ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Программа учебной дисциплины «Термодинамика, теплопередача и гидравлика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 20.02.04 Пожарная безопасность
Протокол № 1 от «31» августа 2017 г.
Зав. кафедрой ____________ /Володин Д. А./
Протокол № 1 от «05» сентября 2017 г.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.04 Пожарная безопасность по программе базовой подготовки
Обеспечивающие дисциплины: Физика, Информатика, Математика, Техническая механика.
самостоятельной работы обучающегося 48 часов.
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов на УЗ | Объем часов на СР |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Термодинамика | | 30 | 17 |
Тема 1.1. Основы термодинамики | Содержание учебного материала | 6 | 4 |
1 | Основы термодинамики. Краткий исторический обзор развития термодинамики. Основные параметры состояния газа | 2 | |
2 | Уравнение состояния. Газовые законы. Основные параметры состояния газа: абсолютная температура, удельный объем, абсолютное давление.Уравнение Менделеева–Клапейрона. Законы Бойля–Мариотта, Шарля, Гей–Люссака. Решение задач | 2 | |
Практическое занятие №1: Использование законов идеальных газов в практике пожарного дела | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения и презентации по теме «Виды и области применения компрессоров» | | 4 |
Тема 1.2. Смеси рабочих тел. Теплоемкость | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Смеси рабочих тел. Теплоемкость. Удельная, объемная и молярная теплоемкости, связь между ними. Средняя и истинная теплоемкости. Теплоемкость при постоянном давлении и постоянном объеме. Уравнение Майера | 2 | |
2 | Теплоемкость газовых смесей. Решение задач | 2 | |
Практическое занятие №2: Практическое использование понятия теплоемкости | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения и презентации по теме «Использование теплоемкости в пожарном деле» | | 3 |
Тема 1.3. Законы термодинамики | Содержание учебного материала | 6 | 4 |
1 | Законы термодинамики. Первый закон термодинамики. Решение задач | 2 | |
2 | Законы термодинамики. Второй закон. Решение задач | 2 | |
Практическое занятие №3 «Расчеты с использованием первого закона термодинамики» | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения и презентации по теме «Использование законов термодинамики в пожарном деле» | | 4 |
Тема 1.4. Термодинамика потоков | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Термодинамика потоков. Располагаемая работа и скорость истечения. Термодинамические процессы в газовых установках пожаротушения. Секундный расход при истечении | 2 | |
2 | Истечение и дросселирование газов. Практическое использование процесса дросселирование. Решение задач | 2 | |
Практическое занятие №4 «Использование истечения газов и паров в практике» | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Индивидуальная самостоятельная работа в виде решений задач. Подготовка сообщения и презентации по теме «Термодинамические процессы в газовых установках пожаротушения» | | 3 |
Тема 1.5. Фазовые переходы. Химическая термодинамика | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Фазовые переходы. Уравнение Клайперона – Клаузиуса | 2 | |
2 | Фазовые переходы при одинаковых давлениях фаз. Закон Гесса. Уравнения Кирхгофа | 2 | |
Практическое занятие №5 «Расчет и анализ циклов тепловых машин» | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Опорный конспект по теме « Термохимия». Подготовка сообщения и презентации по теме «Циклы установок для газоводяного тушения пожаров» | | 3 |
Раздел 2. Теплопередача | | 36 | 17 |
Тема 2.1. Теплопроводность при стационарном режиме | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Виды передачи теплоты: теплопроводность, конвекция, тепловое излучение. Механизм передачи теплоты в каждом из них. Основные понятия: тепловой поток, плотность теплового потока, стационарный и нестационарный температурные режимы | 2 | |
2 | Закон Фурье. Коэффициент теплопроводности, его физический смысл. Зависимость коэффициента теплопроводности от вида вещества или материала, температуры, плотности, направления теплового потока. Теплопроводность однослойной и многослойной плоской стенки. | 2 | |
Практическое занятие №6 «Теплопроводность при стационарном режиме. Расчет теплопроводности однослойной плоской стенки» | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Индивидуальная самостоятельная работа в виде решений задач. Опорный конспект по теме «Виды теплопередачи и использование их в пожарном деле» | | 2 |
Тема 2.2. Нестационарная теплопроводность | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Теплопроводность при нестационарном режиме. Нестационарный процесс теплопроводности в телах конечных размеров. Регулярные режимы.. Физические особенности процессов нагревания строительных конструкций и технологического оборудования при пожаре и испытаниях строительных конструкций в печах Воздействие горячих газов на датчики пожарных извещателей | 2 | |
2 | Температурный режим при пожаре в помещениях. Факторы, влияющие на температурный режим при пожаре в помещениях. Стандартный температурный режим. | 2 | |
Практическое занятие № 7 «Нестационарная теплопроводность, расчеты» | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Индивидуальная самостоятельная работа в виде решений задач Подготовка сообщения и презентации по теме «Теплообмен конструкций, омываемых пламенем или восходящим от очага горения потоком газа» | | 3 |
Тема 2.3 Конвективный теплообмен | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Сущность конвективного теплообмена и факторы, определяющие его интенсивность. Уравнение Ньютона-Рихмана. Коэффициент теплоотдачи, его физический смысл и единицы измерения. Принудительный теплообмен. Основы теории подобия. Условия подобия физических явлений. Преобразования подобия. Числа подобия. Критериальные уравнения в общем виде. | 2 | |
2 | Конвективный теплообмен при естественной конвекции в большом объеме и в прослойках. Конвективный теплообмен при кипении жидкости и конденсации пара. Опасность конвективного теплообмена и его влияние на развитие пожара. Влияние примесей неконденсирующихся газов на теплоотдачу. Расчет необходимого расхода водяного пара при проектировании систем пожаротушения | 2 | |
Практическое занятие № 8 «Расчет конвективного теплообмена» | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Индивидуальная самостоятельная работа в виде решений задач Подготовка сообщения и презентации по теме «Противопожарная безопасность устройств и аппаратов, в которых реализуются процессы кипения жидкостей» | | 3 |
Тема 2.4 Лучистый теплообмен | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Общие понятия и определения; тепловой баланс лучистого теплообмена. Законы теплового излучения: Стефана – Больцмана, Ламберта, Кирхгофа. Теплообмен излучением между телами, разделенными прозрачной средой. Коэффициент облученности. Теплообмен излучением между телами, произвольно расположенными в пространстве | 2 | |
2 | Условия пожарной безопасности для данных случаев лучистого теплообмена. Защита от излучения. Излучение газов. Излучение факела пламени при пожаре. Расчет безопасных в пожарном отношении расстояний и экранной защиты от теплового излучения | 2 | |
Практическое занятие № 9 «Расчет лучистого теплообмена при наличии экранов» | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Индивидуальная самостоятельная работа в виде решений задач. Подготовка сообщения и презентации по теме «Тепловая изоляция. Выбор материала тепловой изоляции» | | 3 |
Тема 2.5 Сложный теплообмен | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Общее понятие и определение теплопередачи. Характер передачи тепла от греющей среды через разделяющую стенку. Уравнение теплопередачи. Коэффициент теплопередачи, его физический смысл и единицы измерения | 2 | |
2 | Теплопередача через однослойную и многослойную плоскую стенку. Полное термическое сопротивление теплопередачи. Расчет температур теплоносителей на выходе из аппарата при оценке безопасных условий работы | 2 | |
Практическое занятие № 10 «Сложный теплообмен при стационарном режиме. Теплопередача через однослойную плоскую стенку» | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Индивидуальная самостоятельная работа в виде решений задач. Подготовка сообщения и презентации по теме «Тепломассообмен при испарении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей» | | 3 |
Тема 2. 6. Термогазодинамика пожаров в помещении | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Термодинамический анализ пожара, протекающего в помещении. Экспериментальное исследование пожара в помещении. Теплообмен в развитой стадии пожара (объемные пожары) | 2 | |
2 | Теплообмен строительных конструкций в условиях начальной стадии пожара и при локальных пожарах. Основные направления моделирования теплового и температурного режимов пожара в помещениях | 2 | |
Практическое занятие №11«Исследование динамики внутреннего пожара» | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Индивидуальная самостоятельная работа в виде решений задач. Подготовка сообщения и презентации по теме «Распространение пламени по поверхности (горючесть) строительных конструкций в условиях пожара» | | 3 |
Раздел 3. Промышленная теплотехника | | 6 | 3 |
Тема 3.1. Топливо и основы горения | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Виды топлива и их характеристики. Классификация топлив. Твердое, жидкое и газообразное топливо и их характеристики. Элементарный состав топлива. Теплота сгорания | 2 | |
2 | Основные положения теории горения. Особенности сжигания твердого, жидкого и газообразных топлив и расчет теоретически необходимого количества воздуха для их сжигания. Коэффициент избытка воздуха. Состав объем продуктов сгорания. Теоретическая температура горения | 2 | |
