Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
среднего профессионального образования
Организация-разработчик: Сургутский нефтяной техникум – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»
Разработчик: Мансурова С.А., педагог-психолог, преподаватель психологии
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.
номер
© СНТ – филиал ГОУ ВПО «ЮГУ»
© Мансурова С.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ пРОГРАММЫ учебной дисциплины | стр. 4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание учебной дисциплины | 7 |
3. условия реализации учебной дисциплины | 11 |
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 13 |
| |
1. паспорт ПРОГРАММЫ
учебной дисциплины
социальная психология
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации и переподготовке работников нефтяной и газовой промышленности всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории РФ при наличии основного общего, среднего (полного общего образования, профессионального образования).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина принадлежит к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
характеризовать основные социально-психологические понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности и механизмы развития, функциональные особенности;
анализировать социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, социально-психологическую феноменологию на макро- и микро- уровне;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социально-психологических объектов (включая взаимодействия личности и социума, социальных объединений, внутригрупповые и межгрупповые отношения);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных и психологических наук;
осуществлять поиск социально-психологической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудивизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (социально-психологических, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социально-психологическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения морально-психологических норм;
формулировать на основе приобретенных социально-психологических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, исследовательскую работу по социально-психологической проблематике;
применять социальные и психологические знания в процессе решения познавательных задач по актуальных социально-психологическим проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса;
организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивания их эффективности и качества;
принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях и умения брать за них ответственность;
осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей; содержание понятия «социально-психологическая компетентность специалиста»;
Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;
Типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими, методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе;
Социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации, содержание понятия «социальная установка личности», а также психологические условия формирования и изменения социальных установок личности;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.
2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
Реферат Творческая работа Проектная деятельность Подготовка к семинарскому занятию | 2 4 6 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Социальная психология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | | 4 |
Введение | | | 1 |
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии | | |
Тема 1.1. Объект, предмет и задачи социальной психологии | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Определение социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания. | |
|
2. | Особый статус социальной психологии, ее отношения с социологией и психологией. Связь социальной психологии с общественными и гуманитарными науками. | |
3. | Основные предметные зоны социальной психологии, методология, задачи и объект исследования. Основные направления и отрасли социальной психологии. | |
Практические занятия. Семинарское занятие по теме «Объект, предмет и задачи социальной психологии». | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов. Творческая работа. | 2 | 3 |
Раздел 2. Социальная психология личности | | | |
Тема 2.1. Проблема личности в социальной психологии | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
|
1. | Индивид, человек, личность. Проблема биологического и социального. Определение личности. Феноменология, структура и динамика личности. | | |
2. | Структура личности С.Л. Рубинштейн. Структура личности З.Фрейда. | | |
3. | Введение понятий направленность, мотивация, потребность. | | |
Практические занятия «Социально-психологический портрет личности. Этапы социализации. Социальная роль. Социальный статус» | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов. Творческая работа. | 2 | 3 |
| |
Тема 2.2 Личность в группе | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. | Социальная установка. Явление конформизма в группе. | | |
2. | Понятие социализации как «двустороннего процесса, включающего, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». | |
3. | Социально-психологические механизмы социализации. Адаптация как составная часть социализации. | |
Практические занятия. Семинарское занятие по теме «Личность в группе». | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов. Творческая работа. | 2 | 3 |
Раздел 3. Социальная психология общения и взаимодействия людей. | | | |
Тема 3.1. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. | Определение понятия общения. Основные классификации общения по степени взаимодействия. | | |
2. | Определение межличностного общения. Типы межличностного общения. | | 3 |
3. | Прагматическая и формирующая функция общения. Коммуникативная сторона общения. |
Практические занятия. Семинарское занятие по теме «Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов. Творческая работа. | 2 | 3 1 |
Тема 3.2. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения. | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Общение как обмен информацией. | |
2. 3. | Коммуникативные барьеры, социальные и психологические причины их возникновения. Интерактивная сторона общения | |
|
4. | Общение как организация взаимодействия между обучающимися индивидами. | | |
5. | Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт. | |
6. | Перцептивная сторона общения. | | |
7. | Общение как восприятие друг друга партнерами по общению. | |
8. | Средства общения: вербальные и невербальные. | | |
9. | Невербальное поведение человека и невербальные средства общения |
Практические занятия. Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения, направленные на отработку навыков ведения переговоров. Установление контакта, отработка способов вербального и невербального общения. | 2 2 | 2 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов. Творческая работа. |
Раздел 4. Психология социальных сообществ. | | | 1 |
Тема 4.1. Психология малых групп. Феноменология малых групп. | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Определение малой группы. | | |
2. | Возникновение и развитие группы. | | |
|
3. | Принципы классификации и виды групп. | | |
