СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебной дисциплины «Материаловедение»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 20.02.04 Пожарная безопасность

 

Просмотр содержимого документа
«Программа учебной дисциплины «Материаловедение»»

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»













ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.13 материаловедение

(базовая подготовка)


















Смоленск

2019

Программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 20.02.04 Пожарная безопасность




Организация-разработчик: ОГБПОУ СмолАПО


Разработчики:

Коротких А. А., преподаватель ОГБПОУ СмолАПО


Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол № 1 от «31» августа 2017 г.

Зав. кафедрой ____________ /Володин Д. А./



Рекомендовано к утверждению научно-методическим советом ОГБПОУ СмолАПО

Протокол № 1 от «05» сентября 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

материаловедение


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях по программе базовой подготовки.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального учебного цикла (вариативная часть)

Обеспечивающие дисциплины: Физика, Химия, Биология, Основы безопасности жизнедеятельности.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • распознавать и классифицировать материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

  • выбирать материалы для конструкций по их пожароопасным характеристикам;

  • осуществлять выбор методов снижения пожарной опасности материалов


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • виды, классификацию и применение основных строительных материалов;

  • строение и свойства материалов, влияние свойств на пожарную опасность материалов;

  • требования к пожарно-техническим характеристикам строительных материалов;

  • методики определения показателей пожарной опасности материалов;

  • принципы выбора способов огнезащиты материалов


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 106 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 62 часа;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

106

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:


семинарские занятия

52

практические занятия

10

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

Итоговая аттестация в форме зачета




2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Материаловедение

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов на УЗ

Объем часов на СР

1

2

3

4

Раздел 1. Структура и свойства материалов


14

8

Тема.1.1. Общие сведения о материалах и их структуре

Содержание учебного материала

2

2

1

Внутреннее строение материалов. Микроструктура Кристаллическая структура. Аморфная структура. Макроструктура. Особенности структуры поверхностного и внутреннего слоя.

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по теме «Строение материалов»


2

Тема 1.2. Основные теплофизические свойства материалов

Содержание учебного материала

2

2

1

Взаимосвязь основных свойств материалов. Теплоемкость. Тепловое расширение. Теплопроводность. Плавление материалов

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Упражнения по свойствам материалов


2

Тема 1.3. Деформативные и прочностные свойства материалов


Содержание учебного материала

4

2

1

Упругость. Пластичность. Хрупкость. Прочность. Твердость

2


Практическое занятие №1: Способы оценки твердости материалов

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Выполнение упражнений по прочностным свойствам материалов


2

Тема 1.4 Эксплуатационные свойства материалов

Содержание учебного материала

2

0

1

Водостойкость. Морозостойкость. Коррозионная стойкость

2


Тема 1.5. Пожароопасные свойства материалов

Содержание учебного материала

4

2

1

Горючесть Воспламеняемость Условия распространения пламени по поверхности Токсичность продуктов горения Дымообразующая способность Скорость тепловыделения при горении Температуры вспышки и воспламенения Температура самовоспламенения

2


Практическое занятие №2: Методы определения показателей пожарной опасности материалов

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Упражнения по выбору материалов с минимальной пожарной опасностью


2

Раздел 2. Каменные материалы


6

4

Тема 2.1. Природные каменные материалы

Содержание учебного материала

4

2

1

Изверженные горные породы. Осадочные горные породы

2


2

Метаморфические горные породы

2





Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по видам и свойствам минералов. Составление конспекта по теме «Применение минералов»


2

Тема 2.2. Искусственные каменные материалы

Содержание учебного материала

2

2

1

Материалы и изделия, получаемые спеканием. Строительные растворы и их применение. Бетоны. Керамические материалы Плавленые материалы Силикатные материалы Гипсовые материалы Асбестоцементные материалы и изделия

2






Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Составление конспекта по теме «Виды искусственных каменных материалов». Подготовка сообщений по теме «Технология получения искусственных каменных материалов»


2

Раздел 3 Материалы на основе металлов


8

4

Тема 3.1.

Чёрные сплавы

Содержание учебного материала

4

2

1

Общие сведения о сплавах. Чугуны и их свойства. Углеродистая сталь и её применение . Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов. Легированные стали

2






Практическое занятие №3: Распознавание сталей по их маркировке

2





Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Упражнения по маркировке сплавов. Подготовка сообщений по получению чёрных сплавов


2

Тема 3.2 Цветные сплавы

Содержание учебного материала

4

2

1

Классификация цветных сплавов. Сплавы меди.

2


2

Сплавы алюминия. Сплавы титана. Сплавы магния.

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Составление конспекта по теме: «Виды и применение сталей в строительных конструкциях».


2

Раздел 4. Материалы на основе древесины


8

4

Тема 4.1

Древесина

и её строение

Содержание учебного материала

6

2

1

Общие сведения о древесине. Состав древесины.

2


2

Строение дерева. Пороки древесины.

2


Практическое занятие №4 «Изучение строения древесины»

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Упражнения по строению и свойствам древесины


2

Тема 4.2.

