СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы агрономии по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы агрономии по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРУЖДЕНИЕ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»




УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора ОГБПОУ «КТАБ»

Хакамова А.В. __________________

«___»____________________ 2021 г.










ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы агрономии

по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования























с. Кожевниково 2021

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы агрономии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) технического профиля 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» базовый уровень подготовки.

Организация-разработчик: ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»



Разработчики:

Хакамова Арина Викторовна, зам. директора по УМР;

Хаткевич Анна Андреевна, преподаватель спец. дисциплин;

Хаткевич Ольга Анатольевна, методист



Рекомендована: Предметно-цикловой комиссией общих гуманитарных и социально-экономических и естественнонаучных дисциплин в составе: Хаткевич А.А., Селиверстов В.П.,Семенов С.М., Ступаченко О.П., Ступаченко М.В., Мешков А.А., Пяшин А.Ю., Тихонов А.А., Ремезов М.И., Чайковский С.Н., Ритт А.К., Павлов Е.В., Мазуров В.Н.





Заключение ПЦК № ________ от __ «___» ______2021__ г.

Председатель ПЦК _________________/ __________________



© ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»

© Хакамова Арина Викторовна, заместитель директора по УМР

© Хаткевич Анна Андреевна, преподаватель спец. дисциплин;

© Хаткевич Ольга Анатольевна, методист







СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1.

Паспорт программы учебной дисциплины


4

2.

Структура и содержание учебной дисциплины


5

3.

Условия реализации программы учебной дисциплины


11

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


13
































1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы агрономии

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы разработанной в соответствии с ФГОС по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) технического профиля: 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:

- в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) по программе повышения квалификации при наличии начального профессионального образования по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»;

- в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области механизации сельского хозяйства при наличии среднего или высшего профессионального образования нетехнического профиля;

- в дополнительном обучении рабочим профессиям по специальности 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.



1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:


Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 4, ОК 7,ОК 9,

ОК 10,

ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6


определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей.

основные культурные растения, их происхождение и одомашнивание;

возможности хозяйственного использования культурных растений;

традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы);

зональные системы земледелия, технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур, приемы и методы растениеводства.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

30

Самостоятельная работа

Количество часов для самостоятельной работы может быть увеличено образовательной организацией за счет использования времени вариативной части (должна составлять не более 30 % от объема дисциплины)

10

Объем образовательной программы

40

в том числе:

теоретическое обучение

20

практические занятия

8

контрольная работа

Не предусмотрено

Самостоятельная работа

10

Промежуточная аттестация проводится в форме Дифференцированного зачета

2















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3


Раздел 1. Культурные растения



Тема 1.1. Происхождение и одомашнивание культурных растений

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6


Агрономия как важнейший раздел биологии.

Классификация культурных растений. Приемы и методы растениеводства. Центры происхождения по Н.И.Вавилову. Хозяйственное использование культурных растений. Современное растениеводство в различных странах на планете.


Самостоятельная работа обучающихся по разделу:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Сельскохозяйственное производство как одна из основных отраслей народного хозяйства.

2 .Пути распространения культурных растений по регионам.

3.Регионы одомашнивания растений, группы растений по давности одомашнивания.

2

Раздел 2. Основы земледелия



Тема № 2.1.

Почва, ее состав и свойства

Содержание учебного материала

1

ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6


Понятие о почве и ее плодородии.

Факторы почвообразования. Морфологические признаки почвы.

Состав почв и ее основные свойства. Основные сельскохозяйственные почвы России и региона.

Тема № 2.2.

Сорные растения, вредители, болезни и меры борьбы с ними

Содержание учебного материала

1

ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6


Понятие о сорняках и засорителях.

Вред, приносимый сорными растениям, вредителями и болезнями. Биологические особенности сорняков. Биологические особенности вредителей и болезней культурных растений.

Гербициды, способы их применения в сельском хозяйстве. Методы защиты растений от вредителей и болезней. Требования техники безопасности при работе с пестицидами и охрана окружающей среды.

Тематика практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие. Разработка мер борьбы с сорняками и вредителями и болезнями. Расчет доз гербицидов при обработке почвы.

2

Тема № 2.3.

Удобрения и их применение

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6


Роль удобрений для растений.

Классификация, характеристика и способы применения удобрений. Минеральные удобрения. Органические удобрения.

Хранение, нормы, сроки и способы внесения. Система применения удобрений. Мероприятия по охране окружающей среды и контроль за качеством продукции растениеводства.

Тематика практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие. Определение основных видов удобрений. Разработка систем применения удобрений. Нормы внесения на планируемый урожай.

2

Тема № 2.4. Системы обработки почвы и севообороты

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6


Понятие о севообороте и его элементах.

Предшественники и их агрономическая оценка. Пары, их классификация и значение. Промежуточные культуры, их значение и виды. Классификация севооборотов.

Тематика практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие. Разработка схем севооборотов и ротационных таблиц. Разработка систем обработки почвы.

2


Самостоятельная работа обучающихся по разделу:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Влияние природных факторов и производственной деятельности человека в почвообразовании.

2. Влияние различных почв по механическому составу на износ рабочих органов почвообрабатывающих орудий.

3. Влияние сорняков на производительность сельскохозяйственных машин и орудий.

4. Расчет экономической эффективности сочетания агротехнических и химических мер борьбы с сорняками.

5. Средства механизации внесения удобрений.

6. Экономическая оценка продуктивности севооборотов.

7. Условия минимализации обработки почвы.