4. | Общие проблемы малой группы в социальной психологии. | |
5. | Динамические процессы в малой группе. | | |
6. | Феномен группового давления. | | |
7. | Явление конформизма в группе. |
8. | Групповая сплоченность, социально-психологические аспекты развития группы. | | |
9. | Группа как социально-психологический феномен. | | |
10. | Роль социальной группы в воздействии общества на личность. | | |
11. | Психологические характеристики группы, групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели. | | |
12. | Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания. | | |
Практические занятия. Семинарское занятие по теме «Психология малых групп. Феноменология малых групп». | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов. Творческая работа. | 4 | 3 |
| | | |
Раздел 5. Прикладные отрасли социальной психологии | |
| |
Тема 5.1. Социальная психология конфликта | | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
| |
| | |
| |
| |
|
1. | Функция и динамика конфликта. Основные элементы структуры конфликта: стороны конфликта, предмет, условия протекания, образы конфликтной ситуации, мотивы участников, их действия, исход конфликтной ситуации. | |
2. | Типология конфликтов. Социально-психологическая характеристика основных видов конфликта. | |
3. | Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов. Стратегии конфликтного взаимодействия. Кодекс конструктивного поведения в конфликте и табу в конфликтной ситуации. | |
Практические занятия. Управление конфликтами. Диагностика стратегии конфликтного поведения по методике Томаса. | 2 | 2 1 |
Тема 5.2. Социальная психология агрессии | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Понятие агрессии, агрессивного поведения. Явление агрессии как приобретенного социального навыка. Техники снятия напряжения и агрессии. |
2. | Агрессивное поведение как способ привлечения внимания окружающих. Методики измерения уровня агрессивности. | |
Практические занятия. Семинарское занятие по теме «Социальная психология агрессии». | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов. Творческая работа. | 2 | 3 |
| Итого: | 48 | |
3. условия реализации учебной дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Социальной психологии».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Социальной психологии»:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места студентов;
- дидактический и раздаточный материал;
- комплект бланков психологической документации;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (плакаты).
3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
1. Литература:
Аминов Н.А. Психологическая культура современного специалиста. Новосибирск,2009.
Борисова О.М. Индивидуальность и профессия.- Москва, 2007
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М.: Инфра-М, 2010.
Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1 – Москва, 2006.
Кон И.С. Социология личности. – М.: Высш. шк., 2008.
Киршева Н.В. Психология личности. – М.: Высш. шк., 2009.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-н/Д., 2009.
2.Справочники:
Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога – Л.: Лениздат, 2002.
Прихожан А. Психологический справочник. – М., 2004.
Дополнительные источники:
Учебники и учебные пособия:
Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Высш. школа, 2000.
Найк Анита Практическая психология. – М., 2007.
Леви В. Искусство быть собой. – М., 2001.
Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 2004.
Отечественные журналы:
«Мир психологии» «Психология в образовании» «Психологический вестник»
Интернет-ресурсы:
1.http://www.altshuller.ru/
3.http://azps.ru/
4. http://www.psylist.net/
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Должен уметь: характеризовать основные социально-психологические понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности и механизмы развития, функциональные особенности; анализировать социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, социально-психологическую феноменологию на макро- и микро- уровне; объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социально-психологических объектов (включая взаимодействия личности и социума, социальных объединений, внутригрупповые и межгрупповые отношения); раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных и психологических наук; осуществлять поиск социально-психологической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудивизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (социально-психологических, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социально-психологическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения морально-психологических норм; формулировать на основе приобретенных социально-психологических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать устное выступление, исследовательскую работу по социально-психологической проблематике; применять социальные и психологические знания в процессе решения познавательных задач по актуальных социально-психологическим проблемам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса; организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивания их эффективности и качества; принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях и умения брать за них ответственность; осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Должен знать: Основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей; содержание понятия «социально-психологическая компетентность специалиста»; Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека; Типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими, методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе; Социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации, содержание понятия «социальная установка личности», а также психологические условия формирования и изменения социальных установок личности; | Фронтальный опрос, дифференцированные задания Семинарское занятие на тему: Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания. Практическая работа: Установление контакта, отработка способов вербального и невербального общения Текущий контроль, оценочный Бинарная лекция: «Теоретико-методологические основы социальной психологии» Практическое занятие: Социально-психологические механизмы социализации. Написание творческих работ по индивидуальным темам Семинарское занятие на тему: «Социальная психология общения» Социально-психологический тренинг Написание рефератов по психологии профессиональной деятельности Дифференцированные задания Практическая работа: Групповая сплоченность, социально-психологические аспекты развития группы. Написание творческих рефератов Практическое занятие: Управление конфликтами. Диагностика стратегии конфликтного поведения по методике Томаса. Самостоятельная работа: проектирование профессионального жизненного пути студента Семинарское занятие по теме «Объект, предмет и задачи социальной психологии». Практические занятия: Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения, направленные на отработку навыков ведения переговоров. Семинарское занятие по теме «Психология малых групп. Феноменология малых групп». Практические занятия «Социально-психологический портрет личности. Этапы социализации. Социальная роль. Социальный статус» |
3