

Разработка последовательности изготовления деталей из дре­весины.

Разметка заготовок из древесины; способы применения кон­трольно-измерительных и разметочных инструментов.

Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий. Защитная и декоративная отделка изделий.

Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соединение дета­лей из древесины с помощью гвоздей, шурупов (саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение пра­вил безопасной работы при использовании ручных инструмен­тов, приспособлений и оборудования. Уборка рабочего места.


Тема 2. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов


Теоретические сведения.


Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и цветные металлы. Основные технологи­ческие свойства металлов. Способы обработки отливок из метал­ла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством металлов.

Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопас­ность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.

Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Инстру­менты и приспособления для ручной обработки металлов и ис­кусственных материалов, их назначение и способы приме­нения.

Графические изображения деталей из металлов и искусст­венных материалов. Применение ПК для разработки графиче­ской документации.

Технологии изготовления изделий из металлов и искусст­венных материалов ручными инструментами. Технологические карты.

Технологические операции обработки металлов ручными ин­струментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверле­ние. Особенности выполнения работ. Основные сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заго­товках с помощью специального оборудования.

Основные технологические операции обработки искусст­венных материалов ручными инструментами.

Точность обработки и качество поверхности деталей. Кон­трольно-измерительные инструменты, применяемые при изго­товлении деталей из металлов и искусственных материалов.

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Соединение заклёпками. Соедине­ние тонколистового металла фальцевым швом.

Способы отделки поверхностей изделий из металлов и ис­кусственных материалов.

Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.

Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.


Лабораторно-практические и практические работы.

Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволо­ки, исследование их свойств.

Ознакомление с видами и свойствами искусственных мате­риалов.

Организация рабочего места для ручной обработки метал­лов. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тис­ков. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка раб. места.

Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тон­колистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с помощью ПК.

Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления для правки.

Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Отработка навыков работы с инструментами для слесарной разметки.

Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков работы с инструментами и приспособления­ми для гибки.

Получение отверстий в заготовках из металлов и искусст­венных материалов. Применение электрической (аккумулятор­ной) дрели для сверления отверстий.

Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Изготовление деталей из тонколистового металла, проволо­ки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и техноло­гическим картам. Визуальный и инструментальный

контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.


Тема 3. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов


Теоретические сведения.


Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов. Виды соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов.

Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструмен­ты и приспособления для работы на сверлильном станке. Прави­ла безопасного труда при работе на сверлильном станке.

Изготовление деталей из тонколистового металла, проволо­ки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и техноло­гическим картам.


Лабораторно-практические и практические работы.


Озна­комление с механизмами, машинами, соединениями, деталями.

Ознакомление с устройством настольного сверлильного стан­ка, с приспособлениями и инструментами для работы на станке.

Отработка навыков работы на сверлильном станке. Приме­нение контрольно-измерительных инструментов при сверлиль­ных работах.


Тема 4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов

Теоретические сведения.


Традиционные виды декоратив­но-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального назначения, формы и худ. оформления изделия.

Технологии художественно-прикладной обработки материа­лов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.

Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места.Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.


Лабораторно-практические и практические работы.


Выпиливание изделий из древесины и искусственных мат-­лов лобзиком, их отделка. Определение требований к создавае­мому изделию.

Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эски­зов изделий и их декоративного оформления.

Изготовление изделий декоративно-прикладного творчест­ва по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий.


Раздел «Технологии домашнего хозяйства»


Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними


Теоретические сведения.

Интерьер жилого помещения. Тре­бования к интерьеру помещений в городском и сельском доме. Прихожая, гостиная, детская комната, спальня, кухня: их назна­чение, оборудование, необходимый набор мебели, декоратив­ное убранство.

Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели.

Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами, посудой, кухонной мебелью.

Экологические аспекты применения современных химическиx средств и препаратов в быту.

Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за обувью.

Профессии в сфере обслуживания и сервиса.


Лабораторно-практические и практические работы.


Выполнение мелкого ремонта одежды, чистки обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены.

Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).


Тема 2. Эстетика и экология жилища


Теоретические сведения.


Требования к интерьеру жилища: эстетические, экологические, эргономические.

Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современ­ные приборы для поддержания температурного режима, влажно­сти и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.

Подбор на основе рекламной информации современной бы­товой техники с учётом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.


Лабораторно-практические и практические работы.


