Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум
лесопромышленных технологий и сферы услуг»
(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
от «03» сентября 2015г. № 222
Рабочая ПРОГРАММА
общеобразовательной учебной дисциплины
ОП.03 материаловедение
по профессии 23.01.03 Автомеханик
Усть-Илимск, 2015
| Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Автомеханик» «01»____09______ 2015г. Протокол № 1 Председатель комиссии _________ А.М. Одноблюдова |
Автор: Одноблюдова Александра Михайловна, преподаватель высшей квалификационной категории
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» составлена на основании примерной программы по профессии начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования 23.01.03 Автомеханик, утвержденной распоряжением министерства образования Иркутской области от 11.03.2014 года № 185-мр «Об утверждении регионального перечня примерных образовательных программ среднего профессионального образования».
СОДЕРЖАНИЕ
| | |
1. | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. | Структура и содержание учебной дисциплины | 5 |
3. | Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 10 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» составлена на основании примерной программы по профессии начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования 23.01.03 Автомеханик, утвержденной распоряжением министерства образования Иркутской области от 11.03.2014 года № 185-мр «Об утверждении регионального перечня примерных образовательных программ среднего профессионального образования», имеющей рецензию ФИРО, регистрационный № 508 от 10 октября 2012г.
Программа адаптирована к условиям ГБПОУ «УИ ТЛТУ».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные свойства и классификацию материалов, характеристики, применяемых в профессиональной деятельности материалов;
физические и химические свойства горючих и смазочных материалов.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 66 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 18 часов.
результаты освоения учебной дисциплины
«Основы материаловедения»
Результатом освоения учебной дисциплины «Основы материаловедения» является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности; |
ПК 1.2. | Определять основные свойства материалов по маркам |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
Лабораторно-практические работы | 8 |
практические занятия | 24 |
контрольная работа | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
выполнение домашних заданий подготовка к лабораторным, практическим работам; подготовка к контрольным работам; подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике; подготовка рефератов, докладов, сообщений | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | № урока | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Время на изучение темы | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 | | 5 |
Раздел 1. Основы металловедения | | 38 | |
Тема 1.1. Общие сведения о металлах и сплавах | Содержание учебного материала | | 3 | |
1 | Введение. Материаловедение. Задачи материаловедения. Роль материалов в современной технике. | 1 | | 2 |
2 | Основные свойства и классификация металлов и сплавов. | 1 | | 2 |
3 | Свойства сплавов: механические, технологические и эксплуатационные свойства, коррозионная стойкость. Основные материалы для автомобильной техники | 1 | | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - выполнение домашних заданий по теме; - подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по теме: Применение основных свойств металлов и сплавов в автомобильной технике | 2 | |
Тема 1.2 Сплавы железа с углеродом | Содержание учебного материала | | 13 | |
4 | Чугун. Влияние примесей на структуру и свойства. Виды чугунов, их маркировка и применение. Специальные чугуны. | 1 | 2 |
5 | Углеродистые стали и их свойства. | 1 | 2 |
6 | Классификация, маркировка и применение углеродистых сталей. | 1 | 2 |
7 | Легированные стали. Классификация, маркировка и применение | 1 | 2 |
Практические занятия | | |
8 | Практическое занятие «Определение свойств чугунов» | 1 | 2 |
9 | Практическое занятие «Определение свойств чугунов» | 1 | 2 |
10 | Практическое занятие «Определение свойств сталей» | 1 | 2 |
11 | Практическое занятие «Определение свойств сталей» | 1 | 2 |
12 | Практическое занятие «Анализ структуры и свойств сталей и чугунов». | 1 | 2 |
13 | Практическое занятие «Анализ структуры и свойств сталей и чугунов». | 1 | 2 |
14 | Практическое занятие «Определение механических свойств чугунов и сталей по марке» | 1 | 2 |
15 | Практическое занятие «Определение механических свойств чугунов и сталей по марке» | 1 | 2 |
16 | Контрольная работа по теме «Сплавы железа с углеродом» | 1 | | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - выполнение домашних заданий по теме; - подготовка отчетов по практическим работам. - подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по темам: Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству. | 3 | |
Тема 1.3 Сплавы цветных металлов | Содержание учебного материала | | 14 | |
17 | Цветные металлы и сплавы. Сплавы меди, алюминия, магния, титана – их маркировка и применение. | 1 | 2 |
18 | Сплавы меди, их маркировка и применение. Сплавы алюминия, их маркировка и применение. | 1 | 2 |
19 | Сплавы магния, их маркировка и применение. Сплавы титана, их маркировка и применение. Коррозия. Коррозия автомобилей в процессе эксплуатации. Методы защиты. Профилактический уход за деталями автомобиля. Защитные материалы. | 1 | 2 |
Практические занятия | | |
20 | Практическое занятие «Определение свойств меди». | 1 | 2 |
21 | Практическое занятие «Определение свойств меди». | 1 | 2 |
22 | Практическое занятие «Определение свойств алюминия». | 1 | 2 |
23 | Практическое занятие «Определение свойств алюминия». | 1 | 2 |
24 | Практическое занятие «Определение свойств титана». | 1 | 2 |
25 | Практическое занятие «Определение свойств титана». | | |
26 | Практическое занятие «Исследование действия коррозии на металлы» | 1 | 2 |
27 | Практическое занятие «Исследование действия коррозии на металлы» | 1 | 2 |
28 | Практическое занятие «Определение физических свойств цветных сплавов по марке» | 1 | 2 |
29 | Практическое занятие «Определение физических свойств цветных сплавов по марке» | 1 | 2 |
30 | Контрольная работа по теме «Основы металловедения» | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся - конспектирование учебной и специальной технической литературы; - подготовка к контрольной работе; - - подготовка отчета по практическим работам; - подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по теме: Методы борьбы с коррозией. | 3 | |
Раздел 2. Конструкционные материалы | | 28 | |
Тема 2.1 Неметаллические материалы | Содержание учебного материала | | 8 | |
31 | Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов. Особенности их структуры и технологических свойств. Строение и назначение композиционных материалов. Лакокрасочные материалы. Абразивные материалы. Общие сведения. | 1 | 1 |
Практические занятия | | |
32 | Практическое занятие «Определение свойств материалов по марке лакокрасочных материалов». | 1 | 2 |
33 | Практическое занятие «Определение свойств материалов по марке лакокрасочных материалов». | 1 | 2 |
34 | Практическое занятие «Исследование свойств резины» | 1 | 2 |
35 | Практическое занятие «Исследование свойств резины» | 1 | 2 |
36 | Практическое занятие «Определение свойств оргстекла» | 1 | 2 |
37 | Практическое занятие «Определение свойств оргстекла» | 1 | 2 |
38 | Контрольная работа по теме «Конструкционные материалы» | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - подготовка к контрольной работе - конспектирование учебной и специальной технической литературы. - подготовка отчета по практическим работам; - подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по теме: Расшифровка маркировки лакокрасочных изделий. Особенности эксплуатации резиновых изделий. Абразивный инструмент. | 4 | |
Тема 2.2 Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости | Содержание учебного материала | | 10 | |
39 | Бензины. Марки бензинов и их применение. Дизельное топливо. Марки дизельного топлива и их применение. Моторные и трансмиссионные масла. Пластические смазки. Эксплуатационные жидкости. | 1 | 1 |
Лабораторные работы | | |
40 | Лабораторно-практическая работа «Определение качества бензина» | 1 | 2 |
41 | Лабораторно-практическая работа «Определение качества бензина» | 1 | |
42 | Лабораторно-практическая работа «Определение качества дизельного топлива» | 1 | 2 |
43 | Лабораторно-практическая работа «Определение качества дизельного топлива» | 1 | 2 |
44 | Лабораторно-практическая работа «Определение качества моторного масла» | 1 | 2 |
45 | Лабораторно-практическая работа «Определение качества моторного масла» | 1 | |
46 | Лабораторно-практическая работа «Определение качества пластической смазки» | 1 | 2 |
47 | Лабораторно-практическая работа «Определение качества пластической смазки» | 1 | 2 |
48 | Контрольная работа по теме «Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости» | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся - подготовка к контрольной работе, - конспектирование учебной и специальной технической литературы. - подготовка отчета по лабораторным работам; - подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике, рефератов по темам на выбор: Характеристика бензинов, основные марки Требования, предъявляемые к сжатым топливным газам. Определение свойств масел по марке. Назначение и основные требовании, предъявляемые к пластичным смазкам. Характеристика охлаждающих жидкостей. Пути снижения эксплуатационного расхода топлива и масел. - подготовка рефератов, докладов, сообщений по теме «Применение ГСМ» | 6 | |
Всего | 66 | |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется на занятиях, которые проводятся в кабинете Материаловедение, по отдельным темам занятия проходят в кабинете «Информатика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплекты учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- плакаты моделей металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа-проектор, экран
- электронные информационные материалы по темам.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Чумаченко Ю.Т. Материаловедение для автомехаников: учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2009. – 480 с.
