СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Точка роста" Проектно-исследовательская деятельность

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Точка роста" Проектно-исследовательская деятельность

Просмотр содержимого документа
«Программа "Точка роста" Проектно-исследовательская деятельность»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА МУЖЕСТВА НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА РАДЬКОВА

ПОСЁЛКА ЦЕЛИННОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН



ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:

на заседании педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 23

МБОУ СОШ № 23 ____________Н.В. Подгорнова

протокол № 1 от 31.08.2023г приказ №_____от 30.09.2023 г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ






«Основы проектной и исследовательской деятельности»



Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы: 34 часа

Возрастная категория: 10-14 лет

Состав группы: до 10 человек

Форма обучения: очная

Вид программы: модифицированная

Программа реализуется на бюджетной основе

ID- номер программы в Навигаторе: 61198






Автор-составитель:

Ермакова Татьяна Сергеевна,

учитель биологии и химии первой категории




2023 год

Содержание


I

Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты

3

Пояснительная записка

3

Нормативная база

3

Цель и задачи программы

9

Содержание программы

9

Планируемые результаты

13


II

Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации

15

Календарный учебный график

15

Календарный план воспитательной работы

17

Условия реализации программы

23

Формы аттестации

27

Оценочные материалы

31

Методические материалы

35

Список литературы

45

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» через «Точку роста» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО, с учётом планируемых результатов освоения основной образовательной программы МБОУ СОШ 23.

Курс введен в часть плана внеурочной деятельности, формируемого школой в рамках общекультурного направления в форме кружка.

Программа данного курса предназначена для учащихся 7-8 классов и рассчитана на 1 год обучения, 34 часа (1 час в неделю).

Занятия кружка будут проводиться на базе Центра «Точка роста», созданного в целях развития и реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного профилей, формирования социальной культуры, проектной деятельности, направленной не только на расширение познавательных интересов школьников, но и на стимулирование активности, инициативы и исследовательской деятельности обучающихся.

В результате уменьшается психологическая нагрузка на обучающихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счёте такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду учебно-методических и программно-методических документов и регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

Программа дополнительного образования может быть использована и как факультативный, элективный курс; как методическое пособие по подго- товке детей к проектной и исследовательской деятельности, развитию про- ектного мышления.


Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023);

- Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;

- Распоряжение Губернатора Краснодарского края от 29 марта 2023 г. № 71-р «Об организации оказания государственных мер в сфере образования при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг на территории Краснодарского края»;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;

- Концепция технологического развития на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 г. № 1315-р;

- Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. № 1105-р;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;

- Изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 г. № 712);

- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;

- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07 декабря 2018 года;

- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года № 170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием»;

  • Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ;

  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);

  • Приложения к письму Министерства образования и науки Краснодарского края от 06.07.2015 г. № 13-1843/15-10 «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и программ электронного обучения»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ;

  • Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 2020 г.;

  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 23 имени кавалера ордена Мужества Николая Константиновича Радькова поселка Целинного муниципального образования Славянский район и иные локальные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса.

Актуальность. Патриотизм начинается со знания о родном крае и в настоящие время необходимо дать детям эти знания, в которых заключаются уникальность богатства и проблемы края. И только получив эти знания настоящий патриот решит проблемы и приумножит богатства. Для процветания любого общества необходимы люди с желанием исследовать, экспериментировать и создавать новое, а дополнительное образование может направить энергию ребенка в нужное русло. Необходимо формировать креативный класс людей, которые делают не только научные открытие, но формировать успешную экономику государства, облегчать быт человека, сохранять природу и просто дарить радость. Мы иногда забываем, что даже простая игрушка - плод огромного научного изыскания и многие не ценят огромный труд многих ученых. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление познавательной культуры личности и общества. В этой связи, большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, направленная на формирование природоохранных умений обучающихся через проектную деятельность.

Новизна программы заключается в практической направленности деятельности обучающихся в проектно-исследовательской работе. Именно в такой работе у ребят закладываются основы профессиональных компетенций. Участие обучающихся в исследовании природной среды поднимает природоохранную работу детей на качественно новый уровень. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношении человечества с природой, их успешного решения и преодоления.

