ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРУЖДЕНИЕ
«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»
| УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора ОГБПОУ «КТАБ» Хакамова А.В. __________________ «___»____________________ 2021 г. |
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы агрономии
по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
с. Кожевниково 2021
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы агрономии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) технического профиля 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» базовый уровень подготовки.
Организация-разработчик: ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»
Разработчики:
Хакамова Арина Викторовна, зам. директора по УМР;
Хаткевич Анна Андреевна, преподаватель спец. дисциплин;
Хаткевич Ольга Анатольевна, методист
Рекомендована: Предметно-цикловой комиссией общих гуманитарных и социально-экономических и естественнонаучных дисциплин в составе: Хаткевич А.А., Селиверстов В.П.,Семенов С.М., Ступаченко О.П., Ступаченко М.В., Мешков А.А., Пяшин А.Ю., Тихонов А.А., Ремезов М.И., Чайковский С.Н., Ритт А.К., Павлов Е.В., Мазуров В.Н.
Заключение ПЦК № ________ от __ «___» ______2021__ г.
Председатель ПЦК _________________/ __________________
© ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»
© Хакамова Арина Викторовна, заместитель директора по УМР
© Хаткевич Анна Андреевна, преподаватель спец. дисциплин;
© Хаткевич Ольга Анатольевна, методист
| СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
1. | Паспорт программы учебной дисциплины | 4 |
2. | Структура и содержание учебной дисциплины | 5 |
3. | Условия реализации программы учебной дисциплины | 11 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы агрономии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы разработанной в соответствии с ФГОС по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) технического профиля: 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:
- в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) по программе повышения квалификации при наличии начального профессионального образования по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»;
- в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области механизации сельского хозяйства при наличии среднего или высшего профессионального образования нетехнического профиля;
- в дополнительном обучении рабочим профессиям по специальности 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 4, ОК 7,ОК 9, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6 | определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей. | основные культурные растения, их происхождение и одомашнивание; возможности хозяйственного использования культурных растений; традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы); зональные системы земледелия, технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур, приемы и методы растениеводства. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 30 |
Самостоятельная работа Количество часов для самостоятельной работы может быть увеличено образовательной организацией за счет использования времени вариативной части (должна составлять не более 30 % от объема дисциплины) | 10 |
Объем образовательной программы | 40 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 20 |
практические занятия | 8 |
контрольная работа | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа | 10 |
Промежуточная аттестация проводится в форме Дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Культурные растения | | |
Тема 1.1. Происхождение и одомашнивание культурных растений | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6 |
Агрономия как важнейший раздел биологии. Классификация культурных растений. Приемы и методы растениеводства. Центры происхождения по Н.И.Вавилову. Хозяйственное использование культурных растений. Современное растениеводство в различных странах на планете. |
| Самостоятельная работа обучающихся по разделу: Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1.Сельскохозяйственное производство как одна из основных отраслей народного хозяйства. 2 .Пути распространения культурных растений по регионам. 3.Регионы одомашнивания растений, группы растений по давности одомашнивания. | 2 |
Раздел 2. Основы земледелия | | |
Тема № 2.1. Почва, ее состав и свойства | Содержание учебного материала | 1 | ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6 |
Понятие о почве и ее плодородии. Факторы почвообразования. Морфологические признаки почвы. Состав почв и ее основные свойства. Основные сельскохозяйственные почвы России и региона. |
Тема № 2.2. Сорные растения, вредители, болезни и меры борьбы с ними | Содержание учебного материала | 1 | ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6 |
Понятие о сорняках и засорителях. Вред, приносимый сорными растениям, вредителями и болезнями. Биологические особенности сорняков. Биологические особенности вредителей и болезней культурных растений. Гербициды, способы их применения в сельском хозяйстве. Методы защиты растений от вредителей и болезней. Требования техники безопасности при работе с пестицидами и охрана окружающей среды. |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 |
Практическое занятие. Разработка мер борьбы с сорняками и вредителями и болезнями. Расчет доз гербицидов при обработке почвы. | 2 |
Тема № 2.3. Удобрения и их применение | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6 |
Роль удобрений для растений. Классификация, характеристика и способы применения удобрений. Минеральные удобрения. Органические удобрения. Хранение, нормы, сроки и способы внесения. Система применения удобрений. Мероприятия по охране окружающей среды и контроль за качеством продукции растениеводства. |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 |
Практическое занятие. Определение основных видов удобрений. Разработка систем применения удобрений. Нормы внесения на планируемый урожай. | 2 |
Тема № 2.4. Системы обработки почвы и севообороты | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6 |
Понятие о севообороте и его элементах. Предшественники и их агрономическая оценка. Пары, их классификация и значение. Промежуточные культуры, их значение и виды. Классификация севооборотов. |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 |
Практическое занятие. Разработка схем севооборотов и ротационных таблиц. Разработка систем обработки почвы. | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся по разделу: Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1.Влияние природных факторов и производственной деятельности человека в почвообразовании. 2. Влияние различных почв по механическому составу на износ рабочих органов почвообрабатывающих орудий. 3. Влияние сорняков на производительность сельскохозяйственных машин и орудий. 4. Расчет экономической эффективности сочетания агротехнических и химических мер борьбы с сорняками. 5. Средства механизации внесения удобрений. 6. Экономическая оценка продуктивности севооборотов. 7. Условия минимализации обработки почвы. 8. Оформление гербария по сорной растительности. 9. Создание коллекции вредителей культурных растений. | 4 |
Раздел 3. Технологии возделывания культурных растений | | |
Тема № 3.1. Традиционные и современные агротехнологии | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6 |
Морфологические признаки и посевные качества семян. Государственный стандарт на посевные качества семян Традиционные и современные агротехнологии. Интенсивные технологии, ее сущность и особенности возделывания культур. |
Тема № 3.2. Зерновые культуры | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6 |
1. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности культур хлебов первой группы. Озимая пшеница. Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая. |
2. Общая характеристика хлебов второй группы. Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая). |
Тема № 3.3. Зерновые бобовые культуры | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6 |
Общая характеристика зерновых бобовых культур. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности культур. Агротехника возделывания ( место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая). |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 |
Практическое занятие. Составление агротехнической части технологической карты возделывания зерновых культур. Составление агротехнической части технологической карты возделывания зерновых бобовых культур. | 2 |
Тема № 3.4. Корнеплоды, клубнеплоды | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6 |
Общая характеристика корнеплодов. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности корнеплодов. Агротехника возделывания. Общая характеристика клубнеплодов. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности клубнеплодов. Агротехника возделывания. |
Тема № 3.5. Кормовые сеяные травы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6 |
Общая характеристика сеяных трав. Морфологические и биологические особенности кормовых сеяных трав. Агротехника возделывания. |
Тема № 3.6. Сенокосы и пастбища | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК3,ОК4,ОК7, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.6 |
Основные группы растительности естественных сенокосов и пастбищ, их ценность, морфологические признаки и биологические особенности. Типы сенокосов и пастбищ в хозяйствах зоны, их характеристика. |
| Самостоятельная работа обучающихся: Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1.Общая характеристика прядильных культур. 2. Использование в хозяйстве, морфологические, биологические особенности прядильных культур. 3 Использование агротехники возделывания прядильных культур. | 4 |
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет | 2 | |
Самостоятельная работа | 10 | |
Всего: | 40 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Агрономия».
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации «Агрономии»;
-объемные модели органов растений (плоды, строение цветка);
- плакаты (морфологические признаки почвы, классификация сорняков, приемы обработки почвы, технологии возделывания культурных растений);
- лабораторное оборудование (монолиты, набор семян культурных растений, разборные доски, шпатели, лупы, соцветия культурных растений, живые или законсервированные части культурных растений).
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Дубенок Н.Н., Третьяков Н.Н., Туликов А.М., Михалев С.С., Ягодин Б.А., Бабаева Е.Ю. Основы агрономии. Учебник для образовательных учреждений начального профессионального образования Издательство: Форум - Инфра-М , 2017-360с.
Гуляев В.Г. Сельскохозяйственные машины. Краткий курс: учебное пособие. Издательство «Лань». 2018-240с.
Козловский И.П. Основы агрономии. Учебник для образовательных учреждений начального профессионального образования Издательство: «Феникс» Ростов-на-Дону, 2015.
Дополнительные источники:
1. Атлас почв. Под ред. д.с.х. наук Кауричева И.С. М.: «Колос», 2000. – 184с.
2. Байбеков Р.Ф., Матюк. Н.С., Рассадин А.Я., Полин В.Д., «Экологическое земледелие с основами почвоведения и агрохимии», Москва: «Академия” , 2006. - 168 с.
3. Довбан К.И. Зелёные удобрения. - М.:Агропромиздат, 2004. – 86с.
4. Евтефеев Ю.В., Казанцев Г.М. Основы агрономии: Учебное пособие.Год издания: 2009, Издатель: Academia Серия: Начальное профессиональное образование
5. Третьяков Н. Н Основы агрономии: учебник для учреждений начального профессионального образования Издательство: Академия ИЦ Год издания: 2009
6. Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М. и др. Основы агрономии. -М.:Издательский центр «Академия», 2007.-360с. - (Учебники и учебные пособия для студентов средних специальных учебных заведений).
Интернет источники:
1. Интернет-ресурсы:http://agronomy.ru/
2. Интернет-ресурсы: Тюльдюков В.А. Практикум по луговому
кормопроизводству. Форма доступа: www.agroatlas.ru
3. Интернет-ресурсы: Пирог В.С.Увлекательная агрономия Форма доступа: http://pirog.do.am/forum/69-225-1
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельных работ.
Обучение учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета, которую проводит преподаватель. Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательным учреждением созданы фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки: тесты практической направленности и критерии их оценки.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: |
Основные культурные растения, их происхождение и одомашнивание. Возможности хозяйственного использования культурных растений. Традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы). Зональные системы земледелия, технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур, приемы и методы растениеводства. . | Знать: -основные культурные растения, их происхождение и одомашнивание; -возможности хозяйственного использования культурных растений; -традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы); -зональные системы земледелия, технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур, приемы и методы растениеводства. | Тестирование Устный опрос Письменный опрос Выполнение сообщений, рефератов, докладов, эссе, синквейнов Составление конспектов Заполнение таблиц Собеседование Творческие задания Подготовка стендовых докладов Дифференцированные задания по карточкам Зачет |
Умения: |
Определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей | Уметь: -определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей | Ролевая игра Ситуационные задачи Практические задания Кейс –задания Индивидуальные проекты Зачет |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90-100 | 5 | отлично |
80-89 | 4 | хорошо |
70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
6