СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного предмета «Родная (русская) литература» для уровня основного общего образования

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «Родная (русская) литература» для уровня основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного предмета «Родная (русская) литература» для уровня основного общего образования»


Аннотация

Программа учебного предмета «Родная (русская) литература» для уровня основного общего образования разработана на основе следующих документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012 N-273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;

  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) в действующей редакции;

  • Примерной программы основного общего образования по литературе для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта;

  • авторской программы (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 5-9 кл.» Под ред. В. Я. Коровиной, М: «Просвещение», 2018 год), соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Личностные:

  • формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

  • осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;

  • формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

  • формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации

отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально - культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Выпускник 9 класса умеет:

  1. Определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт (5–6 классы);

  2. Пересказывать сюжет, вычленять фабулу, владеть различными видами пересказа (5–6 классы), выявлять особенности композиции (6–7 классы);

  3. Охарактеризовать героев-персонажей, давать им сравнительные характеристики (5–6 классы), оценивать систему персонажей (6–7 классы);

  4. Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (6–7 классы), выявлять особенности языка и стиля писателя (8–9 классы);

  5. Определять жанровую, родовую специфику художественного произведения (7–9 классы);

  6. Объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (8–9 классы);

  7. Выделять в произведениях художественные элементы и обнаруживать связи между ними (5–7 классы); анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 классы);

  8. Определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю (в каждом классе – на своем уровне);

  9. Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом классе);

  10. Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  11. Представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне), вести учебные дискуссии (7–9 классы);

  12. Собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для написания сочинения, эссе, создания проекта на заранее объявленную литературную или публицистическую тему (в каждом классе – на своем уровне);

  13. Выразительно читать произведения художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5–9 классы);

  14. Ориентироваться в информационном образовательном пространстве (7–8 классы), работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (8–9 классы), пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе – на своем уровне).





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

  1. класс (8 часов)

Раздел 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

Фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, считалки, колыбельные песни.

Теория литературы: фольклор, устное народное творчество.

Русские народные сказки. Разделение сказок на три группы: бытовые, волшебные, сказки о животных.

Сказка "Финист – Ясный Сокол"

Теория литературы: фантастические элементы, поэтика сказок (без названия термина), сказка как жанр, виды сказок, композиция сказок, сравнения, повторы, начало, конец, кульминация сказок, гипербола, эпитет, вариативность сказок.

Раздел 2.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1ч)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Легенда о Кургане. Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных преданий и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).

Из литературы XIX века (3 ч)

А. Пушкин «Руслан и Людмила» (2 ч) . Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

Руслан и его соперники. Образ Людмилы.

Л.Н. Толстой (1 ч) Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.

Из литературы XX века (2 ч)

А. Куприн «Белый пудель» ( 1 ч) . Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка» (1 ч). Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-­эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.


  1. класс (8 часов)

Раздел 1.УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( 1 ч)

Возникновение народных песен. Виды народных песен: обрядовые, хороводы, исторические. Пословицы и поговорки о песнях. Роль песни в жизни людей. Песни Зауралья.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

Раздел 2.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч)

«Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

Из литературы XIX века (2 ч)

А.Н. Островский «Снегурочка»

Фольклорные корни образа Снегурочки. Преданность героини. Тема предательства в сказке

Теория литературы: жанр пьесы.


Из литературы ХХ века (4 ч)

А. Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким.

В.К. Железников «Чучело»

Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести.

Ю.Я. Яковлев «Багульник», «Разбуженный соловьём» (по выбору учителя)

Человек в общении с природой. Образ багульника, его роль в рассказе. Природа и воспитание человеческой души

Теория литературы: жанр рассказа.

  1. класс (8 часов)

Раздел 1. УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (1 ч)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. И. Н. Кузнецов. Сборник «Предания русского народа». Смерть Олега. Зауральские легенды и предания.

Раздел 2 (1 ч)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ «Повесть о Евпатии Коловрате».  Подвиги Евпатия Коловрата, мужественного и сильного воина, любящего родную землю и ненавидящего ее врагов.

Из литературы XIX века ( 2 ч)

К.М. Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

Л. Н. Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Из литературы XX века (4 ч)

О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча».