Педагогическая целесообразность Науки , дополняя

друг друга, осуществляют комплекс образовательно-воспитательных, и научно-познавательных задач. Проектная деятельность является комплексным средством в деле воспитания и образования учащихся, и в тоже время очень действенным в силу своей демократичности и гуманности. Следовательно, данная деятельность учащихся является весьма актуальной для их всестороннего развития, занимает важное место в общей системе обучения учащихся и остается педагогически целесообразной. Более чем столетний опыт России в применении естествознания в обучении подтверждает актуальность и педагогическую целесообразность программ и этой формы деятельности учащихся. Именно естествознание детей способствует выполнению этих задач и является весьма актуальной для нашего времени, для современных детей и их родителей.

Отличительной особенностью этой программы от уже существующих программ данной направленности является то, что в нее внесены добавления научного характера в области исследований , раскрывающие специфику многообразия природных условий Краснодарского края и Славянского района.

Адресат программы.

Программа объединения нацелена на совместную работу разновозрастных групп учащихся, желающих проявить и развить свои способности в области туризма и краеведения.

Группа формируется из детей, проявляющих интерес к познавательной деятельности и желающих освоить исследовательские навыки, у которых имеется высокая степень сформированной интересов к краеведению, имеются способности к биологии, экологии, физики, химии, географии и др.

Потенциальные учащиеся должны проявлять бережное отношение к объектам природы, иметь мотивацию к изучению природы, экологии, при- родных взаимосвязей, изучению экологических проблем.

Желательно, чтобы детям было при приеме в объединение не менее 10

лет и не старше 15 лет.

Количество обучающихся в группе – от 10 до 15 человек. Как правило, занятия проводятся всем составом, в соответствии с календарным учебным графиком.

В объединении могут заниматься дети из семей разного социального уровня: малообеспеченные, многодетные, социально-неблагополучные, а также дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.


Уровень программы, объем и сроки реализации.

Уровень программы - ознакомительный.


Сроки реализации программы: 1 год обучения (34 часа).

Форма обучения: очная с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

При зачислении учащихся среди учебного года на полный курс дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой с 1 (10) сентября, а также в случае длительного отсутствия учащегося по причине болезни или длительного санаторного лечения предусмотрен индивидуальный маршрут обучения в режиме ускоренного обучения в очно- заочной форме.

Режим занятий: Общее количество часов в год – 34 часа, 2 часа в неделю; занятия проводятся один раз в неделю по два учебных часа, где учебный час для детей от 16 до 14 - 40 минут. Перемена между занятиями не менее 10 минут.


Особенности организации образовательного процесса.

В основе реализации программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и педагога. Она предполагает участие детей в эколого-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в основном: теоретические, практические, самостоятельные работы , экскурсии.


Особенности построения программы и её содержания.

Каждое занятие включает в себя как минимум одно задание, предполагающее погружение в учебную проблему, ее обсуждение и выработ- ку путей решения. В конце каждого занятия обсуждается, как и в какой форме можно применить полученные знания. Таким образом, сочетаются элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения (игра, дискуссия по принятию решения и т. д.).

Программа составлена с учетом современного состояния науки и содержания дополнительного образования.

Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно календарному плану воспитательной работы.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Содержание программы



Цель программы: обучение школьников умениям и навыкам исследовательской и проектной работ.

Основные задачи:

Образовательные:

  • формирование потребности к целенаправленному самообразованию; развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.

Развивающие:

  • развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности;

  • развитие умения договариваться и приходить к общему решению.

Воспитательные:

  • формирование умений и навыков культуры общения;

  • развитие коллективизма и взаимовыручки;

  • привитие любви к историческому наследию; воспитание уважения к людям, традициям. знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности, методологией исследования;

  • формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;

  • формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками; к целенаправленному самообразованию; развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности;

  • овладения методами научного познания; формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;

  • формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию; развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные результаты:

  • осознавать себя членом общества и государства, самоопределяться в своей российской гражданской идентичности, развивать чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

  • уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов России;

  • уважительно относиться к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей.

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли и т.д.);

  • средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты:

  • приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;

  • в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладение умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;

  • получение возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. участвовать в проектной деятельности , проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.

  • Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Основные формы занятий курса - рассказы учителя, обсуждение проблем, практические, исследовательские, проектные работы, решение задач с нестандартным содержанием. Обучающиеся готовят рефераты, сообщения, проекты.

  • Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения учащихся, написание проектов, выполнение практических работ с элементами исследования, социологический опрос населения.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты

Программа предполагает, что учащийся будет знать:

  • понятия проектная деятельность , проект;

  • правила поведения в природе;

  • назначение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов биохимических среды, в том числе её экологических параметров;

  • как провести оценку текущей, и экологической обстановки.

  • профессии эколого-биологического профиля

Программа предполагает, что учащийся будет уметь:
  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • проводить наблюдения за природными объектами;

  • умение работать с цифровой лабораторией;

  • описывать погоду своей местности;

  • различать основные биогеоценозы своей местности;

  • вести фенологические наблюдения;

  • определять наиболее распространенные виды растений и животных;

  • проводить элементарные опыты и практические работы;

  • основным навыкам нахождения, использования и презентации естественнонаучной информации;

  • объяснять значение ключевых понятий.

  • применять биологические знаний в других профессиях.


РАЗДЕЛ 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Календарный учебный график

к программе «Основы проектной и исследовательской деятельности»





Тема

Количество часов

всего

Теория

Практ. занятия

Раздел 1 Тренинг – 22 часа

1.

Введение. Проектная деятельность, ее значение.

1

1


2.

Этапы работы над проектом.

1

1


3.

Работа над групповыми проектами

1


1

4.

Моя школа

1


1

5.

Моя семья

1


1

6.

Мое здоровье

1


1

7.

Мой поселок

1


1

8.

Что такое исследование?

1

1


9.

Методы исследования

1

1


10.

Наблюдение и наблюдательность

1


1

11.

Что такое эксперимент?

1


1

12.

Учимся вырабатывать гипотезы

1


1

13.

Учимся высказывать суждения

1


1

14.

Как правильно классифицировать

1

1


15.

Что такое определения? Как давать определения

понятиям

1

1


16.

Учимся делать умозаключения и выводы

1


1

17.

Как задавать вопросы? Учимся выделять главное

и второстепенное

1


1

18.

Как делать схемы?

1

1


19.

Как работать с книгой?

1


1

20-21.

Как планировать исследования и проекты

2

1

1

22.

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

1


Раздел 2. Исследовательская практика -7часов

23-25.

Тренировочное занятие по методике проведения

самостоятельных исследований по теме «Тайна моей фамилии»

3


3

26-27.

Экспресс-исследование «Моё имя»

2


2

28.

Мини-конференция по итогам экспресс- исследования

1


1

29.

Коллективная игра-исследование «Почему так

названо…»

1


1

Раздел 3 Мониторинг исследовательской деятельности - 5 часов.

30-31

Работа над индивидуальными проектами и исследовательскими работами.

Индивидуальные консультации

2


2

32-33.

Подготовка к защите исследовательских работ и творческих проектов учащихся 5-6 классов

2


2

34.

Школьная конференция

1


1


Итого:

34

9

25







Календарный план воспитательной работы по программе

«Основы проектной и исследовательской деятельности»


п/п

Направление воспитательной работы

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Ответственный исполнитель

Планируемый результат

Примечание

1

Патриотическое воспитание

Мероприятия в рамках проведения месячника оборонно- массовой и военно- патриотической

работы.

январь -

февраль

Педагог д/о

У учащихся будут сформированы основы гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно- нравственных исоциальных ценностей.


Мероприятия, посвященных 76- годовщине Великой

Победы».

май

2

Нравственное воспитание

Конкурс рисунков,

посвященных Дню учителя

октябрь

Педагог д/о

У учащихся будут сформированы понимания смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.


Мероприятия, посвященный Дню

матери.

ноябрь

Проведение

мероприятий в рамках зимних каникул

январь

Гагаринский урок

«Космос – это мы»

апрель

3

Национальное

Акция «Я люблю

ноябрь

Педагог д/о

У учащихся будут



воспитание

свою Страну»

День



сформированы гражданские и политические чувства: чувства любви к Родине, уважения к государственным символам, историческому

наследию своего народа.


народного единства

Акция «Бессмертный полк»

май


4

Трудовое воспитание

Акция: «Украсим любимый центр» (Озеленение кабинетов, коридоров) Операция «Трудовой десант»

январь

Педагог д/о

У учащихся будут сформированы представления об уважении к человеку труда, о ценности

труда и творчества для личности, общества и

государства.


март


5

Интеллектуальное воспитание

Краевой конкурс экологических проектов «Волонтеры

могут все»

октябрь- март

Педагог д/о

У учащихся будут сформированы способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.