Оценка микроклимата в помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам.

Разработка плана размещения осветительных приборов. Раз­работка планов размещения бытовых приборов.

Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и ме­талла).


Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»


Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность


Теоретические сведения.


Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.

Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).

Технические и технологические задачи при проектирова­нии изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).

Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окон­чательный контроль и оценка проекта.

Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.

Способы проведения презентации проектов. Использова­ние ПК при выполнении и презентации проекта.

Практические работы.

Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации использованием сети Интернет.

Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.

Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.


Варианты творческих проектов из древесины и поделоч­ных материалов:

предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков, полоч­ки для цветов, подставки под горячую посуду, разделочные дос­ки, подвеска для отрывного календаря, домики для птиц, деко­ративные панно, вешалки для одежды, рамки для фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материа­лы для учебных занятий и др.


Варианты творческих проектов из металлов и искусст­венных материалов: предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные подсвечники, под­ставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декора­тивные цепочки, номерок на дверь квартиры), отвёртка, под­ставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головолом­ки, блёсны, наглядные пособия и др.


Раздел «Растениеводство.Весенние работы».


Тема 1.Выращивание цветочно-декоративных культур .


Основные теоретические сведения


Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растения. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений.


Практические работы.


Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост). Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений.


Варианты объектов труда.


Розы, календула, настурция, космея,петунья,бархатцы,ромашки,ирисы,





















Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы .

6 класс (мальчики)

№№

п/п



Разделы программы

Кол-во

часов



Основное содержание по темам

1.

Эстетика приусадебного участка

14

Осенние работы .

Выращивание цветочно-декоративных культур.

3.

Технология обработки древесины.

18

Технология обработки древесины с элементами машиноведения .

4.

Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов

6

Технология обработки металла с элементами машиноведения.

5.

Технология домашнего хозяйства

2

Технология ремонта деталей интерьера, одежды и обуви, уход за ними

6.

Технология исследовательской и опытнической деятельности

10

Выбор и утверждение тем проектов: консультационная информация по этапам проектирования,

поиск недостающей информации,

составление плана выполнения проекта.

8.

Эстетика приусадебного участка

12



Весенние работы.

Выращивание цветочно-декоративных культур.



Итого:

70




Содержание учебного курса . 6 класс (мальчи ки) (68час+2)


Эстетика приусадебного участка (14 часов)


Осенние работы (14 часов)


Выращивание цветочно-декоративных культур (14 часов)


Основные теоретические сведения.


Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в личных подсобных хозяйств своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.


Практические работы.


Уборка и учет клубней и семян цветочных культур, подготовка к хранению, сбор семян, выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий, осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными орудиями, подготовка участка к зиме (выбор способов укрытия, заготовка необходимых материалов и укрытие теплолюбивых растений), подзимний посев семян, посадка луковиц.


Варианты объектов труда.


Розы,тюльпаны,хризантемы,ирисы,ромашки, календула, астры, нарциссы,лилии,юкка,декоративные кустарники.


Технология обработки древесины. (18 часов)



Основные теоретические сведения :

Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Организация рабочего места. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Демонстрация проектов выполненных учащимися 6 класса в предшествующих годы. Правила безопасной работы. Технология обработки древесины с элементами машиноведения. Производство пиломатериалов. Виды древесных материалов; шпон, фанера ,пиломатериалы. Профессия столяра и плотника. Виды профессий в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Учебные заведения. Знания необходимые для получения профессии. Физиологические и технологические свойства древесины. Технологические пороки древесины, заплесневелость, деформация. .Виды декоративно- прикладного творчества. Знакомство с различными видами резьбы по дереву.. Понятие об орнаменте, способы построения и его роль в декоративно прикладном искусстве. Влияние технологий заготовки и обработки пиломатериалов на окружающую среду и здоровье человека. Охрана природы в России.

Соединение деталей в полдерева Изготовление деталей ручным инструментом цилиндрической формы. Инструмент для данного вида работ.

Правила безопасной работы. Визуальный инструментальный контроль, качества изделия. Составные части машин. Устройство токарного станка по обработке древесины СТД- 120М. Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов и приспособлений, стусла стамеска, рубанок, шерхебель. подготовка заготовок к точению. Выбор ручных инструментов и их заточка. Приемы работы на токарном станке. Правила безопасности при заточке,окрашивании. Защитная и декоративная отделка изделия.


