ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА
В МБОУ «ШКОЛА № 3 АГД»
Пояснительная записка.
Настоящая целевая модель наставничества МБОУ «ШКОЛА № 3 АГД», осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МБОУ «ШКОЛА № 3 АГД».
В программе используются следующие понятия и термины.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Координатор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.
Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях.
Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.
Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.
Нормативные основы целевой модели наставничества.
Нормативные правовые акты международного уровня.
- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559- 1.
- Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год).
- Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. "О предотвращении преждевременного оставления школы".
Нормативные правовые акты Российской Федерации.
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N 45 от 14 мая 2010 г.).
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Трудовой кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
- Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
- Указ Президента Российской Федерации Владимира Путина от 21.07.2020 № 474 «Указ о национальных целях развития России до 2030 года».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 04.08.2020 года «О внедрении примерной программы воспитания».
- Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2018 г. № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71791182/.
Нормативные правовые акты МБОУ «ШКОЛА № 3 АГД»
- Устав
- Программа развития
- Отчет о результатах самообследования деятельности
- Положение о педагогическом совете
- Положение о методическом совете
Задачи целевой модели наставничества МБОУ «ШКОЛА № 3 АГД»
Разработка и реализация мероприятий «дорожной карты» внедрения целевой модели.
Разработка и реализация программ наставничества.
Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества.
Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.
Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества.
Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе.
Формирования баз данных Программы наставничества и лучших практик.
Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.
4. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества
Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования.
Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.
Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе.
Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников школы, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.
Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся.
Снижение показателей неуспеваемости учащихся.
Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.
Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.
Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.
Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях.
Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.
Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для горизонтального и вертикального социального движения.
Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых обучающихся.
Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
Включение в систему наставнических отношений детей с ограниченными возможностями здоровья.
Структура управления реализацией целевой модели наставничества
Уровни структуры | Направления деятельности. |
Региональный орган управления образованием | Осуществление государственного управление в сфере образования. Принятие решение о внедрении целевой модели наставничества; Обеспечивает организацию инфраструктуры и материально-техническое обеспечение программ наставничества. |
Региональный институт повышения квалификации | Организационная, методическая, экспертно- консультационная, информационная и просветительская поддержка участников внедрения целевой модели наставничества. Контроль за реализацией мероприятий по внедрению целевой модели наставничества; Выработка предложений по совместному использованию инфраструктуры в целях внедрения целевой модели наставничества. Содействие распространению и внедрению лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей для обучающихся, педагогов и молодых специалистов Содействие привлечению к реализации наставнических программ образовательных организаций; предприятий и организаций; государственных бюджетных учреждений культуры и спорта; юридических и физических лиц и т.д. |
Школа | Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения целевой модели наставничества Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели. Реализация программ наставничества. Назначение координатора и кураторов внедрения целевой модели наставничества. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества. |
Координаторы, кураторы | Формирование базы наставников и наставляемых. Организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения). Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества. Контроль проведения программ наставничества. Участие в оценке вовлеченности в различные формы наставничества. Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели. Мониторинг результатов эффективности реализации целевой модели наставничества. |
Наставники | Реализация наставнического цикла. |
Кадровая система реализации целевой модели наставничества
В Целевой модели наставничества выделяются следующие главные роли:
Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Координатор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за разработку и реализацию программы наставничества в организации в целом. организацию всего цикла программы наставничества.
Куратор – сотрудник образовательной организации, организует реализацию программы наставничества согласно выбранным формам.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.
Формирование базы наставляемых:
из числа обучающихся:
проявивших выдающиеся способности;
демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты;
с ограниченными возможностями здоровья;
попавших в трудную жизненную ситуацию;
имеющих проблемы с поведением;
не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива
из числа педагогов:
молодых специалистов;
находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
желающими овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.
