СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа тьюторского сопровождения как отражение интеграции общего и дополнительного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: внедрение тьюторского сопровождения в  образовательном процессе

. Задачи:

- научить ребенка максимально использовать различные доступные средства для построения своей образовательной программы;

- научить учащегося жить в информационном обществе и использовать все его возможности;

- воспитать у учащегося такие качества, как: толерантность, коммуникативность, умение слушать собеседника и работать в группе;

- научить «слушать себя», планировать свои ближайшие действия.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа тьюторского сопровождения как отражение интеграции общего и дополнительного образования»

Программа тьюторского сопровождения как отражение интеграции общего и дополнительного образования

Составила:

Комогорова С.Н.

Цель: внедрение тьюторского сопровождения в образовательном процессе

. Задачи:

- научить ребенка максимально использовать различные доступные средства для построения своей образовательной программы;

- научить учащегося жить в информационном обществе и использовать все его возможности;

- воспитать у учащегося такие качества, как: толерантность, коммуникативность, умение слушать собеседника и работать в группе;

- научить «слушать себя», планировать свои ближайшие действия.


Направления тьюторской деятельности



Социальное-возможности окружающего социума

совместная работа тьютора и учащегося по анализу инфраструктуры образовательных учреждений с точки зрения их ресурсности для реализации индивидуальной образовательной программы.





Предметное-возможности определённой предметности

расширение границ предметного знания старшеклассника через привлечение знаний других предметных областей.



Антропологическое

возможности личности

-осознание своих интересов, способностей, возможностей, ресурсов;

определение слабых и сильных сторон;

-развитие личностного потенциала, социальных компетнтностей.


















Предмет, содержание, формы, средства тьюторского сопровождения



Предмет сопровождения

-готовность к самообразованию;

-готовность к решению проблем;

-готовность к использованию информационных ресурсов;

- готовность к социальному взаимодействию;

-готовность к социально- профессиональному самоопределению;

- коммуникативная и социальная компетентность





Содержание сопровождения:

- способность учащихся выявлять пробелы в знаниях при решении новой задачи;

- умение извлекать информацию из различных источников;

-самостоятельно осваивать знания и умения для решения поставленных задач;

- способность делать аргументированные выводы, принимать осознанные решения;

-умение продуктивно взаимодействовать с членами группы



Формы сопровождения:

- групповая;

-индивидуальная;


Средства

сопровождения:

-тренинги;

-тьюториалы;

-образовательные события;

-форумы успеха;
-образовательная картография;


-работа с портфолио;

-консультирование;


-профильные и профессиональные пробы;

-активизирующие методики Пряжникова





















Функции тьюторского сопровождения

Диагностическая

-выявление мотивов и потребностей учащихся;

выявление характеристик учащихся и наличия навыков обучения;

диагностирование динамики изменений;

состояния мотивации, изменяющихся в процессе обучения целей и потребностей;

диагностирование затруднений и ограничений;

мониторинг деятельности обучающихся в течение всего обучения;

-оценка уровня удовлетворенности обучающихся процессом и результатами обучения.

Организационно-деятельностная

-организация пространств совместной деятельности обучающихся;

- проведение установочных сообщений;

-формирование малых групп, команд;

-постановка задач для индивидуальной и групповой работы;

-организация работы круглого стола, межгрупповой дискуссии.



Проективная

-проектирование образовательной цели каждым обучающимся;

-соотнесение поставленных целей с возможностями обучающегося;

-определение ответственности старшеклассника за процесс и результаты обучения;

-разработка проектов индивидуальных учебных программ.






























В таблице ниже указаны основные этапы программы и задачи тьюторского сопровождения.


Этапы программы

Задачи этапа

Зачади тьютора

1.

Целеполагание - начало пути. Индивидуальная образовательная программа

- знакомство обучающихся с целями и этапами программы;

- мотивация участников на создание ИОП.

1. Информирование о целях и содержании программы «Планирование карьеры – начало пути».

2. Выявление и оформление образовательного заказа участника программы.

3. Определение совместно с обучающимся необходимых ресурсов соответствующих реализации поставленной цели.

4. Планирование и оформление совместно с обучающимся образовательных маршрутов соответствующих его цели обучения.

5. Выявление и привлечение, совместно с обучающимися, дополнительных образовательных ресурсов соответствующих поставленной цели.

6. Анализирует с обучающимся способы самоорганизации и формы контроля.

2.

Инновационная стратегия планирования карьеры

- выявление профильных предпочтений участников.

1. Контролирует и анализирует ход реализации ИОП.

2. Организует рефлексию обучающегося в ходе коррекции ИОП на соответствие поставленным целям и задачам.

3. Корректирует ИОП в соответствии с поставленными целями.

4. Организует рефлексию с обучающимся образовательных событий, мероприятий.

5. Анализирует совместно с обучающимся эффективность образовательных ресурсов цели ИОП.

6. Организует освоение обучающимися навыков исследовательской и
проектной деятельности посредством реализации ИОП, проекта.

7.Организует ситуацию выбора профиля обучения посредством: участия, обучающегося в практиках, стажировках, конференциях, фестивалях, сбора портфолио.

3.

Профессии нового поколения.

-выявление профессиональных предпочтений участников.

1. Контролирует и анализирует ход реализации ИОП.

2. Организует рефлексию обучающегося в ходе коррекции и реализации ИОП на соответствие поставленным целям и задачам.

3. Корректирует ИОП в соответствии с поставленными целями.

4. Организует рефлексию с обучающимся образовательных событий, мероприятий.

5. Определяет совместно с обучающимся образовательные и профессиональные перспективы.

6. Координирует проектную и исследовательскую деятельность.

7. Организует освоение обучающихся различных способов профессиональной деятельности через экскурсии в учреждения высшего и среднего профессионального образования.

4.

Проектирование и управление инновациями своей жизни.

- знакомство обучающихся с типологией карьерных процессов;

- диагностика заявленных компетенций.

1. Проводит мониторинг эффективности обучения по индивидуальной образовательной программе.

2. Анализирует выбор профильной направленности обучающегося.

3. Организует рефлексию с обучающимся образовательных событий, мероприятий.



Направление деятельности и формы тьюторского сопровождения


Направления деятельности

Формы сопровождения

Информационно – просветительская деятельность (информирование участников образовательного процесса о возможностях и целях ИОП, направлениях деятельности профилей обучения).

Семинар-тренинг

Инструктивно-методический семинар


Консультация


Экскурсия


Аналитическая деятельность (самоанализ и анализ своих способностей и склонностей, рефлексия хода реализации ИОП).

Рефлексия

Консультация


Тренинг


Коррекционно-развивающая деятельность (коррекция, уточнение, конкретизация, усовершенствование обучающимися ИОП).

Консультация по коррекции ИОП

Рефлексия


Дебаты


Проектно-исследовательская деятельность

Консультация по исследовательской и проектной деятельности, выстраиванию ИОП.

Семинар


Мониторинг и экспертиза условий и результатов образовательной деятельности обучающихся по ИОП

Рефлексия и рефлексивный отчет (реализация ИОП, проектной и исследовательской работы).

Диагностика



Методы тьюторского сопровождения:

- методы практикоориентированной деятельности

- методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),

- проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),

- психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),

- методы активного обучения,

- методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)

- методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).


Критерии оценки достижения планируемых результатов


Ожидаемый результат

Критерии

Форма мониторинга

1.

У обучающихся развита готовность принять ответственность за выбор профиля обучения.

Обучающиеся готовы:

- брать на себя ответственность при принятии решений;

- планировать свою образовательную деятельность;

- анализировать факторы успеха и неудач в деятельности;

- осознают грани ответственности за процесс и результат своей деятельности.

- Анализ индивидуальных образовательных карт обучающегося.

-Анализ отчетов обучающихся по реализации ИОП.

- Рефлексивный отчет по итогам реализации ИОП.

- Тест на определение профессиональной направленности Дж. Голланда; соответствие его результатов выбранному профилю.

- Тест самоотношения к профильной направленности.

2.

Участники программы владеют навыками работы с информацией

в сфере образовательных и профессиональных ресурсов.

Обучающиеся готовы:

– структурировать имеющуюся информацию и использовать ее при планиро­вании и реализации своей деятельности;

- использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения собственных задач.

- Анализ индивидуальных образовательных карт обучающегося.

-Анализ отчетов обучающихся по реализации ИОП и профильной направленности.

3.

Обучающиеся являются активными участниками

профессионального и личного самоопределения и владеют навыками проектирования и реализации индивидуальной программы образовательной деятельности.

Обучающиеся готовы:

- осознавать и анализировать свои индивидуальные особенности относительно деятельности;

- самостоятельно выявлять проблему и нахо­дить пути и средства ее решения;

- публично представлять результаты и оценивать характер достигнутого продвижения;

- способность осознавать и анализировать свои индивидуальные особенности относительно деятельности;

- формулиро­вать цель и задачи на основе анализа перспектив личного и профессионального развития.

Обучающиеся проявляют высокую активность и инициативность в мероприятиях программы.

- Анализ ИОП обучающегося.

-Анализ отчетов обучающихся по реализации ИОП и профильной направленности.

- Рефлексивный отчет по итогам реализации ИОП и профильной направленности.


Условия реализации программы

Реализация программы тьюторского сопровождения предполагает соблюдение следующих условий:

1. Индивидуализация учебного процесса. Обеспечивается за счет самостоятельного выбора обучающимися целей и форм реализации ИОП.

2. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности ученика, т. е. цели этой деятельности определяются учеником на основе его индивидуальных интересов, направленностей. Носителем тьюторской позиции педагог дополнительного и общего образования, имеющий соответствующую подготовку и владеющий технологией тьюторского сопровождения.

3. Расширение пространства социальной реализации обучающихся. Обеспечивается включением старшеклассников в различные формы публичных презентаций (конкурсы, фестивали, защиты проектов), организацией профессиональных проб, практик, стажировок.

4. Организация пространства образовательной рефлексии. Обеспечивается, прежде всего, особой педагогической позицией "тьютор". Предметом тьюторских консультаций является обсуждение с обучающимся его образовательных целей и перспектив, анализ образовательной деятельности.