Практические работы:

Определение видов пиломатериалов . Выбор пиломатериалов и заготовок с учетом природных и технологических пороков древесины .Виды изделий декоративно-прикладного творчества. Основные художественные промыслы России .Влияние современных технологий обработки конструкционных материалов на окружающую среду и здоровье человека чтение чертежа (эскизов) деталей призматической и цилиндрической формы: определение материала. Разметка и изготовление уступов, долбление древесины; соединение деталей "вполдерева ", на круглый шип, с использованием накладных деталей; предварительная сборка и подгонка деталей изделия геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов, определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей; разметка и изготовление уступов, долбление древесины,; строгание заготовки, пиление с использованием стусла..Изготовление изделий из деталей призматической формы по чертежу и технологической карте: выбор заготовок, определение базовой поверхности, разметка с использованием рейсмуса, сборка деталей изделия на клею, с использованием гвоздей и шурупов; изготовление изделий декоративно – прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.


Варианты объектов труда.


Варианты объектов труда: игрушки и игры, ручки, изделия для украшения интерьера, кормушки,скворечники.


Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (6 часов)



Основные теоретические сведения.

Технология обработки металла с элементами машиноведения .Основные технологические свойства металла и сплавов. Черные металлы и сплавы. Цветные металлы. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека Правила поведения в слесарной мастерской. Графическое изображение объемных деталей. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия ,пазы, лыски , фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертежах. Разметка заготовок из металлического сортового проката. Экономичность разметки. Назначение и устройство слесарного инструмента. Устройство и приемы измерения штангенциркулем .

Назначение и устройство слесарной ножовки. Правила замены режущего инструмента. Приемы резания металла слесарной ножовкой. Правила безопасности при резании металла слесарной ножовкой. Инструмент для рубки металла. Приемы и способы рубки металла на тисках. Снятие припуска в тисках. Разделение металла на части в тисках. Правила безопасной работы. Опиливание металла. Инструмент для опиливания. Правила и приемы безопасного труда при опиливании. Назначение клепальных швов. Пайка как один из способов соединения металла. Отделка изделий из сортового проката. Назначение и принцип работы деталей машин с передачей. Условные обозначения передаточной пары


Практические работы.


Определение видов сортового проката Чтение чертежа детали: определение материала, геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов


Варианты объектов труда.


Изготовление изделий из сортового проката по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой поверхности заготовки; разметка заготовок с использованием штангенциркуля Изготовление изделий из сортового проката по чертежу и технологической карте с использованием технологии рубки металла Защитная и декоративная отделка изделия

Резание заготовок слесарной ножовкой


Технология домашнего хозяйства(2 часа)


Основные теоретические сведения


Современные средства ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью; средства зашиты от моли; оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки.


Практические работы.


Удаление пятен с одежды; ремонт одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами; закладка на хранение шерстяных и меховых изделий; закладка на летнее хранение зимней обуви; влажная уборка дома.


Варианты объектов труда. :


Изделие, подлежащее ремонту, шерстяные изделия.


Технология исследовательской и опытнической деятельности(10 часов)


Основные теоретические сведения



Основы проектирования. Методы поиска информации об изделии и материалах. Элементы художественного конструирования.. Определение потребности. Краткая формулировка задачи. Исследование .Первоначальные идеи, анализ, выбор, лучшей идеи. Ручной и механический инструмент для выполнения проектного задания. Физические и технологические свойства материалов, приспособление и материалы. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной конструкционной карты. Сборка и отделка изделия. Определение себестоимости проекта.. Реализация продукции. Реклама.


Практические работы.


Алгоритм решения проектной задачи Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов Коллективный выбор видов изделий и анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися Основные критерии выбора инструмента, оборудования и материалов проектного задания

Изготовление . деталей и контроль их размеро Оформление проектных материалов. Презентация проекта»в



Варианты объектов труда.

Подставка для карандашей, ручек и бумаги», «Флюгер», «Прихватка», «Новая пицца», «Изготовление кухонной утвари»


Эстетика приусадебного участка(12 часов)


Весенние работы

Выращивание цветочно-декоративных культур


Основные теоретические сведения


Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растения. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений.


Практические работы.


Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост). Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений.


Варианты объектов труда.