Формирование базы наставников из числа:
обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
родителей обучающихся – активных участников родительских или управляющих советов;
выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы;
сотрудников предприятий, заинтересованных в подготовке будущих кадров;
успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые чувствуют потребность передать свой опыт;
ветеранов педагогического труда.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
Этапы реализации целевой модели наставничества в _________
Этапы | Мероприятия | Результат |
Подготовка условий для запуска программы наставничества | Создание благоприятных условий для запуска программы. Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых. Выбор аудитории для поиска наставников. Информирование и выбор форм наставничества. На внешнем контуре: информационная работа, направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы. | Дорожная карта реализации наставничества. Пакет документов. |
Формирование базы наставляемых | Выявление конкретных проблем обучающихся школы, которые можно решить с помощью наставничества. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых. | Формированная база наставляемых с картой запросов. |
Формирование базы наставников | Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа: - обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах (например, участники кружков по интересам, театральных или музыкальных групп, проектных классов, спортивных секций); - педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; - родителей обучающихся – активных участников родительских или управляющих советов, организаторов досуговой деятельности в образовательной организации и других представителей родительского сообщества с выраженной гражданской позицией. Работа с внешним контуром на данном этапе включает действия по формированию базы наставников из числа: - выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы; - сотрудников региональных предприятий, заинтересованных в подготовке будущих - кадров (возможно пересечение с выпускниками); - успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые чувствуют потребность передать свой опыт; - представители других организаций, с которыми есть партнерские связи. | Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем. |
Отбор и обучение наставников | Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы. Обучение наставников для работы с наставляемыми. | Заполнены анкеты в письменной свободной форме всеми потенциальными наставниками. Собеседование с наставниками Программа обучения. |
Организация Хода наставнической программы | Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Работа в каждой паре/группе включает: - встречу-знакомство, - пробную рабочую встречу, - встречу-планирование, - комплекс последовательных встреч, - итоговую встречу. | Мониторинг: - сбор обратной связи от наставляемых для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых; - сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов для мониторинга эффективности реализации программы. |
Завершение программы наставничества | Подведение итогов работы каждой пары/группы. Подведение итогов программы школы. Публичное подведение итогов и популяризация практик. | - Собраны лучшие наставнические практики. - Поощрение наставников. |
Формы наставничества в МБОУ «ШКОЛА № 3 АГД»
Для успешной реализации целевой модели наставничества предусматривается выделение 5 возможных форм наставничества.
Исходя из образовательных потребностей МБОУ «ШКОЛА № 3 АГД» выбраны следующие формы наставничества:
Форма наставничества «Ученик – ученик».
Цель: разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Задачи:
Помощь в реализации лидерского потенциала.
Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
Развитие гибких навыков и метакомпетенций.
Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.
Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.
Результат:
Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы.
Повышение успеваемости в школе.
Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом.
Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций.
Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и образовательных проектов.
Снижение числа обучающихся состоящих на различных видах учета.
Снижение количества жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
Характеристика участников формы наставничества
«Ученик – ученик».
Наставник | Наставляемый |
Кто может быть. | Пассивный | Активный |
| Социально или ценностно -дезориентированный обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающим участие в жизни школы, отстраненный от коллектива. | Обучающийся с особыми |
обладающий лидерским | образовательными |
и организаторскими | потребностями, |
качествами, | нуждающийся в |
нетривиальностью | профессиональной |
мышления. | поддержке или ресурсах |
демонстрирующий высокие | для обмена мнениями и реализации собственных проектов. |
образовательные | |
результаты. | |
| |
региональных олимпиад | |
и соревнований. | |
| |
параллели, | |
принимающий активное | |
участие в жизни школы. | |
| |
всероссийских детско – | |
юношеских организаций | |
и объединений. | |
Возможные варианты программы наставничества
«Ученик – ученик».
Формы взаимодействия | Цель |
«Успевающий – неуспевающий» | Достижение лучших образовательных результатов. |
«Лидер – пассивный» | Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или с развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков. |
«Равный – равному» | Обмен навыками для достижения целей. |
«Адаптированный – неадаптированный» | Адаптация к новым условиям обучения. |
Схема реализации формы наставничества «Ученик – ученик».
Этапы реализации. | Мероприятия |
Представление программ наставничества в форме «Ученик – ученик». | Ученическая конференция. |
Проводится отбор наставников из числа активных учащихся школьного сообщества. | Анкетирование. Собеседование. Использование базы наставников. |
Обучение наставников. | Обучение проводится куратором. |
Проводится отбор учащихся, имеющих особые образовательные потребности, низкую учебную мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе, не включенные в школьное сообщество и желающих добровольно принять участие в программе наставничества. | Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. |
Формирование пар, групп. | После личных встреч, обсуждения вопросов. |
Наставляемый улучшает свои образовательные результаты, он интегрирован в школьное сообщество, повышена мотивация и осознанность. | Предоставление конкретных результатов взаимодействия (проект, улучшение показателей). Улучшение образовательных результатов, посещаемости. |
Рефлексия реализации формы наставничества. | Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. Чувствует свою причастность школьному сообществу. | Поощрение на ученической конференции. |
. Форма наставничества «Учитель – учитель».
Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.
Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
Ускорить процесс профессионального становления педагога.
Результат:
Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации.
Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциала.
Улучшение психологического климата в образовательной организации.
Повышение уровня удовлетворенности в собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния специалистов.
Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе образовательного учреждения.
Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемых классах и группах.
Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.
Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т. д.)
