Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»
| УтверждАю Директор ГБОУ СПО СО ВП МТТ «Юность» ___________________/В.Г.Лобастов/ (подпись) «___»_______________20____г. |
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 правовые основы профессиональной деятельности
260807 «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»
Верхняя Пышма
2015г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 260807 «Технология продукции общественного питания»
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Организация-разработчик: ГБОУ СПО СО ВПМТТ «Юность» Свердловская область, г.В –Пышма
Разработчик: Давыдова В.А., преподаватель общественных дисциплин, ВКК
Программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии (протокол №1 от 26.08.15 г.)
Председатель ________________ Е.А. Ярославцева
подпись ФИО
Программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании Методического совета (протокол №1 от 28.08.15 г.)
Председатель ________________ Е.А. Ярославцева
подпись ФИО
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 260807 Технология продукции общественного питания ОП.06. Правовые основы профессиональной деятельности
группы: ТГ- 481, ТГ- 382
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать необходимые нормативно-правовые документы;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
- законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие право-отношения в процессе профессиональной деятельности;
- организационно-правовые формы юридических лиц;
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
- порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
- правила оплаты труда;
- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
- право социальной защиты граждан;
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
- виды административных правонарушений и административной ответственности;
- нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Распределение часов по курсам и семестрам
Номер курса | Номер семестра | Учебная нагрузка обучающихся (час) | Число контрольных работ | Форма контроля |
максимальная | самостоятельная | Обязательная аудиторная нагрузка |
в т.ч. |
Всего занятий | ТО | ЛПЗ | Курсовая работа |
3 | V | 48 | 16 | 32 | 22 | 10 | - | | Зачет |
| | | | | | | |
4 | VII | 32 | 22 | 10 | - | | Зачет |
| | | | | | | | | |
Итого | 48 | 16 | 32 | 22 | 10 | | | |
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Технолог должен обладать общими компетнциями,
включающими в себя способность:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и типовые способы выполнения профессиональных задач, оценивать эффективность и качество информации.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, общаться эффективно с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального] личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены команды в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с при полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Технолог должен обладать профессиональными компетенциями
соответствующими основным видам профессиональной деятельности!
5.2.1. Технология общественного питания
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по технологии общественного питания.
ПК 1.2. Осуществлять технологический контроль при хранении, эксплуатации, технологическом обслуживании общественного питания.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы общественного питания.
5.2.2. Организация деятельности коллектива исполните;
ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по технологическому
обслуживанию общественного питания.
ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ в технологии общественного питания.
2.2. Cодержание учебной дисциплиныОП.06 Правовые основы профессиональной деятельности Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Освоенные в рамках УД знания, умения в соответствии с ФГОС | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации | | | 6 | |
Тема 1.1. Основные положения Конституции РФ. Права и свободы человека и гражданина | Содержание учебного материала | | 2 |
1 | Понятие и история развития Конституции в РФ. | знать: основные положения Конституции Российской Федерации | 1 |
2 | Политические, экономические и социальные права и свободы человека и гражданина в России | Знать:права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации |
Самостоятельная работа обучающихся – изучение основ конституционного строя РФ | | 1 |
Тема 1.2. Система органов государственной власти и их полномочия | Содержание учебного материала | | 2 |
1 | Федеральное Собрание - парламент РФ, его функции и полномочия | знать: основные положения Конституции Российской Федерации | 1 |
2 | Правительство РФ - высший исполнительный орган, его функции и полномочия | уметь: использовать необходимые нормативно-правовые документы |
3 | Судебная система власти, ее структура. Подсудность и подведомственность Конституционного Суда, Верховного суда и судов общей юрисдикции, Высшего Арбитражного Суда и подведомственных ему арбитражных судов | Уметь:использовать необходимые нормативно-правовые документы |
4 | Президент РФ: полномочия и функции, избрание на должность и сложение полномочий. | |
Самостоятельная работа обучающихся – составление схемы разработки, принятия и вступления в законную силу закона | | 1 |
Раздел 2. Правовое регулирование в сфере профессиональной деятельности | | | 8 |
Тема 2.1. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | | 2 |
1 | Понятие и признаки предпринимательской деятельности | Знать:правовое положение субъектов предпринимательской деятельности | 1 |
2 | Субъекты предпринимательства, порядок их создания и образования | |
Тема 2.2. Организационно-правовые формы предприятий | Содержание учебного материала | | 2 | |
1 | Понятие, признаки и виды юридических лиц. | Знать:организационно-правовые формы юридических лиц | 2 |
2 | Создание, реорганизация юридических лиц | Знать:понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности |
3 | Характеристика коммерческих организаций: хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий | уметь: использовать необходимые нормативно-правовые документы |
Самостоятельная работа обучающихся – изучить характеристику некоммерческих организаций: потребитель-ских кооперативов, союзов и ассоциаций, фондов, учреждений, общественных и религиозных организаций | | 1 | |
1 | 2 | | 3 | 4 |
Тема 2.3. Правовое регулирования трудовых отношений. Оплата труда | Содержание учебного материала | | 2 | |
1 | Понятие и содержание трудового договора. | Знать:понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности | 3 |
2 | Заключение и прекращение трудового договора. | Знать:порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения |
3 | Существенные условия договора. | уметь: использовать необходимые нормативно-правовые документы |
4 | Заработная плата и оплата труда при отклонении от нормальных условий труда. | |
| Практические занятия – решение практических ситуаций, связанных с заключением и прекращением трудовых отношений | | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся – изучить порядок переводов и перемещений, условий испытания при приема на работу | | 1 | |
Раздел 3. Правовые основы формирования имущества организации | | | 10 | |
Тема 3.1. Вещные права в хозяйственных правоотношениях. Формирование уставного капитала. Объекты гражданских правоотношений. | Содержание учебного материала | | 2 | |
1 | Понятие и виды собственности. | | 2 |
2 | Основания возникновения и прекращения права собственности | |
3 | Вещные права | Знать:вещные права и право собственности |
4 | Объекты гражданских правоотношений | |
5 | Уставный капитал, порядок его формирования, увеличение и уменьшение капитала | |
Самостоятельная работа обучающихся – изучить виды ценных бумаг | | 1 | |
Тема 3.2. Материальная ответственность работников. Порядок взыскания причиненного ущерба. | Содержание учебного материала | | 2 | |
1 | Понятие и виды материальной ответственности | Знать:правовое регулирование проведения инвентаризации имущества | 2 |
2 | Ограниченная материальная ответственность | |
3 | Полная материальная ответственность | Уметь:защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным, арбитражно-процессуальным и трудовым законодательством |
Самостоятельная работа обучающихся – изучить материальную ответственность работодателя | | 1 | |
Практические занятия – оформление приказов о наложении дисциплинарного взыскания, удержаний из заработной платы, решение практических ситуаций, связанных с применением дисциплинарных взысканий | | 2 | |
1 | 2 | | 3 | 4 |
Раздел 4. Правовое регулирование | | | 10 | |
Тема 4.1. Регистрация хозяйствующих субъектов, постановка на учет в государственных органах | Содержание учебного материала | | 2 | |
1 | Порядок составления заявлений о регистрации юридического лица при создании индивидуальных предпринимателей | уметь: использовать необходимые нормативно-правовые документы | 2 |
2 | Постановка на учет в государственных органах | |
Самостоятельная работа обучающихся – изучить заявления о регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица (формы Р11001, Р 21001) | | 2 | |
Тема 4.2. Социальная защита граждан | Содержание учебного материала | | 2 | |
1 | Социальная защита граждан | Знать:право социальной защиты граждан | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся – социальная защита нетрудоспособного населения | | 1 | |
Тема 4.3. Рассмотрение трудовых споров в КТС и судебном порядке | Содержание учебного материала | | 2 | |
1 | Понятие и виды трудовых споров | | 3 |
2 | Рассмотрение трудовых споров в КТС и судебном порядке | Знать:нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров |
3 | Коллективные трудовые споры и порядок их рассмотрения | |
Практические занятия – решение практических ситуаций | | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся – изучить особенности труда несовершеннолетних и женщин | | 1 | |
Тема 4.4. Административное правонарушение и административная ответственность | Содержание учебного материала | | 2 | |
1 | Понятие административного правонарушения. | Знать:виды административных правонарушений и административной ответственности | 1 |
2 | Понятие и виды административных наказаний | |
3 | Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях | |
Самостоятельная работа обучающихся – изучить административную ответственность руководителей и учредителей | | 2 | |
Раздел 5. Оценка финансового состояния организации | | | 10 | |
Тема 5.1. Реорганизация и ликвидация юридического лица | Содержание учебного материала | | 2 | |
1 | Реорганизация юридических лиц | Уметь:анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения | 3 |
2 | Ликвидация юридических лиц | Знать:нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров |
Практические занятия – решение практических ситуаций, связанных с порядком удовлетворения требований кредиторов | | 2 | |
Тема 5.2. Критерии несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства | Содержание учебного материала | | 2 | |
1 | Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) юридических лиц | Знать:несостоятельность (банкротство) хозяйствующих субъектов | 1 |
2 | Процедуры банкротства | |
Самостоятельная работа обучающихся – изучить банкротство гражданина | | 1 | |
Тема 5.3. Перерегистрация хозяйствующих субъектов в государственных органах. Внесение изменений в учредительные документы | Содержание учебного материала | | 2 | |
1 | Внесение изменений в ЕГЮЛ и ЕГРИП | Уметь:анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения | 2 |
2 | Перерегистрация хозяйствующих субъектов в государственных органах | Знать:правовое положение субъектов предпринимательской деятельности |
Практические занятия – заполнение заявлений о внесении изменений в ЕРГЮЛ (форма Р 13001, Р14001) | 2 | | |
Самостоятельная работа обучающихся – изучить роль работодателя в обеспечении занятости населения | | 1 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся над рефератом | 2 | |
Всего: | 48 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета права.
