Зам. директора
________Г.Л. Полежаева
2020 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) и с учетом примерной основной образовательной программы по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям).
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии экономических дисциплин и информационных технологий
Протокол №1 от «27» августа 2020г.
Протокол №1 от «27» августа 2020 г.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Код компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 | Основные сведения об электронной вычислительной технике | 14 | |
Тема 1.1 Назначение вычислительной техники | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 03.ОК 04. ОК 09.ПК 1.1. ПК.1.2.ПК 1.3 ПК 1.4.ПК 2.4. ПК 2.5.ПК 3.1. ПК 4.1. |
Область применения вычислительной техники. Перспективы информатизации общества. | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | * |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Подготовить презентацию «История развития вычислительной техники». |
Тема 1.2 Характеристики и классификация вычислительной техники | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03.ОК 04. ОК 09.ПК 1.1. ПК.1.2.ПК1.3 ПК 1.4.ПК 2.4. ПК 2.5.ПК 3.1. ПК 4.1. |
Основные характеристики ЭВМ. Производительность, тактовая частота, надежность. Классификация ЭВМ. СуперЭВМ, мэйнфреймы, серверы, ПК, лэптоп, ноутбук. Однопрограммные, мультипрограммные ЭВМ. Развитие производства ЭВМ. | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | * |
Самостоятельная работа обучающихся | * |
Тема 1.3 Принцип действия ЭВМ | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01. ОК 02. ОК 03.ОК 04. ОК 09.ПК 1.1. ПК.1.2.ПК1.3 ПК 1.4.ПК 2.4. ПК 2.5.ПК 3.1. ПК 4.1. |
Функциональная схема ЭВМ. Основные узлы ЭВМ. Монитор, системный блок, модем, мышь, клавиатура, звуковая колонка, принтер, сканер, источник бесперебойного питания. Понятие о программном обеспечении. Принцип открытой архитектуры. Понятие о программном обеспечении | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 2 |
1. Исследование структуры ПК | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Подготовить презентацию «Принцип открытой архитектуры». |
Тема 1.4 Способы представления информации в ЭВМ | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03.ОК 04. ОК 09.ПК 1.1. ПК.1.2.ПК1.3 ПК 1.4.ПК 2.4. ПК 2.5.ПК 3.1. ПК 4.1. |
1. Виды информации. Количественные характеристики информации. | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | * |
Самостоятельная работа обучающихся | * |
Раздел 2 | Основы работы ЭВМ | 22 |
Тема 2.1 Математические и логические основы работы ЭВМ | Содержание учебного материала | 10 | ОК 01. ОК 02. ОК 03.ОК 04. ОК 09.ПК 1.1. ПК.1.2.ПК1.3 ПК 1.4.ПК 2.4. ПК 2.5.ПК 3.1. ПК 4.1. |
Системы счисления. Понятие счисления. Десятичная позиционная система счисления. Двоичная и шестнадцатеричная системы счисления. | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 6 |
1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. 2. Правила недесятичной арифметики 3. Способы представления чисел в разрядной сетке ЭВМ | 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Подготовить презентацию «Кодирование графической информации» |
Тема 2.2 Логические основы работы ЭВМ | Содержание учебного материала | 12 | ОК 01. ОК 02. ОК 03.ОК 04. ОК 09.ПК 1.1. ПК.1.2.ПК1.3 ПК 1.4.ПК 2.4. ПК 2.5.ПК 3.1. ПК 4.1. |
Элементарные логические функции. Формы представления логических функций. Словесная, табличная и аналитическая формы. Геометрическая (кубическая) форма | 2 |
Законы алгебры логики. Сочетательный, переместительный, распределительный законы. Дизъюнкция, конъюнкция и инверсия. Основной базис алгебры логики | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 8 |
1. Синтез и построение логических схем 2. Оптимизация логических выражений 3. Минимизация логических функций 4. Исследование работы логических устройств ЭВМ | 2 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | * |
Раздел 3 | Элементы и устройства вычислительной техники | 44 | |
Тема 3.1 Типовые элементы вычислительной техники | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01. ОК 02. ОК 03.ОК 04. ОК 09.ПК 1.1. ПК.1.2.ПК1.3 ПК 1.4.ПК 2.4. ПК 2.5.ПК 3.1. ПК 4.1. |
Назначение типовых элементов. Основные логические элементы. Синхронные и асинхронные RS-триггеры. Асинхронный RS-триггер с прямыми входами. Синхронный RS-триггер со статическим управлением | 2 |