Розы, календула, настурция, космея,петунья,бархатцы,ромашки,ирисы,













Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

6 класс(совместный)


РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

Вводный урок

1

2

Растениеводство. Основы аграрной технологии (осенний период)

9

3

Черчение и графика

2

4

Технология ведения дома

4

5

Кулинария

12

6

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

22

7

Проектная деятельность

11

8

Растениеводство. Основы аграрной технологии (весенний период)

9


ВСЕГО

70



























Содержание учебного курса .

6 класс (совместный)



/№

Название блока, тема урока

Кол-во часов

Практическая работа

1

Вводный урок. Технология как учебная дисциплина. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских.

1 ч.

Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета.



1. Растениеводство. Основы аграрной технологии (осенний период) – 9 часов


2

Понятие «сорт» и «селекция».

Требования к качеству сортов.


1 ч

Изучение сортов капусты белокочанной

3-4

Виды овощей семейства пасленовых. Их пищевая ценность и сорта.


2 ч

Сбор урожая на пришкольном участке

5-6

Понятие «семеноводство»

Виды овощей семейства тыквенные.

2 ч

Сбор урожая на пришкольном участке

7-8

Понятие «полевой опыт». Виды полевых опытов.


2 ч

Расчет потребности в рассаде томата и капусты для посадки в поле.

9-10

Виды сооружений защищенного грунта.

2 ч

Расчет потребности в рассаде томата и капусты для посадки в поле.



2. Черчение и графика - 2 часа


11-12

Чертеж и сборочный чертеж изделия.

Чтение чертежа.

2 ч

Выполнение эскиза и чертежа изделия



3. Технология ведения дома – 4 часа


13

Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей. Уход за обувью

1 ч

Расшифровка символов на ярлыках одежды.

14

Интерьер жилых помещений.

Роль освещения в интерьере. Энергосберегающие лампы.

1 ч

Подбор освещения для жилых помещений.

15

Санитарно – технические работы.

Простейший ремонт сантехнического оборудования. Устройство вентильной головки.

1 ч

Изучение и ремонт смесителя.

16

Ремонтно– отделочные работы.

Виды ремонта. Подбор строительно–отделочных материалов.

Соблюдение правил безопасного труда.

1 ч

Разработка проекта косметического ремонта жилого помещения.



6, Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов – 22 часа



Изделия из древесины и древесных материалов

14 ч


17-18

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины.

2 ч

Изучение образцов пороков древесины.

19-20

Назначение, устройство и принцип работы лесопильной рамы.

2 ч

Изучение пиломатериалов

21-22

Конструирование изделий. Учет направления волокон древесины при конструировании изделий.

2 ч

Конструирование и моделирование простейшего изделия из древесины

23-24

Виды изделий, получаемых соединением деталей из брусков. Способы соединения брусков.

2 ч

Разметка, выпиливание, зачистка и склеивание брусков

25-26

Способы и последовательность изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом.

2 ч

Составление маршрутной карты

27-28

Понятие «технологическая машина» Составные части машины. Механизмы передачи движения.

2 ч

Изучение устройства токарного станка

29-30

Лесной. Земельный. Водный кодексы.

Утилизация отходов.

2 ч

Рефераты


5.Кулинария- 12 ч



Технология приготовления пищи

Заготовка продуктов

10

4


31-32

. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека



2 ч

ПТБ, ОРМ при работе на кухне. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных солях и микроэлементах.


33-34

Кулинарное значение молока и молочных продуктов.


2 ч

Определение качества молока.

35-36

Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря.

Технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы.


2 ч.

Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Определение свежести рыбы органолептическим методом.

37-38

Виды круп и макаронных изделий.

Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий


2 ч

Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции.

39-40

Приготовление обеда в походных условиях.

Расчет количества, состава и стоимости продуктов для похода.


2 ч

Расчет количества, состава и стоимости продуктов для похода.


41-42

Сохранность питательных веществ в соленых и квашеных овощах.

Процессы, происходящие при солении и квашении.

2 ч

Первичная обработка овощей перед засолкой. Подготовка тары. Определение количества соли и специй.


6.Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов


Декоративно – прикладное творчество

8 ч


43-44

История создания художественных изделий из древесины.

2 ч

Элементы мозаики

45-46

Мозаика по дереву. Виды мозаики.

