ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 20.02.04 Пожарная безопасность
Протокол № 1 от «31» августа 2017 г.
Зав. кафедрой ____________ /Володин Д. А./
Протокол № 1 от «05» сентября 2017 г.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях по программе базовой подготовки.
Обеспечивающие дисциплины: Физика, Химия, Биология, Основы безопасности жизнедеятельности.
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов на УЗ | Объем часов на СР |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Структура и свойства материалов | | 14 | 8 |
Тема.1.1. Общие сведения о материалах и их структуре | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Внутреннее строение материалов. Микроструктура Кристаллическая структура. Аморфная структура. Макроструктура. Особенности структуры поверхностного и внутреннего слоя. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений по теме «Строение материалов» | | 2 |
Тема 1.2. Основные теплофизические свойства материалов | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Взаимосвязь основных свойств материалов. Теплоемкость. Тепловое расширение. Теплопроводность. Плавление материалов | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Упражнения по свойствам материалов | | 2 |
Тема 1.3. Деформативные и прочностные свойства материалов | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Упругость. Пластичность. Хрупкость. Прочность. Твердость | 2 | |
Практическое занятие №1: Способы оценки твердости материалов | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений по прочностным свойствам материалов | | 2 |
Тема 1.4 Эксплуатационные свойства материалов | Содержание учебного материала | 2 | 0 |
1 | Водостойкость. Морозостойкость. Коррозионная стойкость | 2 | |
Тема 1.5. Пожароопасные свойства материалов | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Горючесть Воспламеняемость Условия распространения пламени по поверхности Токсичность продуктов горения Дымообразующая способность Скорость тепловыделения при горении Температуры вспышки и воспламенения Температура самовоспламенения | 2 | |
Практическое занятие №2: Методы определения показателей пожарной опасности материалов | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Упражнения по выбору материалов с минимальной пожарной опасностью | | 2 |
Раздел 2. Каменные материалы | | 6 | 4 |
Тема 2.1. Природные каменные материалы | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Изверженные горные породы. Осадочные горные породы | 2 | |
2 | Метаморфические горные породы | 2 | |
| | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений по видам и свойствам минералов. Составление конспекта по теме «Применение минералов» | | 2 |
Тема 2.2. Искусственные каменные материалы | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Материалы и изделия, получаемые спеканием. Строительные растворы и их применение. Бетоны. Керамические материалы Плавленые материалы Силикатные материалы Гипсовые материалы Асбестоцементные материалы и изделия | 2 | |
| | | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме «Виды искусственных каменных материалов». Подготовка сообщений по теме «Технология получения искусственных каменных материалов» | | 2 |
Раздел 3 Материалы на основе металлов | | 8 | 4 |
Тема 3.1. Чёрные сплавы | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Общие сведения о сплавах. Чугуны и их свойства. Углеродистая сталь и её применение . Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов. Легированные стали | 2 | |
| | | |
Практическое занятие №3: Распознавание сталей по их маркировке | 2 | |
| | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Упражнения по маркировке сплавов. Подготовка сообщений по получению чёрных сплавов | | 2 |
Тема 3.2 Цветные сплавы | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Классификация цветных сплавов. Сплавы меди. | 2 | |
2 | Сплавы алюминия. Сплавы титана. Сплавы магния. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: «Виды и применение сталей в строительных конструкциях». | | 2 |
Раздел 4. Материалы на основе древесины | | 8 | 4 |
Тема 4.1 Древесина и её строение | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Общие сведения о древесине. Состав древесины. | 2 | |
2 | Строение дерева. Пороки древесины. | 2 | |
Практическое занятие №4 «Изучение строения древесины» | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Упражнения по строению и свойствам древесины | | 2 |
Тема 4.2. Виды древесных материалов. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Лесоматериалы. Пиломатериалы и заготовки. Композиционные древесные материалы. Фанера, ДВП. ДСП, МДФ. Модифицированная древесина. Сушка древесины. Пропитка антисептиками. Защита от возгорания | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Упражнения по видам древесных материалов | | 2 |
Раздел 5 Материалы на основе ВМС | | 16 | 10 |
Тема 5.1. Пластические массы | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Высокомолекулярные соединения и их строение. Свойства материалов на основе высокомолекулярных соединений. Термопластичные пластмассы Термореактивные пластмассы Состав и применение пластмасс | 2 | |
Практическое занятие №5 «Изучение образцов пластмасс» | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений по видам и применению пластмасс. | | 2 |
Тема 5.2 Резина | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Общие сведения о каучуках Состав резины Виды резины. Резинотехнические изделия | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений «Применению материалов на основе каучука». | | 2 |
Тема 5.3 Теплоизоляционные и акустические материалы | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Строение и свойства теплоизоляционных материалов. Виды теплоизоляционных материалов Строение и свойства акустических материалов. Виды акустических материалов | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений по теме «Новые теплоизоляционные и акустические материалы с точки зрения пожарной безопасности» | | 2 |
Тема 5.4. Кровельные и гидроизоляционные материалы | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Общие сведения о битумах и дёгтях. Виды кровельных материалов. Герметизирующие материалы | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений по теме «Новые кровельные и гидроизоляционные материалы». | | 2 |
Тема 5.5. Снижение пожарной опасности материалов на основе ВМС | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Снижение пожарной опасности материалов на основена основе поливинилхлорида. Снижение пожарной опасности материалов на основе полиуретана. Снижение пожарной опасности материалов на основе полистирола. | 2 | |
2 | Снижение пожарной опасности материалов на основе фенолформальдегидных смол. Снижение пожарной опасности материалов на основе карбоамидных смол. | 2 | |
3 | Снижение пожарной опасности материалов на основе эпоксидных смол. Снижение пожарной опасности материалов на основе фурановых смол. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Решение ситуационных задач по выбору способа снижения пожарной опасности материалов. | | 2 |
Раздел 6.Отделочные материалы | | 8 | 6 |
Тема 6.1 Материалы для покрытия полов | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Классификация материалов. Материалы на основе древесины | 2 | |
2 | Линолеумы. Ламинаты. Ковролины. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения на тему «Новые материалы для покрытия полов, с точки зрения пожарной безопасности». | | 2 |
Тема 6.2. Материалы для отделки стен | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Рулонные плёночные материалы. Листовые и плиточные материалы. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений «Виды и применение материалов для отделки стен» | | 2 |
Тема 6.3.Лакокрасочные материалы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Общие сведения. Строение лакокрасочного покрытия. Пигменты и наполнители. Связующие вещества, растворители и разбавители. Красочные составы и их маркировка. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение задания «Распознаванию лакокрасочных материалов по маркировке» | | 2 |
Зачетное занятие | | | 2 | |
ВСЕГО | 70 | 36 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета лаборатории Теории горения и взрыва.
3.2. Информационное обеспечение обучения
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.