ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 20.02.04 Пожарная безопасность
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.04 Пожарная безопасность
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся (практические занятия (лабораторные и практические работы), самостоятельная работа, курсовая работа (проект) обучающихся (если предусмотрены)) | Объем часов | Код компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Структура и свойства материалов | | 16 | |
Тема.1.1. Общие сведения о материалах и их структуре | Содержание учебного материала | 2 | ПК 1.1 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1.Внутреннее строение материалов. Микроструктура. Кристаллическая структура. Аморфная структура. Макроструктура. Особенности структуры поверхностного и внутреннего слоя. | 2 |
Тема 1.2. Основные теплофизические свойства материалов | Содержание учебного материала | 2 | ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1.Взаимосвязь основных свойств материалов. Теплоемкость. Тепловое расширение. Теплопроводность. Плавление материалов | 2 |
Тема 1.3. Деформативные и прочностные свойства материалов | Содержание учебного материала | 2 | ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
Упругость. Пластичность. Хрупкость. Прочность. Твердость | 2 |
Тема 1.4 Эксплуатационные свойства материалов | Содержание учебного материала | 4 | ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1.Водостойкость. Морозостойкость. Коррозионная стойкость | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Практическая работа №1 Физические свойства материалов и методы их изучения | 2 |
Тема 1.5. Пожароопасные свойства материалов | Содержание учебного материала | 6 | ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1.Горючесть. Воспламеняемость. Условия распространения пламени по поверхности. Токсичность продуктов горения | 2 |
2.Дымообразующая способность. Скорость тепловыделения при горении. Кислородный индекс. Температуры вспышки и воспламенения. Температура самовоспламенения. | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Практическое занятие №2 Методы определения показателей пожарной опасности материалов» | 2 |
Раздел 2. Каменные материалы | | 6 | |
Тема 2.1.Природные каменные материалы | Содержание учебного материала | 4 | ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1.Изверженные горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Практическое занятие № 3 Изучение образцов минералов и горных пород | 2 |
Тема 2.2. Искусственные каменные материалы | Содержание учебного материала | 2 | ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1.Строительные растворы и их применение. Бетоны. Керамические материалы. Плавленые материалы. Силикатные материалы. Гипсовые материалы. Асбестоцементные материалы и изделия. | 2 |
Раздел 3. Материалы на основе металлов | | 8 | |
Тема 3.1. Чёрные сплавы | Содержание учебного материала | 4 | ПК 1.1 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1.Общие сведения о сплавах. Чугуны и их свойства. Углеродистая сталь и её применение. Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов. Легированные стали | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Практические занятия №4 «Распознавание сталей по их маркировке» | 2 |
Тема 3.2. Цветные сплавы | Содержание учебного материала | 2 | ПК 1.1 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1.Классификация цветных сплавов. Сплавы меди Сплавы алюминия Сплавы титана Сплавы магния | 2 |
Тема 3.3. Коррозия металлов | Содержание учебного материала | 2 | ПК 1.1 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1.Сущность коррозии металлов. Виды коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии | 2 |
Раздел 4. Материалы на основе древесины | | 8 | |
Тема 4.1. Древесина и её строение | Содержание учебного материала | 6 | ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1.Общие сведения о древесине. Состав древесины Строение дерева | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Практические занятия №5 Изучение строения древесины | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Пороки древесины | 2 |
Тема 4.2. Виды древесных материалов | Содержание учебного материала | 2 | ПК 1.1 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1.Лесоматериалы. Пиломатериалы и заготовки. Композиционные древесные материалы. Фанера, ДВП. ДСП, МДФ. Модифицированная древесина Сушка древесины. Пропитка антисептиками. Защита от возгорания. | 2 |
Раздел 5. Материалы на основе ВМС | | 14 | |
Тема 5.1. Пластические массы | Содержание учебного материала | 4 | ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1.Высокомолекулярные соединения и их строение. Свойства материалов на основе высокомолекулярных соединений Термопластичные пластмассы Термореактивные пластмассы Состав и применение пластмасс | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Практические занятий №6 Изучение образцов пластмасс | 2 |
Тема 5.2. Резина | Содержание учебного материала | 2 | ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1.Общие сведения о каучуках. Состав резины. Виды резины. Резинотехнические изделия | 2 |
Тема 5.3. Теплоизоляционные и акустические материалы | Содержание учебного материал | 2 | ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1.Строение и свойства теплоизоляционных материалов. Виды теплоизоляционных материалов Строение и свойства акустических материалов Виды акустических материалов | 2 |
Тема 5.4. Кровельные и гидроизоляционные материалы | Содержание учебного материал | 2 | ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1.Общие сведения о битумах и дёгтях. Виды кровельных материалов. Герметизирующие материалы | 2 |
Тема 5.5. Снижение пожарной опасности материалов на основе ВМС | Содержание учебного материал | 4 | ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1.Снижение пожарной опасности материалов на основе поливинилхлорида, полиуретана, фенолформальдегидных смол, карбоамидных смол, полистирола, непредельных олигоэфиров, полиолефинов | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Снижение пожарной опасности материалов на основе эпоксидных смол. Снижение пожарной опасности материалов на основе фурановых смол | 2 |
Раздел 6. Отделочные материалы | | 6 | |
Тема 6.1 Материалы для покрытия полов. | Содержание учебного материал | 2 | ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1.Классификация материалов. Материалы на основе древесины. Линолеумы. Ламинаты. Ковролины | 2 |
Тема 6.2. Материалы для отделки стен. Лакокрасочные материалы. | Содержание учебного материала | 4 | ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.5 ПК 3.7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1.Рулонные плёночные материалы Листовые и плиточные материалы Обои. Общие сведения о лакокрасочных материалах. Строение лакокрасочного покрытия. Пигменты и наполнители Связующие вещества, растворители и разбавители. Красочные составы и их маркировка | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Практическая работа №7 Ознакомление с образцами современных отделочных и лакокрасочных материалов. | 2 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 | |
Всего: | 60 | |
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».
- комплект наглядных пособий по предмету ОП.10 Материаловедение (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, рабочие тетради, раздаточный материал).
- проектор.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями
4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины ОП.10 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