2 ч.


47-48

Художественное тиснение по фольге.

2 ч.


49-50

Мозаика металлического профиля

2 ч.


51

Понятие учебного творческого проекта по технологии

1 ч.






Проектная деятельность 11 часов


52-53

Подбор материалов, инструментов и приспособлений для выполнения проекта. Выбор технологии для проектирования.

2 ч.


54-55

Изготовление проектов

2 ч.


56-57

Изготовление проектов

2 ч.


58-59

Изготовление проектов

2 ч.


60-61

Презентация творческого проекта

2 ч.




8. Растениеводство. Основы аграрной технологии (весенний период) – 9 часов

62-63

Устройство «русского парника».

Понятие «почвосмесь»

2 ч.

Подготовка почвы к высадке рассады

64-65

Особенности выращивания овощных культур

2 ч

Подготовка почвы к высадке рассады

66-67

Выращивание овощных культур в поле

2 ч

Высадка рассады в открытый грунт.

68-69

Разработка учебных проектов по выращиванию сельскохозяйственных, цветочно-декоративных культур

2 ч

Высадка рассады в открытый грунт

70

Профессии, связанные с технологиями выращивания культурных растений

1 ч

Высадка рассады в открытый грунт



ИТОГО: 70 часов



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

7 класс(мальчики)


№ п/п

Раздел программы

Кол-во часов

1

Эстетика приусадебного участка. Осенние работы

14

2

 Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации

12

3

Машины и механизмы

Графическое представление и моделирование

4

4

Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации

10

5

Электротехнические работы

4

6

Творческая, проектная деятельность

10

7

Эстетика приусадебного участка. Весенние работы

14

Всего: 68 часов



Содержание учебного курса .

7 класс (мальчики)



1.Эстетика приусадебного участка (14 часов)

Осенние работы (14 часов)


Выращивание цветочно-декоративных культур (14 часов)


Основные теоретические сведения.


Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в личных подсобных хозяйств своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.


Практические работы.


Уборка и учет клубней и семян цветочных культур, подготовка к хранению, сбор семян, выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий, осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными орудиями, подготовка участка к зиме (выбор способов укрытия, заготовка необходимых материалов и укрытие теплолюбивых растений), подзимний посев семян, посадка луковиц.


Варианты объектов труда.


Розы,тюльпаны,хризантемы,ирисы,ромашки, календула, астры, нарциссы,лилии,юкка,декоративные кустарники.


2.Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации (12 час)

 

Основные теоретические сведения


Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Правила сушки и хранения древесины. Профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Понятие о много детальном изделии и его графическом изображении. Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединение, их элементы и конструктивные особенности. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей.


Современные технологические машины и электрифицированные инструменты.


Практические работы


Выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, минимизации отходов.

Анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения, количества и формы деталей изделия, определение их взаимного расположения, способов и видов соединения деталей изделия.

Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин. Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей, разметка и запиливание шипов и проушин, долбления гнезд и проушин долотами, подгонка соединяемых деталей стамесками и напильниками; сборка шиповых соединений на клею. Сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами и на технологических машинах.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

 

Варианты объектов труда


Шкатулки, ящики, полки, скамейки, игрушки, модели и игры, дидактические пособия, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.

 

3.Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации (10 час)

 

Основные теоретические сведения


Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Основные способы изменения свойств металлов и сплавов.


Особенности изготовления изделий из пластмасс.


Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Точность обработки и качество поверхности деталей. Основные сведения о процессе резания на токарно-винторезном станке.

Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски.


Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей.

Виды соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых соединений. Графическое изображение резьбовых соединений на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей

Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные технологические машины.

Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание конструктивных элементов. Контроль качества. Правила безопасности труда.

Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и отверстиях.

 

Практические работы


Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте.

Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка резцов в резцедержателе, проверка работы станка на холостом ходу. Ознакомление с рациональными приемами работы на токарном станке.

Изготовление деталей цилиндрической формы на токарно-винторезном станке: установка заданного режима резания; определение глубины резания и количества проходов; черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов; чистовое точение, подрезание торцов детали. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда.

Изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками. Контроль качества резьбы.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

 

Варианты объектов труда

Оправки для гибки листового металла, инструменты, детали крепежа, детали моделей и наглядных пособий, изделия бытового назначения.

