Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области
среднего профессионального образования
«Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»
________________________________________________________________
организация-правообладатель программы
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УГЛУБЛЕННАЯ ПОДГОТОВКА
2012г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Организация-разработчик: ГБОУ СОСПО Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений (далее – СКСМГС)
Разработчик:
Шатская Ольга Николаевна - преподаватель физической культуры
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины Оформление дополнений и измений, внесенных в рабочую программу | 12 13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы
Рабочая программа в учебной дисциплине является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 27082 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины :
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся формируются общие компетенции:
Таблица 1.1
Код | Наименование результатов обучения |
ОК 2 | Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качества. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 10 | Использовать воинскую обязанность в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
1. Максимальной учебной нагрузки обучающегося 460 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузке обучающегося 230часов; самостоятельной работы обучающегося 230 часов.
Дисциплина изучается в течение восьми семестров.
Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплина в десятом семестре в форме дифференцированного зачета.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 460 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 230 |
в том числе: | |
практические занятия | 220 |
теоретические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 230 |
в том числе: | |
1. Занятия в секции по волейболу 2. Занятия в секции в тренажерном зале 3. Дополнительные занятия по легкой атлетике 4. Дополнительные занятия по спортивной аэробике 5. Дополнительные занятия по баскетболу 6. Дополнительные занятия по настольному теннису 7. Дополнительные занятия по гимнастике | 75 75 15 15 20 15 15 |
Итоговая аттестация в форме Дифференцированный зачёт |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Физическая культура Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. | Лёгкая атлетика | 70 | | |
Тема 1.1 Спринтерский бег | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Физические качества и способности человека и основы методики их воспитания. Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. Возрастная динамика развития физических качеств и способностей. Взаимосвязь в развитии физических качеств и возможности и направленного воспитания отдельных качеств. Особенности физической и функциональной подготовленности. | |
Практические занятия | 14 | 3 | |
1 | Техника бега: низкий старт, стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование. Техника бега на виражах, бег по прямой с переменной скоростью | |
Самостоятельная работа обучающихся | 14 | | |
1 | Повторение техники низкого старта; определять индивидуально расстояние для установки стартовых колодок | |
Тема 1.2 Кроссовая подготовка | Практические занятия | 18 | 3 | |
1.Техника бега: высокий старт, стартовое ускорение, бег на различных участках дистанции, бег по пересечённой местности, финиширование. Равномерный бег на дистанции 2000м (девушки) и 3000м(юноши). | |
Самостоятельная работа | 8 | | |
1 | Развитие общей выносливости: медленный равномерный бег (2-5 км.) | |
Тема 1.3 Прыжки в длину | Практические занятия | 6 | 3 | |
1.Техника прыжка в длину: разбег, отталкивание, полёт, приземление. Подготовительные упражнения, специальные упражнения прыгуна в длину. Повторение и совершенствование техники прыжка в длину. | |
| Самостоятельная работа | 8 | | |
| 1.Повторять технику прыжка с места | |
Раздел 2. | Спортивные игры | 166 | | |
Тема 2.1. Баскетбол | Содержание учебного материала | 2 | | |
1 | Самоконтроль при занятиях физической культурой. Диагностика и самодиагностика состояния организма учащегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения. | 2 |
Практические занятия | 52 | |
1 | Техника безопасности на занятиях по баскетболу. Техника ведения и передач мяча. Броски по кольцу(с места в движении. Выбивание и вырывание мяча. Приёмы техники защиты( перехваты, приёмы применяемые против броска-накрывание, Тактика нападения. Тактика защиты | 3 | |
Самостоятельная работа | 25 | | |
1 | Отрабатывать технику ведения мяча, броски по корзине с разных точек площадки | |
Тема 2.2. Волейбол | Практические занятия | 44 | 3 | |
1 | Краткий исторический обзор игры. Техника безопасности на занятиях по волейболу. Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Игра по упрощенным правилам волейбола. Основные правила игры. Учебные двусторонние игры. Совершенствование техники нападающего удара. Техника одиночного и группового блока. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 25 | | |