Краевой конкурс

«Семейные экологические проекты»

февраль- март

Краевое

интеллектуальное

март-ноябрь



мероприятие

«Научно- практическая конференция Малой сельскохозяйственной

академии учащихся».





6

Семейное воспитание

Добро пожаловать» -

день открытых дверей

сентябрь-

октябрь

Педагог д/о

У учащихся будут сформированы ценностные представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни


Индивидуальные встречи, беседы с

родителями

октябрь


Индивидуальные

консультации для родителей

май


7

Эстетическое воспитание

Конкурс фотографий

«Золотая осень в нашем городе»

ноябрь-

Педагог д/о

У учащихся будут сформированы ценностные отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях


Мероприятия, посвященные международному женскому

Дню 8 марта

март


8

Физическое воспитание

Динамические паузы. Ежедневно, в перерывах между

занятиями

в течении года

Педагог д/о

У учащихся будут сформированы ценностные отношения к здоровью и здоровому образу жизни


Акция «Курить здоровью вредить!»

ноябрь-




посвященная

Всемирному дню отказа от курения





9

Экологическое воспитание

Краевая эколого- просветительская акция, приуроченная к международному Дню защиты животных

сентябрь- октябрь

Педагог д/о

У учащихся будут сформированы бережное отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать.


Муниципальный этап краевого конкурса исследовательских работ "Природа

Кубани"

октябрь

Муниципальный этап краевого конкурса

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

ноябрь- декабрь

Муниципальный этап экологического месячника

«Новогоднее дерево»

ноябрь- декабрь

Охрана и подкормка

птиц

декабрь-

январь

Акция «Птицы

Кубани»

декабрь-

январь



Операция

«Рождественский учет птиц»





Краевой экологический конкурс «Зеленая планета».

январь-март

Акция

«Экологический марафон». I этап

«Каждой пичужке кормушка»

январь

Экологический месячник

«Первоцвет».

февраль- март

Участие в Дне российской науки.

февраль

Участие в муниципальном этапе краевой акции

«Экологический марафон»

III этап - «Спасибо деду за Победу!»

апрель-май

Международная

природоохранная

апрель



акция «Марш парков»





Участие в Международном дне биологического

разнообразия

май

Краевая акция

«Экологический марафон»:

IV этап «Утилизация»

май

10

Правовое воспитание

Составление социальных паспортов по

объединениям

сентябрь-

Педагог д/о

У учащихся будут сформированы представления об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры.


Оформление стенда

«Детский телефон доверия» Беседа:

«Воспитание здоровых привычек»,

октябрь

Час общения «За преступлением идет

наказание»

май

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ


Данная модель построения программы позволяет освоить её в индиви- дуальном темпе и удовлетворить ряд образовательных запросов, которые в настоящее время недостаточно обеспечиваются в рамках общеобразователь- ной школы и работы групп дополнительного образования по типовым и мо- дифицированным программам.

Раннее приобщение детей к исследовательской деятельности позволяет с успехом решать многие образовательные проблемы, например, связанные с индивидуальным подходом, уровневой дифференциацией, с созданием поло- жительной учебной мотивации, более глубоким и неформальным усвоением программы, с профессиональной ориентацией.

Научная и теоретическая значимость программы:

  • определение творческих основ и направлений подготовки учащихся;

  • разработка основ формирования исследовательской деятельности на различных образовательных уровнях;

  • способствование развитию творческой активности и направленности в образовательной деятельности.

Практическая значимость программы:

  • разработка и распространение рекомендаций по методическому и практическому обеспечению исследовательской и образовательной деятель- ности;

  • формирование практических навыков и профориентация.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является сформированность познавательных интересов. Метапредметные результаты должны отражать овладение познавательными универсальными учебными действиями (проводить по предложенному плану исследование, формулировать выводы по результатам проведенного исследования и др.), регулятивными универсальными учебными действиями (планировать пути достижения учебной задачи, выстраивать последовательность выбранных операций) и коммуникативными универсальными учебными действиями (строить речевое высказывание, готовить небольшие публичные выступления). Этим и обусловлено применение автором статьи учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательном процессе.