   

4.Машины и механизмы

Графическое представление и моделирование (4 час)

 

Основные теоретические сведения


Механические автоматические устройства, варианты их конструктивного выполнения.Условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах. Схемы механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры.

 

Практические работы


Чтение схем механических устройств автоматики. Выбор замысла автоматического устройства. Разработка конструкции модели. Сборка и испытание модели.

 

Варианты объектов труда


Модели механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры. Механические автоматические устройства сигнализации.

 

5.Электротехнические работы (4 час)


Основные теоретические сведения


Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приемников электрической энергии.

Работа счетчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учетом их мощности. Пути экономии электрической энергии.

Понятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды датчиков: механические контактные, биметаллические реле.

Понятие об автоматическом контроле и регулировании. Виды и назначение автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Простейшие схемы устройств автоматики.

Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.

Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

 

Практические работы


Изучение схем квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Сборка из деталей электроконструктора модели автоматической сигнализации достижения максимального уровня жидкости или температуры.

 

Варианты объектов труда


Регулятор уровня жидкости, терморегулятор, бытовые светильники, модели устройств автоматики.


6.Творческая, проектная деятельность (16 часов)


Основные теоретические сведения


Эвристические методы поиска новых решений. Выбор тем проектов. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Применение ЭВМ при проектировании. Методы определения себестоимости изделия. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов.

 

Практические работы


Самостоятельный выбор изделия. Формулирование требований к изделию и критериев их выполнения. Конструирование и дизайн-проектирование изделия. Подготовка технической и технологической документации с использованием ЭВМ. Изготовление изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда. Презентация проекта.



7.Эстетика приусадебного участка. Весенние работы (14 часов)


Выращивание цветочно-декоративных культур


Основные теоретические сведения


Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растения. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений.


Практические работы.


Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост). Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений.


Варианты объектов труда.


Розы, календула, настурция, космея,петунья,бархатцы,ромашки,ирисы.













Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

8 класс (совместный)


№ п/п

Раздел программы

Кол-во часов

1

Технология ведения дома

7

2

Основы чертежных работ

9

3

Электротехника

2

4

Творческие проектные работы


8

5

Современное производство и профессиональное образование


3

6

Дизайн пришкольного участка

4


Итого:

34





Содержание программы

8 класс (совместный)

Вводное занятие (2 ч)

Основные теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.

Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 8 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.

Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 8-х неделимых классов , библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.

Технология ведения дома

Элементы домашней экономики (14 ч)

Теоретические сведения. Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика как наука, ее задачи. Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников.

Понятия «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия», «патент». Формы семейного предпринимательства, факторы, влияющие на них.

Понятие «потребность». Потребности функциональные, ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Потребности в безопасности и самореализации. Пирамида потребностей. Уровень благосостояния семьи. Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Потребительский портрет вещи. Правила покупки.

Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах или услугах. Понятие «сертификация». Задачи сертификации. Виды сертификатов.

Понятия «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции. Инфор­мация, заложенная в штрихкоде.

Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи.

Понятие «культура питания». Сбалансированное, рациональное питание. Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье, домашняя расходная книга.

Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Учетная книга школьника.

Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет. Варианты использования приусадебного участка в целях предпринимательства. Правила расчета стоимости продукции садового участка.

Практические работы. Определение видов расходов семьи. Составление перечня товаров и услуг-источников доходов школьников.

Расчет затрат на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей. Определение положительных и отрицательных потребительских качеств вещей.

Анализ сертификата соответствия на купленный товар.

Разработка этикетки на предполагаемый товар. Определе­ние по штрихкоду страны-изготовителя. Сравнение предметов по различным признакам.

Составление списка расходов семьи. Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных услуг.

Оценка затрат на питание семьи на неделю. Определение пути снижения затрат на питание.

Составление бухгалтерской книги расходов школьника.

Расчет площади для выращивания садово-огородных культур, необходимых семье. Расчет прибыли от реализации урожая. Расчет стоимости продукции садового участка.

Варианты объектов труда. Сертификат соответствия на товар. Этикетка на товар. Список расходов семьи. Проект снижения расходов.

Черчение и графика (9 час)

Техника выполнения чертежей и правила их оформления (4 час)

Основные теоретические сведения

Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей. Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий. Применение ЭВМ для подготовки графической документации.