1 | Отрабатывать технику подач, приемов и передач | |
Тема 2.3 Настольный теннис | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Основы здорового образа жизни. Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни. О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Рациональное питание и профессия. Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью: закаливание, личная гигиена, гидропроцедуры, бани, массаж. | |
1 | Краткий исторический обзор игры. Основные правила игры. Техника безопасности на занятиях по настольному теннису. Основы техники и тактики игры. Основные стойки теннисиста. Техника подач. Свободная игра на столе | 8 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | | |
1 | Повторять технику подач в настольном теннисе | |
Раздел 3. | Гимнастика | 70 | | |
Тема 3.1 Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. | |
Практические занятия | 18 | 3 | |
1 | Основные требования, предъявляемые к составлению и проведению комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики с учётом направления будущей профессиональной деятельности обучающихся. Общеразвивающие упражнения: индивидуально, в паре с партнёром, с гантелями, с набивными мячами, с обручем (девушки). | |
Самостоятельная работа | 14 | | |
1 | Составить комплекс упражнений для профилактики определённого профессионального заболевания | |
Тема 3.2 Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний | Практические занятия | 22 | 3 | |
1 | Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание, упражнения у гимнастической стенки). Физические упражнения для коррекции зрения. | |
Самостоятельная работа | 14 | | |
1 | Составить комплекс упражнений для профилактики определённого профессионального заболевания; выполнять упражнений для коррекции зрения | |
Раздел 4. | Виды спорта по выбору | 154 | | |
Тема 4.1. Атлетическая Гимнастика | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитие человека. Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранение творческой активности и долголетия. Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности | |
Практические занятия | 46 | 3 | |
1 | Техника безопасности на занятиях. Круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных групп с эспандером, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой. Работа на тренажёрах. Развитие силовой выносливости, гибкости. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 27 | | |
1 | Выполнение комплексов упражнений для развития основных мышечных групп(плечевой пояс; мышцы брюшного пресса и спины; мышцы нижних конечностей и т. д) | |
Тема 4.2. Дыхательная гимнастика | Практические занятия | 24 | 3 | |
1 | Классические методы дыхания при выполнение различных упражнений. Дыхательные упражнения йогов. Современные методики дыхательной гимнастики ( Лобановой-Поповой, Стрельниковой, Бутейко) .Комплекс дыхательных упражнений с бодифлекса. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 15 | | |
1 | Отрабатывать классические методы дыхания, при выполнение различных упражнений | |
Тема 4.3. Спортивная Аэробика | Практические занятия | 30 | 3 | |
1 | Техника безопасности на занятиях спортивной аэробикой .Комбинация из спортивно-гимнастических и акробатических элементов. Обязательные элементы: подскоки, амплитудные махи ногами, упражнения для мышц живота и спины, упражнения для мышц верхнего плечевого пояса ( отжимание в упоре лёжа, подтягивание на низкой перекладине (девушки) и т.д.). Дополнительные элементы: кувырки вперёд и назад, длинный кувырок, перевороты боком (колесо) с места, с темпового подскока, упражнения на высокой перекладине .Комплекс упражнений со стретчинга; пиллатеса; калланетики. | |
Самостоятельные работы обучающихся | 10 | | |
1 | Составление комплекса из стретчинга ( выполнение его) | |
2 | Составить комплекс ОРУ в парах (проведение его на уроке) | |
Всего: | 460 | | |
3.условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Реализация учебной дисциплины требует наличия игрового спортивного зала, тренажерного зала, гимнастического зала.
Оборудование игрового спортивного зала №426:
Баскетбольные щиты, кольца, баскетбольные мячи, свисток
Волейбольная сетка, волейбольные мячи, антенны, стойки
Наборы для бадминтона: ракетки, воланы
Гимнастические скамейки,
Оборудование тренажёрного зала №330:
Оборудование для силовых упражнений (гантели, утяжелители, резина, штанги с комплектом различных отягощений, тренажеры на разные группы мышц)
Гимнастические скамейки
Оборудование для гимнастического зала №328:
Гимнастическая перекладина, шведская стенка, секундомеры, теннисные столы, наборы для настольного тенниса (ракетки, мячи), гимнастические маты, скакалки, обручи, гимнастические скамейки.
