СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение»предназначена для изучения информатики при подготовке квалифицированных рабочих по профессии 23.01.03 Автомеханик.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум

лесопромышленных технологий и сферы услуг»


(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)






УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

от «03» сентября 2015г. № 222







Рабочая ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной дисциплины


ОП.03 материаловедение


по профессии 23.01.03 Автомеханик



















Усть-Илимск, 2015


Рассмотрена и одобрена

на заседании методической

комиссии «Автомеханик»

«01»____09______ 2015г.

Протокол № 1

Председатель комиссии

_________ А.М. Одноблюдова



Автор: Одноблюдова Александра Михайловна, преподаватель высшей квалификационной категории



Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» составлена на основании примерной программы по профессии начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования 23.01.03 Автомеханик, утвержденной распоряжением министерства образования Иркутской области от 11.03.2014 года № 185-мр «Об утверждении регионального перечня примерных образовательных программ среднего профессионального образования».








СОДЕРЖАНИЕ



1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины

5

3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

10

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

11



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» составлена на основании примерной программы по профессии начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования 23.01.03 Автомеханик, утвержденной распоряжением министерства образования Иркутской области от 11.03.2014 года № 185-мр «Об утверждении регионального перечня примерных образовательных программ среднего профессионального образования», имеющей рецензию ФИРО, регистрационный № 508 от 10 октября 2012г.

Программа адаптирована к условиям ГБПОУ «УИ ТЛТУ».


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;

  • определять основные свойства материалов по маркам;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные свойства и классификацию материалов, характеристики, применяемых в профессиональной деятельности материалов;

  • физические и химические свойства горючих и смазочных материалов.


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:


максимальной учебной нагрузки обучающегося – 66 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 18 часов.


результаты освоения учебной дисциплины

«Основы материаловедения»


Результатом освоения учебной дисциплины «Основы материаловедения» является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;

ПК 1.2.

Определять основные свойства материалов по маркам

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


Лабораторно-практические работы

8

практические занятия

24

контрольная работа

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


выполнение домашних заданий

подготовка к лабораторным, практическим работам;

подготовка к контрольным работам;

подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике;

подготовка рефератов, докладов, сообщений


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

№ урока

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Время на изучение темы

Уровень освоения

1

2

3

4


5

Раздел 1. Основы металловедения


38


Тема 1.1. Общие сведения о металлах и сплавах

Содержание учебного материала


3


1

Введение. Материаловедение. Задачи материаловедения. Роль материалов в современной технике.

1


2

2

Основные свойства и классификация металлов и сплавов.

1


2

3

Свойства сплавов: механические, технологические и эксплуатационные свойства, коррозионная стойкость. Основные материалы для автомобильной техники

1


2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение домашних заданий по теме;

- подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по теме: Применение основных свойств металлов и сплавов в автомобильной технике

2


Тема 1.2 Сплавы железа с углеродом

Содержание учебного материала


13


4

Чугун. Влияние примесей на структуру и свойства. Виды чугунов, их маркировка и применение. Специальные чугуны.

1

2

5

Углеродистые стали и их свойства.

1

2

6

Классификация, маркировка и применение углеродистых сталей.

1

2

7

Легированные стали. Классификация, маркировка и применение

1

2

Практические занятия



8

Практическое занятие «Определение свойств чугунов»

1

2

9

Практическое занятие «Определение свойств чугунов»

1

2

10

Практическое занятие «Определение свойств сталей»

1

2

11

Практическое занятие «Определение свойств сталей»

1

2

12

Практическое занятие «Анализ структуры и свойств сталей и чугунов».

1

2

13

Практическое занятие «Анализ структуры и свойств сталей и чугунов».

1

2

14

Практическое занятие «Определение механических свойств чугунов и сталей по марке»

1

2

15

Практическое занятие «Определение механических свойств чугунов и сталей по марке»

1

2

16

Контрольная работа по теме «Сплавы железа с углеродом»

1


2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение домашних заданий по теме;

- подготовка отчетов по практическим работам.

- подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по темам: Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.