Учебно-исследовательская деятельность − это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Цель исследовательского обучения – формирование у обучающихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой деятельности [1]. В результате исследовательской деятельности создается интеллектуальный продукт. Исследовательская работа имеет следующую структуру: обоснование темы; постановка цели и задач; гипотеза; методика; собственные данные; анализ, выводы [2].

Можно выделить две основные формы учебных исследований: экспресс-исследования и долговременные исследования. Суть экспресс-исследования сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогическим работником тематике. Например, третьеклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, могут получить следующие задания для проведения эмпирических исследований: исследовать, какие растут деревья, кустарники, выявить основные признаки весны, наблюдаемые в природе. Долговременные исследования можно осуществить лишь во внеурочной деятельности обучающихся. Они, как правило, выходят за рамки  школьного курса. Темы данных исследований можно объединить в три основные группы: эмпирические, фантастические, теоретические. Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых школьники могут пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, творческих и практических задач [3]. Проектная работа имеет следующую структуру: постановка проблемы; определение критериев результативности; создание концепции проекта, анализ ситуации, прогнозирование последствий; определение доступных ресурсов; план выполнения проекта; реализация и корректировка плана; оценка эффективности и результативности [1]. Отличительная особенность проектной деятельности заключается в том, что в результате нее создается конкретный материальный продукт (проект). Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности.

Проекты можно классифицировать в соответствии с наиболее значимыми признаками (таблица) [2]. Таблица

Классификация проектов

№ п/п

Признак

Виды проектов

1.

доминирующая деятельность обучающихся

практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой

2.

уровень творчества

исполнительский, конструктивный, творческий

3.

предметно-содержательная область

монопредметный, межпредметный

4.

характер контактов между участниками проекта

внутриклассный (участники первичного коллектива), внутришкольный (участники образовательного учреждения), региональный, сетевой, международный

5.

количественный состав исполнителей

индивидуальный, групповой, коллективный

6.

продолжительность выполнения

мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные

Очевидно, что все признаки проектов тесно взаимосвязаны, их классификация весьма условна. Один проект можно охарактеризовать, используя разные признаки. Проектные и исследовательские работы могут выполняться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.

Продолжительность выполнения проектов в урочной деятельности незначительная, так как они ограничены сроками изучения конкретной темы. Исследовательские работы средней и значительной продолжительности проводятся во внеурочное время. Обучающиеся начальных классов чаще всего выполняют работы по плану, разработанному учителем. Так, например, при выполнении учебно-исследовательской работы «Шоколад: за и против» обучающимся предлагается следующий план работы:

1) узнать, в чем вред шоколада;

2) выяснить, есть ли польза от шоколада и в чем она заключается;

3) узнать, что знают о свойствах шоколада мои друзья, а также знакомые и взрослые.

При выполнении учебно-исследовательской работы «Живые кондиционеры» ребятам предлагается следующий план работы:

1) выяснить влияние комнатных растений на здоровье человека;

2) определить область применения и свойства кондиционеров;

3) ответить на вопрос: «Растения или модная техника?».

Исследовательские работы могут выполняться одним учеником, например, «Ухо как орган восприятия информации». Работы, содержащие несколько взаимосвязанных проблем, как правило, выполняются группой обучающихся (например, «Размножение герани»). Управленческая деятельность учителя заключается не только в контроле хода и результатов работы, но и в организации педагогической поддержки обучающихся, то есть в управлении процессом преодоления исследовательских проблем, возникающих у школьников, и в прогнозировании их появления.


Кадровое обеспечение Кадровое обеспечение – программа «Основы проектной и исследовательской деятельности » реализуется педагогом, имеющим высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, первую квалификационную категорию и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.

Ермакова Татьяна Сергеевна – стаж педагогической работы – 19 лет, образование – высшее педагогическое РГППУ-2005, по специальности «инженер - педагог по технологии и оборудованию тяжелого машиностроения, 1 квалификационная категория, учитель физики и химии.



ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ


Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную) (ФГОС ).

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

В основу проектной деятельности педагоги нашей гимназии положили формулу «Пять П»: Проблема – Планирование – Поиск, анализ и синтез информации – Продукт – Презентация.

За основу классификации проектов взяли типологию предложенную Е.С. Полат:







Проект

По характеру деятельности:

- практико-ориентированный проект;

- информационный проект;

- творческий проект;

- ролевой проект


По продолжительности:

- мини-проекты;

- краткосрочные проекты;

- длительные проекты.


По предметно-содержательной области:

- монопроекты;

- межпредметные;

- надпредметные

По количеству участников:

- индивидуальные;

- групповые;

- коллективные.














Формы представления проекта:

а) письменная работа (эссе, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

Требования к защите проекта:

- защита осуществляется в процессе специально организованной комиссии гимназии или на школьной конференции;

- результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, − по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

При разработке системы оценки проектной и исследовательской деятельности обучающихся педагогический коллектив гимназии руководствовался тем, что результатом исследования являются новые знания обучающихся; результатом проектирования – продукт, обладающий новым качеством. Только те результаты, которые получены учениками самостоятельно и являются их достижениями. Критерии сформулированы в соответствии с целями развития личности ученика

Система оценки проектно-исследовательской деятельности обучающихся – это оценка проекта и исследования обучающихся по критериям, отражающим достижения обучающихся по разным направлениям

Критерии оценки проектной работы:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.




ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ



Критерии и показатели оценивания проектной деятельности обучающегося 5-9 классов

Критерий 1

Сформированность познавательных учебных действий

Баллы

Показатель 1

1.1

Постановка цели проекта


1.1.1

Цель не сформулирована

0

1.1.2

Цель сформулирована не четко

1

1.1.3

Цель сформулирована, но не обоснована

2

1.1.4

Цель сформулирована и обоснована

3-4

Критерий 3

Сформированность регулятивных действий


Показатель 1

3.1

Планирование путей достижения цели проекта


3.1.1

План отсутствует

0

3.1.2

Представленный план не позволит достичь цели проекта

1

3.1.3

Краткий план достижения цели проекта

2

3.1.4

Развернутый план достижения цели проекта

3-4

Показатель 2

3.2

Исполнительская дисциплина


3.2.1

Игнорирование плана проекта

0

3.2.2

Серьезные отклонения от плана

1

3.2.3

Незначительные отклонения от плана

2

3.2.4

Точное следование плану проекта

3-4

Критерий 2

Сформированность предметных знаний и способов действий


Показатель 1

2.1

Ориентация в теме проекта


2.1.1

Не владение темой проекта

0

2.1.2

Поверхностное знание темы проекта

1

2.1.3

Достаточные знания по теме проекта

2

2.1.4

Глубокие познания по теме проекта

3-4

Показатель 2

2.2

Качество продукта проекта


2.2.1

Продукт проекта отсутствует

0

2.2.2

Продукт проекта не соответствует заявленной теме проекта

1

2.2.3

Продукт проекта частично соответствует заявленной теме

2

2.2.4

Продукт проекта полностью соответствует заявленной теме

3-4

Показатель 3

2.3

Качество продукта проекта


2.3.1

Продукт проекта отсутствует

0

2.3.2

Продукт проекта требует доработки

1

2.3.3

Продукт проекта требует частичной доработки

2

2.3.4

Продукт проекта может быть использован в дальнейшем

3-4

Критерий 4

Сформированность коммуникативных действий


Показатель 1

4.1

Оформление проекта


4.1.1

Проект отсутствует

0

4.1.2

В оформлении проекта допущены ошибки

1

4.1.3

В оформлении проекта допущены незначительные ошибки

2

4.1.4

Проект оформлен в соответствии с требованиями

3-4

Показатель 2

4.2

Защита проекта


4.2.1

Речь, презентация не соответствуют требованиям

0

4.2.2

Речь и презентация частично соответствуют требованиям

1

4.2.3

Речь частично соответствуют требованиям, презентация полностью соответствует требованиям

2

4.2.4

Речь и презентация полностью соответствуют требованиям

3-4

итого

32


Результаты выполненного проекта описываются на основе аналитического подхода, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 4 балла. При оценке проектных достижений (результатов) обучающихся используется уровневая форма:

Низкий уровень – школьник не может выполнить все предложенные задания, помощь со стороны педагога не принимает (12-8 баллов).

Средний – школьник с помощью педагога (родителей) выполняет некоторые предложенные задания (17-13 баллов).

Выше среднего – школьник выполняет все предложенные задания с частичной помощью педагога (22-18 баллов).

Высокий – школьник выполняет самостоятельно и с частичной помощью педагога все предложенные задания (27-23 баллов).

Оптимальный – школьник выполняет все предложенные задания самостоятельно (32-28 баллов).