8. Оформление гербария по сорной растительности.

9. Создание коллекции вредителей культурных растений.

4

Раздел 3. Технологии возделывания культурных растений



Тема № 3.1.

Традиционные и

современные агротехнологии

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6


Морфологические признаки и посевные качества семян.

Государственный стандарт на посевные качества семян Традиционные и современные агротехнологии. Интенсивные технологии, ее сущность и особенности возделывания культур.

Тема № 3.2.

Зерновые культуры

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6


1. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности культур хлебов первой группы.

Озимая пшеница. Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая.

2. Общая характеристика хлебов второй группы.

Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая).

Тема № 3.3. Зерновые бобовые культуры


Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6


Общая характеристика зерновых бобовых культур.

Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности культур.

Агротехника возделывания ( место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая).

Тематика практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие. Составление агротехнической части технологической карты возделывания зерновых культур. Составление агротехнической части технологической карты возделывания зерновых бобовых культур.

2

Тема № 3.4. Корнеплоды, клубнеплоды

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6


Общая характеристика корнеплодов.

Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности корнеплодов. Агротехника возделывания.

Общая характеристика клубнеплодов. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности клубнеплодов. Агротехника возделывания.

Тема № 3.5. Кормовые сеяные

травы

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6


Общая характеристика сеяных трав.

Морфологические и биологические особенности кормовых сеяных трав. Агротехника возделывания.

Тема № 3.6. Сенокосы и пастбища

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6


Основные группы растительности естественных сенокосов и пастбищ, их ценность, морфологические признаки и биологические особенности.

Типы сенокосов и пастбищ в хозяйствах зоны, их характеристика.


Самостоятельная работа обучающихся:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Общая характеристика прядильных культур.

2. Использование в хозяйстве, морфологические, биологические особенности прядильных культур.

3 Использование агротехники возделывания прядильных культур.

4

Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет

2


Самостоятельная работа

10


Всего:

40


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Агрономия».

Оборудование учебного кабинета:

-рабочие места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-методической документации «Агрономии»;

-объемные модели органов растений (плоды, строение цветка);

- плакаты (морфологические признаки почвы, классификация сорняков, приемы обработки почвы, технологии возделывания культурных растений);

- лабораторное оборудование (монолиты, набор семян культурных растений, разборные доски, шпатели, лупы, соцветия культурных растений, живые или законсервированные части культурных растений).

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Дубенок Н.Н., Третьяков Н.Н., Туликов А.М., Михалев С.С., Ягодин Б.А., Бабаева Е.Ю. Основы агрономии. Учебник для образовательных учреждений начального профессионального образования Издательство: Форум - Инфра-М , 2017-360с.

  2. Гуляев В.Г. Сельскохозяйственные машины. Краткий курс: учебное пособие. Издательство «Лань». 2018-240с.

  3. Козловский И.П. Основы агрономии. Учебник для образовательных учреждений начального профессионального образования Издательство: «Феникс» Ростов-на-Дону, 2015.

Дополнительные источники:

1. Атлас почв. Под ред. д.с.х. наук Кауричева И.С. М.: «Колос», 2000. – 184с.

2. Байбеков Р.Ф., Матюк. Н.С., Рассадин А.Я., Полин В.Д., «Экологическое земледелие с основами почвоведения и агрохимии», Москва: «Академия” , 2006. - 168 с.

3. Довбан К.И. Зелёные удобрения. - М.:Агропромиздат, 2004. – 86с.

4. Евтефеев Ю.В., Казанцев Г.М. Основы агрономии: Учебное пособие.Год издания: 2009, Издатель: Academia Серия: Начальное профессиональное образование

5. Третьяков Н. Н Основы агрономии: учебник для учреждений начального профессионального образования Издательство: Академия ИЦ Год издания: 2009

6. Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М. и др. Основы агрономии. -М.:Издательский центр «Академия», 2007.-360с. - (Учебники и учебные пособия для студентов средних специальных учебных заведений).

Интернет источники:

1. Интернет-ресурсы:http://agronomy.ru/

2. Интернет-ресурсы: Тюльдюков В.А. Практикум по луговому

кормопроизводству. Форма доступа: www.agroatlas.ru

3. Интернет-ресурсы: Пирог В.С.Увлекательная агрономия Форма доступа: http://pirog.do.am/forum/69-225-1





















4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельных работ.

Обучение учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета, которую проводит преподаватель. Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательным учреждением созданы фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки: тесты практической направленности и критерии их оценки.

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:

Основные культурные растения, их происхождение и одомашнивание.

Возможности хозяйственного использования культурных растений.

Традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы).

Зональные системы земледелия, технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур, приемы и методы растениеводства.

.

Знать:

-основные культурные растения, их происхождение и одомашнивание;

-возможности хозяйственного использования культурных растений;

-традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы);

-зональные системы земледелия, технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур, приемы и методы растениеводства.

Тестирование

Устный опрос

Письменный опрос

Выполнение сообщений, рефератов, докладов, эссе, синквейнов

Составление конспектов

Заполнение таблиц

Собеседование

Творческие задания

Подготовка стендовых докладов

Дифференцированные задания по карточкам

Зачет

Умения:

Определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур

с учетом их биологических особенностей

Уметь:

-определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур

с учетом их биологических особенностей

Ролевая игра

Ситуационные задачи

Практические задания

Кейс –задания

Индивидуальные проекты

Зачет




Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90-100

5

отлично

80-89

4

хорошо

70-79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно



На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.





6