3


Тема 1.3 Сплавы цветных металлов

Содержание учебного материала


14


17

Цветные металлы и сплавы. Сплавы меди, алюминия, магния, титана – их маркировка и применение.

1

2

18

Сплавы меди, их маркировка и применение. Сплавы алюминия, их маркировка и применение.

1

2

19

Сплавы магния, их маркировка и применение. Сплавы титана, их маркировка и применение. Коррозия. Коррозия автомобилей в процессе эксплуатации. Методы защиты. Профилактический уход за деталями автомобиля. Защитные материалы.

1

2

Практические занятия



20

Практическое занятие «Определение свойств меди».

1

2

21

Практическое занятие «Определение свойств меди».

1

2

22

Практическое занятие «Определение свойств алюминия».

1

2

23

Практическое занятие «Определение свойств алюминия».

1

2

24

Практическое занятие «Определение свойств титана».

1

2

25

Практическое занятие «Определение свойств титана».



26

Практическое занятие «Исследование действия коррозии на металлы»

1

2

27

Практическое занятие «Исследование действия коррозии на металлы»

1

2

28

Практическое занятие «Определение физических свойств цветных сплавов по марке»

1

2

29

Практическое занятие «Определение физических свойств цветных сплавов по марке»

1

2

30

Контрольная работа по теме «Основы металловедения»

1


Самостоятельная работа обучающихся

- конспектирование учебной и специальной технической литературы;

- подготовка к контрольной работе;

- - подготовка отчета по практическим работам;

- подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по теме: Методы борьбы с коррозией.

3


Раздел 2. Конструкционные материалы


28


Тема 2.1 Неметаллические материалы

Содержание учебного материала


8



31

Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов. Особенности их структуры и технологических свойств. Строение и назначение композиционных материалов. Лакокрасочные материалы. Абразивные материалы. Общие сведения.

1

1

Практические занятия



32

Практическое занятие «Определение свойств материалов по марке лакокрасочных материалов».

1

2

33

Практическое занятие «Определение свойств материалов по марке лакокрасочных материалов».

1

2

34

Практическое занятие «Исследование свойств резины»

1

2

35

Практическое занятие «Исследование свойств резины»

1

2

36

Практическое занятие «Определение свойств оргстекла»

1

2

37

Практическое занятие «Определение свойств оргстекла»

1

2

38

Контрольная работа по теме «Конструкционные материалы»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

- подготовка к контрольной работе

- конспектирование учебной и специальной технической литературы.

- подготовка отчета по практическим работам;

- подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по теме: Расшифровка маркировки лакокрасочных изделий. Особенности эксплуатации резиновых изделий. Абразивный инструмент.

4


Тема 2.2 Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости

Содержание учебного материала


10


39

Бензины. Марки бензинов и их применение. Дизельное топливо. Марки дизельного топлива и их применение. Моторные и трансмиссионные масла. Пластические смазки. Эксплуатационные жидкости.

1

1

Лабораторные работы



40

Лабораторно-практическая работа «Определение качества бензина»

1

2

41

Лабораторно-практическая работа «Определение качества бензина»

1


42

Лабораторно-практическая работа «Определение качества дизельного топлива»

1

2

43

Лабораторно-практическая работа «Определение качества дизельного топлива»

1

2

44

Лабораторно-практическая работа «Определение качества моторного масла»

1

2

45

Лабораторно-практическая работа «Определение качества моторного масла»

1


46

Лабораторно-практическая работа «Определение качества пластической смазки»

1

2

47

Лабораторно-практическая работа «Определение качества пластической смазки»

1

2

48

Контрольная работа по теме «Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости»

1


Самостоятельная работа обучающихся

- подготовка к контрольной работе,

- конспектирование учебной и специальной технической литературы.

- подготовка отчета по лабораторным работам;

- подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике, рефератов по темам на выбор:

  • Характеристика бензинов, основные марки

  • Требования, предъявляемые к сжатым топливным газам.

  • Определение свойств масел по марке.

  • Назначение и основные требовании, предъявляемые к пластичным смазкам.

  • Характеристика охлаждающих жидкостей.

  • Пути снижения эксплуатационного расхода топлива и масел.

- подготовка рефератов, докладов, сообщений по теме «Применение ГСМ»

6


Всего

66


3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы учебной дисциплины осуществляется на занятиях, которые проводятся в кабинете Материаловедение, по отдельным темам занятия проходят в кабинете «Информатика».


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплекты учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- плакаты моделей металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов;


Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа-проектор, экран

- электронные информационные материалы по темам.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

  1. Чумаченко Ю.Т. Материаловедение для автомехаников: учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2009. – 480 с.

  2. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с.

  3. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.


Дополнительные источники:

  1. Заплатин Р.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В. Основы материаловедения: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2009. – 250 с.


Интернет-ресурсы:

http//www.materiall.ru –Все о материалах и материаловедении

http//www.materialscience.ru – Материаловедение

http//www.materialu-adam.blogspot.com –Платков В. Литература по материалам и материаловедению

http//www.twirpx.com/files/machinery/material


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


4.1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Оценка результатов обучения осуществляется по пятибалльной системе.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

Формы контроля обучения:

– устный опрос;

– контрольная работа (тест);

– домашние задания;

– практические задания;

– реферат.


Формы оценки результативности обучения:

– накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

– традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.


Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

– отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

– выполнять условия задания;

– делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

– осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

– работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию.


Методы оценки результатов обучения:

– формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.

Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности

Определять основные свойства материалов по маркам

Знать:

Основные свойства, классификацию, характеристики, применяемых в профессиональной деятельности материалов

Физические и химические свойства горючих и смазочных материалов


Результаты обучения

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- аргументированность и полнота обоснования социальной значимости будущей специальности;

- демонстрация общей и профессиональной культуры;

- активность участия во внеурочных мероприятиях;

- демонстрация способности к творчеству;

Наблюдение за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы; критериальная оценка.

Анализ результатов выполнения творческой и самостоятельной внеаудиторной работы, участия в проведении внеурочных мероприятий; критериальная оценка.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем


ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

- рациональность планирования и организации учебной и профессиональной деятельности;

- выполнение практических работ, самостоятельной работы студента в соответствии с требованиями программы;

- своевременность сдачи заданий;

- обоснованность постановки цели, выбора и применения методов решения поставленных задач;

- результативность поиска вариативных методов решения поставленных задач;

Наблюдение за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы и во время участия в ситуационных и имитационных играх; критериальная оценка.

Анализ результатов защиты проектной работы и выполнения практических заданий; критериальная оценка.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

- оперативность и результативность поиска необходимой информации;

- обоснованность выбора источников, включая электронные и Интернет-ресурсы, использования и преобразования информации из различных источников для решения поставленных задач профессионального и личностного характера;

Наблюдение за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы; накопительная оценка.

Анализ результатов устных опросов и выполнения практических заданий; накопительная оценка.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- рациональность и широта использования программного обеспечения общего и специального назначения;

- результативность и рациональность использования электронных и Интернет-ресурсов для подготовки и проведения внеурочных мероприятий;

- актуальность и практическая значимость созданных информационных продуктов (проектов, постеров).

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы; накопительная оценка.

Анализ результатов устных опросов, защиты самостоятельной работы студента и творческих работ и выполнения практических заданий; накопительная оценка.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

- эффективность и конструктивность взаимодействия с другими студентами и преподавателями в ходе образовательного процесса;

- выполнение возложенных обязанностей при работе в команде и/или группе;

- адекватность принятия решений и ответственности за них в условиях коллективно-распределенной деятельности;

- соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде;

- построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации;

- регулирование эмоционального состояния различными способами в соответствии с ситуацией педагогического общения.

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы и во время участия в ситуационных и имитационных играх; накопительная оценка.

Анализ результатов устных опросов, работы студента в группах на практических занятиях, при выполнении самостоятельной работы студента, при подготовке к внеурочным мероприятиям; критериальная оценка.


6





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!