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с.
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
Дополнительные источники:
Заплатин Р.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В. Основы материаловедения: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2009. – 250 с.
Интернет-ресурсы:
http//www.materiall.ru –Все о материалах и материаловедении
http//www.materialscience.ru – Материаловедение
http//www.materialu-adam.blogspot.com –Платков В. Литература по материалам и материаловедению
http//www.twirpx.com/files/machinery/material
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
4.1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Оценка результатов обучения осуществляется по пятибалльной системе.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | Формы контроля обучения: – устный опрос; – контрольная работа (тест); – домашние задания; – практические задания; – реферат. Формы оценки результативности обучения: – накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. – традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка. Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: – отбирать и оценивать факты, процессы, явления; – выполнять условия задания; – делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; – осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; – работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию. Методы оценки результатов обучения: – формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля. |
Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности |
Определять основные свойства материалов по маркам |
Знать: |
Основные свойства, классификацию, характеристики, применяемых в профессиональной деятельности материалов |
Физические и химические свойства горючих и смазочных материалов |
Результаты обучения (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - аргументированность и полнота обоснования социальной значимости будущей специальности; - демонстрация общей и профессиональной культуры; - активность участия во внеурочных мероприятиях; - демонстрация способности к творчеству; | Наблюдение за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы; критериальная оценка. Анализ результатов выполнения творческой и самостоятельной внеаудиторной работы, участия в проведении внеурочных мероприятий; критериальная оценка. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | - рациональность планирования и организации учебной и профессиональной деятельности; - выполнение практических работ, самостоятельной работы студента в соответствии с требованиями программы; - своевременность сдачи заданий; - обоснованность постановки цели, выбора и применения методов решения поставленных задач; - результативность поиска вариативных методов решения поставленных задач; | Наблюдение за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы и во время участия в ситуационных и имитационных играх; критериальная оценка. Анализ результатов защиты проектной работы и выполнения практических заданий; критериальная оценка. |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | - оперативность и результативность поиска необходимой информации; - обоснованность выбора источников, включая электронные и Интернет-ресурсы, использования и преобразования информации из различных источников для решения поставленных задач профессионального и личностного характера; | Наблюдение за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы; накопительная оценка. Анализ результатов устных опросов и выполнения практических заданий; накопительная оценка. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - рациональность и широта использования программного обеспечения общего и специального назначения; - результативность и рациональность использования электронных и Интернет-ресурсов для подготовки и проведения внеурочных мероприятий; - актуальность и практическая значимость созданных информационных продуктов (проектов, постеров). | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы; накопительная оценка. Анализ результатов устных опросов, защиты самостоятельной работы студента и творческих работ и выполнения практических заданий; накопительная оценка. |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | - эффективность и конструктивность взаимодействия с другими студентами и преподавателями в ходе образовательного процесса; - выполнение возложенных обязанностей при работе в команде и/или группе; - адекватность принятия решений и ответственности за них в условиях коллективно-распределенной деятельности; - соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде; - построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации; - регулирование эмоционального состояния различными способами в соответствии с ситуацией педагогического общения. | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы и во время участия в ситуационных и имитационных играх; накопительная оценка. Анализ результатов устных опросов, работы студента в группах на практических занятиях, при выполнении самостоятельной работы студента, при подготовке к внеурочным мероприятиям; критериальная оценка. |
6