Технические средства обучения:
- музыкальный центр, выносные колонки, микрофон, компьютер, мультимедийный проектор, экран для обеспечения возможности демонстрации комплексов упражнений;
- электронные носители с записями комплексов упражнений для демонстрации на экране.
Информационное обеспечение обучения
Учебные издания:
Основные источники:
Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие- 3-е изд., стер КноРус, 2012.-240с
Решетников Н.В. Физическая культура :учеб. для студентов учреждений СПО – 14е изд., испр Academia , 2013.-176с
Дополнительные источники:
Масалова О.Ю. Физическая культура : педагогические основы ценностного отношения к здоровью: учебное пособие/ О.Ю.Масалова; под ред. М. Я. Виленского.- М.:КНОРУС, 2012.-184с.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 2-е изд.,испр. и доп.-М.:Издательский центр «Академия», 2003.-480с.
Калюжнова И.А. Лечебная физкультура и оздоровительная гимнастика:домашний справочник / И.А. Калюжнова, О.В.Перепелова. -Ростов н/Д:Феникс, 2009.-253с.
Турчинский,В. Фитнес:мужской взгляд/ Владимир Турчинский.-М.:АСТ; СПб.,Астрель-СПб,2011-320с.
Зайцева И.А. Фитнес. 19программ для коррекции фигуры/ Ирина Зайцева.-М.:Эксмо, 2011.-192с.
Интернет – ресурсы:
Сайт Министерства спорта , туризма и молодёжной политики http: //sport.minstm.gov.ru
http://zdd.1september.ru-газета « Здоровье детей»
http://www.infosport.ru/press/szr/1995N5/index.htm-Спортивная жизнь России.Электронная версия ежемесячного иллюстрированного журнала.
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту РФ– http://lib.sportedu.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов, освоение дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а так же выполнение обучающимися индивидуальных занятий, проектов, исследований.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений, знаний.
Таблица 4.1 – Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: -использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; -проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями; -выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и лечебной (адаптивной) физической культуры , композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики; -выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом; | ОК-2 ОК-3 ОК-6 ОК-10 | Методы оценки результатов : -традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; - тестирование по контрольным нормативам Лёгкая атлетика: -оценка техники выполнения двигательных действий ( проводится в ходе занятий): бег на короткие, средние, длинные дистанции; прыжков в длину; Оценка самостоятельного проведения студентом фрагмента занятия с решением задачи по развитию физического качества средствами лёгкой атлетики. Спортивные игры: Оценка техники базовых элементов техники спортивных игр(броски по кольцу, подачи , приёмы , ведение, передачи) Оценка выполнения студентом функций судьи. Оценка технико-тактических действий студентов в ходе проведения контрольных соревнований по спортивным играм. Оценка самостоятельного проведения студентом фрагмента занятия с решением задач по развитию физических качеств средствами спортивных игр. Атлетическая гимнастика: Оценка техники Методы оценки результатов : -традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; - тестирование по контрольным нормативам Лёгкая атлетика: -оценка техники выполнения двигательных действий ( проводится в ходе занятий): бег на короткие, средние, длинные дистанции; прыжков в длину; |
Знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. | | Формы контроля обучения: -практические задания по работе с информацией -домашние задания проблемного характера Оценка подготовленных студентом фрагментов занятий с обоснованием целесообразности использования средств физической культуры, режимов нагрузки и отдыха. |
5. Оформление дополнений и изменений, внесенных в рабочую программу.
Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол №__ от «_____»_____________20___г.
Дополнения, изменения, вносимые в программу на _______ учебный год
Таблица 5.1 - Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу
№ раздела рабочей программы | Содержание изменений и дополнений |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
6