Критерии и показатели оценивания исследовательской деятельности обучающегося

Критерий 1

Уровень актуальности темы исследования

Баллы

Показатель 1

1.1

Актуальность темы исследования не доказана

0

1.2

Приведены недостаточно убедительные доказательства актуальности темы исследования

1-2

1.3

Приведены достаточно убедительные доказательства актуальности темы исследования

3-4

Критерий 2

Качество содержания исследования


Показатель

2.1

Соответствие содержания исследования его теме


2.1.1

Содержание исследования не соответствует заявленной теме

0

2.1.2

Содержание исследования не в полной мере соответствует заявленной теме

1-2

2.1.3

Содержание исследования в полной мере соответствует заявленной теме

3-4

Показатель

2.2

Логичность изложения материала


2.2.1

Материал изложен не логично, не структурирован, хаотичен

0

2.2.2

Недостаточно соблюдается логичность изложения материала

1-2

2.2.3

Материал изложен в строгой логической последовательности

3-4

Показатель

2.3

Количество и разнообразие источников информации


2.3.1

Отсутствие списка источников информации

0

2.3.2

Использованы однотипные источники информации

1

2.3.3

Использовано незначительное количество источников информации

2

2.3.4

Использовано значительное количество разнообразных источников информации

3-4

Критерий 3

Качество оформления исследовательского материала


Показатель

3.1

Соответствие оформления принятым требованиям


3.1.1

Материал оформлен с грубыми нарушениями требований

0

3.1.2

Допущены незначительные нарушения требований

1-2

3.1.3

Материал оформлен точно в соответствии с требованиями

3-4

итого

20

Результаты выполненного исследования описываются на основе аналитического подхода, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков исследовательской деятельности. При оценке исследовательских достижений (результатов) обучающихся используется уровневая форма:

Низкий уровень – школьник не может выполнить все предложенные задания, помощь со стороны педагога не принимает (8-4 баллов).

Средний – школьник с помощью педагога (родителей) выполняет некоторые предложенные задания (11-9 баллов).

Выше среднего – школьник выполняет все предложенные задания с частичной помощью педагога (14-12 баллов).

Высокий – школьник выполняет самостоятельно и с частичной помощью педагога все предложенные задания (17-15 баллов).

Оптимальный – школьник выполняет все предложенные задания самостоятельно (20-18 баллов).

Педагоги гимназии, используя систему оценки проектно-исследовательской деятельности обучающихся в виде критериев, любые результаты ученика предлагают ему в качестве рекомендаций и указаний на успехи и неточности, которые были допущены им. Ученик имеет представление о собственных способностях и осознает оценку своего труда.

В процессе проектной и исследовательской деятельности для каждого ученика создается ситуация успеха, повышается его самооценка. Успех для учеников – это источник внутренних сил для преодоления трудностей и поддержания желания снова побеждать.



ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Итоговое тестирование учащиеся проходят онлайн на сайте https://onlinetestpad.com/.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Справочные таблицы.

Компьютер с мультимедиа проектором, экраном .

Видеофрагменты из интернета по биологии.

Интернет ресурсы: Мировая библиотека электронных книг.





ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
      • Методические рекомендации по организации и проведению акций.

      • Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий в различных формах.

      • Раздаточный материал.

      • Инструкции по работе с лабораторным оборудованием, приборами.

      • Презентации.



Список литературы






  1. Криволапова, Н.А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2002. – 44 с.

  2. Криволапова, Н.А. Программа по курсу «Основы научно-исследовательской деятельности учащихся» для 10-11 классов / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2004.

  3. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». – Практика административной работы в школе №5 2004.

  4. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. – Под ред. Тряпицыной А.П. Санкт-Петербург, КАРО, 2006.


Литература для учителя:
  1. Борикова Л.В. , Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: уч. Пособие. – М.: Издательский центр Академия, 2000.

  2. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Азбука студента. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

  3. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. – М.: Ось – 1999.

  4. Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся в прцессе обучения. – М.: 1985.

Литература для учащихся:


  1. Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. – М., Знание, 1985.

  2. Детская энциклопедия: В 12 т. – М. – Дрофа, 2000.

  3. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. Для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1990.

  4. Николаева Н.А. Учись быть читателем: старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – М.: Просвещение, 1982.



Средства обучения:
    1. Ноутбук Асеr 453-M-33124032 Makk

Интерактивная доска TRIUMPH

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!