Виды древесных материалов.

Содержание учебного материала

2

2

1

Лесоматериалы. Пиломатериалы и заготовки. Композиционные древесные материалы. Фанера, ДВП. ДСП, МДФ. Модифицированная древесина. Сушка древесины. Пропитка антисептиками. Защита от возгорания

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Упражнения по видам древесных материалов


2

Раздел 5

Материалы на основе ВМС


16

10

Тема 5.1.

Пластические массы

Содержание учебного материала

4

2

1

Высокомолекулярные соединения и их строение. Свойства материалов на основе высокомолекулярных соединений. Термопластичные пластмассы Термореактивные пластмассы Состав и применение пластмасс

2


Практическое занятие №5 «Изучение образцов пластмасс»

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по видам и применению пластмасс.


2

Тема 5.2 Резина

Содержание учебного материала

2

2

1

Общие сведения о каучуках Состав резины Виды резины. Резинотехнические изделия

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений «Применению материалов на основе каучука».


2

Тема 5.3 Теплоизоляционные и акустические материалы

Содержание учебного материала

2

2

1

Строение и свойства теплоизоляционных материалов. Виды теплоизоляционных материалов Строение и свойства акустических материалов. Виды акустических материалов

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по теме «Новые теплоизоляционные и акустические материалы с точки зрения пожарной безопасности»


2

Тема 5.4. Кровельные и гидроизоляционные материалы

Содержание учебного материала

2

2

1

Общие сведения о битумах и дёгтях. Виды кровельных материалов. Герметизирующие материалы

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по теме «Новые кровельные и гидроизоляционные материалы».


2

Тема 5.5. Снижение пожарной опасности материалов на основе ВМС

Содержание учебного материала

6

2

1

Снижение пожарной опасности материалов на основена основе поливинилхлорида. Снижение пожарной опасности материалов на основе полиуретана. Снижение пожарной опасности материалов на основе полистирола.

2


2

Снижение пожарной опасности материалов на основе фенолформальдегидных смол. Снижение пожарной опасности материалов на основе карбоамидных смол.

2


3

Снижение пожарной опасности материалов на основе эпоксидных смол. Снижение пожарной опасности материалов на основе фурановых смол.

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Решение ситуационных задач по выбору способа снижения пожарной опасности материалов.


2

Раздел 6.Отделочные материалы


8

6

Тема 6.1

Материалы для покрытия полов

Содержание учебного материала

4

2

1

Классификация материалов. Материалы на основе древесины

2


2

Линолеумы. Ламинаты. Ковролины.

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения на тему «Новые материалы для покрытия полов, с точки зрения пожарной безопасности».


2

Тема 6.2. Материалы для отделки стен

Содержание учебного материала

2

2

1

Рулонные плёночные материалы. Листовые и плиточные материалы.

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений «Виды и применение материалов для отделки стен»


2

Тема 6.3.Лакокрасочные материалы.

Содержание учебного материала

2

2

1

Общие сведения. Строение лакокрасочного покрытия. Пигменты и наполнители. Связующие вещества, растворители и разбавители. Красочные составы и их маркировка.

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Выполнение задания «Распознаванию лакокрасочных материалов по маркировке»


2

Зачетное занятие



2


ВСЕГО

70

36



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета лаборатории Теории горения и взрыва.


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;


Технические средства обучения:

  • компьютер, интерактивная доска или демонстрационный комплекс на базе мультимедийного проектора;

  • CD, DVD c демонстрационными материалами;

  • электронные плакаты, модели;

  • электронные образовательные ресурсы;

  • аудиовизуальные (слайды, презентации);

  • использование Интернет-ресурсов.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Вишневецкий Ю.Т. Материаловедение: учебник для технич. колледжей / Ю.Т. Вишневецкий. - 4-е изд. - М.: Дашков и К, 2009


Дополнительные источники:

  1. Моряков О.С. Материаловедение. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – 6-е изд. – М.: Академия, 2013.

  2. Соколова Е.Н. Материаловедение (металлообработка). Рабочая тетрадь. – 6-е изд. – М.: Академия, 2013.

  3. Солнцев Ю.П., Вологжанина С.А., Иголкин А.Ф. Материаловедение. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – 8-е изд. – М.: Академия, 2013.

  4. Ястребов А.С., Волокобинский М.Ю., Сотенко А.С. Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты. – М.: Академия, 2011.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Основные умения:

  • распознавать и классифицировать материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

  • выбирать материалы для конструкций по их пожароопасным характеристикам;

  • осуществлять выбор методов снижения пожарной опасности материалов

Усвоенные знания:

  • виды, классификацию и применение основных строительных материалов;

  • строение и свойства материалов, влияние свойств на пожарную опасность материалов;

  • требования к пожарно-техническим характеристикам строительных материалов;

  • методики определения показателей пожарной опасности материалов.

  • принципы выбора способов огнезащиты материалов

демонстрация умений при выполнении практических работ и решении ситуационных задач

контрольные работы

зачёт






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!