Алексин А. Г. «Безумная Евдокия», «Домашнее сочинение», «Звоните и приезжайте» ( по выбору).

Проблематика и герои рассказов.

Мурашова Е. В. « Класс коррекции».  Повесть Е. Мурашовой - острое, социально направленное произведение. Проблемы отвергнутых обществом детей.



  1. класс (8 часов)

Раздел 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. (1 час)

Жанр былины, исторической песни. Исторические, сатирические, трагические песни. Песни Зауралья. «Росеиюшка зауральская».

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 2 ч)

«Слово о погибели Русской земли»,  «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.


Из литературы XIX века (2 ч)

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского »

Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.

Из литературы XX века (3 ч)

О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

Пантелеев Л. "Главный инженер". Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.

Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.

  1. класс (8 часов)

Раздел 1. (2 часа)  

В.П. Бирюков – ученый, писатель, краевед. Фрагмент из автобиографического очерка В.П. Бирюкова «Путь собирателя». В.П. Бирюков – прекрасный знаток своего края. «Словарь народного языка на Урале» - самый главный труд писателя – краеведа

Алексей Кузьмич Югов – исследователь «Слова о полку Игореве»

Из литературы XIX века (2 ч.)

И.С. Тургенев.  «Гамлет и Дон-Кихот». Два типа личности в истории человечества и в творчестве И.С. Тургенева. Пародийность и поэтичность в их обрисовке и восприятии.

Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).

Из литературы XX века (4 ч.)

К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.

Ю.М. Поляков. «Работа над ошибками».  Повесть о взаимоотношениях педагогов и учеников, родителей и детей. 



























































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

п/п

Тема раздела

Кол-во уроков

5 класс

1.

Устное народное творчество

2








2.

Из древнерусской литературы

1

3.

Из литературы XIX века

3

4.

Из литературы XX века

2

6 класс





1.

Устное народное творчество

1

2.

Из древнерусской литературы

1

3.

Из литературы XIX века

2

4.

Из литературы XX века

4

7 класс


1.

Устное народное творчество

1

2.

Из древнерусской литературы

1

3.

Из литературы XIX века

2

4.

Из литературы XX века

4

8 класс

1.

Устное народное творчество

1

2.

Из древнерусской литературы

2

3.

Из литературы XIX века

2

4.

Из литературы XX века

3

9 класс

1.

Устное народное творчество

2

2.

Из литературы XIX века

2

3.

Из литературы XX века

4


Итого

45



















Календарно- тематическое планирование 5 класс (8 часов)

урока

Содержание (разделы, темы

Даты проведения

Домашнее задание

план

факт

1.

Раздел 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

Фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, считалки, колыбельные песни.




2.

Теория литературы: фантастические элементы, поэтика сказок (без названия термина), сказка как жанр.




3

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1ч)

Легенды и предания. Герои старинных преданий и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).





4.

Из литературы XIX века (3 ч.)

А. Пушкин «Руслан и Людмила». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.





5.

Руслан и его соперники. Образ Людмилы






6.

Л.Н. Толстой (. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность.




7.

Из литературы XX века (2 ч.)

А. Куприн «Белый пудель». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.






8.

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
















Календарно- тематическое планирование 9 класс (8 часов)

урока

Содержание (разделы, темы

Даты проведения

Домашнее задание

план

факт

1.

Раздел 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

В.П. Бирюков – ученый, писатель, краевед. Фрагмент из автобиографического очерка В.П. Бирюкова «Путь собирателя». В.П. Бирюков – прекрасный знаток своего края.»





2.

Алексей Кузьмич Югов – исследователь «Слова о полку Игореве




3

Из литературы XIX века (2 ч.)

И.С. Тургенев.  «Гамлет и Дон-Кихот». Два типа личности в истории человечества и в творчестве И.С. Тургенева. Пародийность и поэтичность в их обрисовке и восприятии.






4.

Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору




5.

Из литературы XX века (4 ч.)

К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.





6-7

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.




8

Ю.М. Поляков. «Работа над ошибками». Повесть о взаимоотношениях педагогов и учеников, родителей и детей.