Оборудование учебного кабинета: учебно-методический комплекс по дисциплине
Технические средства обучения: компьютерные средства с программным обеспечением: справочно-правовыми системами «КонсультантПлюс», «Гарант»
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ в редакции от 28.06.2009г
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ в редакции от 29.06.2009г.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ в редакции от 09.04.2009г.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ в редакции от 07.05.2009г.
ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ в редакции от 03.06.2009г.
ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998г. № 14-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.
ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.
ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. № 127-ФЗ в редакции от 28.04.2009г.
Г.В. Петрова. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в сфере сервиса: Учебник для студ. Сред. Проф. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-320 с.
Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник /Под ред. Д.О. Тузова, В.С. Аракчеева.- М.:ФОРУМ:ИНФРА– М, 2006.–384 с.
Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебное пособие / Под общ. ред.проф. А.Я. Капустина.-М.:Гардарини,2005.- 335 с.
Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. Т1 /Отв. ред. О.М.Олейник.- М.: Юристъ, 2000.-727 с.
Сорк Д.М., Заморенова Н.Г., Белоусов Е.Н. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учеб. для сред. проф. образования.- М.: Мастерство, 2002 -208с.
Трудовое право Российской Федерации: Учебник / Д.Н. Алябьев и др. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005.-424 с.
Справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант».
Дополнительные источники:
Гомола А.И. Гражданское право: Учеб. Для студ. Сред. Проф. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003-416 с.
Гражданское право: Учебник в 3-х т. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев; отв. ред. А.П.Алексеев, Ю.К. Толстой.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие /Под ред. В.Б.Ляндреса.-М.:Юридическая фирма«Контракт»:ИНФРА-М,2006.-271с.
Долинская В.В. Предпринимательское право: Учебник для студ.сред. проф.учеб. заведений. -2 изд.- М. : Издательский центр«Академия»,2004.-208с.
Пугинский Б.И. Коммерческое право России.- М.: Юрайт, 2000.-314 с.
Рузакова О.А. Гражданское право: Курс лекций. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.-640 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: использовать необходимые нормативно-правовые документы | входной контроль беседа |
защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным, арбитражно-процессуальным и трудовым законодательством | текущий контроль практическая работа |
анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения | итоговый контроль экзамен |
знать: основные положения Конституции Российской Федерации | входной контроль беседа |
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации | текущий контроль опрос |
понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности | текущий контроль опрос |
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности | входной контроль беседа |
организационно-правовые формы юридических лиц | текущий контроль опрос |
правовое положение субъектов предпринимательской деятельности | текущий контроль практическая работа |
правовое регулирование арендных правоотношений | текущий контроль практическая работа |
правовое регулирование расчетных и кредитных отношений | текущий контроль практическая работа |
вещные права и право собственности | текущий контроль практическая работа |
несостоятельность (банкротство) хозяйствующих субъектов | входной контроль опрос |
правовое регулирование проведения инвентаризации имущества | текущий контроль тестирование |
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности | входной контроль беседа |
порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения | текущий контроль практическая работа |
правила оплаты труда | текущий контроль практическая работа |
роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения | входной контроль беседа |
право социальной защиты граждан | текущий контроль опрос |
понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника | рубежный контроль практическая работа |
виды административных правонарушений и административной ответственности | текущий контроль опрос |
нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров | рубежный контроль практическая работа |