Практические работы

Знакомство с единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ). Знакомство с видами графической документации. Организация рабочего места чертежника. Подготовка чертежных инструментов. Оформление формата А4 и основной надписи. Выполнение основных линий чертежа.

Варианты объектов труда

Образцы графической документации. ЕСКД. Формат А4 для чертежа.

Геометрические построения (2 час)

Основные теоретические сведения

Графические способы решения геометрических задач на плоскости.

Практические работы

Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и деление углов. Построение овала. Сопряжения.

Варианты объектов труда

Изображения различных вариантов геометрических построений.

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем (3 час)

Основные теоретические сведения

Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел. Развертки поверхностей предметов. Формообразование. Метод проецирования. Центральное прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Дополнительные виды. Параллельное проецирование и аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Прямоугольная изометрическая проекция. Особенности технического рисунка. Эскизы, их назначение и правила выполнения.

Электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображения соединений.

Практические работы

Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежа (эскиза) детали и ее описание. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного вида и масштаба изображения. Выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталей в системах прямоугольной и аксонометрической проекций. Нанесение размеров на чертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии изготовления детали. Выполнение технического рисунка по чертежу. Выполнение эскиза детали с натуры. Чтение простой электрической и кинематической схемы.

Варианты объектов труда

Чертежи и эскизы плоских и объемных фигур, модели и образцы деталей, электрические и кинематические схемы.

Современное производство и профессиональное образование (12 час)

Сферы современного производства и их составляющие (3 час)

Основные теоретические сведения

Основные структурные подразделения производственного предприятия (предприятия сервиса). Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в конкретной отрасли (на примере регионального предприятия). Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.



Практические работы

Анализ структуры предприятия и профессионального деления работников. Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования в различных источниках, включая Интернет. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.


Варианты объектов труда

Устав предприятия (сферы производства или сервиса), данные о кадровом составе предприятия и уровне квалификации. Единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники по учебным заведениям профессионального образования, сборники диагностических тестов, компьютер.

Электротехнические работы (2 ч)

Электротехнические устройства (2 ч)

Основные теоретические сведения

Электрические источники света (лампы накаливания: моноспиральные, биспиральные криптоновые). Электронагревательные приборы: утюг и электропечь. Устройство, принципиальная электрическая схема, правила эксплуатации, приемы безопасной работы. Электроизмерительные приборы: амперметры, вольтметры, их устройство и правила пользования.

Практические работы.

Изучение устройства лампы накаливания(моноспиральные, биспиральные криптоновые), утюга, амперметра.

Варианты объектов труда:

утюг, амперметр.


Творческая, проектная деятельность (10 час)

Основные теоретические сведения.

Организация и планирование технологической деятельности в растениеводстве- выбор видов и сортов сельскохозяйственных и цветочно-декоративных культур для выращивания на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве. Технологии выращивания основных видов сельскохозяйственных растений своего региона. Правила расчета основных экономических показателей в растениеводстве.

Практические работы.

Сбор информации об урожайности основных сельскохозяйственных культур в ЛПХ своего села. Оценка эффективности производства основных видов растениеводческой продукции в ЛПХ. Анализ проблем. Выбор и обоснование темы проекта по повышению культуры растениеводства в ЛПХ (распространение новых сортов). Составление плана выполнения проекта.


Варианты объектов труда (тем проектов)

-самостоятельный выбор обучающихся в соответствии с изученными темами


Дизайн пришкольного участка (4 час)

Основные теоретические сведения

Основные теоретические сведения о способах обустройства пришкольного участка. Элементы декоративного оформления участка (газоны, альпийские горки, цветочные бордюры)

Основные стили садовопаркового искусства. Ассортимент и правила подбора растений для горки, бордюров и газонов Основные стилевые формы ландшафта для создания декоративного оформления пришкольного участка

Особенности фитодизайна пришкольного участка (микроклимат, растения, композиция). Составление эскиза размещения культур на пришкольном участке

Практические работы. Декоративное оформление участка. Стили садово-паркового искусства Особенности ландшафтного стиля Практическая работа «Эскиз озеленения пришкольного участка»

Варианты объектов труда (тем проектов) Пришкольный участок, учебник, рабочая тетрадь


















Критерии оценки качества знаний учащихся по технологии

  • Пятибальная, проектная работа.