Практическое занятие № 12 «Расчёт горения газового топлива» | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Индивидуальная самостоятельная работа в виде решений задач. Подготовка сообщения и презентации по теме «Горение и воспламенение твердых дисперсных топлив» | | 3 |
Раздел 4. Гидравлика | | 22 | 12 |
Тема 4.1. Основы гидростатики и гидродинамики | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Гидравлика как наука о законах движения и равновесия жидкости. Основные физические свойства жидкости: плотность, вязкость, сжимаемость. Гидростатическое давление и его свойства. Единицы измерения гидростатического давления. Основное уравнение гидростатики. Закон Паскаля и использование его в пожарной технике. | 2 | |
2 | Абсолютное и избыточное давление. Вакуум. Приборы для измерения давления. Понятие о струйчатой модели движения жидкости. Живое сечение потока, местная и средняя скорость, расход жидкости. Уравнение неразрывности потока жидкости, идеальная и реальная жидкости. Уравнение Бернулли, его физический и геометрический смысл. Понятие о потерях напора жидкости. Режимы движения жидкости. | 2 | |
Практическое занятие № 13 «Гидростатическое давление и его свойства» | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Индивидуальная самостоятельная работа в виде решений задач. Подготовка сообщения и презентации по теме «Приборы и аппараты пожаротушения, принцип действия которых основан на уравнении Бернулли: струйные аппараты, ствол водомер, приборы для измерения расхода и скорости движения жидкости» | | 3 |
Тема 4.2 Определение потерь напора. Гидравлический удар | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Виды гидравлических сопротивлений и потерь напора. Причины, вызывающие их. Упрощенные формулы для определения линейных и местных потерь напора в трубах и пожарных рукавах. Определение потерь напора при последовательном и параллельном соединении труб или пожарных рукавов. Определение времени аварийного слива жидкости при постоянном и переменном напоре | 2 | |
2 | Явление гидравлического удара, причины удара. Повышение давления при гидравлическом ударе. Фаза удара. Полный и неполный гидравлический удар. Защита от гидравлического удара | 2 | |
Практическое занятие № 14 «Гидравлический удар в трубопроводах» | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Индивидуальная самостоятельная работа в виде решений задач. Подготовка сообщения и презентации по теме «Потери напора при последовательном и параллельном соединении труб или пожарных рукавов» | | 3 |
Тема 4. 3. Истечение жидкости через отверстия и насадки | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Истечение жидкости через отверстия. Определение расхода и скорости жидкости, проходящей через отверстие. Классификация и область применения насадок. Связь между расходом и напором при истечении жидкости через насадки различных типов | 2 | |
2 | Гидравлические струи и их классификация. Определение радиуса действия компактной части струи и расхода воды из ствола при известном напоре у ствола и диаметре насадки | 2 | |
Практическое занятие № 15 «Расчет потерь напора в трубопроводах и пожарных рукавах» | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Индивидуальная самостоятельная работа в виде решений задач. Подготовка сообщения и презентации по теме «Факторы, влияющие на дальности полета струи» | | 3 |
Тема 4.4. Гидравлические машины. Теплообменные аппараты | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
1 | Краткие сведения о насосах. Основные рабочие параметры насосов. Работа насосов на сеть. Способы подачи воды к месту пожара. Виды насосно-рукавных систем и задачи их расчета. Насосно-рукавные системы с ручными стволами. Условия совместной работы насосов и рукавных систем. Аналитический и табличный способы расчета. Последовательная работа насосов в перекачку. Параллельная работа насосов на лафетные стволы. Назначение, классификация и схемы теплообменных аппаратов. Средний температурный напор | 2 | |
Практическое занятие № 16 « Расчет теплообменных аппаратов» | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Опорный конспект по теме « Теплообменники». Подготовка сообщения и презентации по теме «Воздухоразделительные установки. Гелиевые и водородные системы» | | 3 |
Контрольная работа | 2 | |
ВСЕГО: | | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории термодинамики, теплопередачи и гидравлики.
Оборудование: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий; оборудование для практических работ.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры.
3.2. Информационное обеспечение обучения
1. Брюханов О.Н. Основы гидравлики и теплотехники: учебник для спо / О.Н. Брюханов, А.Т. Мелик-Аракелян, В.И. Коробко. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2011.
2. Ухин Б.В. Гидравлика: учебник для ссузов / Б.В. Ухин, А.А. Гусев. - М.: ИНФРА-М, 2010.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.