Регистры: параллельный, последовательный, параллельно-последовательный. Функциональные схемы регистров. Регистры приема и хранения. Счетчики: условное обозначение, функциональная схема, диаграмма сигналов. Сумматоры | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 2 |
1. Работа с RS- триггером |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Подготовить презентацию на тему: «Триггеры» |
Тема 3.2 Кодирующие и декодирующие устройства | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01. ОК 02. ОК 03.ОК 04. ОК 09.ПК 1.1. ПК.1.2.ПК1.3 ПК 1.4.ПК 2.4. ПК 2.5.ПК 3.1. ПК 4.1. |
1. Шифраторы и дешифраторы. Аналого-цифровые и цифроаналоговые преобразователи, их схемы. Амплитудная характеристика неравномерного квантования. Импульсно-кодовая модуляция | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 6 |
1. Исследование шифраторов 2. Исследование дешифраторов. 3. Исследование сумматора | 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | * |
Тема 3.3 Компараторы | Содержание учебного материала | 5 | ОК 01. ОК 02. ОК 03.ОК 04. ОК 09.ПК 1.1. ПК.1.2.ПК1.3 ПК 1.4.ПК 2.4. ПК 2.5.ПК 3.1. ПК 4.1. |
Назначение и принцип действия компараторов. Изучение работы цифрового компаратора. Изучение структуры мультиплексоров и демультиплексоров | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 2 |
1. Исследование мультиплексора |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Составить опорный конспект на тему: «Принцип действия элементов DТL и ТТL.» |
Тема 3.4 Основы микропроцессорных систем | Содержание учебного материала | 5 | ОК 01. ОК 02. ОК 03.ОК 04. ОК 09.ПК 1.1. ПК.1.2.ПК 1.3 ПК 1.4.ПК 2.4. ПК 2.5.ПК 3.1. ПК 4.1. |
Характеристики и классификация процессоров и микропроцессоров. Архитектура и структура микропроцессора | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 2 |
1. Работа с реверсивным счетчиком |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Подготовить презентацию на тему: «Назначение процессоров и микропроцессоров» |
Тема 3.5 Арифметико-логические устройства процессора | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 03.ОК 04. ОК 09.ПК 1.1. ПК.1.2.ПК1.3 ПК 1.4.ПК 2.4. ПК 2.5.ПК 3.1. ПК 4.1. |
Назначение и состав арифметико-логических устройств (АЛУ). Принцип действия АЛУ последовательного и параллельного действия. Работа арифметико-логического устройства. Комбинационные схемы. Правила функционирования комбинированных схем | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 2 |
1. Разработка конечного автомата |
Самостоятельная работа обучающихся | * |
Тема 3.6 Управление процессом обработки информации | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 03.ОК 04. ОК 09.ПК 1.1. ПК.1.2.ПК 1.3 ПК 1.4.ПК 2.4. ПК 2.5.ПК 3.1. ПК 4.1. |
Назначение устройства управления. Микрооперации, микрокоманды, микропрограммы. Аппаратное управление. Процессоры с жесткой логикой управления Программное управление. Процессор с программируемой логикой. Классификация команд. Способы адресации. | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 2 |
1. Применение алгоритма управления |
Самостоятельная работа обучающихся | * |
Тема 3.7 Работа микропроцессора | Содержание учебного материала | 10 | ОК 01. ОК 02. ОК 03.ОК 04. ОК 09.ПК 1.1. ПК.1.2.ПК 1.3 ПК 1.4.ПК 2.4. ПК 2.5.ПК 3.1. ПК 4.1. |
Система команд микропроцессора. Классификация команд. Команды передачи данных. Команды управления. Процедура выполнения команд. Система прерывания: программная и аппаратная реализация. Понятие о состоянии процессора. Микроконтроллеры | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 8 |
1. Исследование микропроцессорного контроллера | 2 |
2. Составление схемы решения задачи на ЭВМ | 2 |
3. Работа с электронными таблицами | 2 |
4. Работа в текстовом редакторе | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | * |
Промежуточная аттестация | экзамен | |
Всего | 80 |
Реализация программы предполагает наличие наличия кабинета вычислительной техники, специального оборудования, библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
1. Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАучно-технической информации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://istina.msu.ru/journals/.
2. Статьи Информатика и вычислительная техника. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://philology-and-culture.kpfu.ru/?q=taxonomy_vtn/term/.
3. Журнал «Автоматика и вычислительная техника. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pressa-rf.ru/cat/1/edition/.
4. Форум информационной и технической поддержки пользователей ПК. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://hotuser.ru/forum/.