  • Форма промежуточной и итоговой аттестации: аттестация (оценка) за I, II, III,1V четверти и год.



  1. При устной проверке.

Оценка «5» ставится, если обучающийся:

  • полностью усвоил учебный материал;

  • умеет изложить учебный материал своими словами;

  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.


Оценка «4» ставится, если обучающийся:

  • в основном усвоил учебный материал;

  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

  • подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.


Оценка «3» ставится, если обучающийся:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;

  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

  • слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.


Оценка «2» ставится, если обучающийся:

  • почти не усвоил учебный материал;

  • не может изложить учебный материал своими словами;

  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;

  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.


Оценка «1» ставится, если обучающийся:

  • полностью не усвоил учебный материал;

  • не может изложить учебный материал своими словами;

  • не может ответить на дополнительные вопросы учителя.


  1. При выполнении практических работ.

Оценка «5» ставится, если обучающийся:

  • творчески планирует выполнение работы;

  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

  • правильно и аккуратно выполняет задания;

  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.


Оценка «4» ставится, если обучающийся:

  • правильно планирует выполнение работы;

  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

  • в основном правильно и аккуратно выполняет задания;

  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.


Оценка «3» ставится, если обучающийся:

  • допускает ошибки при планировании выполнения работы;

  • не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

  • допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;

  • затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.


Оценка «2» ставится, если обучающийся:

  • не может правильно спланировать выполнение работы;

  • не может использовать знаний программного материала;

  • допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;

  • не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.


Оценка «1» ставится, если обучающийся:

  • не может спланировать выполнение работы;

  • отказывается выполнять задания.


  1. При выполнении творческих и проектных работ


Технико-экономические требования

Оценка «5»

ставится, если учащийся:

Оценка «4»

ставится, если учащийся:

Оценка «3»

ставится, если учащийся:

Оценка «2»

ставится, если учащийся:

Защита проекта

Обнаруживает полное

соответствие

содержания доклада и

проделанной работы.

Правильно и четко

отвечает на все

поставленные

вопросы. Умеет

самостоятельно

подтвердить

теоретические

положения

конкретными

примерами.

Обнаруживает, в

основном, полное

соответствие

доклада и

проделанной

работы.Правильно

и четко отвечает

почти на все

поставленные

вопросы. Умеет, в основном,

самостоятельно

подтвердить

теоретические

положения

конкретными

примерами

Обнаруживает

неполное

соответствие

доклада и

проделанной

проектной работы.

Не может правиль-но и четко ответить на отдельные

вопросы.

Затрудняется

самостоятельно

подтвердить

теоретическое

положение

конкретными

примерами.

Обнаруживает незнание большей части

проделанной проектной работы.

Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.

Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Оформление проекта

Печатный вариант.

Соответствие

требованиям

последовательности

выполнения проекта.

Грамотное, полное

изложение всех

разделов.

Наличие и качество наглядных

материалов

(иллюстрации,

зарисовки,

фотографии, схемы и т.д.). Соответствие

технологических

разработок

современным

требованиям.

Эстетичность

выполнения.

Печатный вариант.

Соответствие

требованиям

выполнения

проекта.

Грамотное, в

основном, полное

изложение всех

разделов.

Качественное,

неполное количество

наглядных

материалов.

Соответствие

технологических

разработок

современным

требованиям.

Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям.

Рукописный

вариант.

Не соответствие

требованиям

выполнения

проекта.

Неграмотное

изложение всех

разделов.

Отсутствие

наглядных

материалов.

Устаревшие

технологии

обработки.

Практичес

кая направлен

ность

Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.


Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.

Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренногов проекте, но может использо-ваться в другом практическом применении.

Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.

Соответст

вие технологии выполнения

Работа выполнена в соответствии с

технологией.

Правильность

подбора

технологических

операций при проектировании

Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения

Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению

Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется

Качество

проектного

изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями проекта. Эстетический внешний вид изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается

Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворитель-но, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению

Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия


  1. При выполнении тестов, контрольных работ


Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил 90 - 100 % работы

Оценка «4» выполнил 70 - 89 % работы

Оценка «3» выполнил 30 - 69 % работы

Оценка «2» выполнил до 30 % работы

  1. Контрольно-зачётные требования сводятся к выполнению проекта, публичной защите проекта по окончании каждого года обучения.