Характеристика участников формы наставничества
«Учитель – учитель»
Наставник | Наставляемый |
Молодой специалист | Педагог |
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров). Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ. Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. | Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет), испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями. | Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. |
Типы наставников | Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости. |
Наставник - консультант | Наставник-предметник |
Создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого– педагогичексих и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста или педагога. | Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин. |
Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель»
Этапы реализации. | Мероприятия |
Представление программ наставничества в форме «Учитель – учитель». | Педагогический совет. Методический совет. |
Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу. | Анкетирование. Использование базы наставников. |
Обучение наставников. | Проводится при необходимости. |
Проводится отбор педагогов, испытывающий профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в программе наставничества. | Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. |
Формирование пар, групп. | После встреч, обсуждения вопросов. |
Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии. Творческая деятельность. Успешная адаптация. | Тестирование. Проведение мастер – классов, открытых уроков. |
Рефлексия, реализации формы наставничества. | Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. | Поощрение на педагогическом совете или методический совете школы. |
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»
Наставник | Наставляемый |
Молодой специалист | Педагог |
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров). Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ. Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. | Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет), испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями. | Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. |
Типы наставников | Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости. |
Наставник - консультант | Наставник - предметник |
Создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого– педагогичексих и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста или педагога. | Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин |
. Форма наставничества «Учитель – ученик»
Цель - успешное формирование у учеников младшей, средней и старшей школы осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи.
Задачи:
Помощь учащимся в раскрытии и оценке своего личного потенциала.
Повышение мотивации к учебе и саморазвитию, к саморегуляции, формирования ценностных и жизненных ориентиров.
Развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций.
Помощь в построении образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
Результат:
Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона в младшей, средней и старшей школе.
Численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий.
Увеличение процента учеников, успешно прошедших предпрофориентационную программу.
Численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности в старших классах (совместно с представителем предприятия).
Увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников.
Характеристика участников формы наставничества
«Учитель – ученик»
Наставник | Наставляемый |
Кто может быть. | Активный | Пассивный |
Неравнодушный профессионал с большим (от 5 лет) опытом работы с высокой квалификацией. Активная жизненная позиция. Обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к ученику как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге. Возможно, выпускник того же образовательного учреждения, член сообщества благодарных выпускников. Возможно, родитель образовательного учреждения. | Социально активный школьник с особыми образовательными потребностями, мотивированный к расширению круга общения, самосовершенствованию, получению новых навыков. | Плохо мотивированный, дезориентированный школьник, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, мало информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри школы и ее сообщества. |
Программа наставничества «Учитель – ученик»
Формы взаимодействия | Цель |
«Активный профессионал – равнодушный потребитель» | Мотивационная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора образовательной и карьерной траектории. |
«Коллега – молодой коллега» | Совместная работа по развитию творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора. |
Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик»
Этапы реализации | Мероприятия |
Представление программ наставничества в форме «Учитель – ученик». | Ученическая конференция. |
Проводится отбор наставников из числа активных и опытных учителей, представителей благодарных выпускников. | Анкетирование. Использование базы наставников. |
Обучение наставников. | Обучение проводится куратором программы наставничества при необходимости. Работа с пособиями Ментори «Рабочие тетради наставника». |
Проводится отбор учащихся, имеющих проблемы с учебой, не мотивированных, не умеющих строить свою образовательную траекторию. Либо – учащиеся, с особыми образовательными потребности, не имеющими возможности реализовать себя в рамках школьной программы. | Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. |
Формирование пар, групп. | Личные встречи или групповая работа в формате «быстрых встреч». |
Повышение образовательных результатов у наставляемых. Мотивированны, интегрированы в сообщество. Осознано подходят к выбору профессий. | Защита проекта. Анализ успеваемости. Представление бизнес – плана. Определение образовательной траектории. |
Рефлексия реализации формы наставничества. | Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. | Поощрение наставляемого на ученической конференции. Благодарственное письмо на организацию наставника. |
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
оценка качества процесса реализации программы наставничества;
оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
оценка качества реализуемой программы наставничества;
оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
контроль хода программы наставничества;
описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
определение условий эффективной программы наставничества;
контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Оформление результатов.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT- анализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты.
Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества. SWOT-анализ проводит координатор программы.
Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.
9.2 Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников
Этап 2.
Второй этап мониторинга позволяет оценить:
мотивационно-личностный профессиональный рост участников программы наставничества;
развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся образовательную деятельность;
качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ;
динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.
Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар "наставник- наставляемый".
Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по итогам прохождения программы.
Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.
Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.
Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ).
Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар «наставник-наставляемый».
Задачи мониторинга:
Научное и практическое обоснование требований к процессу организации программы наставничества, к личности наставника;
Экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в целевой модели требований к личности наставника;
определение условий эффективной программы наставничества;
анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами;
сравнение характеристик образовательного процесса на «входе» и «выходе» реализуемой программы;
сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность, самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на «входе» и «выходе» реализуемой программы.
10. Механизмы мотивации и поощрения наставников
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника:
- Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.
- Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
- Проведение школьного конкурса профессионального мастерства «Наставник года», «Лучшая пара», «Наставник+».
- Награждение школьными грамотами «Лучший наставник».
- Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
- Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы.