СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Специальности 20.02.04 Пожарная безопасность

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины «Техническая механика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 20.02.04 Пожарная безопасность

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Специальности 20.02.04 Пожарная безопасность»

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»














ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА



Специальности 20.02.04 Пожарная безопасность

















Смоленск

2022

Программа учебной дисциплины «Техническая механика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 20.02.04 Пожарная безопасность



Организация-разработчик: ОГБПОУ СмолАПО


Разработчики:

Коротких А. А., преподаватель ОГБПОУ СмолАПО


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13



1 паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА


1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.04 Пожарная безопасность


1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.


1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания


Код ОК, ПК

Умения

Знания

ОК 01ОК 02 ОК 04

ОК 05 ОК 06 ОК 09

ПК1 3.1 ПК 3.7



- читать кинематические схемы;

- проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;

- проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; определять напряжения в конструкционных элементах;

- производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;

- определять передаточное отношение

- виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;

- типы кинематических пар;

- типы соединений деталей и машин;

- основные сборочные единицы и детали;

- характер соединения деталей и сборочных единиц;

- принцип взаимозаменяемости;

- виды движений и преобразующие движения механизмы;

- виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;

- передаточное отношение и число;

- методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации




2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы


76

в том числе:



теоретическое обучение


40

практические занятия


20

самостоятельная работа без взаимодействия с преподавателем


4

промежуточная аттестация (экзамен)


12



2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Техническая механика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

(практические занятия (лабораторные и практические работы), самостоятельная работа, курсовая работа (проект) обучающихся (если предусмотрены))

Объем часов

Код компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Тема №1. Основы статики

Содержание учебного материала

14

ПК 1.1 ПК 1.4

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1. Основные понятия и аксиомы статики. Способы сложения сил. Определение равнодействующей. Связи и реакции связей. Плоская система сходящихся сил. Проекции силы на оси координат. Условия равновесия плоской системы сходящихся сил

2

2. Момент силы относительно точки. Пара сил. Момент пары. Плоская система произвольно расположенных сил. Главный вектор и главный момент

2

3. Трение. Виды трения. Равновесие при наличии сил трения. Принцип освобождаемости твёрдого тела. Понятие реакций связи и опор

2

4. Понятие центра тяжести. Определение координат центра тяжести плоских фигур

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ


Практическое занятие № 1 Определение реакций опор твердого тела

2

Практическое занятие № 2 Условия равновесия плоской системы произвольно расположенных сил

2

Самостоятельная работа обучающихся


Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей аналитическим и графическим способом

2

Тема №2.

Кинематика

Содержание учебного материала

7

ПК 3.5 ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1. Простейшие движения твердого тела. Основные понятия кинематики точки. Скорость точки. Ускорение точки. Поступательное движение твердого тела. Различные случаи вращательного движения твердого тела.

2

2. Понятие о плоскопараллельном движении твердого тела. Разложение плоскопараллельного движения на поступательное и вращательное. Определение скоростей точек плоской фигуры.

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ


Практическое занятие № 3 Определение скорости, ускорения и траектории твердого тела в плоском движении

2

Самостоятельная работа обучающихся


Решение задач на пару сил и момент силы относительно точки.

1

Тема №3. Динамика

Содержание учебного материала

7

ПК 3.5 ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1. Основные понятия и аксиомы динамики. Динамика материальной точки. Работа силы.

2

2. Работа силы тяжести. Мощность и КПД Работа и мощность при вращательном движении тел.

2

3. Общие теоремы динамики. Импульс силы. Кинематическая энергия тела. Понятие о механической системе.

2

Самостоятельная работа обучающихся


Решение задач по работе и мощности. Расчет КПД.

1

Тема №4. Растяжение и сжатие

Содержание учебного материала

6

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1. Основные положения. Виды нагрузок и основных деформаций. Внешние и внутренние силы. Метод сечений.

2

2. Растяжение и сжатие. Напряжения. Продольные и поперечные деформации при растяжении и сжатии. Построение эпюр. Закон Гука при растяжении и сжатии

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ


Практическое занятие № 4 Растяжение и сжатие. Построение эпюр. Расчеты на прочность при растяжении и сжатии

2

Тема №5. Кручение

Содержание учебного материала

6

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1. Понятие о кручении. Внутренние усилия при кручении. Построение эпюр крутящих моментов.

2

2. Напряжения и деформации при кручении. Геометрические характеристики плоских сечений. Расчеты на прочность и жесткость при кручении

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ


Практическое занятие №5 Напряжения и деформации при кручении. Расчет на прочность и жесткость

2

Тема №6.

Изгиб

Содержание учебного материала

4

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1. Понятие о чистом изгибе прямого бруса. Изгибающий момент и поперечная сила. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Расчеты на прочность при изгибе. Устойчивость сжатых стержней. Расчеты на устойчивость. Сочетание основных деформаций: растяжения и изгиба, кручения и изгиба

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ


Практическое занятие № 6. Расчет и построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Расчет элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации

2

Тема №7.

Срез и смятие

Содержание учебного материала

2

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1. Срез (сдвиг). Основные понятия, напряжения и деформации при срезе. Закон Гука при сдвиге. Смятие. Основные понятия, напряжения и зависимости. Условие прочности при срезе и смятии. Расчеты на срез и смятие

2

Тема №8. Общие сведения о динамических и циклических нагрузках

Содержание учебного материала

2

ПК 1.1 ПК 1.4

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1. Основные понятия о динамическом нагружении. Основные характеристики циклического нагружения. Виды циклов нагружения. Понятие об усталости материалов. Предел выносливости

2

Тема №9. Основы механики машин

Содержание учебного материала

4

ПК 1.1 ПК 1.4

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1. Классификация машин. Механизм и его элементы. Классификация механизмов. Структура механизмов. Методы проектирования. Понятие о кинематических характеристиках механизмов. Структурные схемы простейших типовых механизмов. Механизмы для преобразования движения: рычажные, кулачковые, кривошипно - шатунные, реечные, кулисные. Научиться читать и составлять механические схемы и чертежи

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ


Практическое занятие №7. Чтение схем и составление схемы механизм

2

Тема №10. Общие сведения о механических передачах

Содержание учебного материала

4

ПК 1.1 ПК 1.4

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1. Классификация, основные характеристики передач. Зубчатые передачи. Червячные, фрикционные, ременные, цепные передачи. Передача винт - гайка. Устройство передач, использование, преимущества и недостатки. Условные обозначения на схемах. Передаточное отношение. Редукторы, мультипликаторы и коробки передач. Устройство, классификация, использование. Смазка зубчатых передач

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ


Практическое занятие №8. Кинематический анализ передач на примере планетарного редуктора

2

Тема №11. Валы. Оси

Содержание учебного материала

4

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1. Валы и оси. Назначение, классификация, конструкции. Назначение муфт. Устройство и принцип действия муфт. Подбор стандартных и нормализованных муфт. Подшипники качения: устройство, классификация, область применения, материалы. Конструкция сборочных единиц с подшипниками качения. Подшипники скольжения

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ


Практическое занятие №9 Изучение конструкций подшипников качения

2

Тема №12. Общие сведения о соединениях деталей

Содержание учебного материала

4

ПК 1.1 ПК 1.4

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1. Основные детали и сборочные единицы. Характеристика, назначение, классификация, использование соединений. Разъемные соединения: резьбовые, штифтовые, шпоночные, шлицевые. Соединения подвижные и неподвижные. Принцип взаимозаменяемости узлов и деталей. Неразъемные соединения: паяные, сварные, заклепочные, клеевые

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ


Практическое занятие № 10 Проведение сборочно-разборочных работ в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц

2

Промежуточная аттестация (экзамен)

12


Всего:

76




3 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины ОП.02 Техническая механика



3.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации программы

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Техническая механика».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- посадочные места по числу обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- рабочая доска;

- комплект наглядных пособий по предмету ОП.02 Техническая механика (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, рабочие тетради, раздаточный материал).

Технические средства обучения:

- телевизор;

- компьютер;

- интерактивная доска;

- проектор.


3.2 Информационное обеспечение обучения реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями


3.2.1. Основные печатные издания

1. Боголюбов С.К. Чтение и деталирование сборочных чертежей, альбом. – М.: Машиностроение, 2017.

2. Чекмарев А.А., Осипов В.К. Справочник по машиностроительному черчению. – М.: Высшая школа 2016.


3.2.2. Основные электронные издания

1. Электронный учебник по дисциплине: “Теоретическая механика”. Форма доступа: http://de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=29.

2. Электронный учебный курс по дисциплине “Cопротивление материалов”. Форма доступа: http://mysopromat.ru/uchebnye_kursy/sopromat/.

3. Электронный учебный курс по дисциплине “Детали машин”. Форма доступа: http://www.detalmach.ru/.

3.2.3 Дополнительные источники

1. Миронов Б.Г., Панфилова Е.С. Сборник упражнений для чтения чертежей по инженерной графике. – М.: Изд. Центр «Академия», 2016.

2. Феофанов А.Н. Чтение рабочих чертежей. – М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

3. Преображенская Н.Г., Преображенская И.Ю. Черчение. Чтение и деталирование сборочных чертежей: Рабочая тетрадь. – М.: Вентана- Граф, 2016.

4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

Результаты обучения


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

-виды машин и механизмов, принцип действия;

- кинематические и динамические характеристики;

- типы кинематических пар;

- типы соединений деталей и машин;

- основные сборочные единицы и детали;

- характер соединения деталей и сборочных единиц;

- принцип взаимозаменяемости;

- виды движений и преобразующие движения механизмы;

- виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;

- передаточное отношение и число;

- методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации

Устный опрос, решение задач, выполнение практических работ, экспертная оценка по результатам наблюдения за деятельностью студента в процессе освоения учебной дисциплины

Умения:

- читать кинематические схемы;

- проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;

- проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;

-определять напряжения в конструкционных элементах;

-производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;

- определять передаточное отношение

Оценка результатов выполнения практической работы Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!