ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №243
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
г.Невьянск
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Профессиональных стандартов «Слесарь-электрик» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 сентября 2014г. № 646н), «Специалист по сборке агрегатов и автомобиля» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 ноября 2014г. № 877н).
Укрупненная группа профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта, 23.01.03 Автомеханик.
Организация-разработчик: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №243
Разработчики:
Ширяев Юрий Борисович, мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин профессии «Автомеханик» ФКП образовательного учреждения № 243;
Рекомендована Методической комиссией Федерального казенного профессионального образовательного учреждения № 243
Протокол № 5 от «30» мая 2018г.
© Ширяев Ю.Б.; ФКП ОУ № 243;
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО входящим в состав укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта, по рабочей профессии 23.01.03 Автомеханик (Слесарь по ремонту автомобилей) в части освоения вида профессиональной деятельности (ВДП):
Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1 Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2 Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3 Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4 оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки.)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выбирать материалы для профессиональной деятельности;
определять основные свойства материалов по маркам.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;
физические и химические свойства горючих и смазочных материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 40 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 40 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 30 |
В том числе: практических занятий | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося | 10 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Наименование Раздела, тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся (если предусмотрены) | Количество часов | Уровень освоения |
Раздел 1. | Основные сведения о материалах в автомобиле | 13 | |
Тема 1.1. Введение | Содержание учебного материала Назначение. Классификация. Физические, химические, механические, технологические свойства материалов. Применение в автомобилестроении. | 4 | 2 |
Практические занятия: Изучение и измерение физических свойств материалов: твердость, упругость, пластичность, свариваемость. | 4 | |
| Самостоятельная работа Примерная тематика: Зависимость свойств материалов температуры, влажности, давления. Старение материалов. Сезонная эксплуатация. Влияние условий эксплуатации на выбор применяемых материалов. «Российский пакет». Перспективные конструкционные материалы в автомобилестроении. | 5 |
Раздел 2. | Материалы | 27 | 2 |
Тема 2.1. Металлы | Содержание учебного материала Классификация. Физические, химические, механические, технологические свойства. Область и особенности применения, система маркировки. Сплавы металлов их свойства и применение. | 4 |
Тема 2.2. Пластмассы, резина, лакокрасочные и другие автоэксплуатационные материалы | Содержание учебного материала Классификация. Физические, химические, механические, технологические свойства. Область и особенности применения, экономическая и экологическая целесообразность применения. | 4 |
Тема 2.3. Горючие и смазочные материалы | Классификация. Физические и химические свойства. Область и особенности применения, экономическая и экологическая целесообразность применения. | 9 | |
| Практические занятия: Дефекты металла. Дефекты пластмасс. Дефекты резинотехнических изделий. Дефекты горюче-смазочных материалов. | 4 |
Самостоятельная работа Примерная тематика: Производство металлов и пластмасс Методы исследования механических свойств материалов Структура металлов. Термическая и химико-термическая обработка Виды топлив для автомобилей Расшифровка маркировки материалов по назначению, химическому составу и качеству Утилизация эксплуатационных материалов и автомобиля в целом | 5 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 |
Всего: | 40 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедения».
Оборудование учебного кабинета:
столы и стулья по количеству учащихся в кабинете;
доска;
таблицы;
схемы;
плакаты;
узлы и детали автомобиля.
Технические средства обучения:
компьютер на рабочем месте преподавателя;
проектор мультимедийный;
экран настенный рулонный;
звуковоспроизводящая аппаратура;
комплект обучающих видеофильмов.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Колесник П.А. Материаловедение на автомобильном транспорте: учебник для студ. высш. учеб. заведений / П.А.Колесник, В.С.Кланица. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.-320с.
Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Н.Заплатин, Ю.И.Сапожников, А.В.Дубов; под ред. В.Н.Заплатина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 224с.
Дополнительные источники:
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение. – М., 2001.
Виноградов Ю.Г. Материаловедение. – М., 1987.
Гелин Ф.Д. Технология металлов. – Минск, 1970.
Комплект карт по курсу «Материаловедение», изд.центр «Академия», Саратов, 2003.
Комплект учебно-наглядных пособий для кабинета «Материаловедения». Изг. Днепропетровский литейно-механический завод.
Кучер А.М. Технология металлов. – Л., 1980.
Электронная справочная литература.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических, лабораторных занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
определять основные свойства материалов по маркам. | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа. |
Знания: | |
основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов; | внеаудиторная самостоятельная работа, устный опрос; |
физические и химические свойства горючих и смазочных материалов. | внеаудиторная самостоятельная работа, тестовые задания. |
6